Ошибки в истории бизнеса

Предпринимательство — штука сложная и рискованная. Неудачи и ошибки — неизбежная часть развития своего дела. И чем больше бизнес, тем масштабнее могут быть эти ошибки. Неверные решения руководителей зачастую обходятся компаниям очень дорого

Географический просчет Галицкого

16 февраля 2018 года основатель и совладелец ПАО «Магнит» Сергей Галицкий продал 29,1% акций компании банку ВТБ. Эта сделка стала продолжением системного кризиса, преследовавшего лидера российского ретейла в течение двух лет. По итогам 2016 года компания впервые в своей истории показала падение чистой прибыли, а темпы роста выручки оказались самыми низкими за 11 лет.

В результате «Магнит» уступил по объему выручки своему основному конкуренту X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). 20 октября 2017 года акции «Магнита» потеряли в цене более 16%. Падение котировок розничного гиганта стало следствием его слабых финансовых результатов за третий квартал 2017 года. Рынок был шокирован падением чистой прибыли компании за отчетный период на 53,3% к уровню годичной давности.

Топ ошибок в бизнесе | Что нужно знать на старте | Кредит на Бизнес

Усугубил ситуацию тот факт, что розничная сеть снизила прогноз роста выручки на 2017 год до 8-10% с прежних 9-11%. И хотя проблемы и падение прибылей в тот год отмечались и у других крупных ретейлеров, по мнению аналитиков, на операционные показатели «Магнита» повлияла еще и особенность его стратегии развития. Прежде всего, речь идет о географическом положении магазинов «Магнит».

Большая часть точек работала в небольших городах, где реальные доходы населения упали гораздо сильнее, а покупательная способность сильно сократилась. Неудачным оказался и запуск программы редизайна магазинов, из-за чего закрылось много торговых точек. Кроме того, негативно повлияли на бизнес затраты на строительство завода по выращиванию шампиньонов и поддержку ряда социальных проектов.

Нельзя сказать, что все эти ошибки для Сергея Галицкого стали роковыми. Он много раз говорил, что очень устал работать в таком темпе. После продажи своего детища бизнесмен получил 138 млрд рублей и погрузился в развитие футбольного клуба «Краснодар», начал заниматься производством вин и инвестициями.

Пятно на бизнесе

20 апреля 2010 года на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел мощный взрыв, погибли 11 человек. Взрыв спровоцировал массивный выброс нефти в Мексиканский залив. Он стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф — в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти. Нефтяное пятно заняло 5% площади Мексиканского залива и замарало репутацию менеджмента British Petroleum (BP) — на тот момент именно эта нефтегазовая компания управляла платформой Deepwater Horizon. Ее российское управление — ТНК-BP — представляли Михаил Фридман, Герман Хан, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг.

С момента аварии до июля того же 2010 года British Petroleum лишилась 40% своей рыночной стоимости. На работы по ликвидации последствий техногенной катастрофы было выделено $25-30 млрд. Уже через месяц на British Petroleum было подано более 100 000 судебных исков. За возмещением финансовых потерь обращались проживающие на побережье владельцы бизнеса, а также правительственные организации, обвиняющие компанию в нанесении убытков из-за утечки нефти.

Читайте также:  Бизнес аквапринт с чего начать

В январе 2011 года Правительственная комиссия США по расследованию причин аварии в Мексиканском заливе постановила, что причиной стали ошибки менеджмента компаний, участвовавших в освоении месторождения. Руководители приняли ряд решений по сокращению расходов на безопасность, которые в конечном итоге привели к масштабной катастрофе.

Российский менеджмент тогда избежал репутационных потерь. Основная ответственность легла на британское руководство British Petroleum. Шквал критики в адрес компании не прекращался и после ухода с поста главы компании Тони Хейворда. Американские власти требовали от British Petroleum покрытия всех потерь связанных с катастрофой, включая также компенсации нефтяникам, потерявшим работу из-за введения Вашингтоном моратория на глубоководное бурение на шельфе.

Авария Потанина

Богатейший человек России, миллиардер Владимир Потанин за один день потерял $1,5 млрд. Причиной стало падение акций «Норильского никеля» после аварии на принадлежащей компании ТЭЦ-3 «Норильско-Таймырской энергетической компании» в Норильске. 29 мая 2020 года на территории предприятия из-за разгерметизации топливного бака № 5 произошла авария, в результате которой из резервуара вылилось более 21 000 кубометров дизельного топлива. Общая площадь загрязнения составила 180 000 квадратных метров. Нефтепродукты попали в акваторию рек Далдыкан и Амбарная, откуда топливное пятно начало дрейфовать в сторону Карского моря.

В «Норникеле» основной причиной разлива посчитали глобальное потепление и размораживание грунта. Эксперты компании уверяли, что фундамент и опоры просели, и у резервуара, который на них стоял, «оторвалось днище». Эту точку зрения поддержали Генпрокуратура, Минприроды и Росприроднадзор.

Владимир Путин тогда объявил о введении в Красноярском крае режима чрезвычайной ситуации федерального масштаба. На прямой связи с президентом Владимир Потанин заверил, что компания возьмет все затраты на себя, а это порядка 10 млрд руб­лей. Правда, позже арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск о взыскании штрафа за ущерб окружающей среде в размере 146 млрд рублей.

Если за эту роковую ошибку Потанину пришлось расплачиваться миллиардами рублей, то экс-мэра Норильска Рината Ахметчина приговорили к шести месяцам исправительных работ. Как заявила представитель следственного комитета Светлана Петренко, Ахметчин, будучи осведомленным о количестве разлитого из резервуара топлива, должных мер по реагированию на чрезвычайную ситуацию и по ликвидации ее последствий не принял. Также было задержаны директор ТЭЦ Павел Смирнов, главный инженер Алексей Степанов и его заместитель Юрий Кузнецов. Все трое подозревались в нарушении правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленных объектов.

Источник: www.forbes.ru

Ошибки в истории бизнеса

В конце девяностых вторым по популярности поисковым сервисом был Excite, в то время как Google был относительно неизвестен. Разработчик и сооснователь Google Ларри Пейдж обратился к Excite с предложением купить свою компанию за $750 тысяч. Excite отклонила сделку после того, как провела сравнительный анализ результатов Excite и Backrub (первоначальное название Google) и обнаружила, что поисковая система Backrub работает слишком быстро.

«Если бы на Excite была поисковая система, которая мгновенно предоставляла искомую информацию, пользователи не задерживались бы на сайте. Поскольку доход от рекламы зависел от количества проведенного времени на ресурсе, использование технологии BackRub было бы контрпродуктивным», — сообщили Пейджу представители компании.

Читайте также:  Примеры аутсорсинга в бизнесе

В 2004 году Excite была приобретена Ask.Com, которая владеет 2% рынка, в то время как Google оценивается в более чем триллион долларов.

Урок: смотрите на показатели, которые ценят ваши клиенты, а не на то, что важно для конкурентов в отрасли.

2. Изобретение цифровой камеры и отказ от ее производства

Сложно представить ситуацию, в которой компания создает продукт, способный завоевать отрасль, а затем отказывается от него. Kodak сделала именно это.

В 1977 году компания подала патент на один из первых цифровых фотоаппаратов. Однако, учитывая высокий доход с продажи пленки, она решила сосредоточиться исключительно на пленочных камерах. Даже когда рынок менял направление в сторону цифровых технологий, Kodak оставалась неизменной в своем решении.

Обучись востребованной и перспективной профессии, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов интернет-маркетинга.

«Но это устройство работало без пленки, и руководство отреагировало так: «Это мило, но никому об этом не говори»» — вспоминает Стив Сассон, инженер Kodak, который изобрел цифровой фотоаппарат.

Когда компания наконец осознала то, что весь мир понял давно — что будущее фотографии за цифровыми технологиями — стратегия опять была сосредоточена не на том продукте. В 1996 году Kodak вложила $500 млн в разработку и продвижение камер и фотопленок Advantix. Как и цифровая камера, она позволяла пользователям предварительно просматривать фотографии, но для работы по-прежнему нужна была пленка. Kodak не могла отказаться от лидерства в пленочном производстве и в итоге в 2012 году объявила о банкротстве.

Урок: адаптируйтесь к потребностям рынка и учитывайте долгосрочные прогнозы.

3. Отказ авиакомпании оплатить разбитую гитару

В 2008 году во время перелета рейсом авиакомпании United Airlines гитара музыканта Дэйва Кэрролла за $3,5 тысяч сломалась в багажном отделении. Музыкант по понятным причинам расстроился и потребовал компенсации. Авиакомпания на протяжении девяти месяцев отказывала Кэрроллу. Представители придумывали различные оправдания, что вынудило музыканта прибегнуть к необычной тактике.

Он написал песню под названием United Breaks Guitars и выложил ее на YouTube. За первый месяц песня стала вирусной, ее прослушали более 5 миллионов раз. Это привело к падению стоимости акций UAL на 10%, то есть убытки компании составили $180 млн. А ведь всего этого можно было избежать, компенсировав $3,5 тысяч за разбитую гитару.

Урок: Джефф Безос одержим клиентами не просто так — они могут как помочь бизнесу, так и разрушить его. Социальные сети позволяют людям открыто высказывать свое недовольство, что может сильно навредить бренду.

4. Негативные высказывания о собственном продукте

Джеральд Ратнер в 1984 году унаследовал от своего отца компанию Ratners Group и за шесть лет превратил ее в бизнес с годовым объемом продаж 1,2 млрд фунтов стерлингов. Несмотря на то, что его продукция была не самого высокого качества, она была довольно дешевой. Из-за этого она пользовалась большим спросом у рабочего класса.

23 апреля 1991 года Ратнер выступал с речью на конференции Института директоров в Королевском Альберт-Холле. Присутствующие спросили: «Как вам удается продавать вещи по таким низким цене?». «Потому что это хлам», — ответил Ратнер.

Читайте также:  Токарные работы как бизнес

СМИ ухватились за эти комментарии, и впоследствии акции компании упали на 500 млн фунтов стерлингов за несколько дней. Ратнер был немедленно уволен, а компания была переименована в Signet Group.

Теперь, когда какая-либо компания терпит крах из-за публичной оплошности, это называют «эффектом Ратнера».

Урок: прислушивайтесь к советам людей, которые вас хорошо знают. Жена Ратнера после публичного провала сказала: «Я отговаривала Джеральда выступать с речью, но он знал, чего хочет». Ратнер признал, что ему следовало послушать жену и не пытаться шутить на серьезном мероприятии.

5. Отказ от покупки патента на телефон

В 1876 году в Western Union обратился молодой человек по имени Александр Грэм Белл. Он хотел продать патент на созданное им устройство, которое передавало звуки голоса посредством электрических колебаний, проходящих по проводам. За свое изобретение Белл хотел получить $100 тысяч.

В то время Western Union была бизнес-гигантом стоимостью $55 млн и управляла семью тысячами телеграфных офисов в США. Президент Western Union Уильям Хортон посмеялся над Беллом, сказав: «Какую пользу эта электрическая игрушка может принести компании?».

Это оказалось очень дорогостоящим решением, поскольку Белл основал свою собственную телефонную компанию Bell Telephone и быстро доказал, что его изобретение — больше, чем просто игрушка. Два года спустя Ортон признал, что совершил большую ошибку, заявив, что сейчас готов приобрести патент за $25 млн. Позже Ортон нанял Томаса Эдисона для доработки патента и создания другой версии телефона, но Белл подал на них в суд и одержал победу. Western Union не смогла выйти на новый рынок, а Bell Telephone продолжала расти и в итоге сменила название на AThttps://rb.ru/story/krupnejshie-biznes-oshibki/» target=»_blank»]rb.ru[/mask_link]

Не бойтесь «факапов». Эти истории доказывают, что без ошибок нет движения вперед

Фото с сайта posthotel.cc

За многими историями успеха стоит не одна история провала — просто о них не принято говорить вслух. Но наши герои не бояться рассказывать о своих фейлах и факапах. Мы собрали самые яркие истории, которые подтверждают — не надо бояться ошибок, они только помогают двигаться вперед.

1. Зиссер, Капустин и Кнырович не побоялись рассказать о своих провалах. Что в этом полезного — мнение организаторов FuckUp Nights Minsk. Этот материал о мероприятии, на котором участники делятся своим неудачным опытом в бизнесе или проектах. На FuckUp Nights Minsk выступали многие известные белорусские предприниматели — все они делились своими историями провалов.

Организаторы мероприятия считают: «Каждая ошибка — это история про то, что мы что-то не заметили (могли полениться посмотреть/изучить/уточнить/спросить), не уделили должного внимания зарождающейся проблеме, понадеялись «на авось» и т.д.

Все это происходит из-за наших внутренних «ограничений». Удастся ли сказать себе правду? Сможем ли мы честно признать, описать и проанализировать истинную причину факапа? Где в истории факапа место личной истории и как они переплетены? Это основные моменты ценного и интересного выступления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин