Определение технологического предпринимательства и предпринимателя

Текст научной статьи на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС»

Развитие предпринимательства и технологический прогресс

Abstract. The article shows the relationship of progressive change in technology with the changes taking place in entrepreneurship. Change of technological structures periodically occurs in society as a result of technological revolutions. Accordingly, changes the content of entrepreneurship, which is understood as the creation of new capital, bringing additional income. New capital is created not in one, but in several interrelated forms with an increase in the complexity of the technological and socio-economic processes.

Organizational and economic factors of development of entrepreneurship act in concert with technological factors. Identification of these factors should be the focus of future research.

Ключевые слова: предпринимательство, новый капитал, технология, технологический уклад, технологическая революция.

Типы предпринимательства: технологическое, торговое, военное, прожектерство

Keywords: еntrepreneurship, new capital, technology, technological way, the technological revolution.

Введение. В научной литературе указывается, что проблема развития предпринимательства подверглась основательному анализу и получила освещение в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. В то же время отмечается, что некоторые аспекты этого процесса (в частности, вопросы развития предпринимательства в реальном секторе экономики в связи с его общесистемной ролью в трансформации современного общества), нуждаются в дополнительном изучении [13, с. 8]. Не менее важны для понимания трансформационных процессов в условиях доминирования сервисной деятельности адекватные оценки развития предпринимательства в других секторах экономики.

Зарубежные и отечественные авторы отмечают отсутствие консенсуса в понимании предпринимательства и выделяют направления развития как самого предпринимательства, так и исследований в этой области. Расширяется понимание роли предпринимательства в создании новых рынков, уточняются характеристики предпринимателя как физического лица, исследуется эволюция предпринимательства и предпринимательского процесса [20, р. 1154]. Проводится систематизация представлений о предпринимательстве [21].

Литературный обзор. Развитие предпринимательства рассматривается в специальной литературе с разных позиций.

Оцениваются экономические показатели, характеризующие развитие предпринимательства. Выявляются необходимые для развития

предпринимательства экономические, социальные и правовые условия.

экономические предпосылки и факторы развития предпринимательства. К ним исследователи относят экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социокультурные, демографические и природные факторы влияния на предпринимательство; государственное регулирование; налоговую политику; правовое и информационное обеспечение предпринимательства [10, с. 68].

Исследуются динамические способности как фактор конкурентоспособности предпринимательских структур [2].

Указываются проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства [13, с. 53-54].

Выдвигается положение о необходимости управления изменениями в предпринимательских организациях для обеспечения их выживания и роста и исследуется организационный аспект развития предпринимательства [9, с. 8-12].

Определяются факторы, благоприятствующие развитию предпринимательства. При этом их состав, даже применительно к одному и тому же объекту, может существенно различаться из-за разного понимания сущности и содержания предпринимательства и процесса его развития. Так, разные авторы указывают различные наборы факторов, обеспечивающих лидерство США в развитии предпринимательства [4; 8; 14].

Исследуются новые процессы, проявляющиеся в сфере предпринимательства. Рассматривается сущность краудсорсинга как современной технологии менеджмента и основы

инновационных бизнес-моделей. Выделяются структурные элементы краудсорсинга, обобщаются его достоинства и недостатки. Формулируются проблемы, связанные с применением технологии краудсорсинга в качестве основы инновационных бизнес-моделей [3].

Отмечаются особенности развития предпринимательства в странах с переходными экономиками. В этих странах происходит переход от бизнеса на основе государственной собственности к бизнесу и предпринимательству, основанным на разных формах собственности, включающим и частную форму.

Указывается, что развитие предпринимательства идет в неустойчивом, не сформировавшемся институциональном поле, при отсутствии устоявшихся норм, правил и последовательной политики со стороны государства [15, с. 36]. Изучается мотивация предпринимателей в этих странах, так как ее понимание позволяет осознать причины специфики предпринимательского поведения на различных стадиях жизненного цикла фирмы [22].

Предпринимательские мотивы классифицируются по группам. Финансовые мотивы включают получение крупных сумм денег, больших возможностей, достижение безопасности. Мотивация признания состоит в потребности в достижениях, самореализации, ответственности, в желании быть инноватором, готовности брать на себя риск. Мотивация свободы — это потребности в независимости, интересной работе, гибком рабочем графике, контроле собственной судьбы [16, с. 27]. В качестве проблем развития предпринимательства в странах с переходными экономиками называются: высокие налоги, нестабильные экономические условия и регулирование, неэффективная банковская система, коррупция, преобладание устаревшего понимания бизнеса, трудности в получении финансовых ресурсов, бюрократия [16, с. 33].

Читайте также:  Пример договора для самозанятого с юрлицом

Методология. До настоящего времени в исследованиях предпринимательства недостаточно внимания уделяется определению научных основ его развития. А это не позволяет выявить специфику предпринимательства в условиях становления постиндустриальной экономики, расширения сервисной деятельности, перехода к инновационному экономическому развитию, глобализации. Выдвигаемые специалистами положения затрагивают отдельные аспекты развития предпринимательства, но не позволяют решить проблему в целом. На наш взгляд, при изучении направлений развития предпринимательства в постиндустриальной экономике необходимо основываться на научном определении сущности предпринимательства и причин (факторов) его изменения.

Сущность предпринимательства состоит в создании нового капитала, приносящего дополнительный доход [12, с. 274]. Новый капитал может воплощаться в новых элементах, становящихся доминирующими в его структуре, в ходе целенаправленного преобразования ресурсов, факторов, условий, форм, методов, средств, результатов экономической деятельности. По каждому из этих направлений и происходит развитие предпринимательства. Соответственно, в экономической истории различаются периоды доминирования таких видов капитала, как торговый, производительный, финансовый и интел-

лектуальный капитал. В рамках видов капитала можно выделить его разнообразные формы. Так, торговый капитал существует в формах товарного и денежного капитала. Производительный капитал выступает в формах основного и оборотного капитала и имеет выраженную отраслевую специфику.

Финансовый капитал может быть собственным и заемным, а также операционным, инвестиционным и спекулятивным. Формами интеллектуального капитала являются человеческий, организационный и потребительский капиталы. За каждым из видов и за каждой из форм капитала стоят соответствующие участники предпринимательского процесса, реализующие свои интересы особым образом.

Причины (факторы) изменений в предпринимательстве (при применении диалектического подхода к их выявлению) в общем виде можно выразить следующим образом: это нарастание противоречий в предпринимательстве, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания при действии основополагающего принципа всеобщей связи явлений. Среди причин выделяются причины технического, технологического, организационного и экономического характера.

Развитие предпринимательства в результате изменений в технике и в технологии можно описать следующим образом. Взаимосвязь прогрессивных процессов в индустриальном и в постиндустриальном обществе (в его институциональной и экономической структуре, в том числе, в таком его элементе как предпринимательство) с изменениями в технике и в технологии усиливается. Наиболее рельефно эта взаимосвязь проявляется при рассмотрении выделяемых на основе теории длинных волн Н.Д. Кондратьева и теории экономического развития Й. Шумпетера технологических укладов, технологических революций и технико-экономических парадигм.

Обсуждение результатов. Концепцию технологических укладов активно развивает С.Ю. Глазьев. Он обосновал наличие в структуре экономики особых групп технологических совокупност

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Определение технологического предпринимательства и предпринимателя

ГСИ в Вконтакте

ГСИ в Телеграм

Национальный проект

  1. Главная
  2. Анонсы
  3. Технологическое предпринимательство

Технологическое предпринимательство

19 октября 2022

Попробуй себя в роли технологического предпринимателя — участвуй в тренингах предпринимательских компетенций!

До конца 2022 года студенты всех вузов страны могут бесплатно пройти обучение технологическому предпринимательству, протестировать свою идею, получить экспертную оценку и полезные контакты для ее реализации. Технологическое предпринимательство – это деятельность, при которой научно-технологическое решение выводится из лаборатории на рынок. В основе бизнеса лежат научно-исследовательские разработки. Для создания продукта или услуги применяются инновационные технологии.

Тренинги проводятся в рамках Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Проект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства.

Подробная информация о тренингах, а также форма для регистрации участников представлены на официальном сайте платформы тренингов в информационно-коммуникационной сети «Интернет»

Источник: vuz-gsi.ru

Как и зачем школьникам заниматься технологическим предпринимательством

Мультфильмы «Рик и Морти» и «Гравити Фоллс», общение с младшей сестрой и просмотр смешных картинок в интернете принесли пользу в работе. И вдохновили запустить школьную образовательную программу по предпринимательству в Университете ИТМО.

В фильме 1980-х годов «Рискованный бизнес» с молодым Томом Крузом был показан бизнес-кружок, который был включен в обычную школьную программу. За полгода ученикам нужно было разработать некий, желательно технологический, бизнес-проект и получить продажи. В конце курса класс рассказывал о своих результатах. Идея интенсива Teens in Tech ­ помочь школьникам с их бизнес-идеями сделать первые шаги в создании своих стартапов.

Читайте также:  Как возобновить деятельность ИП после прекращения деятельности

Не стоит недооценивать подростков как разработчиков. Гимнаст Джордж Ниссен придумал батут, Жозеф-Арманд Бомбардье — снегоход, а Ейша Кхаре создала суперконденсатор, позволяющий заряжать аккумулятор смартфона за 20-30 секунд. И все это они сделали, когда им было по 16 лет. При этом всем разработчикам нужна помощь в предпринимательской части.

Как отметил недавно бывший министр финансов России Алексей Кудрин: «Бизнес образование необходимо для школьников, поскольку для развития бизнеса в России ребят нужно подготавливать». Кудрин сказал, что вузы становятся центрами поддержки предпринимательства.

Друг героя Тома Круза рассказывает про свою школьную разработку, которую им нужно монетизировать до конца курса

Правда, согласно исследованию Accenture, традиционные ценности для поколения Z (1995 года рождения и позже) гораздо важнее призрачного шанса создания успешного бизнеса с нуля как у поколения Y. Это хорошо для крупных компаний, которые предлагают сотрудникам стабильность. В России причинами непопулярности бизнеса молодые люди обычно называют то, что они не верят в возможность заработать деньги в бизнесе. Поскольку считают, что нельзя честно выстроить успешную и устойчивую компанию.

Скорее всего, проблема в том, что учёбы в российской школе вряд ли может способствовать развитию предпринимательских способностей у школьников. Хотя основания для этого уже есть. В 2011 году в России стартовала программа по повышению финансовой грамотности среди населения (особенно учащихся школ и высших учебных заведений). Сначала эта тема была не особо популярна, и только некоторые самые активные школы подхватили инициативу органов власти и стали проводить небольшие мастер-классы, лекции в игровой форме, на которых они рассказывали про финансовые инструменты и основы бизнеса.

С годами тема финансовой грамотности постепенно начинала обретать популярность. Однако чаще всего, когда такие программы спускаются «свыше», к ним относятся весьма скептически и реализуют их для отчётности, лишь немногие осознают в этом практическую необходимость в реальной жизни ребёнка и в дальнейшем стараются проводить повторно. В качестве пилотного проекта с 1 сентября 2016 года введен факультатив по финансовой грамотности в образовательный процесс в школах восьми регионов страны. В дальнейшем финансовая грамотность будет преподаваться в рамках предметов обществознание, математика, ОБЖ, история и география.

Основы по предпринимательству остаются тоже в некотором роде факультативом, и точно так же, как и с финансовой грамотностью, учебные заведения не видят в этом большого смысла, поскольку основным показателем школы является уровень успешности сдачи школьниками ЕГЭ, а так как предмета как такового не существует, то заинтересованности в продвижении данных курсов нет. Максимально близким школьным предметом по предпринимательству можно считать обществознание и экономику (в старших классах), в которых лишь частично затронута терминология и общие принципы функционирования экономики.

Возможно, корень всех проблем кроется в следующем. В массовом сознании бизнес считает очень рискованным делом, а предпринимателей не соотносят с людьми, которые обеспечивают экономическое и технологическое развитие общества. По статистике, всего 3% россиян планируют открыть свой бизнес в ближайшие 3 года.

А если брать во внимание тот факт, что основную траекторию в жизни ребенка задают его родители, то, по результатам опроса, всего 5% из них хотят, чтобы он занимался предпринимательством. Мы видим, что, к сожалению, сегодня наше общество настроено очень настороженно к предпринимательской деятельности, и если же ребенок будет расти и развиваться в парадигме того, что развивать свой проект или стартап — это очень рискованно и опасно, то в будущем вероятность того, что ребенок захочет развивать свой бизнес, будет очень мала. Таким образом, мы сами же пресекаем появления мотивированных, активных энтузиастов, которые бы смогли служить примером для будущих успешных стартапов. А пока, в большинстве случаев, когда у подростков появляется соответствующий интерес к теме, то он увядает, так и не реализовавшись из-за типичной атмосферы отечественной школы.

Очень хорошо, что сейчас появилось достаточно много различных проектных школ и кружков, на которых дети занимаются развитием своего проекта, такие как «Сириус», «Лифт в будущее», «ПроеКТОриЯ». Ежегодно в городах запускаются Кванториумы, которые оснащены робототехническим оборудованием высокого класса.

Читайте также:  Доверенность на представление интересов ИП в налоговой инспекции образец

И именно такая активность помогает ребятам прорабатывать бизнес-составляющую его проекта. Поскольку, подросток зажигается своей идеей и, когда он доделывает прототип, перед ним встает вопрос о том, что же дальше? Как мне надо его продвигать, начинать производство и продавать? При этом школьники абсолютно самостоятельно приходят к этим вопросам.

Но не так все плохо. По опыту Teens in Tech, подростки все же начинают интересоваться предпринимательством, причем с техническим уклоном, но от 14-15 лет. При этом на ребят в положительную сторону влияют истории успеха выдающихся предводителей бизнеса: Элона Маска, Билла Гейтца, Стива Джобса, Марка Цукерберга и Павла Дурова. До этого им интересно заниматься прикладными вещами, такими как программирование или робототехника. Сами школьники предлагают либо технологические решения проблем, либо те, которые решают их насущные проблемы как сдача ЕГЭ (команда девятиклассников придумала концепцию адаптации видеоигр для тренировки решения ЕГЭ).

К нам пришли команды школьников с несколькими технологическими проектами. Два проекта из них выиграли и были направлены в наши университетские акселераторы. Ученик 10 класса создал манипулятор для предприятий в виде человеческой руки RemoteHide, который управляется 3D-сенсором. С этим проектом ребята взяли второе место в WorldRobotOlympiad (WRO). У проекта уже есть работающий прототип.

На Teens inTech разработчик проекта Александр Тюльпанов готовился к инвест-сессии, просчитал себестоимость и конечную стоимость «руки», потенциальных клиентов, финансовую потребность и дальнейшее развитие. Например, начальная цена на самую базовую версию такой руки — $500. По словам участников, они смогут поставлять заказчикам как серийное оборудование, так и образцы, сделанные по уникальному техническому заданию.

В другом проекте Filler будущий серийный технологический предприниматель — десятиклассница Кристина Михайлова — предложила браслет, который сможет преобразовывать человеческое тепло в электроэнергию, чтобы заряжать любое портативное устройство. Этого девушка хочет достичь за счет кремниевого покрытия как дешевого и неядовитого материала.

Нанопровода, используемые в этих пластинах, способны увеличить КПД в разы. Сейчас Кристина собирается создать прототип девайса в ФабЛабе Университета ИТМО и протестировать его с экспертами нашего Инжинирингового центра, поскольку сейчас у нее есть само покрытие. Также интенсив помог Кристине понять целевую аудиторию и стратегию продвижения проекта через краудфандинг. «Сидишь порой дома и знаешь, что у тебя интересная идея и даже есть наработки по ней, и хочешь их показать. Но понимаешь, что ты 17-летний подросток, который никому не нужен. Причем до этого, меня в основном разворачивали с моими идеями, а теперь есть те, кто готов не только послушать, но и помочь доработать проект», — рассказала Кристина уже после окончания Teens in Tech.

Трехдневная программа состояла из мастер-классов и лекций с интерактивном, школьники — это не студенты, здесь пассивным потреблением информации не обойтись. Упор был на знакомство с самим предпринимательством как таковым, поскольку почти все школьники учатся в физико-математических лицеях и готовятся к поступлению в вузы на технические специальности. К тому же на проектных школах по техническому творчеству не дают занятий по предпринимательству, при этом есть необходимость того, чтобы школьник мог дальше вести свой технологический или IT-проект и даже его воплотить в жизнь, коммерциализировать и масштабировать. В программе Teens in Tech мы прочитали темы по бизнес-аналитике и монетизации разработок, продвижению бренда и краудфандингу, интеллектуальной собственности в проекте и объяснили специфику технологического предпринимательства.

В своей колонке «Как вырастить поколение предпринимателей» председатель совета директоров «АЕОН Корпорейшн», миллиардер Роман Троценко считает, что в старших классах необходимо ввести учебной курс «Основы предпринимательства и защита прав потребителей». «Молодым людям нужно давать общие понятия о договорах и налогах, юридических лицах и кредитах, объяснять, как зарегистрировать компанию или отстаивать свои коммерческие интересы, если ты покупатель. В техникумах и профессиональных училищах необходимо введение двухлетних специализированных курсов предпринимательства в сфере торговли, строительства и транспорта», — считает он. По мнению Романа Троценко, такие занятия позволят молодым людям без получения высшего образования зарегистрировать собственный бизнес и быть востребованными в сервисе или общественном питании.

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин