Основные правовые нормы деятельности предпринимателей

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Как читать книгу после покупки

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 99 ₽
Ваш доход с одной покупки друга: 9,90 ₽
Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться Войти

  • Объем: 150 стр.
  • Жанр:п равоведение, п редпринимательское право, у чебники и пособия для вузов, ю риспруденция
  • Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменамРедактировать

Предпринимательское право. Краткий курс
Шрифт: Меньше Аа Больше Аа

1. Основные понятия, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права РФ

1. Отрасль российского предпринимательского права следует рассматривать как совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения, другие связанные с ними отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.

правовые основы предпринимательской деятельности

2. К предмету предпринимательского права относятся общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые делятся на отношения горизонтальные (предприниматель – предприниматель) и вертикальные (предприниматель – орган управления). В предмет также входят некоммерческие отношения, связанные с предпринимательскими, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства и т. д.

3. Основным понятием предпринимательского права является понятие «хозяйствующий субъект», т. е. лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Это понятие шире, чем понятие «предприниматель», например, учебное заведение (некоммерческая организация), не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

4. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на постоянное получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью является свободным волеизъявлением.

5. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения складывающихся условий деятельности. Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществлением проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права – предпринимательское право.

Правовые основы предпринимательской деятельности. Видеоурок 23. Обществознание 10 класс

6. Существуют следующие виды хозяйственных норм – регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. К главным условиям развития предпринимательства относится многообразие форм собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью и свобода труда.

7. Под методами правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования.

8. В предпринимательском праве (как и в любой другой отрасли права) используется не один, а несколько методов правового регулирования:

✓ метод обязательных предписаний;

✓ согласования (независимости воли сторон правоотношений);

9. С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений, обязательность тех или иных действий либо их запрет. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности: определения структуры суммы издержек, включаемых в себестоимость продукции; обязанности государственной регистрации субъектов предпринимательства; норм антимонопольного, налогового законодательства и др. Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.

10. Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Главным здесь является автономия воли субъекта предпринимательских правоотношений в совершении тех или иных юридически значимых действий. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно (за редкими исключениями) для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

11. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей. Здесь необходимо отметить, что вариант поведения является наиболее оптимальным и выгодным для обеих сторон, поэтому и устанавливается в качестве рекомендации. Данному методу свойственна необязательность выполнения тех или иных действий в области предпринимательской деятельности.

2. Источники предпринимательского права РФ

¡ Источники предпринимательского права – нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ – основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила заключения договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.

Законы – нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.

Виды законов:

☝федеральный конституционный – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием РФ с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

☝федеральный – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам;

☝законы субъектов РФ – нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта РФ.

3. Федеральные законы подразделяются:

☝на регулирующие общее состояние определенного вида рынка (например, Федеральные законы от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

☝устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

4. Следующее место в иерархии источников предпринимательского права занимают акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, и акты исполнительных органов субъектов РФ. Они применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня.

5. Обычаи делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством.

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.

3. Система и принципы предпринимательского права РФ

1. Российское предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению предпринимательства и руководства им. В этих целях используется определенный блок нормативных правовых актов, норм и институтов предпринимательского права. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение предпринимательско-правовых норм и институтов составляет систему предпринимательского права.

Читайте также:  Постановление спи о возобновлении ИП что это значит

2. Система предпринимательского права складывается объективно и базируется на специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права. Как и в других отраслях, система предпринимательского права состоит из двух частей: общей и особенной.

3. В общую часть включаются положения, общие для всех разделов и институтов предпринимательского права. Она отражает однородность предмета отраслевого регулирования, служит объединяющим началом для всех отраслевых норм. Общая часть позволяет устранить разнобой в правовом регулировании схожих по своей природе общественных отношений и обеспечить необходимое единство правового регулирования в экономической сфере. Так, благодаря нормам общей части предпринимательского права осуществлено единообразное регулирование отношений, связанных с собственностью, по созданию различных организационно-правовых форм предпринимательства.

4. Институты общей части можно подразделить на две группы:

1) общие положения в собственном смысле;

2) положения, относящиеся к правовому регулированию функциональных видов деятельности в экономике.

5. Особенная часть включает правовые нормы и институты, касающиеся регулирования отдельных отраслей народного хозяйства и видов предпринимательской деятельности. Системное расположение норм предпринимательского права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для правотворческих и правоприменительных органов.

7. Предпринимательская деятельность в России осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными Конституцией РФ и ст. 1 ГК РФ.

Принципы предпринимательского права – основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы предпринимательского права.

8. Среди основных принципов предпринимательского права можно выделить следующие:

☝свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

☝юридическое равенство различных форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности;

☝свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами проявления монополистической деятельности отводится Федеральному закону «О защите конкуренции»;

☝получение прибыли как цель предпринимательской деятельности – основной стимул, главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль – разница между полученным доходом и произведенными расходами;

☝государственное регулирование предпринимательской деятельности – соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;

☝законность в предпринимательской деятельности – основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а также государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

☝единое экономическое пространство. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

1. Под предпринимательской понимается самостоятель-1 ная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

2. Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами, которые в целом представляют собой систему гарантий предпринимательской деятельности. Общеправовые принципы призваны обеспечить правомерность вмешательства государства в экономику. К ним относятся принципы правового государства, уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, формального равенства, справедливости и др.

3. К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности. Содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно соответствовать указанным принципам.

4. Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности заключаются:

☝признании формального равенства независимых участников предпринимательских отношений, свободы договора (свободы волеизъявления) всех независимых участников предпринимательских отношений;

☝обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств;

☝неприкосновенности собственности предпринимателя;

☝недопустимости произвольного вмешательства в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства, в частности, необходимости защиты имущества предприятий от незаконного изъятия;

☝необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты, право на которую не подлежит какому-либо ограничению.

5. У предпринимателя есть право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы. Причиненные предпринимателю убытки в результате выполнения противоречащих законодательству решений государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предпринимателя, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю подлежат возмещению этими органами.

Источник: www.litres.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ

Данные для цитирования: . КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Современные условия экономического развития России, характеризуясь, прежде всего, воздействием «призрака национального экономического кризиса», нуждаются в особом внимании законодателей и правоприменителей. В решении задачи по восстановлению экономического благополучия страны Конституция РФ, иные нормативные акты, развивающие её нормы и регулирующие экономическое развитие общества, занимают главенствующее место.

Актуальным остается вывод о том, что «в настоящее время оказались востребованными те принципы и нормы Конституции РФ, которые имеют непосредственную связь с развитием экономических отношений. Такие конституционные принципы и нормы, как принцип правового государства (ст. 1), свободы экономической деятельности (ст. 8), неприкосновенности права частной собственности (ст.

35), стабильности гражданского оборота и свободы договора (ст. 8), недопустимости несоразмерного ограничения экономических прав и произвольного вмешательства в частную сферу (ст. ст. 55, 23), составляют своего рода конституционно-правовую систему координат, в которой и должны находиться все нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отношения.» [1]

«Конституционные основы законодательства — это связанные с отдельными объектами регулирования конституционные нормы, по отношению к которым конкретные нормативные акты выступают как обоснованные Основным законом и развивающие его положения… В рамках этого понятия раскрываются внутренние связи наиболее конкретизированных конституционных норм с другими подобными нормами, с конституционными нормами более общего характера. Следовательно, конституционные основы преломляют, сосредоточивают, доводят весь потенциал конституционного регулирования до уровня единичных конституционных норм и уже через них переносят этот потенциал на любой отдельный объект воздействия.» [2]

Возможность осуществления прав для свободного развития во всех областях, в том числе, в экономической, закреплена за каждым в соответствии со 22 Всеобщей декларации прав человека. [3] Сформулированное таким образом международно-правовое понимание права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности было воспринято российским законодателем и изложено в п. 1 ст. 34 Конституции РФ. В Конституции РФ были закреплены также основополагающие нормы, которые обосновывают гарантии реализации и защиты права на предпринимательство и находят свое развитие в законодательстве, регулирующем право на предпринимательство.

Читайте также:  ИП и в дьяченко отзывы

Среди норм Конституции РФ, которые можно охарактеризовать как конституционные основы исследуемого права, ключевое место занимает ст. 2 Конституции РФ, в которой утверждаются в качестве высшей ценности человек, его права и свободы. «Отсюда следует, что права и свободы человека выше любой политической или экономической власти, и, таким образом, политика и экономика должны быть подчинены этим общечеловеческим ценностям, а не наоборот» [4]. Анализ норм Конституции РФ позволяет утверждать, что основой механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации должен быть приоритет прав и свобод человека. [5]

Среди общих норм, составляющих конституционные основы права на предпринимательскую деятельность можно выделить свободу экономической деятельности (ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 37 Конституции РФ), поддержку конкуренции и защиту национальной экономики от монополий – ст. 8, ст.

34 Конституции РФ. В качестве общей экономической гарантии права на предпринимательство выступает конституционно закрепленный плюрализм различных форм собственности – ст. ст. 8, 35, 36 Конституции РФ. Имущественная основа права на предпринимательскую деятельность, закрепленная в Конституции РФ – институт собственности, который включает в себя право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Общей гарантий права на предпринимательство служит также единство экономического пространства на территории РФ (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Понятия «единое экономическое пространство» не имеет нормативного закрепления, это — «…объединение географических, экономических, политических, культурных факторов развития общества, обеспеченное правовым регулированием со стороны государства». [6] Единое экономическое пространство обеспечивается закреплением в Конституции РФ запрета на территории Российской Федерации установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом – ст. 74 Конституции РФ), единой денежной единицы, правило об осуществлении денежной эмиссии исключительно Центральным банком Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ), отнесением установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к компетенции Российской Федерации (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ).

Системный подход позволяет в процессе анализа конституционных основ права на предпринимательство относить к таковым нормы, регулирующие отношения, связанные с предпринимательской деятельностью опосредованно, а также нормы, относящиеся к субъектам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность. Так, в частности, в нормах Конституции РФ, закрепляющих основные права, можно выявить положения, в которых сосредоточен потенциал конституционного регулирования правоотношений, связанных с предпринимательской деятельностью. Такие нормы конкретизированы в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность. Речь идет об основных правах человека и гражданина, присущих демократическому обществу с рыночной экономикой:

  • право выбирать род деятельности (ст. 37 Конституции РФ);

2) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания, в том числе в процессе осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27 Конституции РФ);

3) право на объединение для совместной защиты экономической деятельности (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ);

4) право на свободу договора — свобода заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ);

5) право на обращение для представления и защиты своих интересов в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ)

6) право на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ)

7) право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Помимо основных прав, закрепленных в Конституции РФ, нормами, составляющими конституционные основы права на предпринимательство, следует считать положения Конституции РФ, в которых закреплены обязанности предпринимателей:

  • обязанность уплачивать установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • обязанность в процессе осуществления предпринимательской деятельности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
  • обязанность в процессе осуществления предпринимательской деятельности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
  • обязанность воздерживаться от действий, напрямую запрещенных нормами Конституции РФ.

Таким образом, конституционные основы права на осуществление предпринимательской деятельности в России представляют собой совокупность внутренне согласованных норм Конституции РФ, содержащих основополагающие установления об осуществлении предпринимательской деятельности, конкретизированных в законодательстве России.

[1] Ручкина Г.Ф. Конституционные основы предпринимательства в России // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 2002, № 4. с. 14

[1] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2004. с.26

[1]Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета 10 дек. 1998 г.

[1]Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика : учебник для юрид. и эконом. вузов. М., 2006. С. 305.

[1]См. : Илюхина Ю. Ю. Место конституционно-правовых гарантий права личности на предпринимательскую деятельность в механизме взаимодействия власти и бизнеса // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях кризиса : материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов , 2009. С. 123–127.

[1]Бондарева Е. А. Конституционный институт основ экономического строя РФ: Понятие, структура // Конституционные чтения : науч.-практ. конф. 2002 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.03.10).[schema type=»book» name=»КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ» author=»Илюхина Юлия Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Источник: euroasia-science.ru

Правовые основы предпринимательской деятельности

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Основой предпринимательской деятельности является Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. и представляющая собой юридическую базу всего действующего законодательства. Основной Закон гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется но всей территории Российской Федерации

Законы и иные правовые акты и нормативные документы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и необходимость их регистрации.

По Конституции частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю могут только российские граждане и их объединения. Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен «рубль». Банк России обязан защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в т.ч. в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.

Предпринимательское право — это комплексная отрасль законодательства, регулирующая предпринимательскую деятельность Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

Читайте также:  Как скрыть налоги ИП

Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, которые складываются в процессе деятельности, направленной непосредственно на получение прибыли. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности.

Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В регулировании предпринимательской деятельности задействованы практически все отрасли права. Так, предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права.

Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Налоги

Налоги — неотъемлемый элемент государства в условиях рыночных отношений.

Знание налогового законодательства необходимо каждому бизнесмену, потому что, занимаясь предпринимательской и коммерческой деятельностью, он должен четко знать и определять, какие налоги платить, сколько и когда. Вместе с тем в России, проходящей сложный путь рыночных реформ, налоговая система находится в стадии становления.

Существует очень много разнообразных налогов и сборов, в исчислении которых порой нет ясности. Положение усугубляется отсутствием стабильности в налоговой сфере, т.е. одни налоги заменяются другими.

Функционирующая в настоящее время налоговая система введена с 01.01.1992 г. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (27.12.1991 г.). С января 2001 г. вместо этого закона действуют ч. 1,2 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В НК РФ (ч. 1) определяются система налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также формы, методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. В НК РФ (ч. 2, раздел VIII) освещается порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС, акцизов, платежей с доходов физических лиц и единого социального налога.

За время своего функционирования налоговая система Российской Федерации претерпела определенные изменения из-за неустойчивости экономического развития, инфляции, а также несовершенства первоначальных разработок. Но учитывая все ее недочеты, она в основном отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников этих отношений.

Как определяется в НК РФ (ст. 8), налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды выполняют фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция состоит в изъятии у предпринимателя и отдельных граждан части принадлежащей им стоимости в казну государства.

Регулирующая функция в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Регулирующая функция осуществляется при помощи налогового механизма, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включает широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов — налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций.

Осуществляя изменения налоговых законов в соответствии с экономическими процессами, государство имеет возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Следовательно, налоги являются наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством. Это достигается, если:

1) налоговый механизм обеспечивает равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от доходности;

2) налоговый механизм обеспечивает заинтересованность предпринимателя в получении дохода;

3) налоговый механизм обеспечивает стимулирование предприятий в развитии производства, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач.

В процессе исторического развития общества и государства возникает и действует множество налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д.

Многообразие налоговых форм позволяет привлекать в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от всевозможных операций, воздействуя, т.о., на разные стороны хозяйственной деятельности.

Налоговая система — совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения. Построение ее определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах.

В целом налоговая система подчиняется интересам тех социальных групп и партий, которые в тот или иной момент находятся у власти.

В Российской Федерации все обязательные платежи по закону разделся на три 1руппы: федеральные, региональные, местные. Кроме этих групп, существует единый социальный налог, формирующий государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации. Они являются главньш ресурсом российского государства, и в консолидированном бюджете РФ на их долю приходится более половины всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты). В то же время регулирующая роль этих налогов в рыночных отношениях России пока еще слабо проявляется.

Дело в том, что федеральные налоги преследуют прежде всего фискальные цели, отсюда вытекает их высокая тяжесть, а нестабильность экономики мешает действию налогового механизма как инструмента эффективного воздействия на процесс производства.

Законодательные акты Российской Федерации устанавливают: состав федеральных налогов, размеры их ставок, объекты обложения, плательщиков, льготы, порядок зачисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды:

1) налог на добавленную стоимость;

3) таможенные пошлины;

4) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль предприятий и организаций;

6) единый социальный налог,

7) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

8) налог на операции с ценными бумагами;

9) налог на игорный бизнес;

11)налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;

12) плата за пользование водными объектами;

13)налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и др. Почти все федеральные налоги, кроме налога на доходы физических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и некоторых других, взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц.

Региональные налоги — налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и вводимые в действия решениями субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. 146

При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ полномочны определять следующие элементы налогов: налоговую ставку (в пределах, предоставленных федеральным законом), порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Информация о нормативных правовых актах об установлении и отмене региональных налогов и сборов направляется в Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам РФ органами государственной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вводить на подведомственной им территории дополнительные налоги и сборы..

Местные налоги и сборы являются дополнением к действующим федеральным и региональным налогам: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на рекламу и др.

Местные налоги разнообразны, и этим они затрудняют работу налоговых органов и усложняют расчеты с плательщиками.

Кроме названных налогов, предприниматели должны перечислять во внебюджетные фонды единый социальный налог.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин