1. Онтологическая модель предприятия BEOM(Business Entity Ontological Model) это органически целостная динамически эволюционирующая модель живого единичного конкретного развивающего предприятия:
1.1. оппозитивная фрагментарной модели конгломерата основных бизнес-процессов,
эксплицирующих его поведение;
1.2. позволяющая организовывать, структурировать, накапливать и транслировать опыт
его жизнедеятельности в конкретных ситуациях;
1.3. и обеспечивать самоуправление, выживание и приспособительное поведение в среде
существования в течение всего жизненного цикла.
* В качестве синонимических далее будут использоваться такие понятия и словосочетания и аббревиатуры как: BEOM, онтологическая модель предприятия, онтологическая модель.
2. Структура BEOM делится на две составные и органически связанные друг с другом части.
Следует сразу уточнить, что в рамках подхода «Онтология предприятий» такое понятие как онтологическая модель не используется. Все ограничивается пониманием онтологии, как статической коллекции терминов, определений, атрибутов и т.п. В конечном итоге основные усилия сводятся к построению непротиворечивых онтологических классификаторов, справочников и таксономий.
ЧАСТЬ 1. Создание онтологии в редакторе Protégé
Мы предпочитаем использовать термин модель, по двум причинам.
Во-первых, потому что модель всегда означает нечто органически целостное, описывающее
поведение бизнес в целом, не фрагментарно.
Во-вторых, так как термин модель явно указывает на проектирование организации(структуры) и деятельности бизнес-сущего, которые постоянно меняются в процессе его адаптации и выживания в окружающей среде в течение всего жизненного цикла.
При построении BEOM мы исходим того, что бизнес-объект, обладает «Опытом». Опыт обеспечивают возможность принятия обоснованных решений, возможность взвешенного, логически обоснованного, не импульсивного поведения в окружающей среде.
Источник: boris-shvedin.blogspot.com
Онтологические модели
Онтологическая модель – это описание предметной области, которое:
- Использует стандартные элементы метамодели (например, объекты, отношения и т.д.)
- Стремится в явном виде повторить ключевые аспекты предметной области максимально полно и достоверно
Отличительные черты онтологических моделей:
- Используют универсальные инструменты описания знаний
- Ориентированы на структурирование знаний и их хранение
- Не могут быть применены для планирования будущих состояний описанной предметной области
BORO и инженерия требований. Урок 3. Онтологические выборы BORO и их влияние на практику.
Цифровой двойник организации – пример онтологической модели
Цифровые двойники организации – прогнозные модели, описывающие все аспекты деятельности организации (функционального блока, проекта) как компоненты единой интегрированной системы
- Содержит описание процессов, ресурсов и окружения компании
- Позволяет имитировать сценарии деятельности, оценивать риски и находить оптимальные целевые состояния
- Отражает знания менеджмента и сотрудников, и позволяет применять их для решения управленческих задач
Применение цифрового двойника для управления инвестициями
- Идентификация параметров ЦД, на которые воздействует проект
- Имитация операционного цикла компании для сценариев «с проектом» и «без проекта»
- Прогнозирование денежных потоков для каждого сценария. Оценка эффективности проекта как разницы DCF
- Имитация стрессовых сценариев. Выявление ключевых проектных рисков. Выработка антирисковых мероприятий
Эффекты от применения систем управления знаниями
- Повышение экономической эффективности компании / процессов / проектов за счёт:
- Более точного и оптимального планирования (нормирование операций, интеграция планов, загрузка мощностей, распределение ресурсов, развитие ресурсов и т.д.)
- Снижения потерь от реализации рисков (простои, нехватка/перерасход ресурсов, несоблюдение сроков выполнения работ и т.д.)
- Снижения себестоимости процессов за счёт их регулярного анализа и оптимизации (применение лучших практик, выявление критичных факторов затрат, оценка новых контрагентов, видов МТР, технологий, оборудования и т.д.)
- Прозрачности моделей цифровых двойников
- Снижения зависимости от человеческого фактора
- Роста скорости обработки новой информации
- Сбалансированности бизнес-процессов
- Интеграции ключевых данных всех ИТ-решений в единой модели
- Объединения бизнес-архитектуры и ИТ-архитектуры в едином пространстве
- Прозрачного представления роли ИТ-решений в бизнес-процессах
- Данные презентации «Применение онтологических моделей в процессе принятия управленческих решений. Цифровизация системы управления» Шингарев Павел Вячеславович, февраль 2020 года
Источник: www.tadviser.ru
Онтологические модели в бизнесе
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
В последнее время информационные технологии активно применяются в различных сферах, в том числе и бизнесе. Развитие компаний, применение передовых методик в области менеджмента, например, процессного подхода невозможно без слаженной работы бизнес- и IT-специалистов.
Достаточно часто в общеизвестные термины представители разных сфер вкладывают различный смысл, из-за этого возникают разногласия, возможны ошибки в ходе проведения проектов. Нами были проанализированы стандарты CMMI, COBIT, рассмотрены варианты представления данных. Одним из решений проблемы можно назвать построение онтологий, которые включат в себя понятия IT-аудита, сформируют единый терминологический словарь. Разработанные онтологии могут быть использованы, как в области бизнеса, во время проведения проектов, так и в образовательной деятельности.
уровни зрелости организации
процессный подход
онтологический подход
1. Кокунов, В.А. Место дисциплины «Рынки ИКТ и организация продаж» в подготовке бакалавров бизнес-информатики / В.А. Кокунов, Н.Е. Соколов, В.А. Ходаковский // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-3.
С. 37-39.
2. Кокунов, В.А. Особенности выбора корпоративной информационной системы (КИС) для предприятий горного дела / В.А. Кокунов, В.И. Минков, Н.Е. Соколов // Вестник Брянского государственного университета.
2014. № 3. С. 56-63.
3. Репин В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление // URL: http://modernlib.ru/books/vladimir_repin/biznes-processi_modelirovanie_vnedrenie_upravlenie/read_4/ (дата обращения: 02.07.2016)
4. Соколов, Н.Е. Вопросы применения процессного подхода в совершенствовании управления качеством современного вуза / Н.Е. Соколов, Е.В. Соколова // В сборнике: Управление качеством в образовательных учреждениях и научных организациях – СПб.: – 2013.
5. CMMI for Development. // Software Engineering Institute, USA, 2010. 482 с.
6. COBIT 5: Бизнес-модель по руководству и управлению ИТ на предприятии. Руководство по использованию // ISAKA, USA, 2012. 94 с.
7. Fensel D. Ontologies: Dynamic Networks Formally Represented Meaning. Proceeding of the International Semantic Web Working Symposium (SWWS). Stanford University, California, USA, 2001. URL: http:/www.semanticweb.org/SWWS/program/position/ (дата обращения: 15.10.2015)
Информационные технологии активно применяются в различных сферах, в том числе для ведения бизнеса. Специалисты, которые занимаются внедрением и сопровождением ПО (программного обеспечения), а также стандартов IT-аудита используют достаточно специфическую, для человека, не связанного с информационными технологиями, терминологию. [1, 38] Поэтому в ходе проекта достаточно часто возникает проблема взаимопонимания между руководством, сотрудниками и командой внедрения. В общеизвестные термины представители разных сфер вкладывают различный смысл. Вследствие этого могут быть сформированы ошибочные требования к ПО, сорваны сроки выполнения этапов проекта или руководство заказчика признает проведение работ нецелесообразным.
Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать переобучение сотрудников компании, но в таком случае финансовые и временные затраты достаточно высоки. Ставка консультанта на российском рынке варьируется от 200 до 500 у.е. в час. Обучение в рабочее время снизит производительность компании, а вынужденная переподготовка во внерабочее время не мотивирует сотрудников.
Другим возможным вариантом является компоновка терминов в виде облака тегов. Однако этот способ исключает отображение взаимосвязи между терминами. Построение иерархии, как третий вариант решения проблемы, затрудняет дополнение и расширение терминологической базы. Систематизировать терминологию, обеспечить наглядность представляемой информации и изложить особенности того или иного проекта можно с помощью онтологического подхода.
Онтология – это подробная спецификация модели предметной области; она включает в себя словарь, то есть список логических констант и предикатных символов для описания предметной области и набор логических высказываний, формулирующих существующие в данной проблемной области ограничения и определяющих интерпретацию словаря. [7]
Благодаря созданию онтологий появляется возможность формализовать определенную предметную область, получить общий словарь терминов и понятий, который может быть использован для совместной работы специалистов какой-либо сферы.
Нами планируется рассмотреть возможность применения онтологического подхода для создания наглядного представления моделей зрелости CMMI и COBiT.
Методология Capability Maturity Model Integration (CMMI) позволяет совершенствовать процессы организации. Документация содержит рекомендации в форме практик, с помощью которых можно реализовать определенные цели компании. [5, 100]
CMMI позволяет охарактеризовать структуру работы организации, функции, их взаимодействие, позволяет применять меры по оптимизации деятельности. Модель CMMI выделяет 5 уровней зрелости организации, они представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 Уровни зрелости организации по CMMI
Также модель включает описание 22 областей процессов, которые соотносят с определенным уровнем зрелости. С помощью модели можно определить уровень управления процессами в организации, качество их описания и контроля, а также дать прогноз на возможное поведение компании в случае изменения внешней среды, степень готовности организации к управлению рисками.
Control Objectives for Information and Related Technologies (CobiT) представляет собой совокупность признанных практик методов управления IT, изложенных с использованием процессного подхода. Цель стандарта заключается в разработке методов организации, оценки, измерения бизнес-процессов, а не в их детальном описании. [6, 14]
По стандарту COBIT выделяют шесть уровней зрелости организации и шесть уровней процессов. Каждый процесс связан с определенным уровнем зрелости, их связь представлена в Таблице 1. Согласно стандарту выделяют свойства для различных уровней процесса.
Таблица 1 Связь уровня зрелости и процесса
Источник: eduherald.ru