От каких налогов освобождается фирма перешедшая на УСН

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SIMPLIFIED TAX SYSTEM / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / PROPERTY TAXES / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / BONIFICATION / TAX BENEFIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокурова М.М.

В статье исследуются основные проблемы при получении освобождения от имущественных налогов, возникающие у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Автор анализирует изменения в налоговом законодательстве, существенно ухудшающие положение таких налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Винокурова М.М.

Патентная система налогообложения: правовое обеспечение на современном этапе и перспективы развития
Налоговая выгода при переходе и применении специальных налоговых режимов
Сравнительный анализ упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход

Особенности налогообложения при упрощенной системе для субъектов малого и среднего предпринимательства Российской Федерации

Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLIFIED TAX SYSTEM: SOME ASPECTS OF PROPERTY TAX BONIFICATION

The article is dedicated to the problems of property tax bonification for the taxpayers, which apply simplified tax system . The author analyses changes in tax law, which impairs tax regime for such taxpayers.

Текст научной работы на тему «Особенности освобождения налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, от имущественных налогов»

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Марина Михайловна ВИНОКУРОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского университета экономики и права

ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ,

ОТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ

В статье исследуются основные проблемы при получении освобождения от имущественных налогов, возникающие у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Автор анализирует изменения в налоговом законодательстве, существенно ухудшающие положение таких налогоплательщиков.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, освобождение от уплаты налогов, налоговая льгота.

PhD, Associate Professor of Chair of the Entrepreneur and Financial law

of the Baikal University of Economics and Law

SIMPLIFIED TAX SYSTEM: SOME ASPECTS OF PROPERTY TAX BONIFICATION

The article is dedicated to the problems of property tax bonification for the taxpayers, which apply simplified tax system. The author analyses changes in tax law, which impairs tax regime for such taxpayers. Keywords: simplified tax system, property taxes, bonification, tax benefit.

Самой эффективной мерой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации является предоставление ему льготного налогового режима. В отношении субъектов малого предпринимательства законодатель за последние 20 лет использовал несколько способов предоставления налоговых льгот. Так, если на первом этапе становления налоговой системы Российской Федерации льготы по налогам и сборам предусматривались для субъектов малого предпринимательства, например, при установлении повышенного коэффициента к норме амортизации для основных фондов малого бизнеса, то на более поздних этапах таких льгот становилось все меньше. Это произошло вследствие изменения подхода законодателя к установлению налого-

ЕСТНИК ВмНокуроВа м.м. б

шивсвтитст! Особенности освобождения налогоплательщиков, применяющих I I_I I

имени о.Е.кугафина(мгюА) упрощенную систему налогообложения, от имущественных налогов

вых льгот для малого бизнеса: снижение налогового бремени на данную категорию налогоплательщиков было обеспечено установлением специальных налоговых режимов1.

В этой связи интересен вопрос, являются ли специальные налоговые режимы, т.е. режимы, предусматривающие в соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ2 особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, налоговыми льготами? Легальное определение льгот по налогам и сборам закреплено в ст. 58 НК РФ: ими признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Сравнив эти понятия, присоединимся к точке зрения, высказанной Р. К. Костаняном3, считающим, что «специальный налоговый режим представляет собой комплексную налоговую льготу, поскольку основан на предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков на добровольной основе определенных преимуществ, включая освобождение от уплаты ряда основных налогов».

Рассмотрим некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) — режима, который до недавнего времени можно было считать оптимальным для применения субъектами малого предпринимательства. В частности, проанализируем порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от налога на имущество соответственно организаций и физических лиц.

До 1 января 2015 г. организации освобождались от налога на имущество организаций, однако в связи с изменениями, внесенными в НК РФ4, организации обязали уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В частности, это следующие объекты (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Также 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся осво-

1 Подробнее об этапах изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса см.:

Кириллина В. Е. Малое предприятие как субъект налогового права: теория, история, практика.

М., 2008 ; Фомичев С. С. Особенности правового регулирования налогообложения субъектов

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

малого предпринимательства. М., 2005. ^

Костанян Р. К. Правовое регулирование налоговых льгот в Российской Федерации. М., 2008. ^

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федера- ^

ции и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 5

02.04.2014 №52-ФЗ // Российская газета. 04.04.2014. НАУК1

102 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

бождения индивидуальных предпринимателей от налога на имущество физических лиц: теперь освобождение не относится к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности и включенному в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый органом исполнительной власти (объекты, перечисленные в п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Речь идет об уже упомянутых торговых и административных центрах, офисных помещениях и т.д.

Таким образом, основная часть недвижимого имущества, принадлежащая субъектам малого предпринимательства, осуществляющим традиционную деятельность (такую как торговля, организация общепита и бытового обслуживания населения и т.д.), оказалась выведенной из-под освобождения от налога на имущество при применении УСН.

Невозможность применения освобождения от имущественных налогов по данным объектам имущества ложится самым тяжелым бременем на налогоплательщика еще и по причине установления максимальных ставок именно при обложении этих объектов. Так, глава 30 и недавно введенная в действие глава 32 НК РФ5 предусматривают возможность установления двухпроцентной ставки по упомянутым объектам. Кадастровая стоимость, которая будет базой для исчисления имущественных налогов, приближена к рыночной стоимости, а в некоторых случаях даже превышает ее. Так, налогоплательщик, приобретавший имущество с расчетом применения УСН, исключавшей необходимость уплаты имущественных налогов, вынужден будет платить этот имущественный налог, причем по максимальной ставке. Особенно тяжело придется тем, кто приобретал дорогое имущество в кредит.

Несложно представить, как это скажется на деятельности малого предпринимательства: лишившись освобождения по имущественному налогу, многие попытаются компенсировать убытки за счет увеличения цены товаров, работ и услуг, которые они реализуют или выполняют. Однако в кризисной ситуации, в которой находится наша страна, увеличение цены может привести к снижению спроса, что в итоге вообще вынудит представителей малого бизнеса свернуть свою деятельность.

Введение рассмотренных изменений в налоговое законодательство, существенно ухудшающих положение субъектов малого предпринимательства (по сути, для многих из них это равносильно введению нового налога), поставит под угрозу существование многих традиционных форм ведения малого бизнеса.

Однако и в то время, когда освобождение от имущественных налогов широко использовалось, у индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, возникал ряд проблем при получении этого освобождения. Их рассмотрение актуально и в 2015 г., т.к. уплата налога на имущество физических лиц в этом году будет производиться за 2014 г, когда еще действовала возможность освобождения от этого налога при УСН.

Интересен вопрос о порядке уведомления налоговых органов об использовании имущества именно в предпринимательской деятельности. Дело в том, что налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами, которые высылают налогоплательщикам в установленные сроки налоговые уведомления, на основании которых производится уплата данного налога. Налоговые органы исчисляют налог на имущество физических лиц на основании сведений обо всем имуществе, которое принадлежит налогоплательщику — физическому лицу, вне зависимости от того, является он индивидуальным предпринимателем или нет, а также без анализа того факта, использует ли налогоплательщик это имущество в своей предпринимательской деятельности. Та-

О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» : Федеральный закон от 04 .10.2014 № 284-ФЗ // Российская газета. 08.07.2014.

ЕСТНИК О»н°курова ММ б лпа

шивсвтитст! Особенности освобождения налогоплательщиков, применяющих I I_

имени о.Е.кугафина(мгюА) упрощенную систему налогообложения, от имущественных налогов

ким образом, индивидуальному предпринимателю, использующему имущество в предпринимательской деятельности и применяющему УСН, необходимо после получения налогового уведомления по налогу на имущество физических лиц написать заявление в налоговый орган с указанием имущества, по которому налог не должен быть начислен в связи с применением УСН, а также приложением договоров (аренды или иных), на основании которых можно сделать вывод, что имущество действительно используется в предпринимательской деятельности.

Причем прямых указаний о том, что предприниматели, использующие имущество в своей деятельности, должны письменно уведомлять об этом налоговый орган с приложением подтверждающих документов, в налоговом законодательстве нет. Минфин России в письме от 01.02.2010 № 03-05-04-01/066 исходит из следующего: «Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»»7 (далее — Закон № 2003-1).

Читайте также:  Причина окончания или прекращения ИП ст 46 ч 1 п 3

В соответствии со ст. 5 Закона № 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

В связи с этим основанием для освобождения индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц могут являться документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, и т.п.)».

Так, освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц при применении УСН индивидуальными предпринимателями рассматривается в качестве налоговой льготы по налогу на имущество, для получения которой необходимо ежегодно предоставлять в налоговый орган документы, обосновывающие право на ее применение.

В связи с этим у индивидуальных предпринимателей возникает ряд проблем практического характера. Далеко не все владельцы имущества, применяющие УСН, понимают, что этот факт расценивается налоговыми органами как право на льготу по налогу на имущество физических лиц, о котором нужно уведомить налоговый орган с приложением подтверждающих документов. И упрощенная система налогообложения, и иные специальные налоговые режимы, которые предполагают освобождение от налога на имущество физических лиц, в налоговом законодательстве прямо нигде не названы ни льготными режимами, ни конкретно льготами. Из анализа норм налогового законодательства можно сделать вывод о том, что ряд специальных налоговых режимов носят характер комплексной налоговой льготы, о чем уже было сказано выше, но прямых указаний на это в законодательстве нет. Поэтому налогоплательщик оказывается в положении, когда ему нужно самому искать толкование налогового законодательства и, исходя из этого толкования, предпринимать действия для получения освобождения от П

уплаты налога на имущество физических лиц.

Следует иметь в виду, что в том же письме Минфин России указал, что налогопла- ^

тельщик, применяющий УСН, должен направить заявление об освобождении от налога 5

на имущество физических лиц в связи применением УСН до исчисления налоговым 5

органом этого налога: «Поскольку Законом № 2003-1 не определены сроки представ- ^

6 СПС «КонсультантПлюс». О

7 Российская газета. 14.02.1992. НАУП1 3/2015

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

ления документов, подтверждающих право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, считаем, что такие документы должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога до 1 августа».

Не менее интересно, каким образом налоговый орган принимает решение об освобождении физического лица от уплаты налога на имущество физических лиц при использовании им имущества в предпринимательской деятельности и применении УСН и других специальных режимов налогообложения.

В отдельных случаях налоговые органы высказывали мнение о том, что освобождение от налога на имущество физических лиц в связи с применением УСН должно быть предоставлено только на тот период, когда действовал договор, в соответствии с которым это имущество использовалось в предпринимательской деятельности. При этом тот факт, что предприниматель просто не мог, например, сдать свое имущество в аренду на протяжении полугода, налоговыми органами игнорировался.

Предприниматели, оспаривающие такой подход, нашли поддержку в суде (например, постановления Федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 16.12.2009 № А70-4191/2009, Центрального округа от 31.08.2009 № А64-6950/08, Восточно-Сибирского округа от 09.09.2009 № А33-6383/09, Центрального округа от 15.08.2007 № А36-23 00/20068). Минфин России все в том же письме высказался также против данной позиции налоговых органов: «В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В частности, к предпринимательской деятельности относится не только сдача имущества в аренду, но и действия подготовительного характера, например проведение ремонтных и строительных работ, поиск потенциальных арендаторов.

Таким образом, временное неиспользование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода, в частности отсутствие договоров аренды, ремонт помещения и т.п., а также использование имущества (его части) для управленческих нужд индивидуального предпринимателя само по себе не может рассматриваться как использование этого имущества в целях, отличных от предпринимательской деятельности».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на все трудности в получении освобождения от налога на имущество при применении УСН, это освобождение было важной и нужной мерой налогового стимулирования малого предпринимательства. Необходимо четко представлять, насколько изменения законодательства, направленные на лишение такого освобождения, вредны и для развития малого предпринимательства, и для развития предпринимательства в целом. Дополнительное налоговое бремя по имущественным налогам скажется в конечном счете не только на тех налогоплательщиках, которые будут вынуждены эти налоги платить, но и на их контрагентах. А это приведет к негативным последствиям, которые проявятся в ухудшении экономического состояния государства, находящегося в кризисном положении.

См. указанные решения в СПС «КонсультантПлюс».

Источник: cyberleninka.ru

Какие налоги нужно платить при упрощенке?

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК, письмо ФНС от 01.03.2010 № 3-2-10/4).

Ситуация: должна ли организация на УСН платить налог на имущество с жилого помещения

Ответ на этот вопрос зависит от того, учтено ли жилое помещение в составе основных средств.

Организации на упрощенке освобождаются от уплаты налога на имущество, кроме случаев, когда налог считают с кадастровой стоимости. По жилым помещениям налог считают с кадастровой стоимости, если они не учтены на балансе в качестве объектов основных средств (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК). Таким образом, если в вашей организации жилые помещения приняты на учет в составе основных средств, налог на имущество за них платить не нужно (письмо Минфина от 11.03.2016 № 07-01-09/13596).

Если же жилые помещения не учтены как основные средства, облагайте налогом на имущество по кадастровой стоимости. Но при условии, что такие помещения поименованы в составе объектов налогообложения в региональном законе о налоге на имущество (письма Минфина от 26.01.2016 № 03-05-05-01/2969, от 06.05.2015 № 03-05-05-01/25946).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина от 15.06.2009 № 03-11-09/212, от 21.03.2008 № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, которые не входят в ЕАЭС, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран ЕАЭС, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765.

Об этом сказано в пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765, пункте 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе и письмах Минфина от 26.01.2012 № 03-07-14/10, от 30.01.2007 № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 НК.

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 НК.

От каких налогов освобождены предприниматели на упрощенке

Предприниматели на УСН освобождены от уплаты:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (кроме дивидендов и доходов, облагаемых НДФЛ по ставкам 35% и 9%, которые предусмотрены п. 3 и 5 ст. 224 НК);
  • налога на имущество физических лиц, которое используется в предпринимательской деятельности (кроме налога на имущество, который рассчитывается с кадастровой стоимости);
  • НДС (кроме налога, который платят при импорте товаров, при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям, а также при исполнении обязанностей налогового агента).

Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.11 НК.

Ситуация: нужно ли предпринимателю на упрощенке платить НДФЛ с материальной выгоды по беспроцентному займу

Не нужно, если займы не от взаимозависимого лица.

Доходы предпринимателя на УСН не облагаются НДФЛ. Исключений три:

  • дивиденды;
  • проценты по облигациям из пункта 5 статьи 224 НК;
  • доходы со ставкой НДФЛ 35 процентов.

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 346.11 и пункта 2 статьи 212 НК.

По беспроцентному займу от взаимозависимого лица ИП получает матвыгоду, которая облагается НДФЛ по ставке 35 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 212, п. 2 ст. 224 НК). Посчитать налоговую базу ИП обязан самостоятельно, а по итогам года – сдать форму 3-НДФЛ и заплатить налог (п. 2 ст. 212, п. 5, 6 ст.

227 НК). Ведь если заимодатель – налоговый агент не выплачивал предпринимателю денежные доходы, НДФЛ удержать не мог, о чем не позже 1 марта следующего года обязан сообщить в ИФНС и самому ИП (п. 5 ст. 226 НК).

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять плату за загрязнение окружающей среды. Деятельность организации связана с природопользованием

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению платы не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Читайте также:  Нужно ли ИП для продажи на Озон

Налоговые агенты

Организации (в том числе автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС (ст. 161 НК);
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК);
  • налога на прибыль (п. 2, 3 ст. 275, ст. 310 НК).

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 НК.

Обратите внимание: с 2018 года организации на упрощенке признаются налоговыми агентами по НДС при покупке металлолома, вторичного алюминия и его сплавов, а также сырых шкур животных. Об этом – в пункте 2 статьи 346.11, пункте 8 статьи 161 НК.

Ситуация: может ли организация на упрощенке включить в расходы НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества

Организации (в том числе автономные учреждения), арендующие государственное или муниципальное имущество, являются налоговым агентом по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК). Переход на упрощенку не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК).

При этом суммы фактически уплаченного НДС по расходам, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, тоже можно учесть при налогообложении (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). Арендные платежи можно отнести на расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК).

Поэтому и НДС по ним также учитывается при расчете единого налога при упрощенке. Такого же мнения придерживается налоговая служба (см., например, письмо УФНС по г. Москве от 17.06.2005 № 18-11/3/42465).

Счет-фактура с НДС

Если по собственной инициативе или по просьбе контрагента организация-продавец (в том числе автономное учреждение) на упрощенке выставила счет-фактуру с выделенной суммой НДС, эту сумму придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК).

Причем не только в тех случаях, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда организация выставила счет-фактуру на сумму полученной предоплаты. Права на вычет НДС с полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации на упрощенке не имеют. Об этом сказано в письме Минфина от 21.05.2012 № 03-07-07/53.

В книге продаж такие счета-фактуры не регистрируйте. Не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставили счет-фактуру с выделенной суммой налога, составьте декларацию по НДС в электронном виде и передайте ее в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК).

Пример начисления и уплаты НДС организацией на упрощенке. После перехода на упрощенку организация выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога

Организация «Альфа» занимается выполнением подрядных работ. С 1 января 2018 года «Альфа» перешла на упрощенку, но продолжает выставлять счета-фактуры по договору, заключенному с ОАО «Производственная фирма «Мастер»» в 2017 году.

В марте 2018 года в счет предстоящего выполнения работ «Альфа» получила от «Мастера» 100-процентную предоплату в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). На сумму полученного аванса был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
20 апреля «Альфа» передала в налоговую инспекцию электронную декларацию по НДС за I квартал 2018 года. В этот же день НДС в сумме 18 000 руб. был перечислен в бюджет.

В мае работы по договору были выполнены. 14 мая стороны подписали акт приемки, и «Альфа» выставила счет-фактуру на стоимость выполненных работ в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
20 июля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию за II квартал 2018 года.
В этот же день НДС в размере 18 000 руб. был вторично перечислен в бюджет.

Положения пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 НК на организации, применяющие упрощенку, не распространяются. Поэтому «Альфа» не может принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученной предоплаты.

Если организация на упрощенке выступает посредником и от своего имени продает товары заказчика – плательщика НДС, она тоже обязана выставлять счета-фактуры. Однако обязанность по уплате налога в бюджет у нее не возникает. Порядок оформления и регистрации счетов-фактур у посредников, применяющих спецрежимы, имеет некоторые особенности.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке перечислять НДС в бюджет, если покупатель в платежном поручении выделил сумму налога. Счет-фактуру покупателю организация не выставляла

Организации (в том числе автономные учреждения), применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следующих случаях:

  • импорт товаров (п. 2 ст. 346.11 НК);
  • выставление счетов-фактур покупателю с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК);
  • исполнение обязанностей налогового агента по НДС (п. 5 ст. 346.11 НК).

Если счет-фактуру покупателю организация не выставляла, то платить НДС не нужно. Даже если в договоре стоимость товаров (работ, услуг) указана «с НДС». Или если в платежном поручении покупатель выделил сумму налога отдельной строкой. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина от 15.02.2018 № 03-07-14/9470, от 18.11.2014 № 03-07-14/58618, ФНС от 08.11.2016 № СД-4-3/21119.

НДС при передаче товаров для собственных нужд

Ситуация: должна ли организация на упрощенке платить НДС при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Организации (в том числе автономные учреждения) на упрощенке не являются плательщиками НДС по всем операциям. Исключением являются импорт товаров, проведение операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 НК.

Поэтому при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд организации на упрощенке НДС не уплачивают.

Совмещение УСН и ЕНВД

Если по отдельным видам деятельности организация (в том числе автономное учреждение) на упрощенке перешла на уплату ЕНВД, нужно обеспечить раздельный учет доходов и расходов (п. 8 ст. 346.18 НК).

Категории

  • «Измени одну жизнь» на Ямале
  • Гранты и субсидии
  • Жизнь НКО
  • Инкубатор для НКО Ямала 2.0
  • Новости наших партнеров
  • Новости проекта «Инкубатор для НКО Ямала»
  • Образовательные ресурсы для НКО
  • Проекты — победители конкурсов Фонда президентских грантов
  • Центр развития НКО Ямала за пределами Ямала
  • Я-ШАНС
  • ЯШАНС

Источник: xn--80aa2afdei0l.xn--p1ai

Упрощенная система налогообложения (УСН) в 2014, 2015 гг.

УСН в 2014 и 2015 гг.

Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.

От уплаты каких налогов освобождаются «упрощенцы»-организации?

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

От уплаты каких налогов освобождаются «упрощенцы»-индивидуальные предприниматели?

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Важно! Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Кто может перейти на упрощенную систему налогообложения?

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.

Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Кто не вправе применять упрощенную систему налогообложения?

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. негосударственные пенсионные фонды;
  5. инвестиционные фонды;
  6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  7. ломбарды;
  8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  9. организации, занимающиеся игорным бизнесом;
  10. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  11. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  12. организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
  • на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
  • на учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
  • на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям;
Читайте также:  Какие налоги платит турфирма ИП

14. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15. организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. Рублей (в целях настоящего пункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ);

16) казенные и бюджетные учреждения;

17) иностранные организации;

18) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные выше, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная выше, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

С чего платится налог? Какие объекты налогообложения в УСН?

Объектом налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Очень важно перед переходом на упрощенную систему налогообложения определиться с объектом налогообложения, ведь от этого зависит сколько налогов Вы будете платить при той или иной специфике деятельности. Специалисты проекта «Налоговое заключение» советуют предварительно проанализировать (просчитать) оба варианта перед тем как выбрать объект!

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, описанного ниже. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения доходов и расходов, а также момент их признания для расчета Ваших налоговых обязательств, имеет свою специфику и сложности. Чтобы не ошибиться при расчете и не платить штрафы и пени, Вам необходимо всегда быть в курсе и анализировать последнюю арбитражную практику и разъяснения контролирующих органов. Если у Вас на это нет времени, наши специалисты всегда готовы помочь Вам в этом вопросе.

Налоговый период УСН. Отчетный период УСН.

Налоговым периодом УСН признается календарный год.

Отчетными периодами УСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки УСН.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Важно! Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Порядок исчисления и уплаты налога

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Если объект налогообложения – доходы

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

�?ндивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Если объект налогообложения – доходы минус расходы

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Подача налоговой декларации по УСН.

По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев ниже).

2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев ниже).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 НК РФ он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Нужно ли вести налоговый учет при УСН?

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Несмотря на кажущуюся простоту применения упрощенной системы налогообложения при ее применении возникает множество вопросов. Подтверждение этому – целый шквал вопросов налогоплательщиков в Минфин России и налоговые органы. Если у Вас остались вопросы и Вам требуется налоговая консультация по применению упрощенной системы налогообложения, специалисты проекта «Налоговое заключение» всегда готовы вам помочь.

Источник: taxopinion.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин