На первый взгляд, задача походит на кейс, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и кейсов в обучении различны:
Ø Задачи обеспечивают материал, дающий обучающимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов.
Ø Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков.
Ø Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению.
Ø Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
Ø Основная функция кейса как метода учить обучающихся решать сложные не структурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
ü описание реальной проблемной ситуации
ü альтернативность решений проблемной ситуации
ü единая цель и коллективная работа по выработке решения
ü функционирование системы группового оценивания принимаемых решений
ü эмоциональное напряжение обучаемых.
Что не так с твоим бизнесом? Разбор бизнес-кейсов за 300 секунд.
Ограничения на использование кейс-технологии:
ü Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
ü В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме, т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
ü Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, литературе, экономической географии по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.
ü Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Кейс технологии формируют у учащихся следующие УУД:
— в сфере личностных УУД:
• широкая мотивация учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач;
• способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации;
• уверенность в своих силах;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы
— в сфере познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД:
• выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
• объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе;
• рассуждать логически, включая установление причинно-следственных связей;
• проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций;
• делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
• соотносить свою позицию с мнениями партнеров, сотрудничать с партнерами при выработке общего решения проблемы;
Разбор бизнес-кейсов — 300 секунд! Бизнес-консультация в блиц-формате.
• способность к принятию решений с учетом конкретных условий, то есть умению оценить альтернативы и выбрать оптимальный вариант;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;
• использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и чувств, а также представлять информацию в виде таблицы, схемы, конспекта, плана, текста;
• осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Практические кейсы | Отражают реальную ситуацию или случай: исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни |
Обучающие кейсы | Основной задачей их выступает обучение, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий |
Научно-исследовательские кейсы | ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. |
Источник: cyberpedia.su
Отличие бизнес кейса от кейса
Одним из наиболее эффективных способов выхода из этой ситуации является обретение опыта путем решения бизнес-кейсов и участия в хакатонах. Это как раз то, что нужно, если вы пока еще не чувствуете себя достаточно подготовленным для запуска своего стартапа.
Что такое кейсы?
Впервые метод обучения через бизнес-кейсы был применен в Harvard Business School в 1924 году по причине недостатка теоретической базы, способной обучить студентов актуальным методикам ведения бизнеса.
Как правило, кейс содержит подробное описание конкретной проблемной бизнес-ситуации, составляется совместно с менеджером компании и не предполагает единственно верного решения.
На кейс-чемпионатах вы сможете серьезно прокачать навыки управления бизнесом, работы с информацией и свои soft skills. Одним словом, научитесь расчленять бизнес на составные части и собирать обратно в единый организм. Возможно, вам удастся поработать с данными крупных компаний из сферы, схожей с областью вашего продукта, для более глубокого погружения в тему. И все это – в команде единомышленников на реальных примерах.
Чем хакатоны отличаются от кейс-чемпионатов?
Хакатон (от англ. hack – взлом и marathon – марафон) – это мероприятие, во время которого специалисты из разных областей (программисты, дизайнеры, менеджеры и другие) сообща работают над решением какой-либо проблемы. Понятие появилось в 1999 году, когда его одновременно стали использовать для своих встреч разработчики OpenBSD и Sun Microsystems.
Целью хакатона обычно является командная разработка минимально жизнеспособного продукта. Для победы в хакатоне вам с командой также придется подумать и о позиционировании вашего продукта, стратегии вывода его на рынок, финансовом планировании и многих других интересных вещах. В отличие от кейс-чемпионатов, хакатоны часто не имеют глубокого описания проблемной ситуации и предоставляют максимальную свободу для творчества.
На хакатонах вы сможете попробовать себя в процессе разработки продукта, реализовать свои давние идеи, познакомиться с большим количеством интересных людей и, возможно, найдете команду для проекта своей мечты.
Эффективная методика решения кейса
Рассмотрим вкратце пошаговый алгоритм решения кейсов, придерживаясь которого вы сможете решить большинство стоящих перед вами задач на чемпионатах по кейсам.
1. Понять задачу
Для начала необходимо четко понять, что вообще от вас требуется. Какого результата от вас ждут? Кто и как будет его оценивать? Какой должна быть форма презентации и каковы ограничения по времени?
2. Прочтение кейса
Лучше изучать кейс в 2 подхода: сначала постарайтесь быстро просмотреть его — это поможет вам понять основную идею. После этого еще раз внимательно прочитайте текст, выписывая ключевые слова, цифры и другие вещи, которые кажутся важными.
3. Структурирование и постановка диагноза
Очень важный этап, поскольку без правильно поставленного диагноза не получится верного решения. На этом этапе вам будет необходимо приступить к структурированию информации по кейсу. Существует множество моделей, которыми можно воспользоваться: STEP, модель пяти сил М. Портера, SWOT-анализ и другие. Лучше использовать известные вам модели.
4. Формулировка проблем
Письменно сформулируйте основные проблемы и старайтесь с этого момента не отклоняться в другие стороны. При наличии нескольких проблем важно установить приоритеты. Если времени будет недостаточно, сконцентрируйтесь на решении наиболее приоритетных проблем. Также чрезвычайно важно сразу определить критерии их решения.
5. Генерация альтернатив
Обдумайте возможные пути решения поставленных проблем. Опять же, на этом этапе лучше опираться на наиболее известные вам методики: мозговой штурм, метод номинальной группы, Harvey Balls и другие. Важно разработать достаточно широкий круг вариантов, чтобы решение было творческим. Здесь очень важно по максимуму использовать предыдущий опыт участников команды.
6. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего
Подобно тому, как вы выбирали критерии решения проблем, определите критерии предпочтительности вариантов. Во время оценки вариантов не забывайте думать о том, как они могут повлиять не только на центральную проблему, но и на всю ситуацию. Проставьте вариантам решения баллы по заданным критериям и проранжируйте их.
7. Презентация выводов
Конечная цель вашей презентации — убедить аудиторию в том, что вы всесторонне поняли проблему, качественно проанализировали всю информацию и приняли осознанное и взвешенное решение. Старайтесь больше визуализировать количественную информацию, использовать гармоничную цветовую схему, горизонтальную логику заголовков. И не забудьте про краткое резюме в конце!
Если вы заинтересовались и хотите развиваться в этих направлениях, рекомендую ознакомиться со следующей литературой:
- «Решаем кейсы», Дэвид Орвал.
- «Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем», Расиел И., Фрига П.
- «Мастерство презентации», Алексей Каптеров.
Кейс-чемпионаты и хакатоны дадут вам ценный практический опыт командного анализа бизнеса и создания продукта, а в итоге вы сможете значительно шире и глубже взглянуть на свой собственный проект.
Источник: rb.ru
Управление проектами, процессами и кейсами – в чем разница?
Так ли велика разница между проектным и процессным управлением? Разбираемся вместе с Анатолием Белайчуком.
«Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння» – этот афоризм Козьмы Пруткова приходит на ум при близком знакомстве с некоторыми консультантами по процессному или проектному управлению. Обычно это разные люди.
Почему так получается – сообщает нам та же кладезь афоризмов: «Никто не обнимет необъятного». Времена энциклопедистов давно прошли, человеческое знание все больше специализируется и фрагментируется. Быть настоящим экспертом в нескольких областях – сложно. Теорию, положим, выучить можно, но чтобы стать практиком, надо потратить годы, а это значит попасть в колею какого-то одного подхода.
В результате, если вы разговариваете с сертифицированным руководителем проектов, то он сразу начинает с того, как следует управлять проектами и что для этого нужно. Аналогично, специалист по бизнес-процессам глядит на мир через призму процессов. Не всегда, но, как правило, это так.
А люди бизнеса сплошь и рядом путают одно с другим – вроде только что говорили о процессах, вдруг раз – перескочили на проекты. Для человека проектного или процессного это шок и ересь, но так ли уж велика в действительности разница между проектами и процессами? С точки зрения применяемых методов разница существенна, а с точки зрения целей?
В конечном итоге, проектное и процессное управление – это разные методы решения одного и того же набора проблем, с которым сталкивается любая компания масштаба от среднего и выше: разрыв между интересами подразделений и интересами организации в целом, приводящий к несогласованности действий и отражающийся на клиенте и как следствие – на благосостоянии компании. Эти проблемы проистекают из разделения труда и потому объективны.
Для бизнеса главное – решить указанные проблемы, хоть с помощью проектов, хоть с помощью процессов. А еще есть документооборот, есть управление инцидентами, есть контроль поручений, есть ACM, или кейс-менеджмент – все они решают, в принципе, ту же проблему координации работ. Долго ли запутаться?
Написание данной статьи преследовало несколько целей:
1) Помочь сориентироваться и выбрать оптимальный подход (или их сочетание) в зависимости от специфики деятельности организации.
2) Дать представление о существующих инструментах – программном обеспечении, предназначенном для поддержки рассматриваемых подходов.
3) Проанализировать различия между этими инструментами и попытаться определить облик универсального программного продукта, заимствующего лучшее из разных миров.
Первые две не претендуют на новизну, но автор надеется, что они могут быть полезны практикам. Третья отражает направление работ, ведущихся в компании Comindware, и является дискуссионной.
1. Существующие формы коллективной работы и области их применения
- Проект – это последовательность работ, совершаемых по определенному плану и направленных на создание определенного уникального результата, продукции или услуги. Пример: строительство дороги.
Примечание: «определенный» здесь и далее означает «определенный заранее, до начала работ». В противоположность этому, «некоторый» будет обозначать «формирующийся в ходе работы».
- Процесс – это определенная и повторяющаяся последовательность действий, начинающаяся с определенного события и приводящая к получению определенного результата, продукции или услуги. Пример: выполнение клиентского заказа.
Примечание: термин «процесс» в данной статье используется как синоним «бизнес-процесса», а «действие» – как синоним «работы».
- Кейс – это некоторая последовательность работ, направленная на достижение определенной цели. Примеры: пациент в приемном покое больницы, дело в суде.
Примечание: термин «кейс» пришел вместе с концепцией адаптивного кейс-менеджмента (ACM, Adaptive Case Management).
- Документооборот – это последовательность работ, связанных с определенным документом (документами). Примеры: визирование договоров, регистрация входящих.
- Инцидент – это определенное событие, требующее реагирования в виде некоторой последовательности действий, направленных на достижение определенного результата. Пример: обращение за помощью в службу технической поддержки.
Примечание: Как частный случай инцидента можно рассматривать поручение, в нем событие – явно выраженное требование руководителя.
Как видим, во всех случаях речь идет о последовательности действий (задач, работ). Границы между перечисленными подходами зачастую размыты. Например, разработку новой продукции, в зависимости от специфики бизнеса и самой продукции, можно трактовать и как процесс, и как проект, и как кейс, и даже как документооборот, при желании.
2. Классификация коллективной работы
Тем не менее, разница между подходами есть, и проявляется она в следующих аспектах:
1) Повторяемость. Можно ли типизировать последовательность работ, дать нескольким экземплярам общее название? В случае проекта и инцидента, в общем случае, – нет. Хотя как частные случаи, типовые проекты и типовые инциденты, безусловно, бывают, но мы не можем отказаться от работы над проектом или инцидентом из-за того, что он не вписывается в шаблон. В случае процесса, кейса, документа повторяемость явно присутствует.
2) Предсказуемость. Можно ли определить последовательность действий априори или она выясняется по факту? В случае кейса, документа, инцидента предсказуемость, в общем случае, отсутствует. Так, применительно к кейсу говорят, что он «развертывается» – очередные действия определяются по результатам выполненным. Документ на любом шаге обработки может быть переадресован.
В противоположность этому, процесс полностью предсказуем: хотя в нем могут быть развилки, но все варианты продолжения заранее известны, как и условия выбора той или иной ветви. Проект тоже предсказуем – план-график содержит полный перечень работ. Правда план по ходу проекта может корректироваться, так что элемент непредсказуемости здесь есть, но все же будем считать, что проект скорее предсказуем, чем нет.
3) Структурированность. Можно ли структурировать данные, являющиеся входами и выходами работ? Процессы и кейсы работают со структурированными данными – числами, денежными суммами, датами, справочниками и т.д. В проектах, документах, инцидентах информация не структурирована: текстовые описания, прикрепленные электронные таблицы и другой контент.
Сведем эти характеристики в таблицу:
Повторяемость
Предсказуемость
Структурированность
Таб. 1. Атрибуты коллективной работы
Как видим, процессы и инциденты представляют собой два полюса: повторяемый, предсказуемый и структурированный процесс и уникальный, непредсказуемый и неструктурированный инцидент. Остальные формы коллективной работы находятся между ними.
3. Систематизация коллективной работы
На первый взгляд может показаться, что плюсы в таблице №1 расставлены хаотично. Попробуем найти в них систему.
Для этого построим систему координат, используя три выделенные характеристики как оси. Начнем с повторяемости и структурированности:
Рис. 1. Классификация работы по повторяемости и структурированности.
Как видим, между структурированностью и повторяемостью наблюдается корреляция. И в самом деле, если мы имеем дело с повторяющейся, типизируемой работой (пусть даже непредсказуемой, как в случае кейса), то можно ожидать, что она выполняется над однотипными бизнес-объектами, а значит, такая работа может оперировать структурированными данными, а не просто документами.
Заметим, что если процессы и кейсы умеют работать со структурированной информацией, то работать с неструктурированной они тоже заведомо умеют. Это просто частный случай, когда данных (чисел, строк, дат) нет, а есть только документы.
Работа с данными имеет ряд преимуществ:
- Возможность контроля: в текстовый документ можно ввести любую информацию, а экранная форма, привязанная к базе данных, может проконтролировать, чтобы номер телефона был введен как номер телефона, дата рейса «обратно» была не раньше даты рейса «туда» и т.п.
- Возможность интеграции с корпоративными системами. Если отчет о командировке представлен в виде текстового файла, то перевод содержащейся в нем информации в бухгалтерскую систему будет операцией, требующей трудозатрат и подверженной ошибкам. Если этот же отчет реализуется системой управления бизнес-процессами, то информация в нем структурирована, и перенос в бухгалтерскую систему сводится к копированию из одной базы данных в другую, что относительно легко можно автоматизировать.
Документы на рис. 1 выглядят как выпадающая точка, и это действительно так. Системы документооборота часто критикуют за то, что это автоматизация «в лоб»: вместо бумажной канцелярии вводится канцелярия с файлами, но если при этом информация не структурируется, то и эффект оказывается невелик. Сложность интеграции с корпоративными системами также является известным недостатком систем документооборота.
Что касается проектов и инцидентов, то там, где речь идет о действительно уникальной работе, информация будет неструктурированной. Это неизбежно, а следовательно, оправдано. Если же мы трактуем как проект или инцидент работу не уникальную (повторяющуюся), то возможно, было бы правильнее трактовать ее как кейс или процесс, чтобы воспользоваться преимуществами работы со структурированными данными.
Теперь посмотрим на сочетание повторяемости и предсказуемости:
Рис. 2. Классификация работы по повторяемости и предсказуемости.
Рис. 2 показывает, что мир устроен разумно: все четыре ячейки заполнены. И только документооборот и кейс-менеджмент дублируют друг друга.
Соседство кейсов и документов в одной ячейке демонстрирует родственность кейс-менеджмента и документооборота. Это объясняет тот факт, что с появлением новой концепции ACM производители систем документооборота быстро сориентировались и стали предлагать свое ПО под новым лейблом. Они действительно похожи, если не обращать внимания на то, что кейс-менеджмент лучше умеет работать с данными, и не придавать значения связанным с этим преимуществам.
В перспективе ACM-системы должны вытеснить документооборот, так как они позволяют работать и с данными, и с неструктурированным контентом. С другой стороны, по состоянию на сегодняшний день системы документооборота более зрелые.
(Необходимо подчеркнуть, что критика автора направлена исключительно на концепцию документооборота как способа организации коллективной работы и ни в коем случае не распространяется на задачи систематизации, хранения, доставки неструктурированного контента, которые решают системы класса ECM – нужность этих задач сомнению не подлежит).
Исключив из рассмотрения комбинации «уникальная + структурированная» и «повторяющаяся + неструктурированная», получим полную матрицу следующего вида:
Рис. 3. Матрица коллективной работы.
4. Абстракции и реалии
Разумеется, в любом анализе присутствует некоторая условность. Скажем, физики предпочитают иметь дело с «нерастяжимой нитью» и «точечной массой», хотя в природе не бывает ни того, ни другого. Аналогично и в нашем случае: на стадии анализа полезно выделить «чистые» формы, несмотря на то, что в реальной практике все перемешано.
Например, обращение в техническую поддержку можно представить не как инцидент, а как процесс – ввести первый уровень поддержки, второй уровень, SLA и т.п. Но когда дело дойдет до сути проблемы, с которой обратился заказчик, то там может быть что угодно – от сгрызенного мышью провода до упавшего метеорита. И процессные методы тут окажутся бесполезны – «все что угодно» невозможно заранее предусмотреть.
Обратный пример: представить как процесс лечение больного, поступившего в приемный покой, вряд ли удастся – слишком много вариантов. То есть, на верхнем уровне лечение – это скорее кейс. Но на нижних уровнях будут процедуры и анализы, которые полностью предсказуемы и структурируемы – это процессы.
Различные формы коллективной работы мутируют друг в друга и вызывают друг друга. Рассмотрение промежуточных, переходных и гибридных форм – это синтез, которым мы займемся в следующей, завершающей части.
Как получить полный бесплатный доступ к публикации?
- Авторизоваться или зарегистрироваться на сайте
Источник: www.e-xecutive.ru