Калганова Л.А., советник отдела организации работы по исполнительным производствам, взятым на федеральный контроль, и взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека центрального аппарата ФССП России, кандидат технических наук.
Сравнительный анализ понятий государственного управления и менеджмента является широко дискутируемой методологической проблемой. В российской и западной практике стало привычным не только проводить четкое разграничение между государственным управлением и менеджментом (здесь имеется в виду управление в частном секторе) в смысле неэффективности первого в противовес эффективности второго, но и говорить о несовместимости этих научных понятий. В представлении широких кругов управление государственным сектором сильно «забюрократизировано», а управление в частном секторе носит «деловой характер», государственное управление часто коррумпировано, а управление в частном секторе носит демократический характер и т.д.
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ТРАДИЦИОННЫМ МАРКЕТИНГОМ И МЕНЕДЖМЕНТА
Дискуссия о соотношении государственного управления и менеджмента продолжается не одно десятилетие. Обсуждаются следующие вопросы. Как соотносятся эти два институциональных понятия? Правомерно ли использование имеющихся приемов, методов и инструментария менеджмента в сфере государственного управления?
Что есть общего и что различает государственное управление и менеджмент? Являются ли эти два термина синонимами?
Начнем рассмотрение этих вопросов с определений и характеристик менеджмента. Менеджмент прошел в своем стремительном развитии от возникновения в конце XIX в. до наших дней огромный путь. Нет другой науки, которая оказала бы такое влияние на мировую и национальные экономики и стала бы большим по значимости ресурсом, чем сырье и материалы. Менее чем за полторы сотни лет менеджмент преобразил социальную и экономическую структуру развитых стран всего мира. Он создал глобальную экономику и установил новые правила для стран .
См.: Питер Ф. Друкер. Новые реальности. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. С. 318.
В одном из основных изданий менеджмент идентифицируется с управлением — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. В этом определении выделяются основные функции менеджмента. Менеджмент определяется как процесс достижения поставленных целей посредством использования труда людей. В него входят такие составляющие, как организация, руководство, искусство общения с людьми, способность ставить цели и находить средства для их достижения . Это определение по своей сути и содержанию соответствует понятию социального управления.
См.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1999. С. 38.
См.: Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. М.: Издатцентр, 1997. С. 14.
Р. Дафт определяет менеджмент как эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами . Здесь к функциям добавляется лидерство (руководство).
Основное отличие постсоветского бизнеса от японского?
См.: Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2001. С. 18.
П. Друкер выделяет главную задачу менеджмента: добиться, чтобы люди могли совместно заниматься одним и тем же делом, будучи объединены общими целями и ценностями, а также соответствующей структурой, подготовкой и развитием, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу и реагировать на перемены. Он также видит функцию (достижение) менеджмента в объединении в одной организации до десяти тысяч высокообразованных людей, сведущих в 60 различных областях знаний.
См.: Питер Ф. Друкер Новые реальности. М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. С. 319.
Рассмотрим мнения противников применения менеджмента в сфере государственного управления. По нашему мнению, в их аргументации лежат некоторые скорее неточные, чем неправильные, представления, суждения, утверждения. В их основу взята устаревшая информация о деятельности коммерческих предприятий, их целеположениях, выпускаемой продукции и др. Рассмотрим наиболее часто приводимые доводы против менеджмента и наблюдаемые неточности и несоответствия этих выводов в таблице 1.
Из приведенных в таблице данных видно, что доводы противников применения менеджмента в государственном управлении устарели и не соответствуют современным реалиям. Существуют также достаточно универсальные определения менеджмента, адекватные различным сферам его применения.
Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, понятие менеджмента не имеет четких границ. В общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией . В этом аспекте менеджмент отождествляется с эффективным управлением и профессионализмом в любой сфере управленческой деятельности. П. Друкер в этой связи подчеркивает: «После Второй мировой войны мы поняли, что менеджмент касается не только бизнеса. Он касается любого человеческого усилия, которое сводит в одной организации людей, обладающих разными знаниями и умениями» .
См.: Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002. С. 3.
См.: Питер Ф. Друкер. Указ. соч. С. 325.
Таблица 1.1. Неточности и несоответствия в доводах противников применения менеджмента в государственном управлении
Доводы противников применения
менеджмента в государственном
управлении
Неточности и несоответствия
их представлений
Не совпадают цели и установки
деятельности частных и государственных
организаций. «Менеджмент как
составляющая рыночной экономики
ориентирован на прибыль
рентабельность, выгоду.
Государственное управление
ориентировано на реализацию общенацио-
нальных социальных интересов,
потребностей, прав — не существует
прямой связи между коммерческим успехом
и качеством предоставляемых услуг»
Ни в одном из вышеприведенных определений
менеджмента не указывается постановка
конкретной цели — получение прибыли.
Более того, Питер Дойль предупреждает:
«Несмотря на чрезмерную популярность
показателей прибыли как критериев оценки
успешной работы предприятия, их слабые
стороны давно не представляют ни для
кого секрета. Прибыль ни в коем случае
нельзя считать показателем ценности
компании»
Менеджмент основан на частных
инвестициях, индивидуальных вкладах
и на продаже услуг, а государственное
управление — на бюджетном
распределении национальных доходов
и средств, на налогообложении
Бюджетное финансирование не означает,
что не нужно считать доходы и расходы,
наоборот, ограниченность бюджетных
средств и необходимость отчитываться
перед налогоплательщиками налагает
повышенные требования к управлению
финансами в сфере государственного
управления
Продукт, производимый фирмой, осязаем
и конкретно оценивается. Продукт
государственного и муниципального
управления — государственные услуги,
которые чаще всего неосязаемы и
незримы
Государственные предприятия и частные
фирмы одинаково производят и продукцию
(танки, самолеты, ракеты), и услуги
(которые незримы). Структура мирового
производства: более 70% от объема ВВП —
услуги, а менее 30% — продукция
Органы государства в отличие от
частных фирм (с их правом на
коммерческую тайну) более подвержены
влиянию, давлению, контролю со
стороны общественных институтов
политиков, избирателей, заинтересован-
ных групп, граждан
В соответствии с кодексами и правилами
корпоративного поведения, корпорации
(частные фирмы) обязаны придерживаться
принципов гласности и открытости. Так,
они должны публиковать в открытой печати
свою финансовую и другую отчетность.
Корпорации зависят не только от
акционеров и инвесторов, но и от
стейкхолдеров (заинтересованных в
деятельности корпорации лиц и групп) и
несут социальную ответственность за
результаты своей деятельности
Различия в методах управляющего
воздействия, ибо в менеджменте на
уровне диспозитивных отношений
преобладают экономические,
социально-психологические методы, в
государственном управлении
применяется легитимное принуждение
Легитимное принуждение применяется в
государственном управлении только для
выполнения специальных функций, выполнение
которых вменено законом. В управлении
государственными организациями
принуждение не применяется, может быть
только подчинение приказу, которое
аналогичным образом вменяется сотрудникам
и в коммерческих организациях
Еще не все руководители, особенно в органах исполнительной власти, осознают то влияние, которое менеджмент оказал на мир и которое он еще может оказать на повышение эффективности государственного управления.
Авторская позиция в этом вопросе: государственное управление и менеджмент — не синонимы. Но убедительное развитие и мировые достижения менеджмента, а также настоятельная необходимость повышать эффективность государственного управления в России, поставленная проводимой административной реформой , являются самыми сильными аргументами в пользу выявления общих черт и различия между государственным управлением и менеджментом для их более адекватного и продуктивного взаимопроникновения.
См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
На основе проведенного объективного анализа этих двух понятий можно констатировать, что между государственным управлением и менеджментом гораздо больше сходства, чем различий. Сходство между государственным управлением и менеджментом проявляется следующим образом.
Первое. Государственное управление и менеджмент относятся к области социального управления, предмет их деятельности — управление людьми и коллективами. «Государственное управление — очень сложное многогранное общественное явление, характер, возможности и действие которого определяются людьми» . В этой общности проявляется возможность использования методов и приемов менеджмента в сфере государственного управления.
См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие. М.: www.economica/ru, 2000. С. 6.
Второе. Россия в 2002 г. признана страной с рыночной экономикой, поэтому и государственное управление, так же как и менеджмент, — управление в рыночных условиях, но в другой сфере. Как образно выразился Президент России В.В. Путин, «нельзя работать в рыночной экономике и не быть рыночным». Это в первую очередь относится к госструктурам.
Чем будет отличаться работа органов исполнительной власти в рыночных условиях от работы при советской власти? Если государственная организация работает неэффективно, а потребность в обществе в ее услугах существует, то начинают работать частные фирмы, которые предоставляют те же самые услуги, но на платной основе. Если правоохранительные органы не могут обеспечить безопасность граждан, возникают частные агентства, которые предоставляют услуги по охране на платной основе. Или расследование преступления в органах внутренних дел зашло в тупик, тогда за дело принимается частный детектив, журналист и т.д. В рыночных условиях недостаточно быть только государственным, нужно быть эффективным.
Третье. Управление в государственном и частном секторе выполняет практически одинаковые функции. Управленцам (менеджерам) требуются многие одинаковые навыки. Так, в Федеральной службе судебных приставов работает много специалистов: бухгалтеров, аналитиков, компьютерщиков, которые пришли либо из других правоохранительных органов, либо из частных компаний.
Например, начальник отдела кадров территориального органа ФССП России К., перейдя на аналогичную работу в крупную энергетическую компанию, с успехом использовал свои знания, опыт и навыки. Его функции практически не изменились. Оказалось, что этот специалист-кадровик приобрел навыки управления персоналом в правоохранительных органах, которые могут применяться и государственными, и частными организациями.
Генерал Д. Эйзенхауэр вышел в отставку и стал Президентом Колумбийского университета. Армия и университет — две различные организации, и все-таки управленческие проблемы в них оказались настолько близкими, что у Эйзенхауэра не возникло особых трудностей в адаптации . Как справедливо заметил П. Друкер, если и есть различия между функциями руководителей в коммерческих и некоммерческих организациях, то «другие их обязанности идентичны, и среди них важное место занимает выбор правильной стратегии и целей, обучение людей, оценка исполнения, маркетинг и обслуживание организации» .
См.: Саймон Г.А., Дональд У.С., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М.: РАГС «Экономика», 1995. С. 28.
См.: Питер Ф. Друкер. Указ. соч. С. 325.
Четвертое. Цели коммерческих и государственных организаций, конечно, различны по определению. «Предмет государственного администрирования — прежде всего методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, т.е. методы управления, позволяющие достигать целей, отличных от цели коммерческой деятельности — получения прибыли» . В современных условиях цели большинства ведущих корпораций определяются в большинстве как повышение капитализации компании (увеличение стоимости ее акций на рынке). К целям органа исполнительной власти, кроме специально определенных в законе целей, можно отнести такую общую цель — увеличение социального капитала в обществе (повышения уровня доверия к власти), а это своего рода повышение капитализации органов исполнительной власти. Так, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, подчеркивается, что «эффективность государственного управления отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой Правительством. «. Таким образом, цели коммерческих и государственных организаций в известной степени стали сближаться.
См.: Эффективность государственного управления / Общ. ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998.
С. 25.
Пятое. Наиболее общим, сближающим моментом в государственном управлении и менеджменте является потребность в профессиональных руководителях. Самая стандартная ситуация: сотрудник хорошо зарекомендовал себя на работе, ему предлагается повышение и он становится начальником подразделения.
Его деятельность сразу же кардинально изменяется — раньше он руководил только собой и выполнял определенные функции, а теперь ему предстоит руководить людьми. В этой ситуации начинающий руководитель нуждается в профессиональных управленческих знаниях, методах, навыках, которыми он пока еще не обладает. Такая ситуация совершенно одинакова и для сферы государственного управления, и для менеджмента. И если сейчас менеджмент может предоставить начинающему руководителю обширный арсенал средств, методов и приемов управления, то государственное управление их еще не наработало.
Различия между государственным управлением и менеджментом существуют и выражаются в следующем.
- Органы исполнительной власти и частные организации действуют на основании действующего законодательства. Деятельность государственной организации, как правило, регулируется Конституцией, федеральными законами, правительственными постановлениями, опирающимися на силу закона. Все корпорации и частные структуры действуют на основе Устава предприятия.
- В правовом отношении от руководителя обоих типов организаций требуется, чтобы они действовали в рамках закона. Однако в законе обязанности и ответственность государственного служащего обычно излагаются более подробно, чем его коллеги из частного сектора. При передаче дела на судебное разбирательство вероятность наступления ответственности руководителя госучреждения гораздо выше, чем у второго. Ответственность за действия руководителя органа исполнительной власти может нести государство или вышестоящая структура.
- Государственная организация в своей деятельности больше зависит от вышестоящих организаций и властных структур, которые предопределяют многие стратегические решения. Частная организация в большей степени зависит от воздействий внешней среды и уровня менеджмента.
- В российской практике есть существенная разница между финансированием государственного и частного предприятия. Финансовое положение государственной организации зависит от бюджетных отчислений, какие бы деньги она ни зарабатывала. Частная организация платит налоги, но ее финансовое благополучие все-таки зависит от того, сколько ей удалось заработать и каковы ее позиции на рынке. В зарубежной практике уровень финансирования государственных организаций выше.
- Частная организация подвержена воздействию практически всех видов рисков, которые действуют на рынке: финансовых, инвестиционных, кредитных, технических, предпринимательских и др. Государственная организация не столь зависима от различных видов рисков. Как бы она ни работала, бури проносятся над ее головой, на нее в большей степени воздействуют политические риски, и судьба такой организации, как правило, решается правительством или законодательными органами.
Итак, несмотря на имеющиеся различия между государственным управлением и менеджментом, можно сделать вывод, что в последнее время обозначилась тенденция методологического сближения этих сфер социального управления. Методы и инструментарий менеджмента можно и необходимо использовать в сфере государственного управления с учетом его особенностей и специальных функций.
Общие и отличительные черты государственного и бизнес управления: сравнительный анализ
Первый подход: нет особых отличий, все те же составляющие и там, и там. Грэхем и Ален.
Второй подход: в ГУ потребители услуг – граждане, к ним надо подходить с точки зрения справедливости, моральной обоснованности решений. В бизнесе – сколько потребитель готов выложить за товар и точка.
Третий подход: тенденция сближения – все меньше различий остается.
ГУ | Сфера бизнеса |
1. Различия по целям. — цели многообразны, носят неэкономический и обобщенный характер, их трудно определить количественно (стабильность, законность, порядок, благосостояние…). Если речь идет об экономических целях, то гос-во участвует в решении задач, которые невозможно решить посредством «невидимой руки»; — в гос. организациях цели – внешние задания, имеющие свои внешние детерминанты: ценностные представления в обществе (напр., о соц. справедливости при распределении доходов). — сравнить эффективность деятельности 2х гос орг-ий очень сложно. 2. Различия по ресурсам — Гос. Имеет большую долю в нац доходе, органы ГУ обладают правом принуждения в рамках / на основе закона. Ресурсы могут, т.о., формироваться засчет законного изъятия части доходов (налог.) Т.о., гос-во осущ. принудительное перераспределение ресурсов, осн. на компромиссе м/д эк. эффективностью и соц. справедливостью. Гос. Организация не может стать банкротом (Гос. залезает в карман налогоплательщику). 3. Различия в ответственности — в ГУ ответственность размыта между многими организациями вплоть до президента. Гос орг-ям не грозит разорение вследствие собственных неверных действий. 4. Различия в побудительных мотивах — основной фин. источник – гос. бюджет, распределяемый политическими органами. Осн. мотив – удовлетворить того, кто распределяет и перепаспределяет фин. ресурсы. Предоставление услуг находится в зависимости не от диктата рынка, а от полит. оценки соц. и эк. приоритетов. 5. Различие в окружении и условиях деятельности ГУ: стремление общественности знать все, что происходит в гос. учреждениях особый стиль отношений с общественностью и СМИ + влияние на цели и результат деятельности гос. организаций систем политического (партии) и функционального (лобби) представительства. 6. Различия в процедуре назначения руководителя и измерения результата В ГУ – соподчинение. Меньшая связь с результатом. | — главная (единственная) цель – получение прибыли — в ком. орг-х цели возникают изнутри, склад-ся из инд. целей и превращаются в групповые, организационные. Процесс идет обратным путем – снизу вверх. — добровольно-договорной характер взаимодействия партнеров — четкая ответственность за последствия принимаемых решений. Непродуманные действия могут привести к разорению. — фин. источники – в предпринимательской деятельности. Прямая связь м/д ком. успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги. |
2 основных принципа ГУ (по лек.):
Субсидиарность (от «дополнительность») и принцип «хорошего» ГУ (центр, который подотчетен и выбирается насилением, определяет стратегию деятельности Гос органа; распределение функций и задач; разделение полномочий; справедливое распределение ресурсов; компетентное лидерство; методы и технологии, четко соответствующие стратегии упр.).
(по книге «Классики теории ГУ американская школа», статья «Государственный и частный менеджмент: являются ли они похожими по существу во всех второстепенных моментах?» Грэхэм Т.Эллисон):
“закон” Уэллоса Сэйра: во всех второстепенных моментах государственный и частный менеджмент по существу одно и то же.
Что такое государственный менеджмент?
(1) Стратегический менеджмент
Определение потребностей, анализ возможностей, выбор программ, распределение ресурсов на основе широкой юрисдикции.
(2) Ресурсный менеджмент
Установление основных систем административной поддержки, таких, как бюджетирование, финансовый менеджмент, поставки и менеджмент персонала.
(3) Программный менеджмент
Претворение в жизнь стратегии или каждодневных операций ведомств, осуществляющих стратегию по отдельным функциональным направлениям (образование, наблюдение за соблюдением законов и т.д.).
Сходства: Что является общим в менеджменте в государственном и частном секторах?
Набор общих функций менеджмента. Самый знаменитый перечень появился в классической работе Гулика и Урвика “Труды по государственному управлению”. Гулик обобщил работу главного управляющего в аббревиатуре POSDCORB. Эти буквы обoзначают? (это было и в лек. Купряшина!)
* Staffing (кадровая политика)
С различными дополнениями, поправками и усовершенствованиями подобные перечни функций общего менеджмента, могут быть обнаружены в литературе по менеджменту, начиная с Бернарда и заканчивая Друкером
Различия: чем государственный менеджмент отличается от частного?
Функции, имеющие одинаковые названия, имеют разные значения в зависимости от типа организации: государственной или частной.
Четыре ортогональных перечня различий.
1. Временная перспектива. Для государственных менеджеров характерно наличие относительно небольших временных горизонтов, которые определяются политическими соображениями и политическим календарем, в то время как для частных менеджеров характерна более длительная временная перспектива, ориентированная на развитие рынков, технологические инновации и инвестиции и организационное строительство.
2. Продолжительность. Срок службы политически назначенных высших государственных менеджеров относительно небольшой. Признаваемым компонентом менеджмента в частном секторе является обязанность подготовить преемника или несколько возможных кандидатов, в то время как подобное поведение в целом несвойственно государственному менеджменту, так как продвижение преемника считается опасным.
3. Измерение результатов деятельности. В настоящее время практически не существует согласия по поводу стандартов оценки и системы измерений результатов деятельности государственных менеджеров, в то время как разнообразные критерии оценки деятельности – финансовая выручка, доля рынка, показатели производительности для выплаты вознаграждения менеджерам – четко установлены в частном бизнесе.
4. Напряженность на уровне персонала. В правительстве существуют два слоя управленческих чиновников, которые временами враждебны один другому: представители государственной службы (исполнительной системы) и политические назначенцы.
Объединение государственных чиновников в профсоюзы существует лишь среди персонала, занимающего относительно высокое положение в иерархии, и включает в себя ряд руководящих работников. В отличие от частного менеджмента, где существует значительно большая свобода в управлении подчиненными даже в условиях коллективного договора. Они имеют намного больше полномочий для руководства сотрудниками своей организации. Кадровая политика в правительстве и государственном управлении находится под большим контролем (включая государственных служащих за пределами ведомства) в сравнении с частным сектором, где персонал больше подвержен зависимости по горизонтали.
1. Установление целей и приоритетов для организации (на основе прогнозирования возможности поведения внешней окружающей среды организации).
2. Разработка оперативных планов для достижения этих целей.
Управление внутренними составляющими.
3. Организация и кадровая политика: осуществляя организацию, менеджер создает структуру (отделы и должности с закрепленными за ними полномочиями и обязанностями) и устанавливает процедуры (для координации деятельности и осуществления действий); осуществляя кадровую политику он старается назначать на ключевые должности* подходящих для них сотрудников.
4. Руководство персоналом и система менеджмента персонала: потенциал организации заключается преимущественно в ее членах, их умениях и знаниях; система менеджмента персонала набирает, отбирает, подготавливает к жизни в коллективе, тренирует, вознаграждает, наказывает и увольняет человеческий капитал организации, который определяет возможности организации действовать для достижения своих целей и отвечать на конкретные указания со стороны руководства.
5. Осуществление контроля за выполнением решений: разнообразные информационные системы управления – включая текущие и основные бюджеты, счета, доклады и статистические системы, системы оценки деятельности и оценку продукта — помогают руководству в принятии решений и в измерении степени успешности достижения поставленных целей.
