Итак, анализ международного бизнеса в контексте проблем эффективного управления им позволяет выделить следующие его родовые черты:
1. Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает от аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.
2. Стремясь реализовать эти преимущества (а для начала — найти их), предприниматели стремятся использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из:
• ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов);
• емкости зарубежных рынков;
• правовых особенностей зарубежных стран;
• специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.
3. Международный бизнес существенно варьируется в зависимости от двух главных параметров его развития и в первую очередь от глубины вовлечения (уровня интернационализации). Своего рода ось развития «чисто строковый бизнес — мультинациональный бизнес» как раз и включает этапы роста этого уровня: от разовых экспортных поставок на зарубежный рынок до развитой структуры мультинациональной корпорации, для которой НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, покрывающими весь земной шар и охватывающими десятки стран и сотни рынков.
Урок 3. Среда международного бизнеса
4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не зависящий от национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллектиWow, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе.
5. Есть ряд непременных условий, которые ставит международный бизнес перед любой фирмой, стремящейся серьезно войти в него, и важнейшее из них — учет в бизнесе культурного фактора, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес. Эта проблема остра ровно настолько, насколько разнятся культуры страны базирования данной фирмы и той или иной страны ее пребывания. Извлечение (или потеря) дополнительной прибыли за счет культурного фактора зависят, естественно, от организации, ситуационных факторов и т. д.
6. Глобальный характер международного бизнеса есть его важнейшая определяющая черта сегодня: он, по существу, охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т. д. (и сам охватывается ими). По мере продвижения от уровня к уровню интернационализации все более возрастает значение того, как это качество проявляется в данном бизнесе или, точнее, как эффективность этого бизнеса определяется использованием глобализации. А уже сама глобализация органически переплетает внутри себя те пять характерных признаков, которые отмечены выше (доступность и всеобщность; ступенчатость развития; технологическая глобализация; финансиаризация; дивергентно-конвергентное взаимодействие национального и интернационального).
7. И наконец, международный бизнес как система обновляющихся и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, нежели имеющаяся в любом страновом бизнесе — еще одна и, по-видимому, наиболее важная современная характеристика этой категории.
8. «Мультиповерхность» соприкосновения с рынком и «экстрагирование» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу постоянно впитывать все лучшее в мировой практике. Международный бизнес как «опыляющая пчела» вызывает сегодня особый интерес.
9. Информация — главный стратегический ресурс, а адаптивность — главное стратегическое оружие.
10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.
11. В отличие от внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.
На основании этой систематизации составлена сравнительная таблица «Страновый бизнес — международный бизнес», которая, в свою очередь, послужит конструктивным механизмом перехода от страновой модели менеджмента к международной (табл. 1.1). Проведенный в ее рамках итоговый сравнительный анализ позволяет теперь достаточно четко определить и конструктивно рассмотреть категорию «международный менеджмент».
Источник: studopedia.su
Характерные черты международного бизнеса
Анализ международного бизнеса в контексте проблем эффективного управления им позволяет выделить следующие его черты:
1. Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает от аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.
2. Стремление использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из:
• ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов);
• емкости зарубежных рынков;
• правовых особенностей зарубежных стран;
• специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.
3. Международный бизнес существенно варьируется в зависимости от двух главных параметров его развития и в первую очередь от глубины вовлечения (уровня интернационализации): от разовых экспортных поставок на зарубежный рынок до развитой структуры мультинациональной корпорации.
4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не зависящий от национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллектиWow, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе.
5. Есть ряд непременных условий, которые ставит международный бизнес перед любой фирмой и важнейшее из них — учет в бизнесе культурного фактора, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес.
6. Глобальный характер международного бизнеса есть его важнейшая определяющая черта сегодня: он, по существу, охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т. д. (и сам охватывается ими). А уже сама глобализация органически переплетает внутри себя пять характерных признаков (доступность и всеобщность; ступенчатость развития; технологическая глобализация; финансиаризация; дивергентно-конвергентное взаимодействие национального и интернационального).
Доступность и всеобщность. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается, в своего рода, неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны открытия перед ними невиданных ранее потенциальных полей деловой активности.
Ступенчатость развития. Вхождение фирмы в международный бизнес, как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации. Само вхождение в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном этапе это как минимум — порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее нормально продавать товары за границей, то по мере ее развития это и вопросы грамотного развития дистрибьюции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспортными сетями и т. д.
Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:
• он может эффективно осуществляться «не выходя из офиса»;
• он может осуществляться в режиме реального времени;
• он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.
