Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита — носители наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций;
— составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе;
— относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.
Как понять Класс жилья!? Эконом, Комфорт, Бизнес, Элит — в чём разница!? @degenday
Типы политических элит:
1. В зависимости от источников влияния элиты
— ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции;
— властные — непосредственные обладатели власти;
— функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.
2. – правящая — непосредственно обладающая государственной властью;
3. — открытая — рекрутирующаяся из общества;
— закрытая, воспроизводящаяся из собственной среды, например, дворянство;
4. высшая — непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства;
5. В зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутри-групповая сплоченность) связей элиты:
— стабильная демократическая — высокая представительность и высокая групповая интеграция;
— плюралистическая — высокая представительность и низкая групповая интеграция;
— властная — низкая представительность и высокая групповая интеграция;
— дезинтегрированная — низкие оба показателя;
6. Административная — предназначена для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.
Основные направления современной элитарной теории:
1. Макиавеллистская школа (Моска, Парето, Михельс и др.).
— особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть;
— групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.
— признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны.
Бизнес и элит класс жилья в чем разница?
— формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.
— в общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.
2. Ценностные теории
— принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности.
— элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций. Это — не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.
— взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.
— формирование элиты — не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.
— элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии.
3. Теории демократического элитизма (элитарной демократии)
Понимание демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Сторонники утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
4. Концепции плюрализма элит
— трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами — важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите.
— отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченное группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами. Существует множество элит. Влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни.
Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры. Каждая из множества базисных, «материнских» групп — профессиональных, региональных, религиозных, демографических и других — выделяет свою собственную элиту. Различия между элитами важнейших общественных секторов более значительны, чем различия между слоями элиты, принадлежащими к одному сектору.
— деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. Элиты находятся под контролем материнских групп.
— в современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни — не элиты, а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
— в демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.
4. Леволиберальные концепции
— главный элитообразующий признак — не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями.
— групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты, которая не ограничивается элитой политической, непосредственно принимающей государственные решения, а включает и руководителей корпораций, политиков, высших государственных служащих и высших офицеров. Сплачивающим фактором властвующей элиты является не только общая заинтересованность составляющих ее групп в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя, но и близость социального статуса, образовательного и культурного уровня, круга интересов и духовных ценностей, стиля жизни, а также личные и родственные связи. Внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения.
— глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного.
— рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.
— первейшая функция властвующей элиты в обществе — обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач. Миллс отрицает неизбежность элитарности общества, критикует ее с последовательно демократических позиций.
Источник: cyberpedia.su
40. Бизнес-элита и политическая элита: их взаимодействие.
Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита — носители наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций;
— составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе;
— относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.
Типы политических элит:
- В зависимости от источников влияния элиты
Источник: studfile.net
Отличия мировой элиты от истеблишмента
Сегодня в России, благодаря курсу Владимира Путина последних двадцати лет, мы видим начало формирования государственной, а не компрадорской элиты. Конечно, этот процесс опять-таки, как мы видим, долгосрочный и непростой. Либералы, продавшие страну Западу в «благословенные» 90-е, активно сопротивляются и не ходят уходить с насиженных мест. Но наша борьба, борьба за будущее страны является залогом успеха.
Элиты всегда были объектом внимания и изучения. От их качества зависят судьбы народов и государств, они виновники их влётов и упадка, прорывов в будущее или застывания в ушедшем прошлом. Элиты — это те, кто стал лучшим в каком-либо деле, и с этой точки зрения мир делится на элиты и профанов, владеющих секретами и не подозревающих об их существовании.
Павел Андреевич Федотов. Свежий кавалер. 1846
Элиты делятся на множество видов: административные, политические, спортивные, военные, коммерческие, инженерные, научные, творческие, сельскохозяйственные, властвующие, контрэлиты, педагогические, медицинские, рабочие, национальные, религиозные.
Есть элита криминальная, так называемая антиэлита. И потому логичным является интерес к качествам, отличающим элиту от неэлиты. Тут речь идёт, по сути, об ином антропологическом виде человека, и это стоит рассмотреть отдельно.
Сразу надо оговориться, что моральность или аморальность из критериев элитарности нужно вывести заранее, ибо мораль относительна и у каждого социального класса своя. Есть общие критерии (самопожертвование, стойкость, преданность своим, ненависть к чужим и к предательству), а есть и специфика.
Маттиас Стомер. Исав продает право первородства за чечевичную похлебку. 1599
К примеру, то, что является доблестью в разведсообществе (умение лгать, притворяться, подсматривать, красть, жертвовать другими, применять психологическое и физическое насилие), в других слоях общества является пороком. В разведке цель оправдывает средства, а в обществе — нет. И потому моральность не может быть критерием элитарности.
Критерии элитарности совпадают с критериями вхождения во власть, даже если это власть не административная, а духовная. Авторитет может быть у отшельника или писателя, одинокого учёного, они именно этим властвуют над умами, не имея формальных атрибутов власти. Элитность — это перечень свойств, которых нет у большинства. Рассмотрим сначала условия вхождения во власть (административная элита — самая наглядная субстанция).
1. Интеллектуальная развитость; 2. Мастеровитость; 3. Предприимчивость, инициативность; 4. Способность к управлению; 5. Тщательность в делах; 6. Кропотливость в расчётах; 7. Вхождение в группу с круговой порукой, общим языком и взаимопомощью; 8. Исповедание собственной веры; 9. Недопуск к себе ближе необходимого никого из прочих.
Отсутствие хотя бы одного из этих критериев делает вхождение во власть невозможным. Или в иерархии занимается не самое высокое место.
Леонид Соломаткин. Пирушка чиновников. 1880
Однако элита — это обладание особыми личностными качествами. Лучшим инкубатором элиты было дворянство, там воспитывался сложный, непримитивный эмоциональный строй, обострённое чувство свободы и собственного достоинства. Классическая элитарная культура — это дворянская культура, и осваивавший грамотность советский человек, выросший в лоне классической русской литературы Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Островского, Достоевского, Чехова, по меткому замечанию философа Александра Панарина, вырос в дворянской усадьбе, а не на фабрике или в коммунальной квартире.
В разных культурах дворянские принципы элитарности остались стандартными. Это: 1. Безукоризненные манеры как идеология; 2. Культура подавления эмоциональности (сдержанность — главная отличительная черта высших классов), проявление эмоций — это проявление слабости и уязвимости; 3. Понимание важности ритуалов. Система ритуалов как язык символов, ритуал важнее силы или денег; 4. Культурная гегемония через мягкое внедрение в массы своих ценностей.
Главной чертой элиты является умение в пору детского воспитания вырывать с корнем эмоциональную несдержанность. Отсюда вытекают другие свойства.
5. Двусмысленность во всём. Навык лицемерия, умения никогда не говорить, что думаешь. Выстраивать паутину множества смыслов, утаивая суть. Потому дворян специально не учили дипломатии, они и сформировали дипломатию с её профессиональными канонами.
6. Спокойствие. Умение сохранять рассудок, даже когда все вокруг его потеряли и в этом обвиняют тебя.
7. Психологическая устойчивость. Верить в себя, даже когда на тебя влияют те, кто в тебе сомневается.
Каменев Анатолий Иванович. Чиновник
8. Эмпатия. Умение понять другого, даже когда он тебе не нравится. Понять чужие сомнения (главное качество политика, военного, управленца, переговорщика и торговца).
9. Терпение. Уметь ждать и не мучиться в ожиданиях.
10. Трезвость. Умение принимать клевету, не клевеща самому («хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца», Пушкин).
11. Умеренная скромность. Не выглядеть слишком хорошо и не говорить слишком мудро, не возвышаться и не требовать к себе уважения. Не считать, что твоя праведность тебя возвышает.
12. Не цепляться за удачу и благополучие. Мечтать, но не становиться рабом мечты.
13. Уметь думать, но сознавать, что умение видеть суть ещё не главная сила. Мысль сама по себе не самоцель. Важнее навык, умение применять знание.
14. Одинаково спокойно встречать триумф и полный провал. Относиться к этим явлениям, как к самозванцам, с иронией.
15. Спокойно смотреть на то, как ломается всё, на что потрачена жизнь. Проиграв всё, наклониться, собрать инструменты и дерзко всё начать с начала, решительно оставляя за спиной потери.
16. Уметь всё, что выиграл, собрать в кучу и поставить на кон и, проиграв, начать всё с начала, ни слова не говоря о потерях.
17. Уметь говорить с толпой, не марая себя ложью и не теряя душевной чистоты.
18. Уметь заставить себя держаться, даже когда в тебе ничего не осталось и когда не видишь в этом прока.
19. Уметь общаться с высшими мира сего, сохраняя простоту души и привычек.
Павел Андреевич Федотов. Завтрак аристократа. 1850
20. Идеология принадлежности к классу защитников.
21. Не сотвори себе кумира. Люди для тебя что-то значат, но никто не значит слишком много.
22. Не склоняться перед молвою, когда правда, которую ты говоришь, перевирается подонками, чтобы заставить дураков терпеть.
23. Религиозное убеждение в своём превосходстве.