Управление внешними составляющими.
6. Взаимодействие с “внешними” отделами организации подчиняется некоему общему правилу: большинство менеджеров высшего звена, для того, чтобы добиться достижения целей их отдела, обязаны взаимодействовать с главными управляющими других отделов более крупной организации по вертикали (вверх и вниз) и горизонтали.
7. Взаимодействие с независимыми организациями: учреждения, принадлежащие другим ветвям или уровням государственного управления; заинтересованным группам и частным предприятиям, которые могут оказать существенное влияние на способность организации достигать своих целей.
8. Взаимодействие с прессой и общественностью, чьи действия, одобрение или согласие необходимы.
• Организация и кадровая политика в подобных классификациях часто рассматриваются как отдельные функции, но, учитывая взаимодействия между ними, в данном перечне эти функции объединены. См. Грэхэм Эллисон и Питер Шантон, “Пересматривая иностранную политику” (Basic Books, 1976, стp.14)
5. Равенство и эффективность. В государственном менеджменте главную роль играет обеспечение равенства среди потребителей услуг, в то время как в частном менеджменте сравнительно больше внимание уделяется эффективности и конкурентоспособности.
6. Государственная деятельность в сопоставлении с деятельностью частных организаций. Государственный менеджмент более открыт и сильнее подвержен общественной критике, в то время как частный менеджмент, как правило, носит закрытый характер, его деятельность направлена на внутренние процессы и менее подвержена общественному анализу.
7. Пресса и СМИ. Государственный менеджмент должен включать регулярные связи со СМИ: пресса часто опережает многие решения. Решения же частной организации публикуются значительно реже и пресса оказывает меньше влияния на сущность и временные рамки принимаемых решений.
8. Убеждение и директивы. В правительстве менеджеры часто стремятся опосредовать решения в ответ на массовое давление и достаточно часто должны объединять в коалицию внутренние и внешние группы для того, чтобы выжить. И наоборот, частные менеджеры гораздо чаще дают указания или приказы подчиненным без риска вызвать разногласия. Государственные менеджеры подчиняются многим вышестоящим руководителям, в то время как частные менеджеры зависят, как правило, от одного начальника.
9. Законодательное и судебное воздействие. Государственные менеджеры во многом зависят от надзора со стороны контролирующих их органов или даже судебных распоряжений, что не характерно для частного менеджмента. Такого рода исследования часто существенно ограничивают исполнительную и административную свободу действий.
10. Финансовый показатель эффективности. Государственные менеджеры редко имеют четкий финансовый показатель эффективности, в то время как для менеджера в частном бизнесе – это доход, рыночный показатель и выживание.
Источник: megalektsii.ru
Чем отличается государственное управление от делового администрирования?
Цель государственного управления отличается от бизнеса, который нуждается только в управлении; государственное управление приступает к
В чем сходство и различие государственного управления и управления бизнесом?
Цель государственного управления отличается от управления бизнесом; государственное управление преследует неэкономические, социально-политические цели, в то время как деловое администрирование преследует экономические цели и в первую очередь заинтересовано в получении прибыли.
В чем сходство государственного управления и делового администрирования?
Как государственное, так и деловое администрирование опираются на общие методы планирования, организации, составления бюджета, делегирования полномочий, контроля и т.п. Оба используют общие навыки, такие как ведение бухгалтерского учета, ведение файлов и т. д. В наше время принцип получения прибыли не характерен для частного администрирования.
Чем отличается государственная политика от государственного управления?
Государственную политику можно изучать как производство трех типов политики (распределительной, регулирующей и перераспределительной), связанных с процессом принятия решений. Государственное управление представляет собой совокупность процессов, структур, функций, методов и процедур.
Что такое государственное управление?
Государственное управление — это область, в которой лидеры служат сообществам для продвижения общего блага и осуществления позитивных изменений. Специалисты в области государственного управления обладают навыками управления на всех уровнях власти (местном, государственном и федеральном), а также в некоммерческих организациях.
Какие существуют 4 категории государственного управления?
Ключевые типы государственного управления включают в себя; Классическое государственное управление, новое государственное управление и, наконец, постмодернистское государственное управление.
Какие два типа государственного управления существуют?
Ключевые типы государственного управления включают в себя; Классическое государственное управление, новое государственное управление и, наконец, постмодернистское государственное управление.
Источник: ru1.larafornm.com