Удаленная торговля через интернет в России набирает обороты. Согласно исследованию DataInsight, за 2021 год число онлайн-заказов выросло на 104%. Такой рост обеспечивают крупные маркетплейсы, а пункты выдачи и постаматы остаются основным каналом доставки товаров.
Пункты выдачи заказов (ПЗВ) являются посредником между магазином и конечным покупателем. Они работают как по франшизе от известных брендов: Вайлдберриз, Озон, СДЭК, так без нее.
Доход ПЗВ складывается из суммарной продажи заказов. Чем больше заказов через него проходит, тем больше заработок предпринимателя.
Мы расскажем, в чем выгода открытия ПЗВ и какие подводные камни есть в этом бизнесе.
Какими бывают пункты выдачи заказов
Монобрендовые. Это пункты выдачи, оформленные в фирменном стиле определенного бренда. То есть вывеска, форма сотрудников, плакаты и другие элементы дизайна соответствуют единому стилю компании-партнера.
Выгода открытия монобрендовых ПЗВ в том, что процент от реализации товаров выше. Например, маркетплейсы Вайлдберриз и Озон платят больше посредникам, которые оформили помещение в их стиле. Так они повышают узнаваемость бренда.
Мультибрендовые. Такие ПВЗ сотрудничают одновременно с разными партнерами. Выгода открытия здесь очевидна: с ростом клиентов, возрастает доход. К недостаткам можно отнести необходимость подстраиваться под требования партнеров, которые могут быть диаметрально противоположными. Например, один магазин выдает заказы только по предъявлению паспорта, другой – при наличии секретного кода из личного кабинета.
Автоматизированные. Это ПЗВ, которые представляют собой постаматы. Чтобы забрать заказ, клиент вводит код из СМС и производит оплату банковской картой. После чего ячейка с заказом сама откроется.
Неавтоматизированные. В таких пунктах выдачей заказов и приемом платежей занимаются сотрудники.
Выбор помещения
Месторасположение. От локации напрямую зависит поток клиентов, а следовательно, доход ПЗВ. Вот несколько критериев для правильного выбора места расположения:
- наличие вблизи торговых центров, социальных объектов, транспортных развязок, сетевых продуктовых ритейлеров;
- наличие автостоянки или хотя бы удобного подъезда на автомобиле;
- хороший пешеходный трафик (центральные улицы или наоборот спальные кварталы на первых этажах домов);
- близость к станциям метро или остановкам общественного транспорта.
При выборе места расположения нужно учитывать доступность для людей. Не стоит открывать ПЗВ в промзонах, городских окраинах, в деревнях и маленьких поселках.
Помещение. Почти у каждой партнерской компании есть требования к помещению ПЗВ. Например, СДЭК требует, чтобы площадь помещения, где будут выдаваться посылки, составляла минимум 35 кв. метров, а Вайлдберриз – 60 кв. метров. Среди других требований, наличие отдельного входа с улицы, хорошее освещение и вентиляция, пандус, санузел, высота потолков и тд.
Выбирать помещение нужно хотя бы с минимальным ремонтом. Это значительно ускорит период окупаемости вложений.
м является здание в центральной части города в непосредственной близости от торговых центров рядом с автомобильными магистралями и хорошим пешеходным трафиком.Нужно позаботиться о таких нюансах:
- удобная парковка;
- наличие примерочные (при выдаче одежды);
- дополнительные розетки (для проверки техники);
- сигнализация, системы видеонаблюдения.
Нужно позаботиться о таких нюансах:
Требования к помещению обычно устанавливает партнер-ритейлер, и у разных компаний условия отличаются. Чтобы открыть небольшое отделение, площадь ПВЗ должна составлять не менее 20-30 м 2 . В помещении необходимо обустроить склад и зону обслуживания клиентов.
Важно! Если пункт выдачи будет работать с компаниями по продаже габаритных и тяжелых вещей, отделения нужно открывать на первых этажах зданий.
Четвертый этап – покупка мебели и оборудования
ПВЗ оборудуют стеллажами для хранения покупок, стойкой выдачи и оргтехникой. Требуются контейнеры для небольших по габаритам заказов. ПК или ноутбук с интернет-соединением нужны для эффективной работы персонала и быстрой связи с магазинами-партнерами. В среднем затраты на покупку мебели и оборудования составляют 70000 рублей. Плюс аренда помещения от 30000 рублей.
Пятый этап – подбор персонала для ПВЗ
Одна из сложных задач – выбор сотрудников для пункта выдачи. Специальные навыки не требуются, но персонал нужно подбирать очень внимательно и тратить время на обучение.
- честность;
- ответственность;
- коммуникабельность;
- оперативность;
- желание учиться;
- неконфликтность.
Чтобы исключить малейшую вероятность кражи товара или денег, за которые отвечает сам предприниматель, нужно установить камеры по всему помещению. Сотрудники должны уметь улаживать спорные ситуации с клиентами, вежливо обслуживать посетителей и быть честными. Такой персонал проблематично найти, поскольку зарплата в ПВЗ редко превышает 25 тысяч рублей.
Виды пунктов выдачи заказов
Готовую бизнес-идею нужно реализовать. Но перед открытием пункта выдачи заказов интернет-магазина следует выбрать формат отделения и направления деятельности. Можно сотрудничать с маркет-плейсами, онлайн-ритейлерами и транспортными компаниями.
Монобрендовый ПВЗ
Отделение работает с одним партнером, что приветствуется компаниями. Можно заключить выгодный контракт с магазином, который будет оплачивать услуги монобрендового ПВЗ дороже. Минус состоит в меньшем потоке клиентов.
Мультибрендовый ПВЗ
В этом случае компания сотрудничает с несколькими продавцами товаров, то есть, выдает заказы разных товарных и ценовых категорий. В мультибрендовом ПВЗ каждый день много посетителей, поскольку отделение работает со многими торговыми онлайн-площадками.
Внимание! Пункты выдачи бывают автоматизированными (постаматы) и неавтоматизированными (заказы выдают сотрудники). В одном концепте бизнеса можно сочетать оба этих варианта.
Особенности работы по франшизе
Привлекательным видом организации ПВЗ является работа на основе франчайзингового договора. Предпринимателю нужно заключить контракт с некоторым раскрученным брендом, который предоставляет франчайзи права на выдачу товаров через отделение на определенных условиях. Фирма получает стабильный поток заказов, а компания-партнер расширяет географию продаж. Контрагенты-франчайзеры выдвигают определенные требования.
Таблица 1. Особенности сотрудничества с крупными онлайн-ритейлерами
Партнер / условия | Ozon | Wildberries | boxberry |
Требования | ИП, юридическое лицо | ИП, ООО | Юридическое лицо |
Паушальный взнос | — | От 500000 р. | 50000 рублей |
Роялти | — | — | — |
Инвестиции | 80-200 тыс. руб | 2,5 млн.руб. | 150-200 тыс. р |
Площадь помещения | От 20 м 2 | 80-150 м 2 | От 20 м 2 |
Зоны | Для клиентов, ресепшн, склад, выдача, примерочные | Для клиентов, ресепшн, склад выдача, примерочные | Склад, клиентская зона, ресепшн |
Место | Метро, остановки, вход на уровне земли, без пропусков | Выгодная локация, отдельная входная группа | Центр города, хорошая проходимость, транспортные развязки |
График работы | 12 часов в день 7/0 | Доступ курьера для выгрузки 24/7 | 24/7 |
Оснащение | ККМ, охрана, сигнализация, розетки, связь | Видеокамеры, терминалы | ККМ, интернет, видеонабл. |
Поддержка партнера | Вывеска, брендовая продукция, финансовая и информационная поддержка | Консультации, обучение, совместный маркетинг | Обучение, рекламные материалы, информационная поддержка, вывеска, POS |
Прибыль | 7% на старте, далее – 3,5%, 130 р. за доставку курьером | 4-6% | 30-40 р. |
Работа по франшизе позволяет «раскрутить» свой бизнес под известной торговой маркой. Это дает выгодные конкурентные преимущества на старте запуска проекта.
Расходы на реализацию идеи
Финальной частью бизнес-плана является анализ финансовых показателей. На основе полученных данных можно оценить перспективы и рентабельность предпринимательской деятельности, рассчитать прибыльность и окупаемость проекта.
Стартовые инвестиции
Первоначальные капиталовложения на открытие пункта выдачи заказов составляют в среднем 200000 рублей. Если работать по франшизе, некоторые партнеры ставят условие располагать инвестициями для реализации проекта, другие предлагают оборудовать помещение за счет франчайзера в кредит или в рассрочку. Кроме того, контракт может включать необходимость внесения паушального взноса и ежемесячной платы – роялти в процентах от оборота за использование бренда.
Таблица 2. Стартовые расходы на открытие бизнеса
№ п/п | Наименование | Сумма, рублей |
1 | Регистрация, оформление документов | 20000 |
2 | Оргтехника | 50000 |
3 | Стеллажи для хранения заказов | 25000 |
4 | Связь, камеры видеонаблюдения, интернет | 20000 |
5 | Аренда помещения 1-й месяц | 20000 |
6 | Задаток по аренде на месяц вперед | 20000 |
7 | Вывеска | 27000 |
8 | POS | 18000 |
Итого | 200000 |
На начальном этапе достаточно располагать небольшой суммой в 200 тысяч рублей, чтобы запустить проект. Но каждый месяц предприятие будет нести постоянные расходы.
Ежемесячные затраты
К данной группе относятся расходы на коммунальные услуги, заработную плату сотрудников и аренду помещения.
Таблица 3. Текущие затраты и доходы ПВЗ
№ п/п | Наименование | Сумма, рублей |
1 | Заработная плата персонала | 50000 |
2 | Налог с ЗП | 7500 |
3 | Аренда помещения | 20000 |
4 | Коммунальные расходы | 5000 |
Итого | 82500 |
При открытии бизнеса по франшизе статьи доходов и расходов, финансовые показатели будут другими – зависит от условий контракта.
Прибыль и окупаемость проекта
С небольшого ПВЗ, работающего с производительностью 100 заказов в день в режиме 24/7, можно получать в среднем 31875 рублей чистой прибыли в месяц.
№ п/п | Наименование | Сумма, рублей |
1 | Производительность | 100 заказов в день |
2 | Вознаграждение с одной выдачи | 40 |
3 | Дневная выручка | 4000 |
4 | Доход за месяц | 120000 |
5 | Прибыль за месяц (120000 – 82500) | 37500 |
6 | Налог на прибыль (УСН 15%) | 5625 |
7 | Чистая прибыль | 31875 |
При стартовых инвестициях в 200 тыс. рублей окупаемость проекта составит минимум полгода. Но лучше ориентироваться на 8 месяцев, поскольку выручка и прибыль зависят от количества заказов в день. А выйти на показатель в 100 посылок непросто.
Кому выгодно открывать ПВЗ
Финансово привлекательно организовать пункт выдачи компании, которая уже владеет собственным помещением или складом. Тогда можно сэкономить на аренде. Также собственное дело такого формата подходит предпринимателям, владеющим бизнесом по курьерской доставке – можно расширить и масштабировать направления деятельности.
Как получать максимальную прибыль
Пункт выдачи заказов приносит стабильный, но небольшой доход. Для получения максимальной прибыли необходимо постепенно открыть несколько отделений или расширить площадь. Можно заключить контракты с несколькими ритейлерами и наладить курьерскую адресную доставку.
Источник: finzav.net