24. Неформальная сеть себе подобных. Спортивная практика вперемешку с учёбой.
25. Экстремальная бдительность и наблюдательность как стратегия индивидуальной самозащиты.
26. Неуязвимость и размытость позиции. Раздвоение личности на секретного себя и себя публичного. Лучшая практика для разведчика — обладание двумя жизнями одновременно, и никто не может понять, какая настоящая. Идеальный джентльмен — идеальный шпион (Ким Филби и «Кембриджская пятёрка»).
27. Не разговаривать слишком громко или с дрожащим голосом. Никогда не плакать и не играть в детские игры в детстве, чтобы не выглядеть как ребёнок.
28. Никогда не быть слишком настойчивым, это делает уязвимым (демонстрация высокой точки нужды).
29. Не показывать подлинный энтузиазм к чему-либо, это делает открытым к критике.
30. Держать осанку. Манеры — это вежливость и тонкий вкус как чувство гармонии и меры. Это основа воспитания элиты, её отличие от простолюдинов. Воспитание характера — это воспитание манер и внешнего вида.
31. Джентльмен никогда не обманывает и держит слово. Обманывать — это терять лицо.
32. Обряд посвящения — это прохождение через ритуал как знак подчинения группе. Иерархия в группе выстраивается через множество символов и привилегий. Сохранение символов юношества на всю жизнь.
Посвящение в масоны. Франция, 1745
33. Понимание дисциплины как средства воспитания Личной Силы.
34. Элита говорит иначе, чем прочие. Речь медленная, бархатная, в изобилии используются слова, которые никто не знает. Это социальный фильтр. Смысл в том, чтобы другие люди, кроме твоего круга, тебя не понимали.
35. Подавление индивидуальной идентичности в пользу групповой. Групповая сплочённость. Ученики тренируются, как члены одной клики, они должны быть одним целым. Это монолитная группа, размышляющая и выглядящая одинаково.
36. Умение концентрировать внимание и удерживать его на нужном объекте дольше, чем на это способны все прочие.
37. Патриотизм, командный дух, лидерские качества, правильный способ говорить и одеваться.
38. Империи нужны уверенные в себе функционеры, на которых можно положиться.
Таковы свойства тех, кто принадлежит к элите, и нынешних элитариев легко проверить на соответствие этому перечню. Можно быть технократом, можно функционером, можно внезапно разбогатеть, но это не элита, а истеблишмент. Для выращивания элиты нужны среда, селекция и время.
Это особое, изменённое состояние сознания. Англосаксонская и китайская цивилизации смогли вырастить свою элиту, которая сформировала истеблишмент и держит его в стратегическом повиновении. Все прочие заняты копированием чужих выигрышных моделей поведения, но без опоры на свою почву это не приносит успеха.
Элита способна разлагаться, и потому Россия два раза в ХХ веке пережила крах государственности. Китай не раз переживал такой кризис государства и элит, Британия сейчас находится в периоде упадка.
Пир во время чумы. Якоб Йорданс. Праздник бобового короля. 1645
В России сложность в том, что истеблишмент занимает места элиты, пытаясь выполнять её функции и играя её роль, но не являясь ею по сути. Если элита сгнивает раз в 200−250 лет, то истеблишмент — раз в 50 лет. Места в элите и в истеблишменте могут совпадать, а могут и разделяться.
Революции не формируют элиту, а меняют истеблишмент. Революция — плод кризиса элиты. Элита — это плод многовековой селекции, она создаёт смыслы и задаёт стандарты. Когда народ копирует чужие обычаи, это главный признак отсутствия собственной элиты. В этом случае местная элита превращается в призрак, и никакие признаки завоевания вершины социальной пирамиды не делают удачливых выскочек элитой.
Настоящая элита начинается с осознания Миссии, выходящей за пределы её жизни и не позволяющей уклониться от выпавшего жребия. Поэтому отличия советской элиты начала коммунистического проекта и до 60-х годов и его заката (70−80-е) видны невооруженным взглядом.
Элита не может возглавлять распад и регресс. И если виден успех, то это первый признак того, что часть истеблишмента начала трансформироваться в жизнеспособную элиту. Все прочие критерии элитарности неточны и потому не отражают действительность адекватно.
Сегодня в России, благодаря курсу Владимира Путина последних двадцати лет, мы видим начало формирования государственной, а не компрадорской элиты. Конечно, этот процесс опять-таки, как мы видим, долгосрочный и непростой. Либералы, продавшие страну Западу в «благословенные» 90-е, активно сопротивляются и не ходят уходить с насиженных мест. Но наша борьба, борьба за будущее страны является залогом успеха.
Источник: triboona.ru