Определение понятия бизнес интеллект

Business Intelligence

Термин «business intelligence» существует сравнительно давно, хотя в России он мало употребляется из-за отсутствия адекватного перевода и четкого понимания.

На неопределенность обсуждаемого термина повлияла многозначность английского слова «intelligence»:

  • способность узнавать и понимать; готовность к пониманию;
  • знания, переданные или приобретенные путем обучения, исследования или опыта;
  • действие или состояние в процессе познания;
  • разведка, разведывательные данные.

В русском языке слово «интеллект» однозначно понимается, как мыслительная способность человека. На первый взгляд неплохой перевод для термина Business intelligence предложен в «интеллектуальный анализ данных», но сразу возникает вопрос, а имеется ли «неинтеллектуальный анализ данных». Пути языка неисповедимы, поэтому будем использовать и оригинал на английском и кальку «бизнес-интеллект».

Различные определения

Впервые термин «business intelligence» был введен в обращение аналитиками Gartner в конце 1980-х годов, как «пользователецентрический процесс, который включает доступ и исследование информации, ее анализ, выработку интуиции и понимания, которые ведут к улучшенному и неформальному принятию решений». Позже в 1996 году появилось уточнение — «инструменты для анализа данных, построения отчетов и запросов могут помочь бизнес-пользователям преодолеть море данных для того, чтобы синтезировать из них значимую информацию, — сегодня эти инструменты в совокупности попадают в категорию, называемую бизнес-интеллект (Business Intelligence)».

BI как методы, технологии, средства извлечения и представления знаний

Согласно первоначальным определениям, BI — это процесс анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями, а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации. Надо отметить, что большинство определений трактуют «business intelligence» как процесс, технологии, методы и средства извлечения и представления знаний.

В статье Джонатана Ву (Jonathan Wu) «Business Intelligence: What is Business Intelligence?» (www.dmreview.com), говорится: «Business Intelligence является процессом сбора многоаспектной информации об исследуемом предмете. Разработаны программные приложения, которые обеспечивают пользователей возможностью проводить такой процесс для ответа на вопросы бизнеса и для выявления значимых тенденций или шаблонов в исследуемой информации».

А вот определение, предложенное The Data Warehousing Institute (www.dmreview.com): «Business intelligence имеет отношение к процессу превращения данных в знания, а знаний в действия бизнеса для получения выгоды. Является деятельностью конечного пользователя, которую облегчают различные аналитические и групповые инструменты и приложения, а также инфраструктура хранилища данных».

Глоссарий www.sdgcomputing.com/glossary.htm избегает напрямую говорить о business intelligence, а ведет речь об инструментах бизнес-интеллекта (business intelligence tools), но в контексте данных, информации и знаний: «Инструменты business intelligence — программное обеспечение, которое позволяет бизнес-пользователям видеть и использовать большое количество сложных данных. Знания, основанные на данных, (data-based knowledge) получаются из данных с использованием инструментов business intelligence и процесса создания и ведения хранилища данных (data warehousing)».

Читайте также:  Как открыть свой зубной бизнес

BI как знания о бизнесе и для бизнеса

Другая часть определений рассматривает business intelligence не как процесс, а как результат процесса извлечения знаний — как сами знания о бизнесе для принятия решений.

Следующее определение взято из глоссария к материалу «Impossible Data Warehouse Situations: Solutions from the Experts»: «Business Intelligence (BI) обычно описывает результат углубленного анализа детальных данных бизнеса, включает технологии баз данных и приложений, а также практику анализа. Иногда используется как синоним «поддержки принятия решений», хотя Business Intelligence понятие технически более широкое».

Другое определение подобного рода гласит: «Business Intelligence — знания, добытые о бизнесе с использованием различных аппаратно-программных технологий. Такие технологии дают возможность организациям превращать данные в информацию, а затем информацию в знания». Это определение четко разграничивает понятия «данные», «информация» и «знания».

Данные понимаются как реальность, которую компьютер записывает, хранит и обрабатывает — это «сырые данные». Информация — это то, что человек в состоянии понять о реальности, а знания — это то, что в бизнесе используется для принятия решений.

В процессе организации информации для получения знания часто применяют хранилища данных, а для представления этого знания пользователям — инструменты бизнес-интеллекта. Каждый год количество данных в мире удваивается, но от этого мало пользы, хотя их можно превратить в полезную информацию и знания — информация сама по себе не очень подходит для принятия решений в виду ее огромного объема. Средства бизнес-интеллекта и хранилищ данных призваны находить в кучах данных и информации то существенное, что реально прибавляется к нашим полезным знаниям. Они не пытаются полностью заменить человека, а используют для формирования гипотез интуицию, основанную на его подсознании и личном опыте.

Итак, бизнес-интеллект (business intelligence) в широком смысле слова определяет:

  • процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе для поддержки принятия улучшенных и неформальных решений;
  • информационные технологии (методы и средства) сбора данных, консолидации информации и обеспечения доступа бизнес-пользователей к знаниям;
  • знания о бизнесе, добытые в результате углубленного анализа детальных данных и консолидированной информации.

Место и характерные особенности Business intelligence

В основе технологии BI лежит организация доступа конечных пользователей и анализ структурированных количественных по своей природе данных и информации о бизнесе. BI порождает итерационный процесс бизнес-пользователя, включающий доступ к данным и их анализ, и тем самым проявление интуиции, формирование заключений, нахождение взаимосвязей, чтобы эффективно изменять предприятие в положительную сторону. BI имеет широкий спектр пользователей на предприятии, включая руководителей и аналитиков.

Читайте также:  Налог на игорный бизнес транспортный налог это

Business intelligence и Knowledge Management

Некоторые склонны весьма широко трактовать BI, включая в это понятие и технологию управления знаниями Knowledge Management (KM), которая, однако больше связана с анализом неструктурированной или слабоструктурированной информации (например, HTML), которая не является предметом анализа BI-инструментов. KM обеспечивает категоризацию, разведку и семантическую обработку текстов, расширенный поиск информации и др. Технология BI имеет отношение к анализу фактографической структурированной (базы данных, плоские файлы и другие ODBC или OLE DB-источники данных) и квазиструктурированной информации (например, XML). Плотные стыки и пересечения возможны при подготовке справочной информации для анализа с помощью разведки (text mining) и очистки текста, а также при расширении поиска информации на аналитические БД. Корпорации IBM и Microsoft реализуют стратегии интеграции программных средств бизнес-интеллекта и инструментов управления знаниями, ставя своей целью создание нового поколения ПО, которое будет обрабатывать как структурированные, так и неструктурированные данные.

Классификация продуктов business intelligence

Сегодня категории BI-продуктов включают: BI-инструменты и BI-приложения. Первые, в свою очередь, делятся на: генераторы запросов и отчетов; развитые BI-инструменты, — прежде всего инструменты оперативной аналитической обработки (online analytical processing, OLAP); корпоративные BI-наборы (enterprise BI suites, EBIS); BI-платформы. Главная часть BI-инструментов делится на корпоративные BI-наборы и BI-платформы.

Средства генерации запросов и отчетов в большой степени поглощаются и замещаются корпоративными BI-наборами. Многомерные OLAP-механизмы или серверы, а также реляционные OLAP-механизмы являются BI-инструментами и инфраструктурой для BI-платформ. Большинство BI-инструментов применяются конечными пользователями для доступа, анализа и генерации отчетов по данным, которые чаще всего располагаются в хранилище, витринах данных или оперативных складах данных. Разработчики приложений используют BI-платформы для создания и внедрения BI-приложений, которые не рассматриваются как BI-инструменты. Примером BI-приложения является информационная система руководителя EIS.

Источник: pl-e.ru

Все о Process Mining от ProcessMi

Все о технологии Process Mining — кейсы, термины, решения и аналитика. Российский и зарубежный опыт от группы экспертов ProcessMi

BI — Business Intelligence (бизнес-аналитика, бизнес-анализ)

Business Intelligence

Business Intelligence (BI) – это совокупность методов и инструментов, применяемых в организациях любого масштаба, которые обеспечивают перевод информации в человекочитаемую форму, предназначенную для проведения бизнес-анализа.

Любопытно определение, данное BI крупным американским СМИ: “BI превращает данные в знания, а знания в бизнес-действия, которые приносят выгоду”.

Классический глоссарий и вовсе не дает конкретного определения понятию, а раскрывает BI-инструментарий: “Программное ПО, которое позволяет пользователям наглядно видеть и использовать большое количество различных массивов сложных данных при решении управленческих вопросов”.

Читайте также:  Бизнес фильмы которые стоит

История Business Intelligence (BI)

Впервые понятие BI увидело свет в 1958 году в материале представителя IBM Ганса Питера Луна. Современная трактовка же выросла из систем принятия решений, разрабатываемых в 80-ых.

Пользователи систем

  • Бизнес-аналитики
  • Высший управленческий персонал
    (По полученным данным они могут принимать важнейшие стратегические решения, касающиеся направлений развития компании).
  • Менеджеры среднего звена
  • (Доступ к актуальной информации и возможность решать задачи, связанные с сферой выполняемых работ).
  • Рядовые пользователи
  • (Им в большинстве случаев инструментарий BI нужен для создания отчетности).

Возможности BI

Возможности BI-систем, связанные с данными, можно разбить на четыре важнейших направления:

  • хранение;
  • интеграция;
  • анализ;
  • визуализация (представление).

Системы такого класса могут поддерживать большое число аналитических признаков, а любую аналитику можно использовать как платформу для построения отчетов. Поправки можно внести за несколько кликов, что позволяет быстро реагировать на изменения в потребностях организации. В расчетах не участвуют устаревшие или неактуальные данные из-за их нахождения в ОП (расчет происходит в “режиме реального времени” – моменте запроса). Система не агрегирует данные, вследствие чего пользователи могут анализировать их на всех уровнях (рассматривать даже мелкие транзакции). Уровень производительности систем таков, что на платформе для анализа могут быть не только данные организации, но и её партнеров, клиентов, поставщиков.

Инструменты BI

Gartner выделяет следующие типы инструментария:

  • инструменты предоставления информации
    Информационные панели, создание отчетов, запросы от пользователей (и навигация к ним);
  • инструменты интеграции
    Единая инфраструктура, управление метаданными, технологии разработки, средства для совместной работы;
  • инструменты анализа
  • OLAP, предиктивное моделирование.

Преимущества

  • Безопасность
  • Особенные параметры обеспечивают любому пользователю доступ к системам и отчетам.
  • Общее инфопространство
  • Масштаб
  • Организации могут объединять и анализировать данные даже с разных машин и операционных систем.
  • Экономия на сборе и обработке данных в организациях с распределенной структурой
  • Оптимизация ресурсов компании
    За счет уменьшения нагрузки на системы.
  • Сохранение конфиденциальности
  • Чувствительная система настроек
    Заинтересованные лица смогут сразу же узнать об отклонениях необходимых показателей от нормы

Технологии

  • Dashboard;
    инфопанель
  • EIS;
    отдельная ИС для управленцев
  • ETL;
    инструмент трансформации данных
  • BPM;
    процессное управление
  • CRM;
    профильное ПО для учета и управления работы с клиентами
  • ERP
    КИС для автоматического учета и управления

Вендоры

Отчет Gartner за 2018 год гласит, что крупнейшими вендорами BI продолжают оставаться Qlik, Tableau и Microsoft. Среди других вендоров: Sisence, SAS, SAP, Birst, Looker, Domo, Oracle, Salesforce, IBM, TIBCO Software и др.

Примечательно, что в 2019 компания Qlik приобрела Attunity, Google выкупил Looker, а Salesforce заключил сделку с Tableau.

Источник: processmi.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин