Проектное управление (ПУ), как форма организации работы имеет место не только в бизнесе, но и на уровне органов государственной власти.
Проектное управление (ПУ), как форма организации работы имеет место не только в бизнесе, но и на уровне органов государственной власти.
Проектное управление в органах государственной власти способно дать заметный экономический эффект. Он выражается в улучшении качества и оперативности работ, создании рабочих мест, привлечении инвестиционной привлекательности регионов и государства в целом, сформировать благоприятную административную среду.
Но проектное управление бизнесе и ПУ на государственном уровне будут отличаться. Разберём эти особенности подробнее.
Чем полезно проектное управление на государственном уровне
Бизнес быстро реагирует на инновационные процессы и изменения в мире и быстрее подстраивается под них. Ведь от скорости реакции зависит будущая прибыль и итог конкурентной борьбы. Органы власти подобного внешнего давления не испытывают и часто долго подстраиваются под изменения, упуская очевидную выгоду.
Часто в рамках государственных и местных целевых программ проводятся «размытые» мероприятия, цель и эффективность которых не ясны или не оцениваются вовсе. Проектное управление поможет расставить все точки над «Ё»: определит суть конечного продукта, задаст чёткие сроки и предусмотрит финансирование.
В 2013 году при Минэкономразвития России создали совет по внедрению проектного управления в органах власти. Представители научных кругов, образования и науки, которые вошли в совет, разработали методические рекомендации. Они определяют четыре цели, которое должно решать проектное управление:
- В кратчайшие сроки достигать запланированных результатов.
- Эффективно использовать ресурсы, в том числе государственного и местного бюджетов.
- Использовать принципы обоснованности, своевременности и прозрачности принятия решений.
- Улучшать вертикальные и горизонтальные внутри- и межведомственные связи.
Проектное управление в бизнесе и госорганизациях: рассматриваем ключевые отличия
Проектное управление в органах государственной власти отличается от реализации инициатив в бизнесе. Вот шесть ключевых особенностей, которые нужно иметь в виду:
- Направленность на социальный эффект, а не на финансовую прибыль.
- Работа в жестко ограниченном правовом поле, особенно в сфере закупок и при проведении конкурсных процедур.
- Привлечение финансового ресурса государственного и местных бюджетов.
- Подотчетность органам власти более высокого уровня.
- Масштабность и многогранность замыслов.
- Публичная отчётность и общественный контроль.
Внедряем проектное управление: с чего начать
Прежде всего нужно разделить проекты на три вида:
- Приоритетные. Это ключевые инициативы, которые будут контролироваться руководителем органа лично.
- Внутренние. Реализуются подразделением ОИВ.
- Внешние. Внедряются внешними организациями и контролируются органом власти.
Внедрение проектного управления в конкретно взятом государственном органе можно разделить на три этапа:
- Организационный. Необходимо сформировать систему и распределить функции.
- Методологический. Нужно разработать положения, регламенты и другую документацию.
- Обучающий. Следует оценить и утвердить компетенции и обучить специалистов.
Как преодолеть сложности при внедрении проектного управления
Основные сложности внедрения проектного управления в органах государственной власти заключаются в недостаточной гибкости, излишней бюрократии, отсутствии подготовленных специалистов и сопротивлении изменениям на разных уровнях со стороны части сотрудников. Часто палки в колёса вставляют управленцы старой формации.
Начните модернизацию структуры госсектора со следующих шагов:
- постоянно обучайте сотрудников как руководящего, так и рядового звена;
- сертифицируйте персонал по современным управленческим стандартам;
- пересмотрите мотивацию работников (материальную и моральную) по результатам личной эффективности и общей успешности начинания, организуйте обратную связь исполнителей с менеджерами;
- при внедрении принципов ПУ в организации продвигайтесь от осуществления простых инициатив к сложным многокомпонентным начинаниям;
- фиксируйте результаты каждого этапа, анализируйте его недостатки и выгоды, вносите необходимые коррективы;
- поддерживайте целостность инициативы по всем направлениям работ (от инициации до приемки и заключительного отчета);
- четко распределяйте роли и ответственность между работниками.
При внедрение проектного управления необходимо руководствоваться Национальными стандартами ГОСТ Р 54869-71-2011. Можно воспользоваться специализированными инструментами для планирования. Например, Primavera, MS Project, Spider Project и другими.
Рекомендуем
Курс дает системное представление об организации проектной деятельности в органах государственной власти.
Смотрите также:
- ИП на ПСН могут разрешить нанимать больше сотрудников
- Меняются правила взаимодействия участников ГОЗ с налоговой
- Новое в 275-ФЗ: в закон о гособоронзаказе внесли изменения
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Источник: www.finkont.ru
Отличия в ПР — структурах государственного и бизнес управления
Отличия ПР — структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.
Различия по целям. Цели ПР — структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации — прибыли.
Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.
Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании — непродуманная ПР — кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.
Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР — мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.
Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях.
Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности. Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные ПР — технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1.1 Практическое занятие «Проекты как объекты управления в органах власти»
Цель работы: закрепление теоретического материала по вопросам понятий и признаков проекта, отличий проектов органов власти от бизнес-проектов. Форма проведения: семинар с использованием видеоматериалов; работа с ситуациями.
Для подготовки к семинарскому занятию студенты анализируют материал, в котором представлены особенности управленческого проекта, жизненного цикла проекта. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Как стоит трактовать уникальность результата проекта? 2. Охарактеризуйте отличия проектов органов власти от бизнес-проектов.
3. В чем особенность качественных и количественных показателей проекта? 4. Какие ошибки и ограничения существуют в процессе определения проблемы и цели проекта?
Для подготовки к семинарскому занятию студентам выдан материал из следующих источников: 1. Зуб, А. Т. Управление проектами : учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] / А. Т. Зуб. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 422 с. — С. 18-34; 51-55. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/469084.
2. Проектное управление в органах власти: учебник и практикум для вузов. [Электронный ресурс] / Н. С. Гегедюш [и др.]; ответственный редактор Н. С. Гегедюш. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 186 с. — С.9-26. Режим доступа: https: //urait.ru/bcode/476653 . Для ответа на первый и второй вопросы рекомендуется использовать источник Зуб А. Т. «Управление проектами».
Для ответа на третий и четвертый вопросы необходимо просмотреть и проанализировать видеоматериалы в источнике «Проектное управление в органах власти» / под ред. Н. С. Гегедюш. Ситуационное задание В городе Саратове на различной стадии строительства и эксплуатации находятся два объекта – бассейн СГУ и предуниверсарий.
Саратовский предуниверсарий будет ориентироваться на профессии будущего – робототехника, биотехнологии и медицина будущего. Партнерами предуниверсария станут четыре вуза: СГУ, СГМУ, СГАУ и СГТУ. Здание будет состоять из учебного корпуса и корпуса общежития.
Для обучения среди школьников области будут отобраны талантливые ребята из малообеспеченных и неполных семей, дети-сироты. 4 сентября 2017 г. состоялось торжественное открытие физкультурноспортивного комплекса с плавательным бассейном «Бассейн СГУ». У университета появилась своя спортивная база, что особенно важно для подготовки учителей физической культуры.
При строительстве и отделке были применены самые современные технологии. Вопросы для работы с ситуацией: 1. Являются ли приведенные примеры управленческими проектами? Объясните свою позицию. 2. Исходя из описания каждого объекта, определите и обоснуйте наличие проектных процессов в предложенных примерах. 5
1.2 Практическое занятие «Проектная и процессная деятельность в органах власти»
Цель работы: закрепление теоретического материала по вопросам определения проектных и рутинных процессов деятельности органов власти; развитие умений анализировать проектно-ориентированные и процессно-ориентированные модели управления. Форма проведения: решение ситуационных задач, семинар с использованием видеоматериалов.
Задание 1. В представленном перечне выделите потенциально рутинные и потенциально проектные процессы органов власти. Аргументируйте свой выбор. Представьте краткое описание каждого проекта: проблема, цель, заинтересованные стороны, риски. 1. Разработка проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт частей здания МАОУ СОШ № 35 по ул.
Богдана Хмельницкого,40 в г. Томске» 2. Модернизация станций переливание крови. 3. Текущий ремонт спортивного зала ТГУ. 4. Строительство универсальной спортивной площадки с искусственным покрытием (межшкольного стадиона). 5. Внедрение ВФСК «ГТО». 6. Внедрение механизма сопровождения женщин в период от начала беременности до родов («Шаг за шагом»).
7. Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы. 8. Художественное оформление подъездов многоквартирных домов.
Для подготовки к семинарскому занятию студенты анализируют материал, в котором представлены особенности проектной и процессной деятельности органов власти, актуализируются проектно-ориентированная и процессно-ориентированная модели управления. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Охарактеризуйте рутинные и проектные процессы в органах власти.
2. Определите взаимосвязь между понятиями: «проект», «процесс», «процедура», «операция» «проектные процессы», «рутинные процессы», «программа». 3. Определите специфику проектно-ориентированной модели управления.
Для подготовки к семинарскому занятию студентам выдан материал из следующих источников: 1. Проектное управление в органах власти : учебник и практикум для вузов. [Электронный ресурс]/ Н. С. Гегедюш [и др.] ; ответственный редактор Н. С. Гегедюш. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 186 с. — С.26-34. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/476653 . 2. Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» //http://www.consultant.ru.
Для ответа на первый вопрос и второй вопросы рекомендуется использовать источник «Проектное управление в органах власти» / под ред. Н. С. Гегедюш. На стр. 33 проанализировать видеоматериал «Селекторное совещание с руководящим составом ВС РФ». 6
При подготовке к третьему вопросу необходимо проанализировать документ Приложение к распоряжению Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ (стр. 4-20).
1.3 Практическое занятие «Проектный подход как инструмент повышения эффективности деятельности в органах власти»
Цель работы: закрепление теоретического материала по вопросам стандартизации предпосылок внедрения проектного управления в деятельности органов власти; развитие навыков определения целей и эффектов внедрения управление проектами в деятельность органов исполнительной власти. Форма проведения: семинар с использованием видеоматериалов.
Для подготовки к семинарскому занятию студенты анализируют материал, в котором представлены особенности проектной и процессной деятельности органов власти, актуализируются эффекты реализации проектно-ориентированной модели управления. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Перечислите наиболее применяемые международные стандарты по управлению проектами. 2. Охарактеризуйте особенности российских стандартов проектного управления. 3. Определите социально-экономические и геополитические особенности внедрения проектного управления в деятельность органов власти. 4. Укажите цели и эффекты внедрения проектного управления в деятельность органов власти. Для подготовки к семинарскому занятию студентам выдан материал из следующих источников: 1. Управление проектами: учебник и практикум для вузов [Электронный ресурс] /
А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; | под общей | редакцией | |||
Е. М. Роговой. — Москва: Издательство | Юрайт, | 2020. — 383 с. — С. 21-28. | Режим | ||
доступа: https://urait.ru/bcode/449791 | |||||
2. Проектное управление в органах | власти : | учебник и | практикум | для | вузов. |
[Электронный ресурс] / Н. С. Гегедюш [и др.] ; ответственный редактор Н. С. Гегедюш. — 2-
е | изд. — Москва : | Издательство | Юрайт, 2021. — 186 с. — С.34-42. | Режим | |
доступа: https://urait.ru/bcode/476653 . | |||||
3. | Зуб, А. Т. Управление проектами : учебник и практикум для вузов [Электронный | ||||
ресурс] / | А. Т. Зуб. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 422 с. — С. 56-80. Режим | ||||
доступа: https://urait.ru/bcode/469084. | |||||
Для | ответа на | первый и второй | вопросы рекомендуется использовать | источник |
«Управление проектами: учебник и практикум для вузов /под ред. Е.М.Роговой» Для ответа на третий вопрос рекомендуется источник «Проектное управление в органах власти» / под ред. Н. С. Гегедюш. Для ответа на четвертый вопрос необходимо проанализировать видеоматериалы «Промежуточные итоги национального проекта «Здравоохранения», «Губернаторский проект «Решаем вместе», «Заседание коллегии Минобороны России» в источнике «Проектное управление в органах власти» / под ред. Н.С.Гегедюш. (стр.42). 7
1.4 Практическое занятие «Правовое регулирование проектной деятельности в органах власти»
Цель работы: закрепление теоретического материала по вопросам регулирования Правительством РФ проектного управления в деятельности органов исполнительной власти; развитие навыков анализа правовых механизмов, регулирующих внедрение и реализацию проектного управления. Форма проведения: работа с правовыми источниками.
Вопросы для работы с правовыми источниками: 1. Сформулируйте понятие «проект» в соответствии с Постановление Правительства РФ от 31. 10. 2018 № 1288 (ред. от 03. 01. 2019) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»).
2. Перечислите направления, в рамках которых реализуются национальные проекты, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 3. Охарактеризуйте соотношение национального, федерального и регионального проектов. Приведите примеры реализации и ограничений проектов. Для ответа на вопросы рекомендуются следующие источники: 1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru. 2. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года №444 «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru. | |||||
3. | Постановление | Правительства | Российской | Федерации | от |
31 октября 2018 года №1288 | «Об организации | проектной деятельности в Правительстве | |||
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru. | |||||
4. | Методические указания по разработке национальных | проектов (программ) | и |
разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ) и федеральных проектов (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 14.10.2019 N 12) [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.consultant.ru.
1.5 Практическое занятие «Организационная структура проектной деятельности в органах власти»
Цель работы: закрепление теоретического материала по вопросам организационнофункциональной структуры проектной деятельности в Правительстве РФ; развитие навыков анализа реализации функций постоянных, временных и общественно-консультативных органов управления проектами в Правительстве РФ. Форма проведения : групповая работа, семинар с использованием видеоматериалов. Задание для групповой работы . Отобразить организационно-структурную схему реализации регионального проекта (на выбор): определить линии подчинения руководителя, куратора и исполнителей проекта. Разработать матричную систему проектной деятельности на примере ОИВ. Определить проектные роли, специализированные структурные 8
Источник: studfile.net