Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах. К числу основных их этих принципов относятся:
^ Принцип постоянной готовности реагирования. Теория антикризисного финансового управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяет необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.
^ Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».
Регулирование внешнеторговой деятельности
^ Принцип срочности реагирования. В соответствии с теорией антикризисного финансового управления каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.
^ Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации угрозы финансового кризиса или его разрешению в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект антикризисного финансового управления (если действие антикризисных механизмов или масштабы их применения недостаточны), или предприятие в процессе антикризисного финансового управления будет нести неоправданно высокие затраты и потери.
^ Принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый финансовый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно, и по формам проявления своих негативных последствий, носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий, обеспечивающих эффективную нейтрализацию влияния таких факторов и их негативных последствий.
Основные принципы и методы таможенного регулирования
^ Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.
^ Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса, генерирующие его факторы характеризуются обычно высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости антикризисного финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.
^ Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. Если финансовый кризис генерируется только финансовыми факторами, т.е. носит структурный характер, то при нормальных маркетинговых позициях предприятия он полностью может быть разрешен за счет использования исключительно внутренних механизмов антикризисного управления и собственных финансовых ресурсов. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.
^ Принцип оптимальности внешней санации. Если финансовый кризис диагностирован лишь на поздней стадии своего развития, носит системный характер и оценивается как глубокий или катастрофический, а механизмы внутренней его нейтрализации не позволяют достичь равновесия предприятия, оно должно инициировать свою внешнюю санацию. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.
^ Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов. Эффект антикризисного финансового управления может характеризоваться уровнем достижения отдельных его целей — по предотвращению финансового кризиса, смягчению негативных условий его протекания или связанных с ним негативных финансовых последствий. Учитывая, что выразить этот эффект в денежной форме затруднительно, оценка эффективности отдельных мероприятий антикризисного финансового управления носит сравнительный характер (на основе сопоставления уровня достижения отдельных целей и объема затрат финансовых ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений).
^ Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления предприятием1.
Источник: infopedia.su
Понятие и виды принципов правового регулирования предпринимательской деятельности
Понятие «принцип» (от лат. principum — начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений. Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основные, исходные начала, используемые при регулировании общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Эти принципы не только имеют теоретическое значение, которое заключается, прежде всего, в том, что они охватывают, пронизывают нормы предпринимательского права, обусловливают общий дух правового регулирования, но и оказывают сугубо практическое влияние на процесс правового регулирования.
Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
· Принцип законности является общеправовым принципом, так как выступает принципом всех отраслей российского права и находит свое закрепление в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основываться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требований закона любое лицо, считающее, что его права, свободы и интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.
Как отмечено выше, в предмет предпринимательского права входят не только общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, но и отношения по ее государственному регулированию, в рамках которых принцип законности также является определяющим. В связи с этим исследователи совершенно справедливо подчеркивают, что государство должно обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного управления, регулирующих предпринимательство.
При этом и предпринимателям, и должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления следует точно знать, требования какого закона они должны соблюдать, в связи, с чем принцип законности предполагает также системность и непротиворечивость нормативных актов о предпринимательстве, что создает стабильную правовую среду, в которой предприниматели работают и защищают свои права.
Судебная защита является действенной гарантией соблюдения принципа законности не только предпринимателями, но и должностными лицами государственных органов регулирования предпринимательской деятельности: ст. 13 ГК РФ говорит о возможности признания недействительным ненормативного (а в случаях, предусмотренных законом, и нормативного) акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.
Подавляющему большинству субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъектность. Это означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.
Предприниматель без постороннего вмешательства выбирает сферу своей деятельности, он вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не испрашивая на это разрешение государственных или любых иных органов. Предприниматель самостоятельно формирует имущественную основу своей деятельности, используя для этого собственные и привлеченные денежные средства, а также любое иное имущество, не изъятое из оборота.
Свобода предпринимательской деятельности неразрывно связана с рядом основных положений гражданского законодательства, закрепленных ГК РФ (ст. 1). Так, элементами свободы предпринимательской деятельности являются свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Однако свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и не безгранична. Прежде всего, она ограничена требованиями закона, устанавливающего те или иные правила, несомненно, вторгающиеся в сферу свободной предпринимательской деятельности, но необходимые для реализации и защиты публичных интересов общества и государства. Например, государство вводит требования обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; правила об обязательном лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности. Права и свободы в сфере предпринимательства могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Кроме того, предпринимательская деятельность должна вестись разумно и добросовестно, свобода деятельности одного предпринимателя не должна ограничивать свободу предпринимательской деятельности других лиц, даже если запрет осуществления конкретного действия и не предусмотрен прямо нормами права. Так, п. 1 ст. 10 ГК РФ закрепляет, что «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Не
допускается использование гражданских прав в целях ограничения
конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке». В противном случае суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Данный принцип также нашел свое закрепление в ст. 421 ГК РФ.
· Многообразие и юридическое равенство форм собственности.
Собственное имущество предпринимателя является не только
необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности в тех случаях, когда необходимо возмещение вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.
В период развития социалистической экономики равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозглашались преимущества в защите государственной собственности.
В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Принудительное отчуждение имущества, в том числе используемого для предпринимательской деятельности (независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику), для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда.
· Принцип единого экономического пространства. Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Законодательство не содержит легального определения термина «экономическое пространство». По нашему мнению, применительно к принципам предпринимательского права под экономическим пространством можно понимать территорию федеративного государства, на которой имеется (должна быть создана) совокупность общих условий, необходимых для осуществления свободной предпринимательской деятельности. В зависимости от наличия и содержания конкретных условий, имеющихся на составных частях этой территории, можно говорить о едином экономическом пространстве или его отсутствии.
Так, единство экономического пространства предполагает, в частности, единую нормативно-правовую базу осуществления предпринимательской деятельности с верховенством федеральных законов в системе источников регулирования предпринимательской деятельности; единые на всей территории страны требования к предпринимателям, в том числе на этапе их регистрации в качестве таковых; отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контрагента в зависимости от региона его регистрации; единую денежную единицу и централизованную денежную эмиссию; установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общих принципов налогообложения и сборов исключительно федеральным законом; единство и повсеместность судебной защиты прав и свобод в сфере предпринимательства и проч.
Важными гарантиями существования единого экономического пространства в России являются положения Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принцип единства экономического пространства особенно актуален для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общих правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом (при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении) и верховенство федеральных законов в системе законодательства.
· Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Государство гарантирует поддержку конкуренции (ч. 1 ст.
8 Конституции РФ).
Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции являются правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально ориентированной экономики.
Целью ограничения монополистической деятельности выступает создание условий, при которых предприниматель для увеличения прибыли не сможет использовать методы, способные негативно повлиять на состояние рынка, качество товаров и услуг, экономически обоснованное формирование цены, несовместимые со свободой реализации предпринимательской деятельности иными субъектами.
Антимонопольное законодательство имеет своей главной целью развитие рыночной экономики. Важная роль в поддержании конкуренции и борьбе с монополистической деятельностью принадлежит ФЗ «О защите конкуренции», пришедшему на смену Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ
«О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
· Принцип государственного воздействия на осуществление
предпринимательской деятельности. В литературе данный принцип называется также принципом государственного регулирования
экономики, что, по нашему мнению, справедливо, поскольку
государственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.
Государство в тех или иных формах всегда воздействовало на предпринимательскую деятельность, причем спектр форм его воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах до фактического невмешательства государства в экономические процессы, до сведения роли государства к функции «ночного сторожа».
Современные правовые социальные государства с развитой экономикой нацелены на поиск оптимального соотношения государственного регулирования экономических процессов и свободного развития экономики по объективным законам, игнорирование которых недопустимо, политически и экономически опасно.
Цель государственного воздействия — обеспечение публичного интереса, защита прав и свобод всех членов общества. Именно с этих позиций государство должно регулировать развитие экономики, причем в правовом демократическом государстве — преимущественно экономическими методами, а не административными, неэффективность которых подтверждается историческим опытом.
Таковы основные принципы предпринимательского права, традиционно выделяемые в правовой литературе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Принципы регулирования предпринимательства. Общий правовой режим предпринимательской деятельности
Во-первых, принципы права — это его сквозные «идеи», которые пронизывают право. Однако указанные начала не представляют собой что-то абстрактное. Напротив, они являются не чем иным, как идеологическим (надстроечным) отражением потребностей общественного развития. В них получают выражение не только основы права, но и закономерности социально-экономической жизни общества.
Во-вторых, правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. Так, в ст. 1 ГК нашли свое непосредственное отражение основные начала гражданского законодательства, а в ст. 3 НК РФ — основные начала законодательства о налогах и сборах. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов.
Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами. Обычно принципы выступают в виде норм (норм-принципов).
В-третьих, будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т. е. непосредственно регулируют общественные отношения. В частности, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК).
В литературе принято подразделять принципы на общие и специфические (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов. К числу общих принципов можно отнести: принцип законности, принцип справедливости, принцип юридического равенства, принцип социальной свободы и др.
С учетом сказанного обратимся к принципам предпринимательского права. В учебной и научной литературе по этой проблеме были высказаны различные точки зрения. По мнению В. В. Лаптева, основными принципами предпринимательского права являются: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение прибыли как цели предпринимательства; законность в предпринимательской деятельности; сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве; государственное регулирование предпринимательской деятельности. Иначе говоря, здесь не названы неосновные принципы, а потому их перечень остается открытым.
В. С. Мартемьянов исходит из более узкого круга правовых принципов. В учебнике по хозяйственному праву он называет следующие принципы: экономическая свобода, защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании; государственное воздействие на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов; конкуренция и защита от монополизма; законность.
1. Отсутствие предпринимательского кодекса (или иного кодифицированного акта) не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут с большим успехом применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ. На это обратили внимание и представители концепции хозяйственного (предпринимательского) права, и сторонники других теоретических взглядов.
2. Плодотворна попытка, на наш взгляд, вычленить правовые принципы, которые прямо не сформулированы в Конституции РФ, но их можно установить из постановлений Конституционного Суда РФ. Поэтому предлагаем принципы предпринимательского права классифицировать на явно (прямо) выраженныеи подразумеваемые в силу закона и правовых позиций Конституционного Суда РФ.
3. С учетом комплексной (публично-частноправовой) природы предпринимательского права нельзя игнорировать те принципы, которые свойственны отраслям публичного и частного права (например, административному, гражданскому праву). Так, например, провозглашенный в ст. 1 ГК принцип свободы договора нельзя ограничивать рамками применения гражданского права.
Принцип свободы вытекает также из некоторых норм Конституции РФ (п. 2 ст. 35, ст. 74, п. 4 ст. 75).
Отсюда следует вывод о том, что сформулированные в нормах публичного и частного права правовые принципы должны рассматриваться в качестве принципов предпринимательского права, если последние (нормы-принципы) регулируют предпринимательские отношения.
Теперь рассмотрим основные принципы предпринимательского права.
Свобода предпринимательской деятельности — основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст.
34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Вместе с тем свобода предпринимательства не абсолютна; она может быть ограничена в общественных интересах.
Одна из форм такого ограничения — лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. В то же время без лицензии запрещается осуществлять определенные виды деятельности.
Свобода предпринимательской деятельности — это универсальный (интегрированный) принцип предпринимательского права. Он объединяет несколько самостоятельных принципов правового регулирования отношений в сфере предпринимательства (например, принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции).
Г. А. Гаджиев считает, что свобода предпринимательской деятельности включает в себя в соответствии с Конституцией РФ в качестве составных элементов свободу: — выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст. 37); — передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — свободу рынка труда (ст.
27); — объединения для совместной экономической деятельности выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34); — иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ст.
34, 35); — договора — заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75); — от незаконной конкуренции (ч. 2 ст.
34); — заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).
Таким образом, под принципом свободы предпринимательства понимается основная идея, позволяющая и гарантирующая физическим лицам и их объединениям свободно принимать решение об использовании имущества, капитала или средств производства в целях создания собственного бизнеса, а также свободно осуществлять организацию предпринимательской деятельности.
Свобода договора— следующий принцип предпринимательского права. Данный принцип получил «легальную прописку» и в Конституции РФ (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75), и в Гражданском кодексе РФ (ст.