Сложное взаимодействие национального и интернационального. Здесь решается вопрос о влиянии на деловую жизнь конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур.
С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным процессам: начиная от джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира.
Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей «усредненной» (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране.
Профессионалы в системе международного бизнеса постоянно убеждаются в том, что если обостренные национальные чувства и несут в себе немало проблем для их работы, то одновременно они же дают и интереснейшее поле новых достижений и мощного роста эффективности межстрановых деловых операций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.
7. Международный бизнес — система обновляющихся и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, нежели страновой бизнес.
8. Информация — главный стратегический ресурс, а адаптивность — главное стратегическое оружие.
9. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.
10. В отличие от внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих формах.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Ответы на вопросы № 1-55 к экзамену по дисциплине «Международный бизнес» (Основные черты и направления глобализации международного бизнеса. Основные этапы и типы организационных структур управления МБ)
Интернационализация – межстранное общение на разных экономических исторических стадиях развития.
Интеграция – объединение (вглубь), стирание границ, сращивание всего. Примеры: ЕС. (схожесть экономических условий и политических режимов);
НАФТА. (Североамериканская зона свободной торговли – Канада, США, Мексика; экономика США превосходит экономики других двух стран);
АТЭС. (Азиатско-Тихоокеанские регионы. Входит 21 страна, в том числе и Россия);
АСЕАН. (политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа.
СССР. (Единое экономическое пространство. На сегодня – Таможенный союз).
МЕРКОСУР. (Общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой.
Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Делятся на: 1. Азиатские. Развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок (Сингапур, Гонконг (в составе Китая), Тайвань и Южная Корея). 2. Латиноамериканские. Развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение (Мексика, Бразилия, Аргентина).
Глобализация – пространственная характеристика интернационализации (вширь). Впервые это понятие ввел Теодор Левитт (1925 г). Он описывает синергетический эффект.
Основные направления глобализации:
1.Финансовая (За счет бирж и электронных денег)
( МНК – многонациональные по капиталу и по деят-ти; ТНК – национальные по капиталу, международные по деят-ти).
4.Интенсификация 5.Тенденция к конвергенции — сближение, уподобление экономик, их хозяйственных механизмов и экономических укладов.
В основе глобализации лежат:
1.Либерализация внешнеторговой политики;
2.Технологические изменения в области средств связи и на транспорте.
Особенность глобализации – создание единого экономического пространства, научно-техническая эволюция.
Глобализация рынка — это свободное международное движение услуг, товаров и по ценам, установленным в мировом масштабе (например, рынок нефти).
Глобализация товара – когда в производстве товаров участвуют разные страны.
+Эффект масштаба; +Диверсификация рынков и свободное движение товаров и услуг; +Расширение товарного ряда и улучшение качества продукции; +Конкурения; +Развитие научно-технического прогресса и инфраструктуры;
— Господство сильных стран;
-Эксплуатация рабочей силы;
2. Экономическое сечение окружающей среды международного бизнеса.
Анализ экономического сечения показывает нынешние и потенциальные возможности потребления товаров и услуг на рынках принимающих стран.
Структура экономического сечения:
1) экономическая оболочка (национальная эконом система, многонациональные и глобальные компании, международные экономические организации);
2) демографическая оболочка (потенциал национального рынка)
3) природная оболочка (природные ресурсы и экология,ландшафт и климат, катастрофы, антропометрия);
4) финансовая оболочка (платежный и торговый баланс страны, учет обменных курсов и валютных рисков);
5) технологическая оболочка (уровень развития науки и техники в стране).
Экономическое сечение окружающей среды МБ – можно выделить 3 блока:
Блок 1. Общая характеристика экономической системы и модели рыночной экономики.
I тип — экономически развитые страны. Это:
-«большая 7» Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. (ВВП на душу от 10-20 тыс долл; большие масштабы);
— развитые страны — др страны Европы. (уровень ВВП тот же, экономически значимы);
-страны «переселенческого капитализма». Бывшие колонии Великобритании: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Эти государства характеризуются высоким уровнем социально-экономического развития;
II тип — развивающиеся страны.
-страны-члены ОПЕК – экспортёры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия и тд);
— страны со ср. уровнем развития (Северная Африка);
-наименее развитые страны (доход на душу населения не выше 750 долл
Похожие материалы
- Международный бизнес: Методические указания для подготовки и написания курсовых работ
- Защита глобальной экологии в международном бизнесе
- История Чилийской лесопромышленной группы CMPC (Compañía Manufacturra de Papeles y Cartones)
Источник: vunivere.ru