Год назад премьер-министр Татарстана Алексей Песошин призвал активнее переводить таксистов в статус самозанятых в соответствии с новым налоговым режимом, который Татарстан реализует в рамках пилотного проекта. Как выяснило «Реальное время», за минувший год число самозанятых частных перевозчико в республике заметно выросло — до 10 тысяч человек, согласно данным Минтранса РТ. Впрочем их могло быть и больше, но действующий закон о такси максимально этому препятствует, не позволяя физлицам получать лицензию на перевозку пассажиров. Ситуацию пытаются исправить с помощью нового законопроекта, соавтором которого выступает и татарстанский парламентарий.
«Самозанятость как таковая недоступна для водителей такси»
Несмотря на официальные данные, не все таксомоторные компании заметили прогресс в переводе водителей такси в самозанятые. Как рассказал «Реальному времени» руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, причина тому — действующий 69-й федеральный закон о такси, который не допускает выдачи разрешения на перевозки физическим лицам. Легально стать самозанятым таксистом и платить налог на профессиональную деятельность человек может только в том случае, если предварительно оформил ИП. Это противоречит самому принципу самозанятости, которая задумывалась как инструмент для максимального упрощения легализации микробизнеса, отмечают эксперты.
Оформляем авто. Открытие ИП и лицензии для такси. Смена в ЯндексТакси. Самозанятый
— Отрасль ждет от государства разрешения оформлять лицензию физлицам. Это позволит не только легализовать рынок, но и увеличить доходы водителей. Сейчас они вынуждены пользоваться услугами посредников, так называемых «подключашек», а это стоит денег. Либо процент от заказа, либо фиксированная абонентская плата — примерно тысяча рублей в месяц, — считает он.
Гендиректор татарстанского АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева подтверждает, что таксист может стать самозанятым лишь при условии предварительной регистрации ИП, но большой проблемы в этом не видит.
Эксперты за легализацию таксистов-физлиц
Исполняющая обязанности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала «Реальному времени», что ограничения по самозанятости для таксистов действительно есть, но проект поправок в законодательство о такси уже готов и находится на рассмотрении.
— Действительно, сегодня самозанятые таксисты столкнулись с системной проблемой законодательства — они как физические лица не могут получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Закон в принципе не дает им такой возможности — получить разрешение может только официальный индивидуальный предприниматель. Рынок перевозок восполнил этот пробел через так называемую «арендную схему», когда организация либо индивидуальный предприниматель берет в аренду транспортное средство у физлица, получает для него необходимое разрешение на перевозку, а дальше водитель работает фактически самостоятельно, — рассказала Камалова. — Тем не менее отсутствие единого подхода в регулировании правового статуса самозанятых ограничивает возможности для развития самозанятости в сфере работы такси. Проект поправок в закон, которые позволяют получать разрешения на работу такси самозанятым физическим лицам, сейчас находится на рассмотрении в федеральных ведомствах.
Как самозанятому получить статус ИП | Полная инструкция — Яндекс Про
Той же точки зрения придерживаются и в популярном агрегаторе «Яндекс.Такси».
Минтранс РФ против
Законопроект, о котором идет речь, уже внесен в Государственную думу. Как рассказал «Реальному времени» один из его авторов, депутат от Татарстана Айрат Фаррахов, документ уже согласован Администрацией президента и агрегаторами такси, а сейчас находится на согласовании в регионах. Этот процесс займет какое-то время, однако, как полагает Фаррахов, до конца года у законопроекта есть все шансы быть принятым. Правда, со стороны федерального Минтранса документ встретил некоторое противодействие.
— Минтранс [РФ] против того, чтобы самозанятые физлица могли получать разрешения на работу в такси. В ведомстве опасаются, что из-за этого могут возникнуть проблемы, потому что считают, будто физлица — недостаточно ответственные люди. Но мы думаем, что именно с невозможностью получить лицензию связано то, что рынок такси сегодня — это достаточно «серая» зона: половина водителей «бомбит», и все об этом знают, — рассуждает Фаррахов.
Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет
Но пока поправки не приняты, отрасль частных пассажироперевозок вынуждена развиваться стихийно и, в некоторой степени, нелегально. И инструмент самозанятости играет в этом процессе не последнюю роль.
Во-первых, несмотря на законодательные ограничения, количество самозанятых таксистов растет. Если год назад крупнейший в России агрегатор «Яндекс.Такси» сообщал «Реальному времени» о 1 200 самозанятых таксистах, работающих в Татарстане, то теперь, по данными республиканского Минтранса, их более 10 тысяч.
— Это больше 15 прцентов зарегистрированных «самозанятых» в целом по республике (более 64 тысяч человек), — уточнили «Реальному времени» в пресс-службе министерства. — В Татарстане стояла серьезная задача — максимально привлечь самозанятых лиц к участию в проекте. У Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ — это возможность «вывода из тени» лиц, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров личным автотранспортом (таксисты).
А в «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч.
— «Яндекс.Такси» был первым федеральным партнером ФНС по подключению самозанятых. По последним данным в России более 107 тысяч самозанятых водителей-партнеров выполняют заказы сервиса «Яндекс.Такси». А всего в России зарегистрировано порядка 400 тысяч самозанятых. Компания ведет активную работу по подключению к платформе самозанятых таксистов в республике Татарстан, в частности, теперь такая возможность появилась не только у таксистов, но и у курьеров, которые работают с сервисом «Яндекс.Еда», — рассказал Петр Диденко.
Водители нарушают закон, агрегаторы смотрят сквозь пальцы
Между тем, по информации, полученной «Реальным временем» от самих самозанятых таксистов, выполняющих заказы пользователей популярного агрегатора, последний предоставляет водителям техническую возможность заниматься извозом без оформления ИП и даже без разрешения на работу. Достаточно статуса самозанятого, получение которого предусмотрено мобильным приложением для таксистов через сшивку с приложением «Мой налог». Наличие статуса ИП при этом не проверяется, хотя на своем сайте агрегатор и указывает на его необходимость: мол, мы вас предупредили.
— Зарегистрироваться не составляет проблем, агрегатор дает возможность регистрироваться самозанятым, но человек в этом случае работает на свой страх и риск, нелегально, нарушая 69-й федеральный закон, — утверждает собеседник «Реального времени» из самозанятых таксистов, попросивший по понятным причинам не называть его. — Чтобы зарегистрироваться самозанятым и выполнять заказы, в Казани нет необходимости получать разрешение. По сути, любой человек с улицы, имея паспорт и водительское удостоверение, может подключиться и спокойно работать.
По словам нашего собеседника, похожим образом дело обстоит и с так называемыми «подключашками» — компаниями-прокладками, которые имеют необходимый для работы с агрегатором юридический статус, и за плату позволяют частным водителям выполнять заказы агрегаторов. По факту водитель работает все так же самостоятельно, но формально числится в существующем порой лишь на бумаге таксопарке. Разница между этой схемой и самозанятостью лишь в том, что самозанятый таксист платит налоги государству (их размер программа агрегатора рассчитывает автоматически), а не комиссию за заказы «подключашке».
— Таксистов фактически никто не контролирует. Агрегатор примерно раз в неделю просит загрузить в приложение фото автомобиля и салона, водительского удостоверения, иногда — лица водителя. Вот и весь контроль, — продолжает собеседник «Реального времени». — Все рейды, направленные на пресечение деятельности нелегальных таксистов, лишь показуха. Я занимаюсь извозом с 2014 года, и никто ни разу не спросил у меня регистрацию ИП, разрешение на работу и т. д.
В пресс-службе агрегатора, о котором идет речь, наличие подобной схемы подключения водителей отрицают: мол, при регистрации программа требует загрузить разрешение на работу в числе прочих необходимых документов, но, как уверяют нас таксисты, это ограничение действует только в Москве.
По мнению нашего собеседника, появление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок, поскольку регистрация физлиц в качестве легальных извозчиков позволит исключить из цепочки клиент — агрегатор — водитель «подключашек», и направит налоги таксистов исключительно в бюджет.
Источник: realnoevremya.ru
Получение лицензии на такси для ИП: влияние на пенсионные отчисления при работе в Яндекс такси как самозанятый
Если открыть ИП и получить лицензию на такси на это и потом работать как самозанятый в Яндекс такси Будут ли приходить пенсионные отчисления.
Ответы на вопрос (1):
27.02.2020, 17:36,
Добрый день. Если будете работать как ИП, то вы сами обязаны делать отчисления в ПФР.
Как оформить социальный контракт для покупки автомобиля для работы в такси при статусе самозанятого?
Такой вопрос. Оформляем социальный контракт для покупки авто для работы в такси, такси местное, работать будем как самозанятые. Но в соцзащите требуют сначала встать как самозанятый, оформить лицензию на авто которого еще нет потом только дадут деньги это как? что делать?.
Работа в Яндекс такси без лицензии: какая ответственность может ждать самозанятых водителей?
Я являюсь самозанятым и работаю в Яндекс такси без лицензии, могут ли сотрудники ДПС потребовать лицензию на перевозку людей и выписать соответствующий штраф?
Возможности самозанятого ИП в Яндекс-такси и требования по выдаче чеков
Я ИП с лицензией, работаю в Яндекс-такси на своём авто. Я правильно понимаю, что становясь самозанятым, я НЕ имею права закрывать ИП? Почему спрашиваю – Яндекс, отвечая на своём официальном сайте на вопрос «Может ли ИП стать самозанятым» пишет следующее: «Да, может. Вы можете платить налоги как самозанятый и при этом не закрывать ИП. Закон предоставляет вам такую возможность».
Я правильно понимаю, что этот ответ Яндекса не корректен?
Вопрос 2. Отвечая на вопрос «Чем самозанятый лучше ИП?», Яндекс пишет в частности: «Не нужна касса для выдачи чеков, обязательная для ИП». Но если я, становясь самозанятым, остаюсь ИП, я всё равно должен буду покупать кассу… или нет?
Как вернуть пенсионные отчисления в Государственный Пенсионный Фонд: особенности процедуры и сроки
Муж при устройстве на работу подписал некое пенсионное соглашение. Как выяснилось позже, этот документ является основанием перечисления пенсионных отчислений в Негосударственный Пенсионный Фонд. Возможно ли вернуть пенсионные отчисления в Государственный Пенсионный Фонд. И в какие сроки нужно это сделать? Спасибо.
Как будут производиться отчисления при работе самозанятым в Яндекс такси и как требовать выплату долга по алиментам?
3 месяца назад подала на алименты, должник 2 месяца работал неофициально. Этот месяц работает как самозанятый в яндекс такси. Мне не понятно как будут производить отчисления, после того как в Яндекс направят исполнительный лист. И как требовать погасить долг за 2 месяца, он отказывается выплачивать полную сумму, говорит будет гасить потихоньку по 2500-3000. И может ли быть такое, что в яндексе он будет брать меньше заказов, а сам будет зарабатывать неофициально в другом такси (например Максим)
Возможности ИП без лицензии для договора с самозанятым репетитором: правовые аспекты.
Может ли ИП (дополнительное образование детей и взрослых), работающий один (чтобы работать без лицензии) заключить договор ГПХ с самозанятым репетитором. Нужна ли будет в таком случае лицензия? Будет ли считаться самозанятый как работник?
Как получить лицензию на перевозку пассажиров легковым такси и сохранить статус самозанятого?
Пришлось оформится как ИП. хочу получить лицензию на перевозку пассажиров легковым такси. а после получения-стать самозанятым.
Сказали-выданная лицензия автоматически анулируется! Правильно это или можно будет ездить не нарушая закон?
Гаи требует лицензию!
Отчисления и налоги при работе в такси с разрешениями и лицензиями: что нужно знать
У меня открыто ИП, вид деятельности (60,22) работа в такси, ЕНВД. На мое ИП оформлены несколько лицензий (разрешений) для работы в такси. Какие отчисления (налог, пенсионный фонд) и с каждой ли лицензии (разрешения) я буду платить.
Оформление ИП и получение лицензии на такси: кто может работать на машине?
Купила машину, открываю ИП, после буду делать лицензию такси, но работать на этой машине будет муж как самозанятый. Правомерно ли это? Или нужно оформлять какие то дополнительные соглашения?
Вопросы пенсионного стажа и прав на пенсию для самозанятых
Скажите, пожалуйста, сейчас везде говорят о самозанятых. Почитав об этом, я понимаю, что пенсия остается на усмотрение самого гражданина. И если он зарегистрируется в ПФР и будет уплачивать взносы (30000 в год), то он будет накапливать баллы, да и саму пенсию при дополнительных отчислениях. Но в законе о пенсиях купить можно только половину необходимого стажа.
И если я всегда работаю как самозанятый, то не смогу получить право на пенсию с 55 лет, как женщина, потому что баллы будут, а стажа только половина. Или для самозанятых при уплате налога и пенсионных отчислений эти периоды входят в трудовой стаж?
Источник: www.9111.ru
Как получить лицензию на такси самозанятому лицу
Федеральный закон, позволяющий гражданам работать «на себя», носит во многом экспериментальный характер. В будущем законодательство будет совершенствоваться вслед за практикой, но на сегодняшний день в нем много «белых пятен». И один из вопросов, оставшихся за скобками – это лицензия на такси без ИП.
Проблема легализации самозанятых таксистов
На сегодняшний день рынок оказания нелегальных перевозок пассажиров легковым транспортом все еще существует, особенно в нестоличных регионах. Для нелицензированных водителей (в обиходе – «бомбил») этот вид деятельности является основным или дополнительным. Для выхода из тени для них существуют два пути:
- регистрация ИП;
- трудоустройство в таксопарки.
Для тех, кто занимается извозом время от времени, оба пути не являются удобными из-за возникновения обязательств, требующих регулярности в выходе на работу, а также из-за необходимости перечислять государственные платежи даже в случае приостановки деятельности. Работающие постоянно не хотят регистрировать ИП в основном из-за нежелания платить налоги, а в легальные организации они устраиваться не хотят из-за несоответствия автомобилей техническим требованиям. Этот момент создает еще и проблемы с безопасностью перевозок.
Легализация самозанятых таксистов могла бы вывести хотя бы частично этот сегмент рынка из тени, увеличить налоговые поступления в казну, уменьшить аварийность.
Нормативно-правовая база
Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.
Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2019 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.
Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:
- необходимость и порядок получения разрешений на такси;
- требования к автомобилям, перевозящим людей;
- контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.
Важно! Эти два упомянутых Федеральных закона определяют, может ли таксист быть самозанятым.
Могут ли самозанятые получить лицензию на такси
При изучении ФЗ № 69, выясняется, что согласно той же статье 9 разрешение на перевозку пассажиров и багажа могут получить:
Возможность выдачи лицензий гражданам, работающим «на себя», этим актом не предусмотрена, и разрешение на такси без открытия ИП получить невозможно. Законодательство в этом случае требуется доработать.
На практике существует легальный путь решения вопроса совмещения самозанятости и такси. Получить лицензию и платить налог на профессиональную деятельность можно так:
- оформить статус индивидуального предпринимателя в установленном порядке;
- получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке;
- подать в ИФНС заявление на применение системы налогообложения НПД (при условии соответствия требованиям ФЗ №422).
При этом гражданин не утрачивает статус ИП, но пользуется всеми другими преимуществами самозанятого. Такой порядок лишен одного из самых привлекательных достоинств, предлагаемых государством микробизнесменам – простоты регистрации. Но на сегодняшний день другого законного способа стать самозанятым водителем такси не существует.
Нужна ли лицензия на такси самозанятым
Если следовать букве Федерального закона ФЗ-69, вывод можно сделать однозначный. Разрешение на такой вид бизнеса получать надо обязательно, исключений не предусмотрено ни для кого.
Лицензия такси без ИП, как и в других случаях, выдается на каждый автомобиль. Этот автомобиль не обязательно должен быть в собственности. Можно оформить разрешение на арендованную машину или на используемую по доверенности. В выдаче лицензии может быть отказано, если соискатель предоставил подложные данные.
Что значит стать самозанятым в такси
Выше разъяснено, что получить лицензию, зарегистрировавшись в качестве самозанятого, в настоящее время невозможно. Поэтому стать самозанятым в сфере легковых перевозок означает необходимость открыть статус индивидуального предпринимателя, после получения всех разрешений перешедшего на НПД. Эта система позволяет:
- не иметь кассового аппарата;
- не вести отчетность и не подавать сведения в фискальные органы;
- платить налог по соответствующей ставке.
На этих условиях можно сотрудничать с различными агрегаторами в сфере таксомоторных перевозок, такими, как Яндекс.Такси.
Важно! При применении системы НПД нельзя уменьшить налогооблагаемую базу на величину расходов (ГСМ, техническое обслуживание и т. п.).
Как оформить самозанятому лицензию такси
Самозанятые в такси могут оформить разрешение:
- самостоятельно;
- с помощью услуг фирм-посредников.
У каждого способа есть свои плюсы и минусы.
Получаем лицензию через посредника
Услугу получения разрешения предлагают фирмы-посредники. Все, что нужно в этом случае – предоставить необходимые документы и оплатить услуги. Такой способ экономит нервы, время, но не деньги.
Некоторые посредники могут оформить документ бесплатно на условиях последующей работы у них. В этом случае стоимость процедуры может быть компенсирована в виде повышенной комиссии.
Оформляем лицензию самостоятельно
Чтобы самостоятельно оформить разрешение, в качестве первого шага надо заполнить заявление. Его форма может меняться от региона к региону. К нему надо приложить документы (их список ниже) и подать собранный пакет в Минтранс. Для тех, у кого имеется аккаунт на Госуслугах, доступен запрос лицензии через этот ресурс.
Оформление лицензии
После подачи всех требуемых документов, Минтранс (или транспортный департамент в местной администрации) проверяет подлинность всех декларированных сведений. В случае несоответствия предоставленных данных соискателю в трехдневный срок должен быть направлен мотивированный отказ.
Условия получения лицензии самозанятого таксиста
Кроме требований к состоянию авто, существуют требования к водителю. Он необязательно должен быть гражданином России, но его водительский стаж должен составлять не менее 3 лет (еще недавно – не менее 5 лет). Это единственное условие, предусмотренное законом.
Сроки получения лицензии
Срок получения лицензии зависит от региона. В Москве это занимает около 10 дней, в МО – до 30. Лицензию надо прийти и забрать лично. Если этого не сделать в течение 40 дней, разрешение будет аннулировано.
Требования к автомобилю
Для того, чтобы заниматься легкомоторными перевозками, автомобиль должен быть зарегистрирован на территории РФ и соответствовать определенным требованиям:
- на нем должна быть нанесена цветографическая эмблема такси («шашечки»);
- на крыше устанавливается фонарь желтого или оранжевого цвета с той же эмблемой;
- в салоне устанавливается таксометр или размещается перечень фиксированных тарифов;
- в салоне вывешиваются сведения о перевозчике и правила пользования такси;
- автомобиль должен проходить дважды в год техосмотр и технический контроль перед каждым на линию.
В регионах могут устанавливаться требования к окраске таксомоторов (в Москве такси должны быть желтого цвета, в МО – комбинация белого, серого и желтого).
Перечень документов
Потребуется подготовить документы:
- копия (скан) паспорта;
- копия (скан) свидетельства о регистрации транспортного средства;
- копия (скан) доверенности или договора аренды ТС.
- ИНН;
- свидетельство о регистрации ИП (выписка из ЕГРН);
- подтверждение оплаты госпошлины.
Все копии прикладываются к заявлению в Минтранс.
Составление договора
Опыта заключения договоров таксомоторных предприятий и агрегаторов с самозанятыми такси пока не наработано. Камнем преткновения может стать различная система налогообложения. Правовой практики в этом направлении на сегодняшний день не существует. Яндекс.Такси предполагает, что пассажиры будут платить таким таксистам на 4% больше.
Путевые листы для самозанятых таксистов
Самозанятые водители должны иметь с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД оформленные путевые листы. Закон 259-ФЗ исключений для представителей микробизнеса не предусматривает.
Срок действия лицензии
Срок действия лицензии – 5 лет. По окончании этого срока ее надо оформить заново. Если автомобиль больше не используется в качестве такси, необходимо пройти процедуру закрытия разрешения. Законом определены случаи, когда лицензия может быть отозвана.
Штрафы за отсутствие лицензии
Наказание за деятельность в области легкомоторных перевозок без оформления соответствующей лицензии определяется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
Перевозки без оформления лицензии влекут за собой крупные штрафы:
- 50 000 рублей таксисту-индивидуалу;
- если он оформлен в качестве индивидуального предпринимателя, то штраф вдвое больше;
- юридическим лицам придется заплатить 400 000 рублей.
При осуществлении деятельности лицензия должна находиться в салоне автомобиля. Статья 12.3 за ее отсутствие (при условии, что она существует) предусматривает наложение штрафа в пять тысяч рублей (п.2.1). Размер штрафа может быть изменен в сторону увеличения региональными законодательными актами. Так, в Москве и Санкт-Петербурге штраф взимается в удвоенном размере.
Важно! Следует различать лицензию на такси и лицензию на пассажироперевозки. Первый вариант подразумевает использование только легкового транспорта. Второй включает в себя право перевозить людей микроавтобусами и автобусами.
Даже при наличии лицензии таксист может быть оштрафован за другие нарушения:
- отсутствие требуемой цветовой раскраски;
- невыдача документов финансовой отчетности;
- невывешивание в салоне информации о перевозчике.
Не зависит от наличия лицензии возможность наложения штрафа за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.
Выделенные полосы, как с ними
У многих водителей возникает соблазн оформить лицензию таксиста и ездить по выделенным полосам. Не получится. Для такой езды, кроме разрешения, автомобиль должен иметь цветографическое оформление (раскраска, эмблема, фонарь), соответствующее действующим в регионе правилам и соответствовать остальным требования. В противном случае наличие разрешения не спасет от штрафа.
Источник: onlinekassa.guru