Процесс «Управление работами по ТОиР» следует за процессом планирования и позволяет организовать выполнение спланированных работ с учетом реальных условий.
Управление работами – координация непосредственного выполнения спланированных заранее работ по ТОиР. Работы, которые выполняются в реальных условиях действующего производства, требуют более четкой координации при изменении условий. Спланировать и заложить в нормативы все возможные отклонения нереально, поэтому в процессе управления работами происходит управление фронтом работ непосредственно перед началом их выполнения (на горизонте планирования неделя – день – смена).
Цель процесса – оперативная организация ТОиР и балансировка ресурсов на горизонте неделя или день.
Процесс «A6 Управление работами по ТОиР» содержит следующие подпроцессы (рис. 1):
- A6.1 Недельное планирование работ по ТОиР;
- A6.2 Выдача заказа на работы по ТОиР;
- A6.3 Формирование технического отчета.
Рисунок 1. Диаграмма A6 Управление работами по ТОиР
Семинар Типовые бизнес-процессы управления ТОиР
A6.1 Недельное планирование работ по ТОиР
В процессе «A6.1 Недельное планирование работ по ТОиР» разрабатывается недельный план и балансируются ресурсы.
Цель данного процесса – запланировать работы с учетом наличия всех необходимых ресурсов и их балансировки.
На основании поступивших внеплановых заявок на ТОиР производится корректировка месячного плана и формируется график работ по ТОиР на неделю, уточняется перечень оборудования, требующего останова. В соответствии со сформированным графиком работ ТОиР на неделю производится балансировка трудовых ресурсов с целью распределения работ по ТОиР между конкретными исполнителями по датам и времени выполнения. На основании месячного плана формируется перечень оборудования, требующий останова в период планируемой недели, и согласовывается дата и время останова оборудования с производственным подразделением (рис. 2).
Рисунок 2. A6.1 Недельное планирование работ по ТОиР
В случае изменения планируемых дат остановов производится корректировка графика работ по ТОиР на неделю.
На входе процесса:
- Месячный план по
ТОиР. - База данных оборудования ТОиР (база данных
оборудования, технологические карты на ремонт).
Основными выходами процесса являются: - Недельный график
работ по ТОиР. - Изменения в месячный план по ТОиР.
Владельцем процесса является главный механик, исполнителем – механик.
A6.2 Выдача заказа на работы по ТОиР
В процессе «А6.2 Выдача заказа на работы по ТОиР» проводится выдача заказ-нарядов.
Процесс разработан с целью выдать точные задания на работы для последующего их выполнения и учета.
На основании недельного графика ТОиР формируется и распечатывается наряд-задание на выполнение работ. Распечатанное наряд-задание передаётся исполнителям работ. На опасные работы требуется оформление наряда-допуска (рис. 3).
Рисунок 3. A6.2 Выдача заказа на работы по ТОиР
Основные бизнес-процессы управления ТОиР. Массовый сбор и очистка данных. Запуск АСУ. RCM
На входе процесса:
- Недельный график работ по ТОиР.
Основными выходами процесса являются:
- Заказ на объемы работ.
- Требование на склад.
- Заказ на объем работ, требующий допуск по безопасности.
Владельцем и исполнителем процесса является механик.
A6.3 Формирование технического отчета
В процессе «А6.3 Формирование технического отчета» формируется технический отчет о работе оборудования.
Процесс разработан с целью отражения несоответствий при выполнении работ для последующего их анализа (рис. 4).
Рисунок 4. A6.3 Формирование технического отчета
Технический отчет содержит следующие направления:
- Управление уровнем общих затрат на ТОиР.
- Управление видами ТОиР.
- Управление трудозатратами на выполнение работ по ТОиР.
- Управление затратами на выполнение работ по ТОиР подрядчиками.
- Управление простоями оборудования.
- Управление ТМЦ, используемыми для ТОиР.
- Управление собственным персоналом ТОиР.
- Охрана труда и промышленная безопасность.
- Экологическая безопасность.
Периодически по выбранным направлениям производится расчёт плановых значений ключевых показателей эффективности. При наступлении срока проверки значений ключевых показателей эффективности (КПЭ) процессов ТОиР или при необходимости выполнения внепланового анализа производится расчет КПЭ за заданный период (смена, месяц, квартал, полугодие или год). На основании данных системы АСУ ТОиР рассчитываются текущие значения КПЭ ТОиР. Формируется аналитический отчёт по выявленным отклонениям КПЭ процессов ТОиР.
На основании выявленных отклонений от планируемых значений КПЭ процессов ТОиР готовятся предложения по повышению эффективности процессов. Разработанные предложения направляются руководителям для согласования, а затем в структурные подразделения для исполнения.
На входе процесса:
- Недельный график работ по ТОиР.
- Ежемесячные планы.
- История анализа технических параметров оборудования.
- Наработка оборудования.
- База данных оборудования ТОиР.
Выход процесса – технический отчет.
Владельцем процесса является главный механик, исполнителем – механик.
Журнал Prostoev.NET № 3(28) 2021
А. Докин, консультант ООО «Простоев.НЕТ»
Источник: dzen.ru
Как мы управляем надежностью производственного оборудования огромной вертикально-интегрированной компании
Привет, Хабр! Большинство людей хотят получить максимум эффекта, прикладывая минимум усилий. Например, было бы круто создать идеальный сервис для клиента, но потратить на это как можно меньше денег. Или повысить уникальные товарные свойства продукта без соразмерного увеличения себестоимости.
А как думаете, можно ли существенно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования и при этом повысить его общую эффективность? Мы в «Северстали» сделали это!
С вами снова Ольга Пешина, я развиваю цифровизацию ремонтных процессов и сегодня расскажу, как создавали программный комплекс стратегического управления ремонтными процессами — ПО «Надежность».
Что болит у производственной компании?
Любая производственная компания стремится снизить потери и риски, уменьшить негативное влияние на экологию и повысить безопасность сотрудников.
Анализируя причины потерь, мы пришли к выводу, что часть из них связана с техническим состоянием оборудования, его отказами и неисправностями. Но как добиться необходимого уровня надежности техники? И как это сделать, чтобы не увеличивать затраты на техобслуживание и не останавливаться на плановое ТО для обеспечения идеального состояния?
Да и нужно ли это делать для всего (очень разношерстного) парка оборудования? А как понять, в какой момент важнее всего иметь это идеальное состояние? А как успеть все привести в порядок за короткое время и с ограниченным количеством персонала?
Система ТОиР: особенности и преимущества
Нужна консультация? Оставьте контакты и мы ответим на все вопросы!
Опубликовано чт, 08/11/2022 — 10:03 пользователем avada
Деятельность любой компании базируется на оборудовании и использованной технике, поэтому важно своевременно проводить комплекс мероприятий организационного характера. Система ТОиР позволяет осуществлять ремонтные работы и предотвращать неисправности, чтобы избежать снижения производительности.
Особенности и взаимосвязь всех элементов обслуживания
Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — это объединение профилактических мер, направленных на модернизацию, настройку, монтаж, диагностику и проверку работоспособности тех. средств. Благодаря этому можно поддерживать оснащение и оптимизировать обработку документации. Все операции последовательны и взаимосвязаны между собой.
Элементами механизма являются:
- Производственные активы — это техника, оборудование и инструменты. Они обеспечивают повышенную рентабельность, поэтому обязаны находиться в исправном состоянии.
- Средствами поддержки являются запчасти, материалы и приборы, поддерживающие агрегаты и позволяющие предпринять предупредительные меры.
- Программное обеспечение предусматривает систематизацию всей деятельности фирмы. Осуществляется взаимодействие с данными по проверке исправности всего имеющегося актива. К нему относятся всевозможные программы, платформы для качественного мониторинга и диагностики.
- Документация в виде технологических карт, планов и справочников предусматривает регламент по реализации системы ТОиР оборудования на предприятии, а также задает параметры качества работ.
- Инженерные работники занимаются исправлением дефектов и поддержанием механизмов в должном состоянии, применяющихся в промышленности.
Зачастую организуется специальное отделение, на которое возлагается ответственность за работоспособность оснащения на производстве. Для решения вопросов применяются модули и платформы, чтобы систематизировать все процессы.
Этапы ТО
Система технического обслуживания и ремонта оборудования представляет собой определенный комплекс организационных операций. Они направлены на поддержание эксплуатационных свойств и сокращение поломок технологического и энергетического оснащения. Процесс состоит из следующих этапов:
- Профилактический — необходим для комфортного взаимодействия всех узлов агрегата. Сюда можно отнести предупреждение коррозии, очистка от пыли, замену расходных материалов и многое другое.
- Корректирующий — представляет собой комплекс, проводимый в случае необходимости. К нему можно отнести наладку устройств, восстановление соединений элементов, нанесение покрытий или окрасочных материалов.
- Прогностический — используется для прогнозирования максимального срока эксплуатации имеющегося актива. В результате этого выявляется подходящий момент для применения реконструкции или переоборудования определенных видов агрегатов. Это необходимо, чтобы избежать преждевременных поломок.
- Текущий — гарантирует значительную работоспособность устройств и приборов путем замены отдельных запчастей, которые не являются базовыми.
- Капитальный — подразумевают замену или улучшение базовых узлов и деталей.
Система ТОиР электрооборудования и техники преследует одну цель — исключить досрочный выход из строя деталей и механических элементов. Все пункты включаются в график и выполняются ремонтниками-электриками.
Решение множества задач при автоматизации
Определить вручную пригодность механизмов сложно. Система ТОиР оборудования способствует формированию оценки ситуации и ведению отчетности в большом объеме. При этом исключаются просчеты и ошибки, ведь из-за неправильно составленного прогноза может прекратиться вся организационная деятельность.
Во избежание подобных проблем внедряются соответствующие программные продукты. Система технического обслуживания и плановых ремонтов способствует автоматизации всех этапов, обеспечивая организации уверенность в будущем. Увеличивает уровень эффективности и конкурентоспособности.
Внедрение инноваций предоставляет следующее:
- Совмещение планов тех. обслуживания с концепциями внутреннего распорядка предприятия.
- Уменьшаются риски.
- Хорошая оснащенность предусматривает осуществление поставленных задач.
- Учитываются конструктивные свойства, что упрощает тех. обслуживание.
- Эффективное использование рабочего времени.
- Оптимизация расходов на устранение дефектов.
- Заблаговременное пополнение запасов материалов и запчастей для проведения работ.
- Сокращается число простоев устройств.
Система ТОиР на предприятии гарантирует надежность, стабильность и успешность любой фирме. Происходит предупреждение аварийных ситуаций из-за поломки агрегата, разного рода ошибок, человеческого фактора, что способствует уменьшению затрат на починку оснащения.
Преимущества использования
На сегодняшний день существует множество систем управления ТОиР. Они все направлены на качественное управление активами и ресурсами. Различие между ними заключается только в функциональных особенностях. Благодаря системе технического обслуживания и ремонта техники скорость получения и обработки сведений резко возрастает.
Все возникающие изменения автоматически фиксируются, что позволяет своевременно решать проблемы. При этом формируются прогнозы и отчеты.
Система обслуживания ремонта оборудования (ТОиР) основывается на грамотной оптимизации всех планово-предупредительных мероприятий. Кроме того, оценка эффективности может выстраиваться в соответствии с критериями каждой отдельной фирмы. С ее помощью можно контролировать и управлять производственными процессами, осуществлять анализ и оптимизировать разные показатели. Это дает возможность делать выводы и изменять подход, совершенствовать, уменьшать количество расходов или увеличивать их в отношении множества вопросов.
Систематизация обладает следующими преимуществами:
За счет взаимного информирования между ремонтными бригадами и сведениями о наличии запчастей снижаются затраты предприятия. Появляется возможность планирования выполнение ППР, ведения электронного архива проведенных починок. При этом увеличивается уровень производительности и повышаются показатели рентабельности. Благодаря возможности вводить данные вручную можно вносить любые изменения под определенный тип производства. Внедрение специализированной программы управления позволяет руководителям технологических служб интегрироваться в корпоративный план, получать и предоставлять более точную и своевременную информацию по всем задачам, связанным с планированием и учетом.
Стратегии ТОиР
Стремление минимизировать простои оборудования и провести ремонт до полного отказа привело к появлению различных моделей планирования ТОиР или стратегий, нацеленных на эффективное управление активами предприятий. Они учитывают различные факторы, в том числе и временной. По способу получения информации о состоянии устройства различают две модели учета:
- Стохастическая. Здесь возможность выхода из строя оборудования оценивается на основе имеющихся статистических данных и теории вероятности.
- Детерминированная. Вывод делается, исходя из сведений о реальном техническом состоянии оборудования.
Информационные модели могут быть двух типов: реактивными и активными. Первые реагируют после поломки оборудования, вторые — основываясь на статистических или реальных данных о состоянии устройств, проводят превентивные ремонтные работы. Получаются 4 варианта стратегии ТОиР:
- Аварийное обслуживание, «после отказа».
- Планово-предупредительное обслуживание или ППР.
- Обслуживание по техническому состоянию или ТС.
- Проактивное обслуживание.
Каждая из стратегий имеет отрицательные и положительные стороны. Перед тем как организовать ТОиР, необходимо определиться с выбором системы.
Аварийное или пассивное обслуживание
Исторически первая модель планирования, доминирующая во второй половине XX века. Ремонт или обслуживание в этом случае происходит только после поломки. Это стохастическая реактивная стратегия. Единственным плюсом данного метода является отсутствие трат на сбор и обработку данных о состоянии оборудования.
Однако, при таком подходе не предусматривается создания структуры для планирования расходов на ремонт и внедрения процессов автоматизации. Поэтому даже при небольшой поломке простой будет длиться долго. Ситуацию может исправить заключение договора с компанией, которая будет заниматься ремонтом и держать склад с новыми деталями для оперативного устранения поломки. Также она проводит анализ технического состояния и возможных затрат при эксплуатации. Но, если для предприятия неприемлемы риски, связанные с простоем, то данная стратегия не используется.
Планово-предупредительная стратегия
Еще одна стохастическая модель, но с активным характером осуществления ремонтных операций. Проводится сбор статистических данных для планово-предупредительных ремонтов или ППР. Формируется регламент работ, в соответствии с которым происходит замена узлов. Это снижает время аварийных простоев. Но появляются значительные расходы на ТОиР из-за плановых ремонтных работ и привлечения дополнительного трудового резерва.
Так как данные для проведения ремонта собираются вероятностным способом, то это не гарантирует отсутствие внезапных отказов. Уменьшить затраты можно, подписав договор с сервисной компанией на плановое и аварийное обслуживание. Данный вид стратегии используют при работе с ответственным оборудованием, простой которого невозможен или должен быть минимизирован. Применение инструментов автоматизации позволяет составить понятный график мероприятий по ТОиР.
Обслуживание по состоянию или по ТС
Первая детерминированная модель. Стратегия определяется с учетом не статистических данных об отказах, а с учетом реального состояния узлов и агрегатов. Для решения задач планирования используются автоматизированные системы.
Замена происходит по данным, полученных от инструментов контроля износа оборудования, а также по статистике отказов конкретного узла, планам наработки часов, составляются отчеты. Стратегия позволяет снизить расходы по сравнению с ППР. Однако, для организации службы и выполнения задач необходимо приобрести дорогостоящее измерительное оборудование или установить системы самодиагностики. При этом будет наблюдаться снижение эффективности при долгосрочном планировании ТОиР, особенно при большом числе технологических объектов.
Проактивная стратегия
Здесь, кроме сбора точных статистических данных о каждом узле и информации о реальном положении производственной системы, аккумулируются данные о техническом состоянии узлов с течением времени. Все ресурсы нацелены на то, чтобы активными предупреждающими действиями не допустить аварийного простоя, а замену деталей проводить только непосредственно перед поломкой.
Согласно теории, дефекты всегда присутствуют и со временем превращаются в неисправности. Ремонт должен замедлить разрастание критических поломок. Для выполнения подобных задач вначале потребуются большие вложения, но потом следует ожидать сокращения расходов на ТОиР. Данная стратегия наиболее гибко позволяет управлять ресурсами и купировать причины поломки. Но никакое планирование не защитит от форс-мажорных обстоятельств, например, человеческого фактора.
Программы автоматизации
Для автоматизации технического обслуживания и контроля за выполняемыми операциями в крупных компаниях используют особые решения класса EAM или Enterprise Asset Management. С помощью данных инструментов можно составить схему планирования ТО и ремонта, они предназначены настроить управление процессами. Самая распространенная программа в России — 1С ТОиР. Часто проводят ее интеграцию в ERP-системы, например, в 1C ERP. Этот программный продукт требует детальных знаний о характере производства.
Автоматизация помогает клиентам сервисных центров наладить процесс своевременного приобретения зип, обеспечивает стабильность работы. Также можно повысить эффективность ТОиР, за счет уменьшения ручного труда сотрудников, что приведет к нивелированию случайных потерь заявок.
EAM системы призваны сократить общие расходы на ремонт и техническое обслуживание. В случае если ТО проводит сервисная компания, то сложных процессов для регулирования программой нет. В этом случае нет необходимости внедрять программу уровня 1С ТОиР, а можно воспользоваться системой Okdesk для работы с клиентскими заявками.
Инструмент позволяет также вести цифровые паспорта инфраструктуры, проводить учет оборудования, определять к какому объекту привязана заявка. Программа может обслуживать и заявки, которые проходят вне договора с сервисной компанией. Благодаря этой опции, возможно вести учет платных работ и запчастей, что обеспечивает стабильность функционирования оборудования.
Обязательные функции программ автоматизации
Для должного функционирования автоматизация систем ТОиР должна включать в себя несколько блоков и обеспечивать исполнение некоторых функций. Это следующие элементы:
- Составление списка с оборудованием. Он может быть как простым, удобно привязанным к нескольким событиям или объектам, так и иерархическим, в котором указан больший функционал, например, узлы, детали сложного оборудования. Желательно реализовать оба варианта.
- Создание цифровых паспортов эксплуатируемой техники. В системе ТОиР должна быть предусмотрена возможность хранения списков выполненных и предстоящих работ, а также инструкции. Желательно, чтобы ко всем данным был доступ у выездного специалиста через мобильное приложение.
- К каждой технологичной единице нужно привязать списки с данными о проведенных и планируемых работах. Обычно реализуют в виде графиков профилактик. Можно планировать как разовые, так и повторяющиеся ремонты. При этом учитывается график работы специалистов.
- Ведение учета запасных деталей. Можно реализовать в EAM-системах или интегрировать их с системами учета складов.
- Данные о выполненных работах необходимо документировать в системах автоматизации или в других приложениях.
Также современные системы должны иметь модуль планирования по календарю, так как часть техники должна обслуживаться по регламентированному графику, установленному производителем. Важно наличие условий для реализации разграничения прав доступа пользователей.
Таким образом автоматизации в системе ТОиР подлежат следующие функциональные составляющие:
- Блок, содержащий справочник с перечнем оборудования. При необходимости каждому члену задаются атрибуты.
- Планирование ремонтов как текущих, так и предстоящих.
- База с паспортами оборудования. В настройках предусмотреть различные уровни доступа.
Желательно, чтобы сервис автоматизации мог интегрироваться с внешними системами мониторинга и диспетчеризации.
Нормы для планирования ремонта по системе ТОиР
Основные величины для измерений:
- срок межремонтного периода;
- количество времени, выделяемого на ремонтные работы;
- время простоя оборудования во время ремонта;
- количество трудозатрат на ремонт.
Межремонтным периодом или ресурсом называют временной период, в течении которого обеспечивается заданная эффективность оборудования. Существует 2 вида межремонтных циклов:
- до первого капитального ремонта;
- обычный межремонтный цикл.
В первом случае — это время работы оборудования от начала и до первого капитального ремонта. Устанавливается изготовителем и указывается в ТУ. Во втором случае — это промежуток времени между двумя плановыми ремонтами. Для капитального ремонта разрешено отклонение по нормативам межремонтного ресурса на 10% в большую или меньшую сторону. Для текущего ремонта отклонение составляет 15% в обе стороны.
Обычно объем текущего ремонта составляет 10-20% от капитального, может быть и расширенный текущий ремонт — 30-40% от капитального. Время простоя оборудования в ремонте складывается из периодов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ.
Реальное применение системы ТОиР
Специалисты компании описали опыт внедрения автоматизации с помощью программы 2 КОРП на основе ERP-решений 1С:ТОиР. Внедрение осуществлялось по заявке компании, занимающейся эксплуатационным бурением, ремонтом скважин в нефтегазовой отрасли, разработкой и освоением растворов.
Поставленные цели и задания по внедрению
Были заданы следующие цели автоматизации ТОиР:
- Уменьшение количества поломок оборудования вследствие запоздалого ППР.
- Получение информации о реальном состоянии исследуемых узлов или объектов ремонта — ОР.
- На основании предоставленных нормативов автоматизировать графики ППР.
- Проводить анализ исполнимости программы на установленном оборудовании.
Усовершенствованные функциональные блоки :
- Учет ОР был автоматизирован по комплектации, технологической позиции и местонахождению
- Планирование ТО и ремонтов по данным о производственной программе, включая ее корректировку, и по сведениям о фактической наработке.
- Диспетчеризация.
- Выдача нарядов на основании разработанных графиков ППР.
- Создание АРМ — автоматизированного рабочих мест, что включает в себя сведения об исполнителях, о текущем состоянии ремонта, материальных затратах и стоимости.
Была произведена интеграция ТОиР с учетной системой.
- ‹ Предыдущая статья
- Следующая статья ›
Источник: itscan.ru