Основные элементы бизнес процессов

В статье приведены основные подходы рассмотрения понятия бизнес-модель, ее составные элементы, требования к ее построению, значение для организации процессного управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлова Е. М.

Методические рекомендации к моделированию бизнес-процессов университета

Моделирование бизнес-процессов компании по производству окон как инструмент достижения стратегических целей с использованием balanced score card

Оценка основных подходов к моделированию процессов управления
Управление деятельностью университета на основе процессного подхода
Моделирование бизнес-процессов вуза при внедрении процессного управления
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PROCESS MODEL AS AN IMPORTANT ELEMENT THE ORGANIZATION OF BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

The article presents the main approaches of the notion of business model, its constituent elements, the requirements for its construction, the value for the organization of process management.

Основные элементы нотации BPMN

Текст научной работы на тему «Модель бизнес-процесса как важнейший элемент организации процессного управления предприятием»

УДК 65:519.86 Е.М. Михайлова СГГ А, Новосибирск

МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье приведены основные подходы рассмотрения понятия бизнес-модель, ее составные элементы, требования к ее построению, значение для организации процессного управления предприятием.

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo U1, Novosibirsk, 630108, Russian Federation

BUSINESS PROCESS MODEL AS AN IMPORTANT ELEMENT THE ORGANIZATION OF BUSINESS PROCESS MANAGEMENT

The article presents the main approaches of the notion of business model, its constituent elements, the requirements for its construction, the value for the organization of process management.

Современная практика показывает, что процессный подход является наиболее эффективным подходом к организации управления на предприятии. Не случайно общемировой тенденцией развития менеджмента сегодня является применение процессного подхода.

В основе данного подхода лежит взгляд на организацию как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не только функциональных подразделений. Бизнес-процессы объединяют отдельные функции в общие потоки и в целом направлены на достижение конечного результата деятельности.

В качестве важнейшего элемента процессного управления выделяют моделирование бизнес-процессов.

Моделирование бизнес-процесса представляет собой процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций. Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме, более удобной для аналитической обработки полученной информации.

Читайте также:  Эзотерика как начать свой бизнес

Таким образом, центральным понятием процессного управления мы считаем модель бизнес-процесса, понимание которого позволит оптимизировать организацию системы управления, повысить ее эффективность. Между тем, единого взгляда на сущность рассматриваемого понятия нет. В результате возникает острая необходимость в выделении такового.

Известно, что модель отражает структуру бизнес-процессов организации, детали их выполнения и последовательность документооборота. При этом, она должна позволять проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Модель бизнес-процессов затрагивает многие аспекты деятельности компании. В частности, принято считать, что она должна затрагивать:

— Изменение организационной структуры предприятия;

— Оптимизацию функций подразделений и сотрудников;

— Перераспределение прав и обязанностей руководителей;

— Изменение внутренних нормативных документов и технологии проведения операций;

— Новые требования к автоматизации выполняемых процессов и т. Д.

Таким образом, на этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:

1) Существующая организационная структура;

2) Документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и необходимые для моделирования документооборота, с описаниями их основного смысла;

3) Структура бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих групп к частным бизнес-процессам;

4) Диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т. П.) Между действующими лицами.

При рассмотрении сущности модели бизнес-процесса важно выделить и описать основные ее элементы, определяющие ее вид, форму, структуру и т. п. К наиболее значимым элементам можно отнести следующие:

1. Владелец бизнес-процесса — должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о бизнес-процессе, управляет ходом бизнес-процесса и несет ответственность за результаты и эффективность бизнес-процесса.

2. Вход бизнес-процесса — ресурс, необходимый для выполнения бизнес-процесса.

3. Выход бизнес-процесса — результат (продукт, услуга) выполнения бизнес-процесса.

4. Поставщик — субъект, предоставляющий ресурсы.

5. Потребитель (клиент) — субъект, получающий результат бизнес-процесса.

Читайте также:  Производство чего либо как бизнес

6. Операция (работа) — часть бизнес-процесса.

7. Регламент бизнес-процесса — документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям.

При описании окружения бизнес-процесса его входы и выходы принято делить на два типа: первичные и вторичные. В результате такого деления получаются первичные и вторичные входы, а также первичные и вторичные выходы. Рассмотрим подробнее особенности каждого типа входа и выхода.

Первичным входом процесса являются изначальные материальные и нематериальные входы, запускающие операции процесса. Т. е. включает поток объектов, инициирующий «запуск» бизнес-процесса, например заказ клиента, план закупок и т. д.

Вторичные входы — потоки, являющиеся вспомогательными по ходу исполнения бизнес-процесса, не инициирующие его. Они включают потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание бизнес-процесса, например стандарты, правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.

Первичным выходом называются выходы, представляющие собой главную цель процесса. Они представляют собой основной результат, ради которого существует бизнес-процесс, определяются его целью, назначением бизнес-процесса.

Вторичные выходы — потоки результатов процесса, отличные от основной его цели, такие выходы также могут служить входами другим процессам. Вторичный выход является побочным продуктом бизнес-процесса, который может быть востребован вторичными клиентами.

У бизнес-процесса также выделяют два типа потребителя:

— Внутренний — находящийся в организации и, в ходе своей деятельности, использующий результаты (выходы) предыдущего бизнес-процесса;

— Внешний — находящийся за пределами организации и использующий или потребляющий результат деятельности (выход) организации.

Таким образом, из структуры модели бизнес-процесса вытекают требования к его описанию и подходы к управлению. В нашем понимании описать бизнес-процесса означает:

1) Определить владельца бизнес-процесса;

2) Определить границы бизнес-процесса (границы ответственности и полномочий владельца процесса по управлению процессом);

3) Определить потребителей и выходы бизнес-процесса;

4) Определить поставщиков и входы бизнес-процесса;

5) Определить ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса (находятся в распоряжении владельца процесса);

6) Описать технологию выполнения бизнес-процесса (например, с использованием графических схем в выбранных нотациях);

7) Разработать показатели, по которым оценивается бизнес-процесс, его результаты и удовлетворенность клиентов бизнес-процесса;

8) Описать работу владельца по анализу и улучшению бизнес -процесса, а также его отчетность перед вышестоящим руководителем.

Для создания более совершенной модели и устойчивой структуры предприятия необходимо найти истоки усложнения бизнес-процессов. Усложнение структуры предприятия происходит по следующим причинам:

Читайте также:  Информационные системы управления эффективностью бизнеса это

1) Нагрузка на предприятие из-за роста объема производства;

2) Расширение ассортимента продукции или услуг;

3) Усилия, направленные на экономию и устранение непроизводительных затрат;

4) Давление конкурентов;

5) Исправление ошибок и повторное выполнение операций;

6) Необходимость фиксации промежуточных сведений.

Все выше перечисленное способствует усложнению деятельности предприятия. Это значит, что точно описывающая бизнес-процессы модель данных также будет сложной.

Одновременно с усложнением модели бизнес-процесса необходимо осуществлять и ее детализацию. Детальное моделирование бизнес-процессов выполняется по разработанной модели, должно отражать требуемую детализацию и обеспечить однозначное представление о деятельности организации.

При построении детальных моделей потоков работ можно использовать декомпозицию.

Декомпозиция в общем смысле — это метод, позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, расщепление объекта на составные части по установленному критерию. При разработке моделей бизнес-процессов декомпозиция предполагает более подробное описание каждая операции, на отдельном листе в виде модели в той же (или другой) нотации. При этом для этого каждую или некоторые работы процесса рассматривают как подпроцесс и описывают в виде отдельной схемы бизнес-процесса второго уровня. Однако, необходимо учитывать, что при проведении декомпозиции возникает ряд проблем с увязкой моделей на разных уровнях и моделей в рамках одного уровня.

Детальная модель бизнес-процесса должна включать:

1) Набор прецедентов отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть»;

2) Диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;

3) Диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.

Подготовленные модели бизнес-процессов должны быть согласованы с

ведущими специалистами организации, обладающими необходимыми знаниями. В случае если после построения моделей согласование не было

достигнуто, в модель должны быть внесены необходимые уточнения и коррективы. Процесс итерации (согласование, внесение корректив и уточнений) должен повторяться до момента полного подтверждения, что модель понятна и однозначно представляет детали бизнес-процессов.

Таким образом, моделирование бизнес-процессов — это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия. Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин