Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц.
Кто обязан провести СОУТ
Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест. Законодатель определил, что к 01.01.2019 все компании и ИП, которые имеют наемных работников, обязаны оценить условия труда на их рабочих местах.
Для кого есть исключения
В 2020 году от СОУТ освобождены, а организациям не грозит штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2020 году, если:
- законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
- необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041);
- организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
- работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
- работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).
Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2020 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.
Специальная оценка условий труда [СОУТ] в 2023 году | Часть 1/2
Сроки для проведения СОУТ для вновь созданных организаций
Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.
Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.
За что штрафуют
В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.
Как проводится специальная оценка условий труда.
Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.
Что касается размеров санкций, то за отсутствие или нарушение порядка проведения спецоценки инспектор ГИТ вправе вынести предупреждение или выписать штраф.
Штраф от 5000 до 10 000 рублей.
От 60 000 до 80 000 рублей.
Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Обращаем внимание, что должностным лицом, к которому применяют административное наказание, не является специалист по охране труда (Письмо Минтруда от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698). Накажут только того, кто осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, например руководителя.
Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя
По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».
Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда.
В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.
Источник: clubtk.ru
Специальная оценка условий труда
Проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ). В связи с этим работодателям, ранее не проводившим оценку условий труда на рабочих местах, необходимо провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.
Специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ).
- работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В отношении рабочих мест, не относящихся к вышеуказанным рабочим местам, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ; Письмо Минтруда от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010; Письмо Минтруда России от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597).
При этом согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных рабочих местах проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Этот срок также должен соблюдаться, когда рабочее место перемещается в новое помещение (Письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169).
За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа от пяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей).
Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (наложение административного штрафа или дисквалификация — для должностных лиц, административное приостановление деятельности — для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Источник: pravovest-audit.ru
Специальная оценка условий труда рабочих мест для ИП
Как и на любое юридическое лицо, на индивидуального предпринимателя возложена обязанность выполнять специальную оценку условий труда рабочих мест для нанятого персонала. «Первичную» аттестацию проводят во время организации рабочих мест для сотрудников вновь зарегистрированного ИП. Кроме того, необходимость в «первичной» аттестации возникает в случае переезда сотрудников ИП в новый офис либо при внедрении новых технологий, оказывающих качественное влияние на трудовой процесс.
Аттестация рабочих мест для ИП
Необходимость в «повторной» аттестации возникает в случаях, когда в ходе проверке обнаруживаются ошибки и недочеты в «первичной» аттестации. Если же нарушений при проведении проверка не выявлено, то необходимости в выполнении «повторной» аттестации нет.
Необходимость в обязательной «повторной» аттестации появляется при прохождении сотрудниками ИП обязательного медицинского осмотра. Результаты как «повторной», так и «первичной» аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Для каждого рабочего места производится заполнение отдельной Карты аттестации. Все полученные результаты индивидуальный предприниматель должен отправить на проверку в местное отделение Государственной инспекции труда.
Индивидуальному предпринимателю, работающему без нанятых работников, проведение аттестации не требуется, поскольку она выполняется работодателями, а ИП без нанятого персонала не является таковым. Если же проверяющими органами ему предъявляется требование предоставить результаты аттестации, то ИП следует направить в них разъяснительное письмо. ИП не имеет трудовых отношений с самим собой, а потому он не обязан применять к себе соответствующие требования законодательства.
В случае, если характер дальнейшей деятельности индивидуального предпринимателя вынуждает его прибегнуть к найму хотя бы одного сотрудника, то ему понадобится провести специальную оценку условий труда рабочих мест для ИП согласно всем правилам. Кроме того, предпринимателю необходимо заполнить Карточку аттестации и затем направить ее на проверку. При невыполнении данного требования по результатам проверок, осуществляемых Государственной инспекцией труда, ИП может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован. При этом ему будет выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений.
Источник: vsout.ru