•Система процессного управления предприятием
Что дают процессные технологии современному предприятию? Что такое бизнес-процесс? В чем различие между процессом и функцией? Функциональные, процессные и матричные типы оргструктур. Как построить процессную систему управления предприятием? Кто такие владельцы бизнес-процессов? Какова роль функциональных менеджеров в процессной организации?
Функции, ответственность и полномочия владельцев бизнес-процессов. Система отчетности по бизнес-процессу? Система менеджмента качества на основе международных стандартов ISO 9000.
•Идентификация и выделение бизнес-процессов
Как правильно идентифицировать и выделить бизнес-процессы в организации? Выделение бизнес-направлений деятельности. Основные, обеспечивающие и управленческие бизнес-процессы. Какие бизнес-процессы можно отдать на «аутсорсинг»? Описание оргструктуры верхнего уровня. Определение владельцев бизнес-процессов.
Разработка матрицы распределения ответственности за бизнес-процессы верхнего уровня.
Моделирование, регламентация и оптимизация бизнес-процессов
•Ранжирование бизнес-процессов и разработка стратегии процессного совершенствования
Как определить важность бизнес-процесса для организации? Методика измерения влияния процессов на достижение стратегических целей. Диагностика бизнес-процессов и определение степени их проблемности. Как правильно выбрать приоритетные процессы для последующего описания и улучшения. Расчет индекса приоритетности.
Разработка стратегии процессного совершенствования на основе системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC).
•Разработка ключевых показателей бизнес-процессов
Определение ключевых показателей бизнес-процессов – KPI(bp) на основе стратегии. Виды и взаимосвязь процессных показателей. Внешние и внутренние показатели. Показатели дохода, стоимости, времени, качества, результативности и эффективности процесса. Определение целевых значений для ключевых показателей.
Разработка ключевых показателей бизнес-процессов на основе технологий BSC.
2-й день
•Технология описания бизнес-процессов
Классический подход к описанию бизнес-процессов. Определение целей описания процессов. Описание окружения бизнес-процесса. Разработка иерархической структуры работ бизнес-процесса. Структуризация материальных и информационных потоков бизнес-процессов. Построение диаграмм процессов верхнего и нижнего уровня.
Описание организационной структуры бизнес-процесса и распределения ответственности. Как правильно и быстро описать процесс? Разработка глоссария бизнес-процесса. «Золотые» правила описания бизнес-процессов. Методы сбора информации о бизнес-процессе.
•Современные методологии описания бизнес-процессов
Современные методологии описания бизнес-процессов: IDEF0, DFD, IDEF3, ORACLE, BAAN, ARIS, БИТЕК и др. Преимущества и недостатки. Области применения. Как правильно выбрать методологию описания бизнес-процесса, что бы она работала? Основные критерии выбора.
Текстовое, табличное и графическое описание бизнес-процессов
•Технология быстрого описания бизнес-процессов — БОП
Вертикальный и горизонтальный метод описания бизнес-процессов. Табличный и графический формат описания бизнес-процессов. Оптимальное совмещение различных методов и форматов с целью снижения трудоемкости и ускорения работ по описанию бизнес-процессов.
•Программные продукты описания, анализа и регламентации бизнес-процессов
Программные продукты моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов: MS Visio, График-студио Малыш, Бизнес-инженер, Бизнес-студио, BPwin/AllFusion PM, ARIS и др. Преимущества и недостатки. Сравнительный анализ. Области применения. Как правильно выбрать продукт, и в какой последовательности их применять?
3-й день
•Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов. Технологии реинжиниринга и постоянного совершенствования
Технологии реинжиниринга и постоянного совершенствования бизнес-процессов. Преимущества, недостатки и области применения. Методы, техники и инструменты анализа и оптимизации бизнес-процессов. Примеры постоянного совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов в российских компаниях. Семь простых инструментов качества.
•Снижение удельной стоимости и рост эффективности бизнес-процессов
Задача снижения удельной стоимости и повышения эффективности бизнес-процессов. Основные шаги и особенности работы с процессами при решении этой задачи. Технологии функционально-стоимостного анализа (ФСА), процессного учета (ABC), бюджетирования (ABB) и управления (ABM). Расчет и уменьшение удельной стоимости бизнес-процесса.
•Оптимизация оргструктуры, поддерживающей бизнес-процессы
Как правильно распределить ответственность за бизнес-процессы? Методы анализа и оптимизации оргструктур. Разработка ключевых показателей деятельности — KPI и системы мотивации на их основе. Нормирование, ресурсное планирование и оптимизация численности структурных подразделений.
•Регламентация бизнес-процессов, оргструктуры и деятельности персонала
Процессные и структурные регламенты. Положение о процессной системе управления. Регламенты бизнес-процессов. Положение об оргструктуре. Положения о подразделениях. Должностные инструкции. Как заставить регламенты работать.
Технологии автоматизированной разработки регламентов.
•Организация проекта по оптимизации бизнес-процессов предприятия. Практические приемы управления изменениями
Правильная технология реализации проекта по оптимизации бизнес-процессов. Основные этапы, сроки и план проекта. Где могут быть подводные камни и как их обойти? Как идентифицировать силы сопротивления? Основные приемы и мероприятия по уменьшению сопротивлений.
Автор и ведущий:
Ковалев Сергей Михайлович — Генеральный директор консалтинговой компании БИТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии), ведущий консультант по стратегическому управлению, реструктуризации предприятий, внедрению систем сбалансированных показателей — BSC/KPI, процессного управления и управления проектами.
Источник: pressuha.ru
Бизнес-процессы: описание, оптимизация, регламентация
• Систематизировать знания по процессной организации деятельности коммерческой компании и путям повышения эффективности.
• Научиться осознанно принимать решение о целесообразности моделирования процессов и регламентации деятельности в компании
• Получить навыки описания и оценки оптимальности бизнес-процессов базового уровня
• научиться объединять бизнес-процессы базового уровня в группы и проводить декомпозицию
• Выбирать достаточную для своей компании структуру регламентирующих документов
• разрабатывать простые и понятные документы, регламентирующие бизнес-процессы базового уровня
Программа семинара:
1. Процессный подход к организации деятельности компании
1.1 Система координат при анализе, моделировании и регламентации деятельности.
1.2 Продукты и ресурсы как основные ориентиры для выделения бизнес-процессов.
1.3 Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании.
1.4 Принципы и уровни анализа, моделирования и регламентации процессов деятельности («Политики», «Процедуры», «Рабочие инструкции»).
Бизнес-процесс базового уровня — почему навыки моделирования должны начинаться с его описания
2. Технология описания бизнес-процесса базового уровня
2.1 Принципы описания бизнес-процессов. Требования к схематическому представлению бизнес-процессов (требования к моделированию).
2.2 Два вида нотаций для описания: Кросс-функциональная нотация — как эффективный инструмент для начинающих и описания отдельного
процесса. IDEF0, IDEF3 и DFD как средство для опытных экспертов и для комплексного моделирования.
2.3 Правила описания процесса на базовом уровне в кросс-функциональной нотации: описание «обратным ходом»
2.4 Демонстрация описания фрагмента процесса ведущим — участники тренинга выступают экспертами
2.5 Постановка задания на самостоятельную работу после перерыва, разбиение на группы, выбор процесса (главный критерий — ясный
результат, наличие его потребителя и опыт выполнения у большинства участников группы)
2.6 Правила проверки и верификации описания процесса на базовом уровне в кросс-функциональной нотации (описание «прямым ходом»):
верификация, добавление условий, добавление ссылок на другие процессы.
2.6 Правила перевода схемы процесса базового уровня из кросс-функциональной нотации в нотацию IDEF0: четкость по входам и выходам,
удержание уровня процедур, указание исполнителей, указание контролирующих воздействий.
3. Технология оценки оптимальности бизнес-процесса базового уровня
3.1 Принципы оптимизации бизнес-процессов. Правила оценки оптимальности бизнес-процесса базового уровня: условия и конечный
результат оценки; оптимальность схемы, шагов, результатов, управления процессом.
3.2 Правила оптимизации бизнес-процесса базового уровня (краткий обзор).
3.3 Разработка «Регламента» — документа, регламентирующего базовый уровень бизнес-процесса.
4. Выделение бизнес-процессов и целостное моделирование процессной деятельности
4.1 Выделение бизнес-процессов.
4.2 Описание группы бизнес-процессов базового уровня.
5. Внедрение регламентирующих документов и построение «регулярного менеджмента»
5.1 Требования к регламентирующим документам компании
5.2 Внедрение регламентирующих документов
5.3 Стадии развития коммерческих организаций и проблема перехода к «регулярному менеджменту» от «личного энтузиазма». Основные
«проблемы» кризиса лидерства
5.4 Как рассчитать затраты на моделирование, оптимизацию и регламентацию
Качество семинара обусловлено профессионализмом ведущего.
Ведущий семинара — эксперт в области управленческого консультирования, действующий консультант в одном из крупнейших российских системных интеграторов.
Профессиональный опыт автора: Разработка и реализация проектов по оптимизации деятельности компаний, а именно:
— Описание, оптимизация и регламентация бизнес-процессов;
— Постановка проектного управления и регламентация проектов;
— Проведение аудитов систем управления, оценка оптимальности и возможностей для улучшения;
— Разработка требований к комплексной автоматизации предприятий (анализ, разработка целостной модели, разработка проектной документации, в том числе ТЗ, ПЗ, моделей в нотациях IDEF, UML, VAD, eEPC, ErWin и т.п.)
Вы получите знания из уст действующего специалиста, а не сухой пересказ теории из учебников.
Для более углубленного изучения технологий описания и оптимизации бизнес-процессов рекомендуем пройти семинары, посвященные данной тематике, для различных специалистов и руководителей.
Источник: www.pleade.ru
Оптимизация бизнес-процессов
Бизнес-процесс – логическая последовательность действий человека (или нескольких человек), которая должна приводить к поставленной ранее цели.
Описание бизнес-процесса – это описание последовательности действий сотрудников при выполнении рабочих действий в графическом и текстовом виде с целью их регламентации, анализа и оптимизации их последовательности.
Случай из практики. В оптово-розничной компании Самары численностью около 200 человек, которая более 17 лет занимается продажей напольных покрытий, после проведения инвентаризации на складе обнаружилось неликвидов на сумму, сопоставимую с оборотными средствами. У собственника возникли большие претензии к руководителю отдела снабжения, вплоть до увольнения.
Отдел снабжения всю вину перекладывал на отдел продаж, который формировал заказы на закупку товаров. Тот, в свою очередь винил клиентов, которые «передумали». Претензии выдвигались и директору по персоналу — где набрал таких «недалёких» специалистов. Собственник компании обратился к нам за подбором нового руководителя отдела снабжения.
Чтобы понять какими компетенциями должен обладать будущий претендент, мы сначала изучили все рабочие процессы, в которые включена должность, определили зоны ответственности специалиста и особенности взаимодействия с другими подразделениями и сотрудниками. Очень быстро выяснилось, что функционал по этой должности почти «не пересекался» с ответственностью. Например, отдел снабжения, не принимая практически никакого участия в формировании складской матрицы, почему-то отвечал за наличие нереализованных остатков частью своей премии! Чтобы поставить окончательный «диагноз» мы изучили существующие регламенты, положения, должностные инструкции, политики (кстати, именно изъяны в политике продаж привели к проблеме неликвидов). Графически отобразили цепочки исполнения рабочих процессов отдела снабжения «как есть», чтобы сделать «как надо», то есть убрать дублирование функций и найти «хозяев» функциям, за которые никто не отвечал.
Результат: собственник решил не увольнять снабженца. За 2 дня практических занятий мы обучили всех линейных руководителей компании основам описания, и в дальнейшем просто консультировали на всех этапах перепроектирования. В течение полугода за счет оптимизации бизнес-процессов удалось сократить численность персонала и увеличить его эффективность на 20%. Посмотрите здесь как выглядит одно из графических описаний.
Этот пример иллюстрирует, что рано или поздно любой бизнес сталкивается с необходимостью перехода от ручного управления к системе регулярного менеджмента . А в условиях недостатка ресурсов и высокой конкуренции нужно искать потенциал, заложенный именно в системе управления. При этом функция управления должна быть опосредована качественными регламентами. Именно качеством регламентов исполнения бизнес-процессов и детальностью их проработки определяется качество контроля и функции управления бизнесом в целом!
Источник: insight-online.ru