Малый и средний бизнес как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение
ГЛАВА1. СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА. ТИПЫ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ГЛАВА2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ,ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ, ТРУДОВОЙ БИЗНЕС. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РК.
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РК.
Заключение
Список литературы
Работа содержит 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
Реферат
На тему:
«Концепции бизнеса и субъекты бизнеса»
ГЛАВА1. СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА. ТИПЫ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ГЛАВА2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ, ТРУДОВОЙ БИЗНЕС. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РК.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ПСИХОТИП | Перенимаем навык мастера типирования
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РК.
Осуществляемый в Казахстане в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения — наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Одним из ключевых способов снижения безработицы является поддержка со стороны государства развития малого предпринимательства. Данный процесс уже происходит в реальности, правительство уже сделало определенные шаги на этом пути, поэтому тема, затрагиваемая в данном курсовой представляется наиболее актуальной, нежели другие темы, связанные с безработицей.
Малый и средний бизнес как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Что такое Объект, Субъект, Объективность и Субъективность в Обществознании?
Всеобщее неприятие малого и среднего бизнеса постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в Казахстане будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к «предпринимательскому буму». Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение бизнесмена, чтобы в последствии не допускать ошибок , сделанных ранее .
ГЛАВА1. СУБЪЕКТЫ БИЗНЕСА. ТИПЫ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Для изучения того или иного объективного явления необходимо, прежде всего, объяснить происхождение термина, с помощью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое определяется с помощью слова «бизнес», бывают часто обусловлены разницей в интерпретации значения самого данного слова.
Под «бизнесом» нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово «бизнес», вошедшее в русский язык из английского («business»), имеет абсолютно однозначное толкование. Термин «бизнес» является синонимом слову «дело». Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от применения слова «дело» людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо «как дела?» по-английски, он говорит именно о бизнесе.
В данном значении «business» начал применяться и применяется в настоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и коммуникационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: «делать бизнес», «заниматься бизнесом», «оценивать бизнес». В рамках поведенческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.
Коммуникационное толкование бизнеса состоит том , что указанный термин привлекается для описания отношений , возникающих между различными людьми , каждый из которых « занимается бизнесом ».
Отсюда выражения «деловые отношения», «субъекты деловых отношений» («субъекты бизнеса»), «интересы субъектов бизнеса».В рамках коммуникационного толкования бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми.
Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин «субъект бизнеса», равно как и его английский эквивалент – «бизнесмен» («businessman») не имеют однозначного определения в принятых в России нормативно-правовых документах, поэтому в дальнейшем, используя названное понятие, мы будем руководствоваться следующим:
- субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны
- субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством;
- деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету;
- «субъекты бизнеса» — это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика.
Пока для характеристики субъектов бизнеса , которые не являются физическими лицами , мы можем применять уже известный термин « институциональные субъекты бизнеса », а для характеристики их деловых интересов – термин « институциональные деловые интересы ».
Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса , типов и видов их деловой деятельности . Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса , функциональная специализация его действий . Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса :
• предприниматели , осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность , в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации ;
• индивидуальные и коллективные потребители продукции ( работ , услуг ), предлагаемой предпринимателями , в том числе союзы и ассоциации потребителей ;
• работники , осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе , а также их профессиональные союзы ;
• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях , когда они выступают непосредственными участниками сделок ( предоставление правительственных заказов предпринимателям , определение цен , состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др .); государственные служащие ;
• международные и национальные общественные организации , обладающие директивными полномочиями , и их сотрудники .
Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов бизнеса, которая характерна для прагматической концепции бизнеса. Между тем, часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов бизнеса, к числу которых относят исключительно предпринимателей. В рамках узкой трактовки происходит отождествление предпринимателей и субъектов бизнеса (бизнесменов), предпринимательской деятельности и деловой деятельности, предпринимательства и бизнеса, предпринимательских отношений и деловых отношений вообще. Именно к сфере предпринимательства адресуются, такие понятия, как бизнес-единица, бизнес-процесс, бизнес-талант.
