Здравствуйте. Пересмотрел много различной информации и не нашел ничего путного. Подскажите, что должно быть в уголке потребителя на ПВЗ яндекс маркет, озон и вайлбериз? А также, какая должна быть разрешительная документация? И нужны ли журналы по ОТ ПБ ЭБ и т.д.?
Пожалуйста, оцените информацию, если она была вам полезна:
Решение вопроса
Малый Бизнес
Добрый день, специальных требований к оформлению именно ПВЗ закон не устанавливает. Однако в судебных актах, например, в Постановлении Джанкойского районного суда Республики Крым от 16.09.2021 N 5-1403/2021 среди прочих нарушений перечислено и отсутствие уголка потребителя. С учетом этого считаем, что ПВЗ можно признавать местом реализации товаров, наряду с другими торговыми точками.
В стандартный перечень документов для уголка потребителя входят: копия бланка о государственной регистрации продавца; санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора; заключение Госпожнадзора (МЧС) на соответствии помещения пожарным правилам; книга отзывов и предложений; Закон «О защите прав потребителей»; Правила торговли. Размещать в уголке потребителя журналы ТБ и другие не требуется. Рекомендуем также обратиться с этим вопросом к организатору сети пунктов выдачи заказов, у них должна быть вся информация по этому вопросу, исходя из реальных требований надзорных органов.
УГОЛОК ПОТРЕБИТЕЛЯ. ОФОРМЛЕНИЕ И ДОКУМЕНТЫ
Источник: www.malyi-biznes.ru
Что должно быть в уголке потребителя
Уголок потребителя в магазине — это специально оборудованный стенд, наличие которого обязательно для любых заведений, организующих розничную торговлю. Иногда он может быть выполнен в виде стеллажа или представлять собой конструкцию другого типа с кармашками для документов, буклетов. О том, какая информация должна быть представлена на стенде потребителя, и какие штрафы будут наложены на магазин в случае ее отсутствия, расскажет эта статья.
Нормативная база
Требования о наличии такого стенда в торговом зале закреплены в 9 статье Закона «О защите прав потребителей», вступившего в действие в 1992 году. Кроме того, они присутствуют в 10 пункте Правил продажи отдельных видов товаров, действующих с 1998 года.
Размещение
Точного указания местоположения для стенда или стеллажа с потребительской информацией ни в одном из нормативных актов не указано. Есть только требование о том, что сведения о правах покупателя и документов, касающихся соответствия торговой точки принятым правилам, должны быть доступны посетителям заведения и висеть на видном месте.
Особенности оформления стенда с информацией для ИП
Как известно, магазин может быть оформлен, как ИП или ООО, причем большинство розничных торговых точек относятся к первому типу. Для таких заведений основными документами для уголка потребителей являются свидетельства о регистрации в налоговых органах в качестве ИП и о присвоении им ИНН. В остальном пакет документов такой же, как у ООО.
Уголок потребителя — что должно быть обязательно? Требования Роспотребнадзора
Наличие какой информации считается обязательным
В общем случае на стенде для информирования покупателей должны присутствовать следующие документы:
- Распечатка закона о защите прав потребителя, взятая с официального ресурса или брошюра с полным текстом этого законодательного акта.
- Ксерокопии лицензий для видов деятельности, требующих лицензирования.
- Скан или ксерокопия свидетельства о регистрации.
- Копия документа с заключением Роспотребнадзора, подтверждающего соответствие предлагаемых товаров и услуг действующим санитарным требованиям.
- Телефоны и адреса контролирующих организаций. Эта информация необходима, чтобы покупатель знал, кому может пожаловаться в случае нарушения своих прав персоналом или руководством торговой точки.
- Информация о категориях покупателей, у которых есть право быть обслуженными вне очереди (люди, имеющие инвалидность, ветераны Wow и т. д.).
- Если помимо продажи товаров магазин предлагает сопутствующие услуги (доставка, сборка мебели или монтаж приобретенного оборудования по адресу покупателя), то на стенде уголка потребителя должны быть представлены правила их оказания.
- При продаже лекарств, должны присутствовать правила об их отпуске.
Какие еще документы могут быть в уголке потребителя
Одним из важнейших документов в любом магазине является Книга отзывов и предложений. В законе о правах потребителя и в Правилах торговли нет требования о том, что она должна обязательно присутствовать в составе пакета документов Уголка потребителя. Если Книга хранится у продавца или у другого сотрудника торговой точки, то на стенде должна присутствовать информация, у кого ее можно попросить.
Кроме того, покупатель должен быть осведомлен о том, что этот журнал для записи претензий и отзывов должен быть выдан ему по первому требованию, и что персоналу запрещено мешать ему выразить свое мнение в письменной форме. В некоторых случаях проверяющие могут выразить неудовольствие, если к Книге не будет прикреплена ручка. Это требование не является обязательным, однако лучше выполнить его загодя.
К документам, которые обязательно должны находиться в торговом зале, относятся:
- План эвакуации персонала и покупателей в случае пожара и Правила пожарной безопасности. Эти документы можно разместить на отдельном стенде, но на практике целесообразнее сделать оформление Уголка потребителя таким, чтобы на нем присутствовали и эти документы.
- Журнал, в котором ставятся отметки о ревизиях и о контрольных проверках, название инстанции, которая их проводила, даты начала и завершения, суммарное количество затраченного времени и подписи инспекторов. Его можно просто выставить в зале или включить в состав документов Уголка потребителя.
Кроме того, руководство торговой точки может разместить на стенде любую информацию, которая, по его мнению, может быть полезна покупателям. В частности, если торговая точка осуществляет продажу мерных товаров, то там имеет смысл разместить контрольные весы, либо метр. Это позволит покупателю убедиться, не обвешивают ли его продавцы и правильно ли отмерена ткань или прочие подобные товары.
Если речь идет о продовольственном магазине, где в ассортименте представлены алкоголь и сигареты, то в Уголке потребителя стоит указать, что их продажа несовершеннолетним запрещена.
На стенде следует также указать часы работы торгового заведения.
Кроме того, в некоторых регионах местные власти предписывают размещать в магазинах и другую информацию, касающуюся отпуска товаров, времени работы. Ее также целесообразно вывешивать на стенде Уголка.
Особенности оформления Потребительского уголка
Прежде всего, следует позаботиться, чтобы не нарушалось требование доступности информации. Это значит, что не стоит использовать ксерокопию Закона о потребительских правах плохого качества с мелким шрифтом. По той же причине не рекомендуется размещать документы в стеклянной витрине, тем более запертой, так как это может быть расценено, как намеренное усложнение доступа покупателя к представленным документам.
Важно, чтобы Уголок был виден из всех точек торгового зала, и ничто бы не мешало к нему пройти. У него должен быть заголовок, выполненный крупным шрифтом.
Ответственность
Наличие стенда с потребительской информацией и соответствие его информационного содержания требованиям российского законодательства контролируется следующими организациями:
- Роспотребнадзором, на сотрудников которого возложена обязанность проверять наличие обязательных документов;
- Санитарным и пожарным надзором, который осуществляет проверки, только если на продавца поступила конкретная жалоба.
При отсутствии в магазине стенда с информацией, предназначенной для покупателей, или если нарушены требования к Уголку потребителя, статья 14.5 Административного Кодекса предусматривает штраф. Его сумма отличается в зависимости от категории нарушителя:
- для ИП штраф может составить до 3000 рублей;
- для компаний (ООО) сумма штрафа может достигать 30000 рублей.
Как правило, при обнаружении нарушений штраф сразу же не взимается. Чаще всего контролирующие органы дают некоторое время для устранения недочетов.
Часто задаваемые вопросы
Чаще всего владельцев магазинов интересует можно ли не вешать стенд или устанавливать стеллаж, заменив их папкой с необходимыми документами. В принципе, запрета на такой вариант оформления Уголка потребителя нет, если папку положить на видном месте и на ней сделать соответствующую надпись.
Теперь вы знаете, что должно быть представлено в Уголке потребителя. Надеемся, что эта информация окажется вам полезной, и вы сможете оформить его должным образом, чтобы избежать проблем с надзорными органами и штрафов.
Источник: litstile.ru
Уголок потребителя в магазине: как правильно оформить и что должно быть
Уголок потребителя в магазине (информация для клиентов, уголок покупателя) – это информационный стенд, содержащий перечень материалов, обязательных покупателю для ознакомления.
Ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» обязует предоставить потребителю исчерпывающую информацию о госрегистрации продавца (поставщика услуг в случае сферы услуг), названии зарегистрировавшего органа, данные о аккредитации и лицензиях в случаях, когда деятельность подлежит лицензированию.
У кого должен быть уголок покупателя
Информационный стенд необходимо оформлять любому предпринимателю. Обязательно размещают данные об организации:
- точки розничной торговли;
- предприятия сферы услуг;
- предприятия общественного питания.
Согласно ст.8 Закона предприятия размещают стенд независимо от организационно-правовой формы, а также не зависимо от того, отпускают они продукт или оказывают услуги. Кафе, столовые, магазины, парикмахерские, ломбарды, барбершопы – любые организации, осуществляющие взаимодействие с клиентами, обязаны иметь указанный стенд.
Обязательная информация на стенде потребителя
В 2018 году уголок потребителя должен содержать установленный перечень документов.
Содержание уголка потребителя в магазине и в столовой будут отличаться, но есть общие для всех позиции:
- Заверенная копия свидетельства о госрегистрации. Для организаций необходимы данные из ОГРН, для индивидуальных предпринимателей – ОГРНИ.
- Заверенная копия лицензии.
- Перечень всех органов, которые осуществляют контроль и проверку, а также адреса, их телефоны и журнал осуществления проверок. Информация о контролирующих органах в уголке потребителя должна быть актуальной, в противном случае предприятие понесет ответственность.
- Официальное печатное издание закона «О защите прав потребителей». Распечатка или копия не учитываются. Приобрести печатную версию можно в любом киоске союзпечати или магазине канцелярских товаров.
- Правила продажи определенных товаров или оказания специфических услуг.
- Режим работы.
- Перечень дополнительных документов Роспотребнадзор не регламентирует, но контролирующие органы обращают внимание на их наличие.
- Книга жалоб и предложений.
- Инструкция по пожарной безопасности и план эвакуации.
- Прайс-лист услуг и правила осуществления бытовых услуг.
- Перечисление льготных категорий населения.
- Информация о реализации определенных товаров. Особое внимание привлекает табачная продукция и алкоголь.
- Телефоны экстренных служб.
- Контактные данные регионального отдела по защите прав потребителей.
Контролировать актуальность информации, правильность ее размещения, наличие всех необходимых данных должна сама организация. Обмен документов на актуальные проводится в кратчайшие сроки. В случае обнаружения недостатков проверяющими органами будет сложно доказать, что произошла ошибка и информации нет по случайности.
Важным и уместным будет разместить на стенде информацию об имеющихся лицензиях. Эти сведения не являются обязательными к ознакомлению. Кроме того, на всех товарах, подлежащих лицензированию, есть данные, проверить которые потребитель может самостоятельно, используя для этого смартфон. Однако, подобная информация в открытом доступе формирует положительный имидж.
Где должен размещаться уголок потребителя
Требований к размерам стенда, проходимости и другим нюансам размещения законодательство не предъявляет. Однако, любой уголок должен быть:
- в свободном доступе для клиентов;
- содержать полную информацию об организации;
- быть доступным для самостоятельного ознакомления для покупателей.
Обычно размещают у входа в помещение (ИП) или в зоне большой проходимости потребителей большой стенд, в котором в карманы-вкладыши помещают необходимые копии и сертификаты. Любой размещенный материал должен быть читабельным и понятным всем посетителям. Как оформить уголок потребителя в плане цветовой гаммы, стилистики и наглядности – решение за организацией.
Контроль и ответственность за наличие, оформлением
Документы в уголке потребителя в магазине проверяют Роспотребнадзор и органы санитарного и пожарного надзора.
Заметив нарушение, потребитель вправе подать жалобу в ближайший орган госконтроля. Жалобы, оставленные в книге, также подлежат тщательному рассмотрению со стороны администрации фирмы или магазина. В случае бездействия руководства и не рассмотрения записи, контролирующая организация налагает штраф.
За отсутствие уголка потребителя, его неверное оформление или предоставление неправдивой информации организация несет административную ответственность. Для ИП сумма составит от 1500 р. до 2000р., организация заплатит от 30 000 р. до 40 000 р. По результатам проверки будет выписан штраф (ст. 14.5 КоАП России).
Клиент может пожаловаться в контролирующие органы, если ему откажут в доступе к какой-либо информации или же его права будут нарушены. По сути, уголок – это защита от недобросовестного продавца, которую покупатель получает от государства.
Контролирующие органы могут посетить организацию как планово, так и незапланированно. Кроме Роспотребнадзора могут «зайти в гости» сотрудники из отдела торговли администрации, работники прокуратуры, сотрудники комплексной проверки по полученной на предприятие жалобе.
Задать бесплатный вопрос
Комментарии 0
Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.
Источник: www.bp-u.ru