1, 421). Он (принцип) проявляется в следующем.
Во-первых, граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Например, в силу п. 3 ст. 425 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Сторона, заключившая предварительный договор, не вправе укло-ниться от заключения основного договора (ст. 429 ГК). Кредитные банковские организации не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст. 845, 846 ГК).
Предприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК). Перечень таких случаев можно продолжить.
Во-вторых, в свободе выбора типа и (или) вида заключаемого договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотрен-ный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В ст. 8 ГК такого рода договоры рассматриваются в качестве основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.
Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В-третьих, в свободе в определении контрагентов заключаемого договора. В условиях рыночной экономики стороны свободны, самостоятельны в выборе партнеров — участников договорных отношений, за исключением случаев заключения договоров в обязательном порядке. Следует согласиться с мнением о том, что «гражданское законодательство связывает выбор партнера не только с действиями по заключению договора, но и с компетентным отказом от таких действий для того или иного претендента». Судебная практика также дает возможность сделать аналогичный вывод относительно свободы выбора партнера.
Свобода договора не носит абсолютного характера. «Свобода договора могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм». Однако, как пишут М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ. Как видно, свобода договора (равно как свобода предпринимательства) может быть ограничена в силу закона, а также иных правовых актов либо по причине экономического (финансового) неравенства хозяйствующих субъектов на определенном рынке.
Принцип «свободного перемещения»объектов предпринимательской деятельности (договоров) получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ и ст. 1 ГК. Статья 8 гласит «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств. ». Гражданский кодекс (п. 3 ст.
1) предусматривает, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Принцип неприкосновенности и юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности, также прямо вытекает из положений Основного закона (ст. 8, 9, 34, 35). Так, в п. 2 ст. 8 сказано: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Применительно к земле и другим природным ресурсам данный принцип сформулирован в п. 2 ст. 9 Конституции РФ. В первую очередь отметим, что и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) частная собственность открывает список форм собственности.
Однако это не означает, что именно частная форма обладает какими-либо преимуществами перед иными формами собственности.
Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности — следующий принцип предпринимательского права. Он также нашел отражение в Конституции РФ, в соответствии с п. 2 ст. 34 которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Аналогичная норма (правовой принцип) содержится в п. 1 ст.
10 ГК; она устанавливает пределы осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав. И Конституция РФ, и Гражданский кодекс РФ запрещают субъектам предпринимательской деятельности злоупотребление своими правами (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке). Более того, п. 2ст. 10 ГК предусматривает правовые последствия несоблюдения соответствующих требований: суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Поэтому заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с исковым требованием об отказе виновному в злоупотреблении своими правами лицу в правовой защите.
Принцип государственного регулирования (воздействия) предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела играет важную роль в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, он означает, во-первых, что государство в лице компетентных органов использует всевозможные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения. Как справедливо замечает Д. Н. Сафиуллин, товарно-денежным отношениям свойственна известная спонтанность и стихийность развития’. Отсюда возникает потребность в применении иерархических (публичных) механизмов регулирования хозяйственной деятельности.
В литературе по предпринимательскому праву данный принцип рассматривают без второго элемента (составляющей части) — без указания на недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, относя этот принцип к гражданскому праву.
Напротив, при его характеристике выдвигается на первое место публично-правовое начало, а именно государственное регулирование рыночной экономики. Вместе с тем надо помнить, что предпринимательское право представляет собой комплексное образование, где сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы правового регулирования социальных связей.
Принцип законности также называется в системе принципов предпринимательского права. Однако он (наряду с принципами справедливости, уважения прав человека, верховенства Конституции РФ и законов, равноправия и др.) является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом. Сущность данного принципа заключается не только в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов и основанных на них подзаконных актов, но и в требованиях безусловной зашиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола. Такая трактовка законности удовлетворяет потребности современного общества и обеспечивает нормальное его функционирование в условиях демократии. В области предпринимательской деятельности законность распространяется и на предпринимателей, и на органы государственной власти и местного самоуправления.
Содержание принципа законности заключено в ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации».
Источник: megaobuchalka.ru