Определение ключевых целей бизнеса

Постановка и формулирование целей, и задач для сотрудников организации — навык, которому нужно учиться и от которого зависит эффективность бизнеса и ваш личный успех. Ключевые правила целеполагания на основе своего 20-летнего опыта нам раскрыла Светлана Андреева — коуч в личном развитии и построении карьеры, топ-10 HR-директоров России по итогам 2015 года.

Цели давно стали неотъемлемой частью управления в бизнесе. Уверена, что каждый, кто сейчас читает эту статью, практикует целеполагание в той или иной степени. Несмотря на обилие курсов, книг на полках и рекомендаций в интернете, в реальности я постоянно сталкиваюсь с неумением специалистов и руководителей всех уровней точно формулировать цели . Причин для этого может быть множество, но опираясь на свой опыт, делаю вывод, что чаще всего сотрудники, в том числе занимающие высокие должности, не способны представить картину в целом, оценить, на что могут повлиять и какие процессы затронуть те задачи, которые они ставят перед собой и своим сотрудникам. Я предлагаю вам ознакомиться с ключевыми правилами , которые сформировала более чем за 20 лет работы в сфере HR.

Постановка цели и ключевые действия! Два пути развития человека в жизни и в бизнесе | БМ

Карта целей компании и сотрудников

Прежде всего, цель в бизнесе — это инструмент, приближающий компанию к успеху. Критерии успеха, как правило, предусмотрены в стратегии. Даже если компания не практикует стратегическое управление, то как минимум, у каждого предприятия есть определенные цели по размеру прибыли, по оборотному капиталу, по объемам производства/услуг.

Соответственно цели каждого сотрудника должны быть направлены на решение задач по достижению общих целей компании. Начните с целей ключевого руководителя , каскадируя их вниз по функциональным веткам. Максимальное количество целей — 10, с весом не менее 10% каждая.

Более мелкое дробление веса целей снижает их ценность для сотрудника, размывает фокус внимания и соответственно снижает эффективность и вероятность достижения таких целей. Опираясь на принципы постановки целей и оценки их выполнения в компаниях, где я работала (это лидеры в таких областях, как металлургия, машиностроение и добыча полезных ископаемых), считаю, что оптимальный вариант для карты целей сотрудников — это комбинировать цели в группы: 1-я группа — корпоративные цели, то есть общие для всех сотрудников и создающие ощущение команды и сопричастности каждого сотрудника к общему результату.

В группу можно включить цели по прибыли, объемам, ebitda, ebit или другие ключевые показатели, чаще всего финансовые. 2-я группа — функциональные (кроссфункциональные) цели. В эту группу включаются цели конкретного подразделения или конкретной функции.

Очень хорошо работают цели, смежные для двух или трех подразделений — они формируют солидарную ответственность у сотрудников и повышают вероятность успешного выполнения. 3-я группа — личные проекты. Это индивидуальные цели для каждого конкретного сотрудника и их выполнение находится в прямой зависимости от него.

Стратегический менеджмент I Цели и ключевые результаты I OKR

Любой рядовой специалист способен внести личный вклад в общий результат через мелкие улучшения в своей работе или в работе системы, в которую он включен. А наличие личного проекта способно сформировать чувство значимости и нужности для компании, что является мощной мотивацией. При использовании такого подхода важно продумать долю каждой группы целей в общем объеме.

Читайте также:  Вид деятельности бизнеса это

На мой взгляд, эта пропорция зависит от целей и задач компании, а также от ее корпоративной культуры. Если важно сплотить коллектив, то наличие общих целей при правильной их постановке, способно стать хорошим командообразующим шагом. Но есть риск и обратной реакции — подразделения могут начать враждовать и перекладывать ответственность на коллег. На данном этапе в процесс постановки целей важно привлекать руководителей всех подразделений, что позволит сделать сам процесс прозрачным и учесть мнения всех сторон.

Формулировка целей и задач

Формулировка целей и задач

Еще одно важное, на мой взгляд, правило — определение точных и конкретных формулировок. SMART — прекрасный инструмент. Рекомендую его использовать не только в профессиональной, но и в личной жизни. Один из пунктов SMART гласит, что любая цель должна иметь количественный показатель, то есть результат по ней должен быть оцифрован. Я убеждена, что каждая цель может быть оцифрована.

Любой процесс, любое решение в компании влияет на ее финансовый результат в той или иной степени и соответственно его можно оценить. Это вопрос широты мышления, способности увидеть весь процесс целиком и практики. Эффективность цели также повысится, если она будет про конкретный результат, а не процесс.

Не работают цели с формулировками «принимать участие», «формировать», «обеспечивать». Данные глаголы не предусматривают конкретного завершения какого-либо действия и соответственно трудно измеримы. Уверена, что вы понимаете почему. Используйте глаголы совершенного вида прошедшего времени, то есть «выпустить», «создать», «обеспечить». Если вам необходимо поставить цель, касающуюся длительного проекта, но в рамках более короткого, чем предусмотрено проектом, периода, то рекомендую разбить эту цель на несколько промежуточных и сформулировать их по каждому этапу отдельно.

Примеры целей, поставленных правильно

  • Увеличить клиентскую базу в декабре 2019 года в 2 раза по отношению к декабрю 2018 года за счет создания отдела по развитию бизнеса с 01.04.2019
  • Исключить факты начисления штрафов за несвоевременное предоставление документов.
  • Обеспечить чистую прибыль по итогам 2019 года в размере ХХХХ млн.рублей в соответствии с бухгалтерской отчетностью.
  • Разработать и утвердить бренд-бук компании в соответствии с корпоративным стандартом в срок до 01.09.2019 г.
  • Обеспечить уровень текучести персонала в 2019 году не более 12%.
  • Обеспечить средний срок судебного арбитражного рассмотрения предъявленных к компании крупных исков не менее 5 месяцев от даты начала судебного разбирательства до вступления решения в законную силу.

Для автоматизации управления по целям используются программные системы, которые позволяют создать коммуникацию исполнителей внутри проекта, формализовать постановку целей и исполнение бизнес-процессов, а также накапливать статистику и формировать отчетность в режиме реального времени. Например, внедрение CRM-системы Битрикс24, позволяет решить описанные задачи автоматизации процессов связанных с обслуживанием клиентов и работы отдела продаж.

  • личностный рост
  • саморазвитие
Читайте также:  Как создать бизнес с нуля онлайн

Источник: exiterra.ru

Формулировка целей бизнеса

В бизнес-плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития.

Миссия – это руководящая философия бизнеса, придающая фирме смысл ее существования, т. е. это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Миссия фирмы должна включать:

  • целевые ориентиры;
  • сферу деятельности фирмы;
  • моральный кодекс фирмы (имидж, ценности организации и другое);
  • способы осуществления деятельности.
  • положение на рынке;
  • инновации;
  • производительность;
  • ресурсы;
  • доходность (прибыльность);
  • управленческие аспекты;
  • персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе;
  • социальная ответственность.

Основные цели предприятия

Иерархия целейПодцели, показатели
Завоевание рынкаДоля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков
РентабельностьПрибыль, рентабельность оборота, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала
Финансовая устойчивостьКредитоспособность, ликвидность, уровень самофинансирования, структура капитала
Социальные целиУдовлетворенность работой, уровень дохода и социальной защиты, социальная интеграция, развитие личности
Престиж и позиция на рынкеНезависимость, имидж, отношение к политическому климату, общественное признание

Цели предприятия как конкурентные достижения, к которым оно стремится, могут быть составлены либо в определенной последовательности, либо с выделением их приоритетности, либо с представлением схемы по каждому направлению деятельности. Основные цели предприятия делятся на цели второго, третьего и более низкого уровней.

Выполнение всех целей возможно лишь при согласовании как их функциональной взаимосвязи, так и времени протекания действий. Для этого строится дерево целей, которое целесообразно представить в приложении к бизнес-плану. Цели различных уровней увязываются через количественные показатели как в пределах подразделений, так и по всей организации в целом.

Одновременно с формированием и увязкой целей происходит их ранжирование (выявление приоритетности) и согласование ресурсов. В бизнес-плане, как правило, формируются цели более низких уровней иерархии дерева целей. Реализация целей конкретного бизнес-проекта в пределах предприятия является лишь средством поддержания общей стратегической линии.

Когда цели бизнес-плана определены, их нужно исследовать на предмет качества. При этом можно воспользоваться системой правил «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть: Specific — конкретные; Measurable — поддающиеся оценке, т.е. возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации; Agreed upon — актуальные; Realistic — реалистичные; Trackable — отслеживаемые (контролируемые). Чем четче сформулированы цели бизнес-плана в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.

Источник: studfile.net

Установление целей бизнеса

n Установление общих долгосрочных целей. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе.

Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.

Читайте также:  Как отключить смс информирование Сбербанк бизнес

Можно выделить семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.

3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.

4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

5. Финансы. Общей целью является сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.

6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.

7. Менеджмент. Ключевой целью в этой области является определение критических сфер управленческого воздействия.

n Критерии качества целей. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

К числу основных характеристик целей можно отнести следующие:

· Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ.

· Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем более узкий горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель.

· Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.

· Непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Недостаточное внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная многими российскими предприятиями в процессе перестройки цель – «сохранение трудового коллектива» – привела к снижению мотивации труда.

n Определение конкретных целей (задач). Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два–три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

Конкретные цели в различных областях деятельности:

· маркетинг – ежегодно предлагать на рынок новый товар; расширить число потребителей на 10 %;

· финансы – увеличить рентабельность с 10 до 12 % к концу года;

· кадры – ввести систему участия в прибыли к концу второго года.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин