Минэкономразвития РФ приказом от 30.04.2009 № 141 утвердил типовые формы документов, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе типовые формы акта проверки, проведенной контролирующим органом, а также журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя.
«Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя» должен оформляться по итогам любой проверки, проведенной в предусмотренной Законом № 294-ФЗ форме (документарной или выездной), и независимо от того, была такая проверка плановой или нет. Форма акта и состав содержащихся в нем сведений соответствуют требованиям статьи 16 «Порядок оформления результатов проверки» Закона № 294-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 16 Закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. Утвержденная приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 форма «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля» содержит обширный перечень сведений о проводимых проверках, подлежащих обязательном заполнению. Игнорировать эту процедуру или относиться к ней с небрежностью не стоит — тщательно заполненный журнал проверок может стать действенным «документом-помощником» в отстаивании своих прав перед контролирующими органами (в том числе и в судебном порядке). Благодаря внесенным в него сведениям можно доказать и неправомерность появления очередных контролеров (если, допустим, они пришли раньше окончания положенного законом перерыва между проверками), и допущенные ими нарушения проведения проверки процессуального характера и пр.
Основы предпринимательства. Налоги, взносы и отчетность. Документы бизнеса и проверки органов.
Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования.
Напомним, что благодаря поправкам, предусмотренным Федеральным законом от 28.04.2009 № 60-ФЗ, Закон № 294-ФЗ вступил в силу значительно раньше первоначально намеченного срока — не 1 июля, а 1 мая 2009 года (подробнее об этом здесь).
Комментарий к Федеральному закону от 28.04.2009 № 60-ФЗ и внесенным им изменениям в Закон № 294-ФЗ будет опубликован в ближайшее время. Следите за новостями сайта!
Источник: buh.ru
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ ст 16 (ред. от 24.07.2023)
1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Журнал учета проверок ИП и юридических лиц, плановые /внеплановые проверки малого и среднего бизнеса
2. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).
11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» N 54-ФЗ ст 16 (действующая редакция 2023)
Источник: fzrf.su
Журнал учета проверок ИП
Закон о защите прав индивидуальных предпринимателей при проведении госнадзора, который был принят в 2009 году, ввел в обращение журнал проверок индивидуальных предпринимателей. Один из четырех важных документов обрел свою форму и стал обязательным атрибутом ИП. О том, как вести учет контроля, читайте в нашей инструкции.

О чем пишут в журнале
Итак, для чего же необходим журнал проверок ИП. Согласно статье 16 уже упомянутого федерального закона, все обстоятельства и факты контрольного мероприятия должны быть учтены. При этом документ необходимо прошить, страницы пронумеровать. Если у ИП есть печать, то документ следует ею заверить. Итак, основное предназначение журнала – фиксация проверок.
Информация из документа может быть использована в разных целях – от информирования контрольных органов о сроках исполнения предписаний до отстаивания в суде интересов предпринимателей. Ведь в журнал заносятся все «проверочные работы»: от вполне легитимных до нарушающих закон. Например, нарушение сроков, регламента или неправомерные основания.
Заполнять журнал должен ревизор. Закон перечисляет обязательные графы:
- Число, месяц и год начала ревизии.
- Количество рабочих дней, которое было на нее потрачено.
- Наименование органа, из которого пришел ревизор.
- Номер документа, на основании которого осуществляется контроль.
- Предмет контроля и его цели.
- Характер контрольного мероприятия (плановый или внеплановый).
Форма журнала проверок, которая до 2009 года не имела значения, теперь регламентируется приказом Минэкономразвития № 141. Книга может быть изготовлена типографским способом, а может быть просто распечатана на любом устройстве, прошита и пронумерована. Скачать документ можно по указанной выше ссылке.
Форма журнала проверок, которая до 2009 года не имела значения, теперь регламентируется приказом Минэкономразвития № 141.
Журнал учета проверок индивидуального предпринимателя нужно хранить пять лет. Действующее законодательство относит его к документам, образующимся в результате действий госорганов (Приказ Минкульта № 558).
Нельзя не упомянуть очень важный факт. В действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за отсутствие журнала проверок. Закон говорит, что если документа нет, то отметка об этом делается в акте проверки. Но эксперты по корпоративному праву советуют завести книгу.
В спорах с контролерами случаются самые разные ситуации, и все доказательства правоты лучше хранить у себя. Журнал проверок станет весомым аргументом в суде даже в том случае, если остальные документы недоступны или утрачены.
Источник: zhazhda.biz
