В статье описаны существующие проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг. Описанные проблемы сгруппированы и представлены в виде модели. Авторы предлагают модель управления качеством туристских услуг.
Предлагаемая модель управления качеством туристских услуг разработана на основе анализа известных подходов как Gap-модель (от англ. gap — разрыв), методика SERVQUAL (Service Quality), зона толерантности, авторами которых являются А. Парасураман, В.А. Зайтамл, Л.Л. Берри.
Качество туристской услуги рассмотрена как совокупность свойств туристской услуги, способной удовлетворить потребности туриста. Качество туристской услуги зависит от: точности, то есть это степень соответствия предлагаемой туристской услуги с полученным результатом; своевременности исполнения, то есть соответствие туристской услуги во времени; эргономичности (или удобство, доступность), то есть наличие условий, возможностей, способных удовлетворить потребности клиента в туристских услугах; эстетичности, то есть соответствие чувственному восприятию. Модель группировки проблем является комплексной, поскольку выделены авторами только основные проблемы и отражена их взаимосвязь, влияющая в совокупности на бизнес-климат сферы услуг.
качество услуг
туристические услуги
сфера услуг
бизнес климат
предпринимательство
1. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 160 с.
2. Гайсумова, М.А. Особенности организации и управления малыми и средними формами предпринимательской деятельности в сфере услуг: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05/ М.А. Гайсумова. – Нальчик, 2011. – 158 с.
3. Конева, О.В. Состояние и развитие малого бизнеса в сфере услуг: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05/ О.В. Конева. – Красноярск, 2006. – 202 с.
4. Марданова, Г.Д. Развитие малого предпринимательства в сфере услуг региона: на примере Удмуртской республики: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05/ Г.Д. Марданова. – М., 2000. – 145 с.
5. Хайруллина, Д.Р. Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне: организационно-экономический аспект/ Д.Р. Хайруллина, О.В.
В последние годы предприятиям сферы услуг уделяется большее внимание. Но все же одной из сложных задач, стоящих перед государством, остается решение проблем развития предпринимательской деятельности в сфере услуг, препятствующих реализации больших потенциальных возможностей предпринимательской деятельности в этой сфере. Ученые-экономисты, исследователи, специалисты, правительство страны и региона активно обсуждают вопросы поддержки субъектов предпринимательства в сфере услуг путем принятия законодательных и нормативных правовых актов в целях улучшения условий в этой сфере, разрабатываются и внедряются программы по развитию предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на это есть проблемы, сдерживающие развития предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Проблемы предпринимательства в сфере услуг
Авторами основные проблемы сгруппированы и представлены в виде модели (рис. 1).
Рис. 1. Модель группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг
Рассмотрим каждую группу.
- Недостаточная ресурсная база формируется из-за недостаточного доступа субъектов предпринимательства сферы услуг к информации о наличии ресурсов. К ресурсам субъектов предпринимательства относим финансово-кредитные, инвестиционные, имущественные ресурсы. Ограниченность доступа к этим ресурсам выражается: недостаточностью начального капитала, трудностью в получении кредитных ресурсов, поскольку отсутствует залоговое обеспечение, кредитные истории субъектов предпринимательства, государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам; недостаточностью инвестиционной поддержки; высокой платой за аренду производственных и офисных помещений, и сложностью с их получением; нехватка производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам размещения предприятий, оборудований. Эта проблема возникает в основном у субъектов малого и среднего бизнеса на первоначальном этапе или в первые три года деятельности для расширения своей деятельности и укрепления позиций на рынке.
- Неразвитость законодательной базы — это одна из серьезных проблем, которая выражается в отсутствии единой законодательной основы по развитию и поддержки предпринимательской деятельности в сфере услуг. Мы не отрицаем факт существования нормативных и правовых документов, регулирующих предпринимательскую деятельность в стране и регионах. Тем не менее, имеющиеся нормативно-правовые документы не совершенны и в настоящий момент не способны решить существующие проблемы. Прежде всего, это отсутствие гибкости и несовершенство налогового законодательства в связи с отсутствием реально действующих налоговых льгот для предприятий сферы услуг.
- Проблема управление качеством услуг. Качество предоставляемых услуг и уровень обслуживания в сфере услуг незначительный. Из-за неразвитости рыночных отношений и конкуренции невостребованность определенных видов услуг. Прямая взаимосвязь услуг с высоким качеством и ценой: чем выше качество услуг, тем выше цена на нее, и наоборот. Качество это, прежде всего степень соответствия системы требованиям и ожидания, которое, безусловно, должно соблюдаться вне зависимости от цены.
- Проблема ценовой политики. В стране (регионе) есть ценовые барьеры в получении услуг гражданам со средним и низким уровнем дохода. Взаимосвязь цены и качества услуг рассмотрено пунктом выше.
- Недоступность информационных ресурсов. XXI век — это век информатизации, однако в нашем обществе не в полной мере реализуются принципы открытости и гласности информации для предприятий сферы услуг, нет единой базы («единого окна») информационных ресурсов, а также отсутствует своевременность предоставления и получения информации.
- Проблема кадрового обеспечения (отсутствие квалифицированных, компетентных кадров). При организации бизнеса предпринимателям не хватает опыта, возникают проблемы с организацией производства и правильным распределением собственных ресурсов. Для того чтобы стать предпринимателем необходимо обладать определенными знаниями юридического и экономического характера, которые можно получить имея только доступное и качественное образование в стране, программы курсы по повышению квалификации и переквалификации. Все больше нарастает потребность в квалифицированных кадрах, особенно профессий рабочих; вследствие некомпетентности кадров происходит не использование современных технологий (техники); не умение эффективно использовать человеческие ресурсы. Также проблемой организации деятельности предприятий сферы услуг является организация труда и оплаты персонала. Поскольку труд работников предприятий сферы услуг имеет свои особенности: повышенное нервно-эмоциональное напряжение труда, так как происходит постоянный контакт с клиентами; совмещение различных видов деятельности; различная степень интенсивности труда в зависимости от временного периода.
- Социально-психологические проблемы. Сфера услуг является единственной отраслью экономики, предоставляющая реальные возможности для социально не защищенной категории населения, такие как трудоустройство и получения комплекса необходимых для нормальной жизнедеятельности услуг. Предприятия в сфере услуг целью своей деятельности ставят не только извлечение прибыли, но и достижение социального эффекта.
Вышеперечисленные группы проблем образуют бизнес-климат в стране (регионе). Авторами предлагается следующее определение понятию «бизнес-климат страны (региона)»: это совокупность условий и возможностей страны (региона), сформированных государством в определенный период времени и достаточных для создания и развития субъектов предпринимательства. Особо важное значение в предлагаемом автором определении имеет «определенный период времени», так как бизнес-климат явление непостоянное и через определенные промежутки времени он меняется. Изменению бизнес-климата способствуют различные факторы: политические, экономические, социальные, экологические и другие.
В модели группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, выделено семь проблем. Проблема управления качеством услуг изучалась различными научными школами, которыми разрабатывались подходы к управлению качеством. Однако традиционные походы к управлению качеством не позволяют в полной мере использовать в сфере услуг. Так, в основе подхода, впервые предложенный Гронрёзом К., лежит логика, то есть соотнесение ожиданий потребителя и его восприятия уже полученной услуги [1].
Рассмотрим более детально проблему качества предоставляемых услуг, в том числе туристических услуг.
Развитие сферы услуг, в том числе предприятий в сфере услуг, во многом зависит от качества услуг и поэтому российские предприятия все большее значение отдают вопросам повышения качества предоставляемых услуг. Каждый предприниматель понимает, что качество услуг имеет первостепенное значение и является самым эффективным средством удовлетворения потребностей потребителей. Высокое качество предоставляемых услуг способствует достижению устойчивого положения на рынке, повышению конкурентоспособности предприятия, обеспечению удовлетворенности потребителей и работников предприятия, а также снизить затраты (издержки), связанные с устранением ошибок при оказании услуг.
Международной организацией по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) качество определено как совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. «Качество услуги это совокупность свойств услуги, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» — это определение качества услуги приведено в ГОСТ 154467-79. Международный стандарт ИСО 8402 «Качество. Словарь» под качеством подразумевается совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [1].
Авторы предлагает следующую модель управления качеством туристских услуг (рис. 2). Предлагаемая модель управления качеством туристских услуг разработана на основе анализа известных подходов как Gap-модель (от англ. gap — разрыв), методика SERVQUAL (Service Quality), зона толерантности, авторами которых являются А. Парасураман, В.А. Зайтамл, Л.Л. Берри.
Рис. 2. Модель управления качеством туристских услуг
Обращаясь в туристскую организацию, клиент ожидает получить максимальный комплекс услуг при минимальных расходах, то есть выделим понятия «ожидаемая услуга» и «воспринятая услуга». Между ожидаемой услугой и воспринятой услугой может возникнуть разрыв. Разрыв это ситуация, когда ожидания потребителя оказались выше, чем результат. Разрыв отсутствует, когда ожидаемая услуга соответствует воспринятой услуге или выше ее, и принято считать, что услуга является качественной.
На услугу, которую мы ожидаем получить, влияют: личные потребности клиента, общественное мнение, реклама, имидж предприятия и работа его сотрудников, прошлый опыт, ресурсы клиента и другие различные факторы.
Приходя в туристскую организацию, клиент определяет для себя «ожидаемую услугу» (то, что он хочет получить с учетом его индивидуальных потребностей), соответствующую «воспринятой услугой», но и минимально приемлемое качество туристской услуги (это то минимальное в туристской услуги, которое должно быть). Интервал, который образуется между ожидаемым и минимально приемлемым качеством услуги именуется зоной толерантности или терпимости потребителей. Зона толерантности отражает терпимость потребителей к помещению, техники, внешнему виду персонала, их профессиональным знаниям, индивидуальный подход при обслуживании и другие. Зона толерантности условно подразделяется на условия: первое — ожидаемая туристская услуга равна минимально приемлемому качеству туристских услуг и второе — ожидаемая туристская услуга ниже минимально приемлемого качества туристской услуги.
Если оценка клиента выше зоны толерантности, это позволяет говорить о том, что клиент доволен качеством туристической услуги; если оценка клиента находится в зоне толерантности — клиент доволен оказанной туристической услугой; если оценка клиента ниже зоны толерантности, то есть на уровне минимально приемлемой клиентом качества туристской услуги или ниже и этого уровня, то клиент недоволен оказанной услугой.
Также при оценке качества туристской услуги можно применить индекс качества (SQI, Service Quality Index), определяющийся как соотношение воспринятого и ожидаемого качества услуги:
SQI= «воспринятая услуга»/ «ожидаемая услуга»
Если индекс качества равен или больше единицы, то клиенту оказали туристскую услугу на высоком качестве; если индекс качества ниже единицы — клиент неудовлетворен, оказанной туристической услугой, то есть качество услуги низкое.
Качество туристской услуги это совокупность свойств туристской услуги, способной удовлетворить потребности туриста. Качество туристской услуги зависит от:
— точности, то есть это степень соответствия предлагаемой туристской услуги с полученным результатом;
— своевременности исполнения, то есть соответствие туристской услуги во времени;
— эргономичности (или удобство, доступность), то есть наличие условий, возможностей, способных удовлетворить потребности клиента в туристских услугах;
— эстетичности, то есть соответствие чувственному восприятию.
Выше представленная модель группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, применительно ко всем отраслям сферы услуг, в частности к туристической отрасли сферы услуг. Так к проблеме «Кадровая», представленная в модели группировки проблем в сфере услуг, можно отнести проблему сложности оценки текущего состояния рынка труда и занятости в туристической отрасли, что обусловлена следующими причинами:
— отсутствие статистических сведений о кадровом обеспечении в сфере туристских услуг. На официальном сайте службы статистики не публикуются сведения об оценке развития сферы туристских услуг:
— отсутствие отраслевых нормативов численности персонала и производительности труда;
— большим числом профессий в туристской отрасли;
— различные формы собственности туристских предприятий и организационно-правовых форм предприятий;
— туристская деятельность в основном находится в зависимости от сезона;
— уровень информационной базы недостаточен;
— неоднородный уровень образования в туристской отрасли и другие.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что существующие проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, автором сгруппированы и представлены в виде модели. Модель группировки проблем является комплексной, поскольку выделены автором только основные проблемы и отражена их взаимосвязь, влияющая в совокупности на бизнес-климат сферы услуг. В частности, автором выделена проблема управления качеством туристских услуг, представленная в виде взаимосвязанной модели. Поэтому современные проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг всё также остаются актуальными и важными.
Рецензенты:
Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа;
Зайнашева З.Г., д.э.н., профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.
Источник: science-education.ru
Бизнес и его перспективы в условиях санкций
Проблема развития малого и среднего бизнеса давно являлась одной из ключевых проблем нашей страны, решение которой в строго необходимой степени требовалось для наращивания темпов экономического развития.
6225 просмотров
Уровень актуальности данной проблемы в высшей степени обострился в связи с введением санкций против России странами Запада и последовавшим за этим ответом в виде контрсанкций. Это привело к возникновению суровых условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса и замедлению экономического роста.
Вместе с тем, с самых высоких трибун регулярно звучали и продолжают звучать заявления о неминуемом оздоровительном эффекте подобных условий, потому что, по оценкам ряда экспертов, сложившаяся ситуация рынка заставит сектор МСП приспосабливаться и решать задачи по импортозамещению и диверсификации экономики страны.
Из интервью Д.Мантурова газете «Ведомости»
Таким образом, на малый и средний бизнес возложена фундаментальная роль в решении задач по ускорению темпов экономического развития страны. Каковы же перспективы этого развития? Что делать государству и как бизнесу помочь самому себе в условиях кризиса и «санкционных войн»?
Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяйства. Он способен оживить экономику, формируя необходимый сегодня средний класс, который должен составлять значительную долю активного населения в экономике. Западные страны отводят ведущее место именно малому бизнесу. Рост экономики в западных странах связывают именно с возрастанием значимости МСП сектора, и там ему сознательно отводится ведущее место.
Развитие малого бизнеса способствует сокращению числа безработных, росту уровня доходов населения, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений в бюджет, обеспечению благоприятных условий формирования потенциала в науке и производстве.
Тем не менее, российская и зарубежная практика свидетельствует о важности госвмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций. Действующие условия кризиса и санкций, а также ограниченности бюджетных средств подталкивают к необходимости выбора эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий.
Основные инструменты господдержки малого бизнеса в США и странах Европы
Осуществление эффективных и действенных мер политики государства предполагает наличие реального представления об актуальном состоянии МСП сектора и особенностях его развития в стране.
Что с малым бизнесом сейчас?
Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 10.09.2019 соответствующих субъектов насчитывается 5 813 278, при этом малых предприятий – 225 556, средних предприятий – 16 977, микропредприятий – 5 570 745. Сумма среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах составляет 15 428 476 человек.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России согласно данным ФНС.
По сравнению с аналогичными данными годичной давности наблюдается резкая отрицательная динамика. Количество субъектов уменьшилось более чем на 100 000. За год прекратили свое существование около 80 000 микропредприятий, 25 000 малых предприятий и 2 000 средних. Общее количество работников сократилось на полмиллиона человек.
Вклад МСП сектора в ВВП России относительно развитых европейских стран минимальный.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ за период 2012-2017 гг.
Как видно из предложенной выше статистики доля МСП в ВВП России снизилась до минимального уровня в 2014 году, во время усиления мирового экономического кризиса и введения экономических санкций против нашей страны. За представленный период показатель доли МСП не превышал 21,2%. В 2018 году он по-прежнему сохраняется на уровне 21%.
Роль малого бизнеса в экономике РФ остается довольно незначительной. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте России, точно также, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.
Малый бизнес в западных странах является непосредственным источником роста экономики страны. Там существует настоящий культ малого предпринимательства, в результате чего преобладающая часть американского и европейского бизнеса относится именно к категориям «малого» и «среднего».
Государственная политика России, направленная на поддержку малых предприятий, неэффективна. Если мы обратим внимание на отраслевая структуру МСП, то увидим, что высокие темпы развития наблюдаются лишь в сфере оптовой и розничной торговли, которая составляет 37% от общей доли МСП, 21,7% принадлежит предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, далее идут строительные организации.
Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2019 г.
Сложившееся положение требует реорганизации структуры МСП посредством разработки мероприятий, создания норм и реализации программ, направленных на увеличение доли малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики.
Что делать государству?
Основными направления повышения эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства следует считать:
- Улучшение условий кредитования. Понижение ставок и решение проблем залогового обеспечения.
- Выработка новых кредитных программ. Долгосрочные займы для инновационных компаний с высокопроизводительными рабочими местами.
- Предоставление грантов. Прежде всего для предприятий в сфере сельского хозяйства, промышленности, товарного производства, высоких технологий, социальных услуг.
- Создание комплексной инфраструктуры объектов, оказывающих помощь предпринимателям.
- Постоянный мониторинг эффективности предпринимаемых мер и их совершенствование.
Также важно отметить, что одной из ключевых причин, позволяющих успешно развиваться малому бизнесу, является целостное налоговое законодательство и налоговые льготы. Практика зарубежных стран в этой области и их опыт построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса не может не вызывать интереса.
Так, в большинстве развитых стран малому бизнесу на законодательном уровне присваивается статус особого субъекта госрегулирования. Социальная и экономическая значимость МСП сектора определяет особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.
Результатом такой политики экономически развитых стран является создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера.
Что делать бизнесу?
Кризис и санкции повлекли за собой возникновение массы проблем, большая часть которых остаются актуальными и сегодня:
- недостаток оборотных средств;
- снижение курса рубля / валютная нестабильность;
- снижение спроса на продукцию;
- недоступность заемных финансовых ресурсов;
- ухудшение условий поставки сырья и комплектующих;
- сокращение объемов производства компании;
- сокращение инвестиционных программ компании / их перенос на более поздний срок;
- невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг.
Без поддержки со стороны государства бизнес, конечно, не справиться со всей этой массой проблем, но, чтобы оставаться на плаву в текущих условиях, ему необходимо применять всевозможные уместные для конкретной компании антикризисные меры, среди которых наиболее распространены:
- сокращение расходов;
- реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
- оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции;
- продажа непрофильных активов;
- повышение цен;
- переориентация на выпуск иной продукции;
- сохранение/увеличение инвестпрограмм;
- сокращение производства/оказания услуг.
Несмотря на тяжелое положение, в котором оказался бизнес в результате введения санкций и влияния мирового экономического кризиса, у него появился ряд возможностей. К ним относят:
- импортозамещение;
- увеличение рынка сбыта продукции и услуг компаний внутри страны;
- рост конкурентоспособности;
- диверсификация бизнеса;
- заключение новых госконтрактов;
- рост экспорта.
Описанные выше пункты неоднозначны и носят дискуссионный характер. Позитивные оценки санкций со стороны государства не всецело разделяются бизнес-сообществом. Так, согласно статистике Российского союза промышленников и предпринимателей, влияние санкций на процесс импортозамещения рассматриваются позитивно только половиной опрошенных компаний.
Опрос РСПП «ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА». В опросе принимали участие 55 компаний.
Заключение
В условиях экономического кризиса и санкций представители малого и среднего предпринимательство страдают одними из первых, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий. Предпринимаемые многочисленные попытки правительства обеспечить поддержку малого предпринимательства, выражающиеся в налоговых каникулах, грантах, кредитах, субсидиях, льготах и прочих мерах, не позволяют выйти ему на должный уровень развития. Государству необходимо выработать комплексный подход, который бы включал использование всех инструментов государственного регулирования и опирался на опыт ведущих европейских стран и США. Только с помощью грамотной поддержки со стороны государства МСП сектор сможет занять свое место в экономике РФ и стать решением ее современных проблем.
Источник: vc.ru