Важно отметить, что отождествление «бизнеса» и «предпринимательства», соответственно, — «субъектов бизнеса» и «предпринимателей» не опирается на серьезные научные основания. Явление «бизнеса» шире и богаче, чем «предпринимательская деятельность», так как оно охватывает отношения между всеми субъектами разнообразных отношений в обществе и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных органов. При этом предпринимательский бизнес выступает как один из типов деловой деятельности, а соответственно, предприниматели – как один из типов субъектов бизнеса.
Никто сегодня не спорит о том, что предприниматели выступают субъектами бизнеса. Между тем исключение других упомянутых выше субъектов отношений из числа субъектов бизнеса означало бы, что все отношения, участниками которых они оказываются, не имеют делового характера. Какими же в таком случае окажутся отношения между людьми, например, между предпринимателями и потребителями, между предпринимателями и наемными работниками? Неделовыми?
В экономической литературе понятие « предприниматель » впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции , изданном в Париже в 1723 г ., где под ним понимался человек , берущий на себя « обязательство по производству или строительству объекта ».
В качестве научного термина понятие « предпринимате ль » появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона . Он считал , что расхождение между спросом и предложением на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары подешевле и продавать их подороже . Именно этих субъектов отношений он назвал предпринимателями , что в переводе с французского означает « посредник ». Р . Кантильон обратил внимание , что такие люди действуют не только в сфере обращения , но и в сфере производства товаров , но не обязательно являются собственниками средств производства .
Источник: www.stud24.ru
Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
Категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в научном обороте сравнительно недавно. Своим рождением она во многом обязана Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 4451 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее — Закон о предприятиях), в преамбуле которого было записано:
«Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности».
Однако названный Закон не содержит определения понятия «субъекты предпринимательства». В ст. 2 дан лишь перечень субъектов предпринимательской деятельности, а ст. 3 посвящена формам предпринимательства. Такое положение вряд ли случайно.
Дело в том, что рассматриваемая категория, несмотря на обилие публикаций, исследована недостаточно и даже поверхностно.
Ученыецивилисты (по понятным причинам) избегают использовать это понятие в своих научных исследованиях. Наука гражданского права оперирует такими категориями, как «субъекты гражданского права», «граждане», «юридическое лицо». Спорным до сих является вопрос о соотношении понятий «субъект гражданского права» и «субъект гражданского правоотношения». Равным образом нет единства взглядов среди ученых по поводу содержания категории «субъект права».
Представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятия «субъекты предпринимательского права» и «субъекты предпринимательской деятельности».
Субъекты предпринимательского права — носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; публичные образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.
По мнению сторонников концепции предпринимательского права, особое место среди субъектов предпринимательского права занимают подразделения предприятий. Это внутренние подразделения (цех, отдел и др.), а также внешние (обособленные) — представительства и филиалы. Такой вывод базируется на утверждении о том, что внутрифирменные (корпоративные) связи входят, наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями, в состав предмета предпринимательского права. Данное мнение далеко не бесспорно.
В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансовопромышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные структуры. Последние также не обладают статусом юридического лица.
Те ученые, которые исповедуют идеи коммерческого права (В. Ф. Попондопуло, Б. И. Пугинский, В. В. Ровный), основывают свои взгляды на цивилистическом учении о лицах. Так, В. Ф. Попондопуло пишет:
«. предприниматель — это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его субъектом гражданского права — предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя».
Круг предпринимателей строго ограничен: это физические и юридические лица (прежде всего коммерческие организации).
На наш взгляд, субъекты предпринимательской деятельности — это прежде всего индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых — извлечение прибыли. Далее в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п.
3 ст. 50 ГК). В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от неосновной. Так, многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности.
Субъектами предпринимательской деятельности являются коллективные образования, не обладающие статусом юридического лица. К ним относятся финансовопромышленные группы, холдинги и др.
Статус ФПГ (холдингов) весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданскоправовой категории «юридическое лицо». Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица.
С точки зрения гражданского законодательства (ст. 55 ГК) представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности.
В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, имущество представительств и филиалов отражается на отдельном (обособленном) балансе. Возникает проблема вещноправовой принадлежности имущества, закрепленного за представительством и филиалом. Гражданский кодекс хранит на этот счет «обет молчания».
Статья 216 дает не исчерпывающий перечень вещных прав. В частности, в Кодексе перечислены (помимо вещных прав, связанных с владением земельными участками, права хозяйственного ведения и оперативного управления) и другие вещные права, например право пользования жилым помещением членов семьи собственника.
Другой вопрос: представительства и филиалы вправе иметь текущий, расчетный и другие счета в кредитных организациях. При этом руководитель представительства (филиала) осуществляет на основании выданной доверенности функции распоряжения денежными средствами.
И, наконец, в силу п. 5 ст. 36 АПК «иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения». Однако в этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него. Представительство и филиал, не обладая признаками юридического лица (ст. 48 ГК), не являются процессуальной стороной в суде.
Прежнее налоговое законодательство рассматривало представительства и филиалы в качестве плательщиков налогов на прибыль, т. е. субъектов налогового права. С принятием нового Налогового кодекса РФ (ст. 19) ситуация изменилась: филиалы и представительства российских организаций исполняют обязанности последних по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов (представительств).
Правовое положение представительств и филиалов в контексте Налогового кодекса РФ создает дополнительные трудности в интерпретации и применении ст. 19 НК. С одной стороны, Налоговый кодекс устанавливает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют в порядке, предусмотренном Кодексом, обязанности этих организаций; с другой — Кодекс не содержит никаких правил относительно такого порядка. Имеются и другие трудности практического характера.
Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства. Однако мы не разделяем мнение о том, что внутренние структурные подразделения (цех, отдел) коммерческой организации можно также отнести к субъектам предпринимательской деятельности.
Публичные образования, равно как органы государственной и местной власти, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Данное утверждение иногда оспаривается в юридической литературе. Так, С. Э. Жилинский рассматривает публичные образования в качестве субъектов гражданского права и субъектов предпринимательской деятельности. По его мнению, существует три направления предпринимательской деятельности с участием публичных образований:
- участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации (например, унитарные предприятия);
- участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества;
- занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.
В последнем случае приводится пример: в силу ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федeрации» орган по управлению государственным имуществом от имении Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Мы не можем согласиться с такими выводами.
Здесь наблюдается смешение двух разных, но пересекающихся понятий — «субъекты гражданского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Публичные образования действительно являются субъектами гражданского права (гл. 5 ГК). В соответствии с п. 2 ст.
124 ГК на публичные образования распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом от имени публичных образований выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК).
Быть субъектом предпринимательской деятельности — это означает то, что государство, субъекты Федерации и муниципальные образования должны заниматься предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образований в экономической деятельности посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций (равным образом участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества) нельзя, на наш взгляд, оценивать как участие в предпринимательстве. Акционеры, участвуя в общем собрании общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Статус акционера, его права и обязанности определены в Законе об акционерных обществах.
Сказанное в равной степени относится и к учредителям (участникам) обществ с ограниченной ответственности (ООО). Участник 000 и предприниматель — это не одно и то же.
Вывод о невозможности публичных образований заниматься предпринимательской деятельностью вытекает из положений Конституции РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. № 1450 «По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» сформулирована следующая правовая позиция:
«По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли».
В определении также отмечается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публичноправовых образований: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публичноправовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц. Поэтому они (публичные образования) не могут, по мнению Конституционного Суда РФ, выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (ст. 1018 и 1023 ГК), что противоречит публичноправовой природе этих образований.
О публичноправовой природе государства, субъектов Федерации и муниципальных образований говорится в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. № 1390 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе».
Указанное конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В частности, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135ФЗ «О защите конкуренции» (п. 3 ст. 15) запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Российское законодательство запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью, т. е. быть субъектами предпринимательской деятельности. Более того, ряд федеральных законов о субъектах предпринимательской деятельности содержит запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в качестве учредителей общества, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 155ФЗ1), п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 138ФЗ)2.
Существует запрет на совмещение предпринимательства с функциями государственных служащих. Закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 11) предусматривает, что государственный служащий не вправе заниматься предпр3инимательской деятельностью лично или через доверенных лиц3.
Соответствующие правовые запреты содержатся, например, в федеральных законах от 10 января 1996 г. № 5ФЗ «О внешней разведке» (ст. 18) (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122ФЗ), от 18 апреля 1991 г. № 10261 «О милиции» (ст. 20) (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232ФЗ) и др.
И в заключение несколько слов о соотношении понятий «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты». На наш взгляд, это — не совпадающие понятия. Они соотносятся между собой точно так же, как соотносятся экономическая (хозяйственная) и предпринимательская деятельность. Хозяйствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимателей.
Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйственную деятельность. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржевую деятельность нельзя отнести ни к благотворительной, ни к социальнокультурной и т. д.
Поэтому здесь следует использовать термин «хозяйственная деятельность».
Источник: psyera.ru
Классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса
В процессе оценки стоимости бизнеса главным действующим лицом на рынке готового бизнеса или недвижимости является субъект оценки. Знание классификации субъектов оценки даст возможность установить состав потенциальных целей, которые они могут ставить перед собой.
Знание цели (целей) субъекта оценки позволит определиться с составом методов, с помощью которых целесообразно проводить оценку стоимости бизнеса.
Состав субъектов оценочной деятельности регламентирован ст. 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [1], где отмечено, что «субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики)».
В качестве главного субъекта оценки следует рассматривать не просто человека или организацию, выполняющих работы по определению оценки стоимости предприятия, а то лицо, во имя интересов которого проводится эта оценка.
Субъект оценки может быть определен как юридическое или физическое лицо, интересы которого находят отражение в устанавливаемой мере ценности предприятия.
Преследуемые интересы обычно в полной мере соответствуют основным целям, к которым стремится данное лицо. Так, собственник, которому принадлежит предприятие, стремится к получению максимальной экономической выгоды; банки — к поддержанию на высоком и стабильном уровне своего финансового оборота через возможно полное соблюдение условий кредитных договоров; само предприятие — к установлению режима экономической и экологической безопасности, выживанию, реализации возможности долговременного присутствия на целевом рынке и т.д.
В рамках классификации основных субъектов оценки бизнеса можно выделить: предприятие, являющееся юридическим лицом; собственников предприятия, которые подразделяются на:
а) владельцев, обладающих абсолютным правом собственности (включая имущественную компоненту) и соответственно полной (неограниченной) ответственностью по долговым обязательствам предприятия;
б) корпоративных владельцев, имеющих только обязательственные права по отношению к предприятию и, как следствие, несущих ответственность по его долгам, ограниченную их взносом в уставный капитал (например, в виде пакета приобретенных акций);
различных юридических и физических лиц из внешнего рыночного окружения, к которым относятся:
а) индивидуальные кредиторы и финансово-кредитные учреждения;
б) страховые компании или агентства;
в) потенциальные инвесторы; ,
г) фондовые биржи;
д) арендаторы; государство, представленное различными органами, в том числе:
а) Министерством экономического развития и торговли;
б) Министерством управления государственным имуществом;
в) антимонопольным комитетом;
г) налоговой службой;
д) арбитражными судами; 5 региональные образования, представляемые:
а) комитетами по управлению муниципальным имуществом;
б) комитетами по занятости населения; иностранные юридические и физические лица, международные организации:
а) зарубежные инвесторы;
б) международные кредитные фонды.
По результатам стоимостной оценки объекта каждый из субъектов использует полученную аналитическую информацию для решения вполне определенной задачи.
Классификационный состав объектов оценки стоимости бизнеса регламентирован ст. 5 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [1]. В нем к объектам оценки отнесены: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, долги, а также другие исключительные права; права на обозначения (фирменное наименование, товарные знаки и т.п.); продукция, работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Каждый из перечисленных субъектов на основе полученной информации о рынке недвижимости и собственного финансового положения может определить и сформулировать актуальную для пего задачу в системе оценки стоимости бизнеса, которую необходимо решить с приемлемой экономической выгодой для себя.
Применительно к перечисленным^ выше субъектам оценки ч стоимости бизнеса приведем классификацию решаемых ими раз-^ личных типов задач (табл. 2.5).
Источник: economy-ru.com