Оживление связано с активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объемов производства, повышением уровня цен, прибыли и процентных ставок, приспособлением экономики к вновь формируемому уровню цен. Продолжительность данной фазы цикла предопределяется достижением уровня общественного производства (ВНП, ВВП), соответствовавшего предкризисному состоянию. На этой фазе несколько снижается уровень безработицы, ускоряется кругооборот капитала, увеличивается спрос на кредит, повышаются процентные ставки. Начинают расти цены и прибыли предприятий, повышаются курсы акций и других ценных бумаг, спекуляция которыми приобретает значительные масштабы.
Подъем определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий. Процентные ставки продолжают повышаться под воздействием роста инвестиций. Несмотря на повышение уровня процентных ставок, происходит и рост курса ценных бумаг, так как на него оказывает положительное воздействие рост доходности предприятий. К тому же высокая доходность ценных бумаг провоцирует рост вложений в фиктивный капитал.
Разбираем главные новости финансовых рынков 2023-06-07
Особую роль на стадии подъема выполняет торговый капитал, который, стремясь закупить больше товаров в расчете на дальнейшее повышение цен, формирует спекулятивный бум спроса, что подталкивает производство к дальнейшему его расширению. В результате начинает расти разрыв между производством и платежеспособным спросом населения.
3. Движущие силы рынка: спрос и предложение. Закон стоимости.
Закон стоимости — это объективный закон развития товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью, т.е. общественно необходимыми затратами труда. Он требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому, индивидуальной стоимости – к общественной, а также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в который товаропроизводители должны укладываться. Если индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а когда они выше, их экономическое положение ухудшается.
Закон стоимости обусловливает не только определенное соотношение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда, но и соответствие объема и структуры производства общественным потребностям. Это обстоятельство весьма существенно для регулирования общественного производства с помощью закона стоимости. Последний стимулирует тех производителей, которые создают продукты в соответствии с общественными потребностями и достигают более высокой производительности труда. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учитывать запросы рынка.
Откуда берутся идеи для бизнеса и где их искать? видео!
Закон стоимости является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную основу. В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и другие условия: спрос и предложение, соотношение цен на одноименные товары. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться свободные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен.
Закон стоимости выполняет следующие три главные функции.
Во-первых, он является стихийным регулятором развития общественного производства, так как регулирует распределение средств производства и рабочей силы между различными отраслями экономики. В любом обществе существует объективная необходимость распределения труда и средств производства между различными отраслями производства в определенных пропорциях. Это диктуется общественными потребностями общества. В товарном производстве такое распределение осуществляется стихийно в процессе постоянного колебания цен товаров вокруг стоимости. Это значит, что цена товара, являясь денежным выражением его стоимости, не является совершенно точной мерой величины этой стоимости.
Отклонение цен товаров от их стоимости не нарушает закона стоимости, так как в условиях свободной конкуренции эти отклонения не могут быть очень значительными по своей величине и длительными по времени. К тому же эти отклонения уравновешивают друг друга и приводят к тому, что сумма стоимостей товаров в масштабе общества совпадает с суммой цен этих товаров.
На основе колебания цен вокруг стоимости происходит распределение рабочей силы и средств производства между различными отраслями производства. При этом нарушается равновесие спроса и предложения и возникает несоответствие цен товаров и их реальной стоимости. В результате колебания цен достигается известная пропорциональность между отраслями хозяйства. Вот почему закон стоимости выступает как стихийный, но объективный регулятор товарного производства. Этим самым он воздействует как на масштабы производства, так и на темпы его развития.
Во-вторых, закон стоимости стимулирует снижение индивидуальных затрат и стихийно воздействует на рост производительности труда. При производстве товаров труд товаропроизводителей, применяющих более совершенную технику, обладает и более высокой производительностью. Поэтому те товаропроизводители, чьи индивидуальные затраты труда являются наименьшими, получают наибольший доход, а те, чьи индивидуальные затраты труда наиболее высоки, оказываются в невыгодном положении. Это ведет к стремлению снизить индивидуальные затраты труда, что является побуждающим мотивом к совершенствованию технических средств и улучшению организации производства.
Таким образом, при равенстве спроса и предложения и соответствии цен товаров их общественной стоимости наибольший выигрыш от реализации своих товаров получают те производители, которые имеют минимальные производственные затраты. Отклонение индивидуальных затрат труда от общественно необходимых является конкретным механизмом, стимулирующим снижение индивидуальных затрат.
В-третьих, закон стоимости ведет к дифференциации (расслоению) производителей, обогащению одних и разорению других. Общественная стоимость любого товара в отличие от его индивидуальной стоимости, как известно, определяется не индивидуальным, а общественно необходимым трудом. Это различие между индивидуальной и общественной стоимостью неизбежно ставит производителей одного и того же товара в неравные условия. Товаропроизводители, индивидуальные затраты труда которых оказались более высокими, чем общественно необходимые, не только не могут ликвидировать уже имеющиеся отставания, а отстают все более и более, что приводит к их разорению.
Таким образом, на основе закона стоимости, действующего через рыночную конкуренцию, происходит социальное расслоение мелких товаропроизводителей. Разоряются те производители, затраты которых превышают общественно необходимые. При определенных условиях они превращаются в наемных рабочих, а обогатившиеся производители становятся капиталистами.
Кроме этих основных функций закона стоимости выделяют еще: учетную функцию – осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда; и распределительную – когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.
По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные.
Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью — проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей экспортируемых и импортируемых товаров.
Малое предпринимательство — сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.
В нашей стране, согласно законодательству, под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25 %. Данное условие является критерием независимости предприятий.
Кроме того, численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:
— в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
— в оптовой торговле – 50;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
— в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50.
Важно отметить, что согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса относятся также предприниматели без образования юридического лица, так как к ним применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия представляется автору очевидным. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Дело в том, что универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно определять предприятия по видам, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
Многопрофильные малые предприятия, которые осуществляют несколько видов деятельности, определяются по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным и другим. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены.
Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Понятие малого предприятия всегда применяется к каким-либо конкретным видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, что для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
В то же время вид малого предприятия не предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и другими лицами; государственными, арендными, совместными предприятиями; общественными организациями и т.д.
Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Таким образом, если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это вовсе не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия в таком случае – кооператив. Могут быть и другие варианты.
Однако индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, которые определяются его ролью как работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений.
Не менее значимы социальные функции. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В малом бизнесе часто используется труд социально уязвимых групп населения (женщины, учащиеся, молодые специалисты, инвалиды, пенсионеры, беженцы и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (которого они лишены, например, в супермаркетах).
Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.
Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.
Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Бизнес в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая особенность – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования вследствие своей непосредственной включённости в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем определяется прямая вовлечённость последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если субъекты крупного бизнеса получают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
Анализ особенностей малого бизнеса позволяет выделить такие его преимущества перед средним и крупным бизнесом, как:
— быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
— высокая степень независимости в действиях;
— гибкость и оперативность в принятии в принятии управленческих решений;
— способность быстро воспринимать новые идеи;
— относительно невысокие расходы на управление бизнесом;
— оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка;
— способность обходиться меньшими капиталовложениями в расчёте на одного работающего;
— собственники малых предприятий более склонны к сбережению, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.
В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определённые недостатки, в частности:
— высокий уровень предпринимательского риска, что предопределяет определённую неустойчивость их положения на рынке;
— зависимость от крупных компаний;
— нехватка финансовых ресурсов и сложности, связанные с привлечением внешних источников финансирования.
Источник: studopedia.su
9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
Эффективное функционирование экономики предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Одним из направлений экономических реформ в России, нацеленным на формирование конкурентной рыночной среды, демонополизацию экономики, рациональное использование научно-технического потенциала и создание новых рабочих мест, явилось развитие малого предпринимательства.
Роль малых предприятий в экономике страны определяется выполнением ими ряда экономических и социальных функций. к экономическим функциям относятся производство продукции, работ и услуг, предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке труда, участие в формировании бюджетов всех уровней и т. д. Социальные функции включают реализацию творческого потенциала работников, применение труда социально незащищенных групп населения, удовлетворение потребностей людей в общении.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что не существует универсального критерия отнесения предприятия к категории малых. Например, во Франции предприятия считаются очень малыми при численности занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними – от 100 до 500, крупными – свыше 500 человек. В России предельная численность работников малого предприятия не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30, в других отраслях – 50 человек. Однако, несмотря на широкую распространенность критерия численности занятых, его несовершенство очевидно (в первую очередь для предприятий с высоким технико-технологическим уровнем производства, где комплексная автоматизация и механизация приводит к сокращению количества работников при росте объема производства).
Малый бизнес имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от среднего и крупномасштабного предпринимательства. к ним можно отнести: единство права собственности и управления предприятием, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицированный характер отношений внутри предприятия, специфический характер финансирования, высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным. Эти особенности во многом определяют возможности малого бизнеса конкурировать с крупным предпринимательством.
Можно выделить следующие преимущества малого предпринимательства:
- экономическая маневренность, адаптивность и оперативность в принятии управленческих решений, быстрое реагирование на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию;
- повышенная скорость оборота капитала;
- более простая структура управления, обусловливающая снижение косвенных расходов;
- более экономное использование ресурсов.
- несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование программ развития малого предпринимательства;
- дефицит финансовых и, как следствие, материально-технических ресурсов, связанный в первую очередь с трудностями получения заемных средств (кредитные учреждения финансируют в основном малые предприятия с быстрым оборотом капитала и меньшим риском, функционирующие в торговле, общественном питании);
- недостаток информации, опыта и квалифицированных кадров;
- недостаточные темпы создания инфраструктуры малого бизнеса (отсутствуют система страхования рисков, сеть дорог и связи).
Источник: studfile.net
Особенности развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышева Юлия Гарьевна
Общие и особые черты малого предпринимательства в России
Особенности развития предпринимательства в современной России
Предпринимательство как стратегический ресурс: экономическая сущность, процессы хозяйствования
Предпринимательство как институт социального развития
Предпринимательство как особый вид социальной деятельности
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Особенности развития малого предпринимательства в России»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Основу рыночной экономики составляет частный сектор, в котором малые предприятия играют важную социально-экономическую роль. Малое предпринимательство не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует большую скорость оборота ресурсов, формирует и насыщает рынок потребительских товаров в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малому бизнесу различных хозяйствующих субъектов обусловлен ожиданием ими положительных изменений в политической и экономической жизни и также связанным с ними важным реальным значением малых форм хозяйствования в рыночной экономике.
Макроэкономисты воспринимают малое предпринимательство в контексте решения комплексных задач российской экономики — во-первых, развитие частного сектора, во-вторых, реструктуризация и более эффективные распределение и использование ресурсов.
Рыночная экономика полагала, что наиболее эффективные механизмы могут быть запущены лишь через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между различными товаропроизводителями. Поэтому некоторые традиционные функции плановой экономики, раньше выполнявшиеся государством (создание рабочих мест, определение специализации экономики страны, совершенствование международной конкуренции и др.) лучше выполнять через систему предпринимательства различного уровня — малого, среднего и крупного.
Однако восприятие и ожидания самих предпринимателей с течением времени изменились. На этапе малого предпринимательства они с энтузиазмом приветствовали частный сектор экономики, который позволил им самостоятельно принимать решения, создал потенциально огромные возможности для
получения прибыли. На этапе становления малого бизнеса многие предприниматели в социологических опросах стали акцентировать внимание на постоянной борьбе с неблагоприятными внешними факторами производства. Это, прежде всего, изменения в налоговом законодательстве в пользу государства, возросшая роль государственной бюрократии, фактическая отмена налоговых льгот (например, в приоритетных сферах деятельности), вмешательство в бизнес преступных элементов. В результате особенностью малого бизнеса в стране стал его уход в теневую экономику. Поэтому требуется определенное время для того, чтобы рыночно ориентированное малое предпринимательство смогло в полной мере воспользоваться своими преимуществами в конкурентной борьбе со средними и крупными предприятиями.
Сегодняшняя рыночная экономическая ситуация в стране показывает, что происходит смешение советских методов хозяйствования с новыми предпринимательскими методами, растущими пропорционально достигнутому в создании классической рыночной среды прогрессу. Пока же в российской рыночной экономике наблюдаются диспропорции между ожиданиями, связанными с малым предпринимательством, и его реальным влиянием на улучшение социально-экономического положения в стране. Происходит переход от узкопрагматичного подхода к малому бизнесу к системно-теоретическому пониманию процессов, происходящих в этом секторе экономики.
Надо учитывать различия в восприятии роли малых форм хозяйствования исполнительной властью и самими предпринимателями. Именно в этом контексте возникла необходимость в концепции стратегии развития и в разработке долгосрочной программы пэд-
держки малых предприятии, учитывающих основную особенность экономического противоречия малого предпринимательства — противоречие между объективно высокой социально-экономической значимостью и относительно низкой жизнеспособностью малых предприятий.
В поле экономико-
социологических исследований современное российское малое предпринимательство — это новый сектор экономики, на который в 2004 г. приходилось 1112 % ВВП. Особенности хозяйственной практики перехода от плановой экономики к экономике рыночной накладывают отпечаток на малое предпринимательство и во многом определяют его развитие. Оценка социально-
экономической роли малого предпринимательства менялась в ходе экономических реформ. Если в начале 90-х годов малое предпринимательство идеализировалось, воспринималось как «спаситель» национальной экономики, то в настоящее время массовое сознание видит в малом бизнесе причину многочисленных бедствий и социальных утрат, постигших постсоветское общество. Малое предпринимательство в России характерно для следующих социальных групп:
1) руководители приватизированных предприятий;
2) коррумпированные чиновники и работники правоохранительных органов, ведущие коммерческую деятельность через подставных лиц (совмещение должностных обязанностей с коммерческой деятельностью им запрещено);
3) уволенные из армии, уволенные с предприятий по сокращению штатов, а также пенсионеры;
4) местные криминальные авторитеты, стремящиеся легализовать свои доходы от преступной деятельности.
Малое предпринимательство вносит динамизм в экономику страны. Оно идентифицируется как самостоятельное экономическое явление по направлениям: экономическая самостоятельность и индивидуальная активность; принятие риска хозяйственной деятельности; уме-
ние увязывать ресурсы с целью получения прибыли; стремление к инновациям. Экономическая теория рассматривает малое предприятие в любой сфере деятельности как центр принятия максимизирующих прибыль экономических решений.
Массовая приватизация государственной собственности, либерализация всех хозяйственных отношений имели стратегическую цель — добиться экономического роста за счет резкой активизации предпринимательской активности населения. Однако сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране не привела к желаемому результату. Проблема роли малого предпринимательства, задача идентификации предпринимательской функции в малом бизнесе по-прежнему остаются актуальными.
В научной литературе отмечается, что основной функцией малого предпринимательства остается создание принципиально новых экономических связей, введение элементов социально-экономической новизны в отношениях, прежде всего, с потребителями и партнерами в хозяйственной жизни. Особенность малого бизнеса в том, что предприниматель выступает не только как хозяйствующий субъект, максимизирующий прибыль, но и играет важную роль в процессе создания социальной рыночной экономики, в которой существенны традиции и обычаи населения территории, социальные образцы доверия и недоверия, соперничества и сотрудничества, учет социального статуса и психологических особенностей контрагента, мотивов его действий и системы ценностей.
Предприниматель малого бизнеса должен не повторять типизированные хозяйственные схемы, а создавать в сложившейся экономике новые схемы, новые элементы. Это может быть новый товар, либо изменение качественных характеристик товара, либо выгодное для потребителя отступление от традиционного, типичного варианта экономических взаимоотношений.
Особенности малого бизнеса во многом определяются тем, что людям, занятым в малом бизнесе, присущи определенные черты характера:
— им нравятся ситуации, связанные с личной ответственностью за отыскание путей решения проблем;
— они ставят перед собой реалистичные цели и готовы пойти на рассчитанный риск;
— они прилагают большие усилия в работе, когда награда за успех может быть значительно больше, чем возможные последствия неудачи;
— они рассчитывают иметь обратную связь по результатам своей работы.
При сравнении рынков сбыта предпринимателю малого бизнеса невозможно обойтись без оценки перспектив роста продаж. Чаще всего он не может получить достоверных данных по фактическому объему продаж продукции на рынке. Тем не менее, предпринимателю приходится прогнозировать ожидаемые объемы продаж, используя в качестве общих индикаторов емкости и перспектив развития рынка такие показатели, как доход на душу населения, темпы экономического роста, доля среднего класса в населении территории, уровень индустриализации района.
Один из факторов, который должен учитывать предприниматель в своей хозяйственной деятельности, сравнивая возможности, открывающиеся перед ним в разных районах региона, это уровень бюрократизма. Под ним понимаются трудности получения разрешения на ведение предпринимательской деятельности, трудности выполнения требований административных органов в вопросах налогообложения, условий труда, охраны окружающей среды. Уровень бюрократизма прямо измерить невозможно, поэтому появляется особенность в действиях предпринимателя: он обычно обращаются за оценкой ситуации к людям, знакомым с условиями хозяйствования в данном регионе и способным определить этот уровень как высокий, средний или низкий.
Важной функцией предпринимателя малого бизнеса является инновация.
Выделим несколько типов изменений, которые можно отнести к инновациям:
-использование новой техники и технологии;
— разработка новой конструкции товара;
-замена традиционных видов сырья новыми искусственными материалами;
— освоение новых рынков на основе изменения свойств товара — качества или цены;
— внедрение новых технологий продаж;
— внедрение новых партнерских отношений с контрагентами на основе доверия, которые могут привести к увеличению прибыли.
Говоря об особенностях малого предпринимательства в современной экономической ситуации в России, необходимо отметить искажение содержания понятия хозяйственная типичность. Типичной стала нерегулярность экономических актов. Многие хозяйствующие субъекты ориентируются на одноразо-вость сделок, стремятся получить максимальную прибыль ценой ограничения потенциальной возможности дальнейших экономических взаимодействий с контрагентами, ценой нарушения сроков поставок продукции и ее оплаты. Сложные формы хозяйственной деятельности малых предприятий, практикуемые в странах с развитой рыночной экономикой, в России не получили законодательного закрепления. Отсутствие типичности сложных экономических взаимоотношений привело к закреплению упрощенных форм социально-
экономической деятельности малых предприятий, к примитивизации экономических связей между ними. Этому способствовало и разрушение типизированных административно-плановых экономических связей между предприятиями даже в пределах города, одного района.
Важной особенностью малого предпринимательства при отсутствии в стране должного институционного обеспечения социально-экономических еде-
лок в малом предпринимательстве, в условиях рассогласованности формальных и неформальных механизмов взаимодействия является то, что в каждом конкретном случае предприниматель должен создавать фактически новую систему обеспечения условий предполагаемой совместной хозяйственной деятельности, позволяющую обеспечить эффективность производства. Такая система — это социальная инновация, которая предполагает сбор данных о потенциальных возможностях контрагента в условиях непрозрачности его финансовой отчетности, недостоверности сведений бухгалтерского баланса, неопределенности структуры собственности. Предприниматель вынужден искать гарантии сделки в наличии общих знакомых, стараться привлечь дополнительные стороны, выступающие гарантом, пытаться поставить контрагента в зависимое положение, для обеспечения эффективности экономических взаимодействий вынужден привлекать формальные и неформальные силовые элементы. Все это приводит не только к дополнительным расходам, но и к локализации экономических сделок в узком кругу хозяйствующих субъектов, к пособничеству коррупционерам и криминализации малого предпринимательства. В таких условиях экономическая сфера испытывает жесткое и властное, насильственное воздействие, а значит, эффективность рыночных управленческих механизмов резко снижается.
Стремление хозяйствующих субъектов малого предпринимательства вовлечь в экономические соглашения политическую или силовую власти препятствуют становлению конкурентной среды в региональной экономике. Создаются малоэффективные местные структуры, главные особенности которых локальность и персональность как единственные источники доверия. Они-то и препятствуют дальнейшим поискам новых управленческих решений и инновациям.
В современной экономической ситуации даже крупные предприятия, су-
ществующие многие годы, в ходе экономической реформы поставлены в непривычные условия и вынуждены осваивать производство самой разнообразной непрофильной продукции для удовлетворения чаще всего местного спроса, т.е. вынуждены заниматься фактически малым предпринимательством. В связи с этим на средних и крупных предприятиях меняются стиль и сама концепция управления. Предпринимательство, становясь важной частью системы менеджмента и организационной структуры управления, побуждает руководство средних и крупных предприятий, организовывать маломасштабное производство. Приобретая опыт предпринимательского управления, являющегося наиболее эффективным типом управления, оно переносит его на управление предприятием в целом. Таким образом, малым предприятиям в стране приходится конкурировать еще и с маломасштабным производством крупных предприятий.
Малое предпринимательство в стране возникло и функционирует в условиях особой социально-экономической ситуации и особого механизма образования малых предприятий.
Малое предпринимательство формировалось в своеобразной исторической и экономической ситуации в России — в момент перехода от плановой экономики к рыночной. Характерными особенностями этого периода были еще сохраняющиеся проявления плановой экономики и нарождающиеся рыночные отношения, а значит, вытекающие из всего этого многие социальные и экономические противоречия, их сочетание и сложное взаимодействие. Особым был и механизм образования большинства малых предприятий. Если в условиях развитой рыночной экономики малые предприятия создаются в результате накопления первоначального семейного капитала или получения кредита банка под конкретный бизнес-проект, то в России большинство малых предприятий возникало в результате приватизации государ-
ственной собственности заинтересованными чиновниками, руководителями предприятий. Подобная практика образования малого предпринимательства наложила отпечаток на систему внешних целей малых предприятий, на их назначения, что, в свою очередь, определило структурные особенности внутренней среды малых предприятий, их управленческие механизмы.
Будучи организованными по-разному, намеченных целей большое и малое предпринимательство тоже достигало по-разному. На крупных предприятиях риск распределяется между участниками. Принимая ответственные решения, способные негативно повлиять на эффективность работы предприятия, руководитель крупного предприятия рискует лишь собственным рабочим местом.
Однако предприятие остается «на плаву», поскольку крупное предпринимательство оперирует огромными ресурсами. Хозяин-предприниматель рискует личными сбережениями и всем своим предпринимательским делом. Даже резкое ухудшение экономической эффективности реже приводит к закрытию крупных предприятий, чем аналогичная ситуация на малом предприятии.
Сам способ организации крупного предпринимательства не соответствует стремлению к независимости, да и мотивации у него иные, чем у малого предпринимательства. Большие предприятия заинтересованы в привлечении ярких и творческих талантов как для управления экономикой, так и для управления производственными процессами, для создания новых и улучшения существующих товаров и услуг. Хозяину-предпринимателю ждать помощи неоткуда. Он должен даже самостоятельно решать все проблемы производства и реализации продукции, опираясь на собственный опыт, знания, умения.
Препятствуют развитию малого предпринимательства особенности экономических устоев современного российского общества. Происходит столкновение нового, рыночного, мышления с традиционным, плановым, при явном
преобладании последнего, что ведет к восприятию предпринимательства обществом как чуждого и даже вредного. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение». На вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети (внуки) занимались предпринимательством?» были получены следующие результаты (Источник: Малое предприятие. 2003. № 6. С. 8.).
Меньше половины респондентов ответили положительно на поставленный вопрос. Чтобы снизить уровень негативного отношения населения к предпринимательству, в частности к малым его формам, исполнительная власть должна доказать людям, что правовая система защитит их от обмана предпринимателя. В настоящее время уже сложившиеся рыночные структуры считаются социально-приемлемыми, но дальнейшее их изменение, инновации и эксперименты населением не воспринимаются. Общество как бы смирилось с происшедшими изменениями, и поставило на этом точку. Дальнейшая модернизация предпринимательских структур затруднена, более того, происходят процессы свертывания наиболее сложных рыночных структур: упрощается функционирование фондовых структур, в регионах сворачивается деятельность негосударственных инвестиционных фондов, монополизируются рынки страхования и банковских услуг.
В научной литературе по проблемам малого предпринимательства, в выступлениях представителей законодательной и исполнительной власти звучат четыре основных тезиса: малый бизнес должен обеспечить создание новых рабочих мест, рост налоговых платежей в бюджет, экономическую стабильность и стать главным источником инноваций -разрабатывать и внедрять новые технологии. Очевидно, что решить эти задачи одновременно малый бизнес (да и любой другой бизнес) не сможет никогда, к тому же без поддержки государства.
Ныне действующий базовый закон по малому предпринимательству устарел, противоречит он и Бюджетному ко-
дексу, и Налоговому кодексу. Многие его положения не действуют и просто тормозят развитие малого бизнеса. Поэтому Правительство РФ правильно решило отказаться от совершенствования закона, а вместо этого разрабатывает новый законопроект, который должен ох-
ватить различные стороны жизнедеятельности малого предприятия, четко определить виды и способы господдержки МП на всех уровнях исполнительной власти и учесть особенности этой формы хозяйствования.
Источник: cyberleninka.ru