Основные виды рисков бизнеса услуг

Закаткина, Д. В. Система управления рисками предприятий сферы услуг / Д. В. Закаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2 (63.2). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10164/ (дата обращения: 31.05.2023).

В статье рассматривается необходимость организации системы управления рисками на предприятиях, методы управления рисками, количественная и качественная оценка рисков.

Ключевыеслова: Риск, управление риском, анализ, качественная и количественная оценка, SWOT-анализ.

В любой сфере деятельности человека присутствуют риски. Это могут быть риски политические, экологические, экономические и множество других. В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия неизбежно возникают рисковые ситуации. Природа риска обусловлена неоднозначностью будущих событий [1, 118].

Любая хозяйственная операция, любое принимаемое решение предпринимателя сопровождается угрозой возникновения риска, что влечет за собой угрозу потери прибыли, имущества и может грозить банкротством предприятия. Именно поэтому тема управления рисками является актуальной на сегодняшний день — независимо от изменений внешней и внутренней среды, всевозможных факторов, провоцирующих появление рисков, ими необходимо управлять для успешного достижения целей.

4 Вида Рисков в Бизнесе

Процесс управления рисками происходит на каждом предприятии, но существует определенная разница: одни предприятия оценивают результаты и последствия наступления рисковой ситуации, а другие постоянно отслеживают риски и управляют ими. Второй способ можно назвать риск-менеджментом и он является предпочтительным, так как предприятие может при выявлении риска минимизировать его, либо отказаться совсем, что позволяет уменьшить затраты предприятия.

Процесс управления рисками является многоступенчатым и сложным. На первом этапе проводится диагностика рисков: на предприятии выявляются основные виды рисков, присущие данному виду и сфере деятельности. Существует два подхода к идентификации рисков: консервативный и прогрессивный.

Консервативный подход означает проведение идентификации рисков раз в год или при необходимости. Обычно при применении такого метода определение или оценка рисков проводятся после наступления события, которое привело к убыткам. Инвестиции в риск-менеджмент не приносят должного результата, так как управление рисками не является неотъемлемой частью процесса принятия решения. Руководители многих предприятий не считают, что необходимо формировать систему управления рисками, так как они смогут легко преодолеть возможные рисковые ситуации. При этом не представляя себе масштабов и опасности наступления какого-либо рискового события, они не только не систематизируют риски, но и не считают нужным защититься от них.

При прогрессивном подходе предусматривается непрерывный процесс выявления рисков, в котором участвуют все сотрудники предприятия, руководство осуществляет необходимую координацию.

Таким образом, процесс выявления рисков можно разделить на две стадии. Вначале происходит ознакомление с общей картиной деятельности предприятия: выявляются отделы, наиболее подверженные рискам, и идентифицируются наиболее существенные риски. Затем анализируются подразделения и виды рисков, которые присущи их деятельности. Например, для производственного подразделения существенным риском может быть производственный брак, недопоставка комплектующих материалов.

Бизнес планирование 2ЭР Тема: Оценка риска в бизнес плане Тасмаганбетова С.Ж.

Существует несколько методов диагностики рисков: анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, аудит рисков.

Анкетирование обычно проводится на начальных этапах диагностики рисков. Преимуществом анкетирования является анонимность. Выборка респондентов может быть ограничена как отдельным структурным подразделением, так и может включать сотрудников всего предприятия. По итогам анкетирования риск-менеджеры поводят анализ полученных данных и формируют группы оценки рисков, осуществляют ранжирование, выбирают наиболее значимые риски.

Читайте также:  Как посмотреть баланс на билайн бизнес

Интервьюирование заключается в личном общении с сотрудниками предприятия, что позволяет более точно оценить природу риска и сэкономить время при заключительном анализе и консолидации результатов. В случаях, когда невозможно или затруднительно провести наиболее точный математический расчет вероятности риска, будет правильным в процессе интервью задать рамки возможных ответов, например вероятная возможность изменений законодательства – 5-15%.

В ходе интервью можно получить необходимую информацию о сбоях в системе внутреннего контроля, недостатках в работе отдельных служб, причинах, заставивших сотрудника принять какое-либо решение. После выявления проблем руководством принимаются меры в организации бизнес-процессов, ротации кадров, по изменению процедуры документооборота и т.д. Данный метод подходит для выявления рисков в отдельном подразделении или на небольшом предприятии, когда можно ограничиться незначительным количеством анкетируемых, или при повторной диагностике. Анализ полученных результатов проводится аналогично анализу в процессе анкетирования.

Методом экспертной оценки пользуются для анализа конкретных бизнес-проектов. Лучше проводить опрос нескольких внутренних и, при необходимости, внешних экспертов, поскольку оценка вероятности наступления рискового события отчасти субъективна. Для более успешного выявления рисков необходимо привлекать профильных экспертов, поскольку привлечение специалистов, знающих специфику конкретной отрасли, защитит предприятие от того, что отдельные операционные риски не будут учтены.

Суть риск-аудита состоит в получении информации о фактическом положении дел на основе данных проверок, ревизий, анализа. Использование данного метода предусматривает оценку уже существующих процедур риск-менеджмента. Риск-аудит позволяет выявить сильные и слабые стороны процедур контроля, направления их развития. Этот способ считается весьма эффективным.

После диагностики рисков проводится оценка рисков, которая может быть проведена в двух формах: качественной и количественной.

Для количественной оценки используются множественные статистические методы, имитационные модели, сценарные анализы. Например, для оценки финансовых рисков используется расчет рисковой стоимости и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Для качественной оценки используется шкала ущерба – от несущественного, малого, среднего, крупного до значимого (таблица 1).

Качественная оценка ущерба

Возможная сумма, д.е.

Источник: moluch.ru

6.2. Особенности рисков услуг

Знание отличительных характеристик услуг позволяет понять, что с ними связаны большие риски, чем с физическими товарами. Такие качества услуг, как неосязаемость, неоднородность, неспособность к хранению и неразрывность взаимосвязи «производство-потребление» усиливают риск при реализации бизнес-плана предприятия сферы услуг.

Проблемы, присущие процессу приобретения услуг, увеличивают покупательский риск и затрудняют его оценку. Наиболее распространены следующие типы рисков услуг: • риск исполнителя (насколько хорошо выполнена работа?); • физический риск (не будет ли услуга вредна для покупателя?); • финансовый риск (будут ли компенсированы все затраты?); • психологический риск (как приобретение услуги повлияет на самосознание и самоуважение?); • социальный риск (как покупка повлияет на имидж человека в глазах друзей, коллег и других членов общества?) ; • потеря времени (потеря времени, усилий, удобств при покупке, ремонте, замене).

Исследования восприятия риска в сфере обслуживания показали, что потребители осознают, что услуги более изменчивы по своей природе и, следовательно, их приобретение более рискованно, чем покупка товара. В связи с этим при разработке бизнес-плана следует предусматривать сферы снижения риска. Большинство методов уменьшения риска разработаны для товаров. Применительно к услугам наиболее распространенными являются следующие действия: 1) забота о выполнении обещаний, данных в рекламе; 2) помощь потребителю в осознании потребительской выгоды, т. к. потребители испытывают затруднения в оценке услуг; 3) возможность оказания пробной услуги, однако, предоставление таких услуг возможно не для видов услуг; 4) разработка стандартов обслуживания (предоставление доказательств материальных частей до, во время и после оказания услуги могут уменьшить чувство изменчивости); 5) разработка и применение гарантий и обязательств по возврату средств. При этом следует помнить, что в отношении предприятий сферы обслуживания следует предусматривать и риски, перечисленные в предыдущем разделе.

Читайте также:  Где продать бизнес игру

Тема 7. Организация процесса реализации бизнес-плана

7.1. Содержание работ по реализации бизнес-плана

Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи на фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Необходимо составить реальный график для различных стадий внедрения проекта.

Такой график должен первоначально определить различные стадии реализации и продолжительность каждой стадии. Это подробное расписание должно охватывать всю инвестиционную фазу, включая период от решения о капиталовложении до начальной стадии производства и дальнейшего функционирования проекта.

Этот период включает в себя следующие основные действия: ▪ назначение команды реализации бизнес-проекта; ▪ образование фирмы; ▪ финансовое планирование; ▪ организационное оформление; ▪ приобретение и передача технологии; ▪ основной инжиниринг; ▪ выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков; ▪ подготовка заявочных документов; ▪ выставление предложений; ▪ предложение цены изделия; ▪ оценка предложений; ▪ переговоры и заключение контрактов; ▪ детальный инжиниринг; ▪ приобретение земли; ▪ строительные работы; ▪ установка оборудования; ▪ закупка материалов и сырья; ▪ предпроизводственный маркетинг; ▪ обучение и назначение на должности; ▪ запуск бизнес-проекта и начало производства. В некоторых случаях период внедрения может быть таким продолжительным, что данные бизнес-плана устаревают и нуждаются в пересмотре. Необходимо, чтобы данные по затратам были датированы и документированы так, чтобы можно было непрерывно отслеживать цены как методом прогнозов, так и путем сбора реальной информации. Сравнивая реальные данные, накапливающиеся на стадии реализации, с данными, представленными на стадии изучения, можно определить воздействие любых превышенных издержек на ликвидность, финансовые требования и общую прибыльность бизнес-проекта. Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включает следующие основные задачи: ▫ определение типа рабочих задач на фирме и вне ее, которые необходимы для реализации проекта; ▫ определение логической последовательности событий в рабочих задачах; ▫ подготовка графика внедрения, определяющего положение рабочих задач, корректировку во времени, необходимом для завершения каждой индивидуальной задачи; ▫ определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек; ▫ подготовка бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес-проекта; ▫ документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации, также как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.

Читайте также:  Что значит клубный дом бизнес класса

Источник: studfile.net

45. ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ УСЛУГ

Знание отличительных черт услуг помогает понять то, что с ними связаны большие риски, чем с вещественными товарами. Риск при приобретении услуги увеличивают такие ее качества, как неосязаемость, неоднородность, неспособность к хранению.

Неосязаемость услуг – качество услуги, при котором потенциальный потребитель не может увидеть или потрогать услугу до ее приобретения или применения.

Изменчивость. При приобретении любой техники можно узнать информацию об установленных стандартах применения данной техники. Совсем по-другому обстоит дело при приобретении услуг. Например, сегодня автомеханик осуществил ремонт вашего автомобиля качественно, а завтра подобную работу он выполнит гораздо хуже.

Гарантии. Услуги не сопровождаются обеспечением каких-либо гарантий. Например, возвратить бракованный холодильник в магазин возможно, но как вернуть неудачную стрижку, плохой учебный курс или неэффективное лечение? Тем не менее прогресс отмечается и в данной сфере.

Основная сложность состоит в том, как оценить в денежном выражении ущерб от той же неудачной стрижки, плохого курса или неэффективного лечения. Основным нормативным актом, регулирующим договорные от-ношения при предоставлении услуг, является Закон РФ «О защите прав потребителей».

Сложность. Услуга бывает технически сложной или специализированной, и ее потребитель при отсутствии опыта или особых знаний в действительности не может их оценить. Чаще потребитель полагается на конкретного парикмахера, врача, автомеханика, финансиста или иного специалиста, но он может быть не уверен, что верно сделал свой выбор.

Все вышеперечисленные сложности в приобретении услуги приумножают покупательный риск и затрудняют его оценку.

Самые распространенные виды рисков услуг:

1) риск исполнителя – как хорошо осуществлена работа;

2) физический риск – не является ли услуга вредной для здоровья покупателя;

3) финансовый риск – будут ли возмещены все расходы;

4) психологический риск – как приобретение услуги воздействует на самосознание и самоуважение;

5) социальный риск – как покупка окажет влияние на имидж человека в глазах близких. Данные виды рисков уже подробно изучены и описаны применительно к товарам, и лишь за рубежом недавно подобное изучение стали проводить применительно к услугам. Проведение исследований восприятия риска в сфере услуг показало, что потребители понимают, что услуги более непостоянны по своей сути и, соответственно, их приобретение более рискованно, чем приобретение товара. Уровень неопределенности при получении услуги выше, чем при приобретении товара, а значит, выше и вероятные психологические и финансовые потери, а также временные затраты.

  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и Космос
  • Биология
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Деловая литература
  • Домашние животные
  • Домоводство
  • Здоровье
  • История
  • Компьютеры и Интернет
  • Кулинария
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Науч. литер. — прочее
  • Педагогика
  • Политика
  • Психология
  • Религиоведение
  • Сад и огород
  • Самосовершенствование
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Технические науки
  • Транспорт и авиация
  • Учебники
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Хобби и ремесла
  • Шпаргалки
  • Эзотерика
  • Юриспруденция
  • Языкознание

Источник: www.redov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин