В статье изложены изменения в системе налогообложения единым сельскохозяйственным налогом и упрощенной системе налогообложения соответствии с Законом № 94-ФЗ, в частности, заявление становится уведомлением , изменены сроки его подачи в налоговый орган .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терехова В. А.
Выбор системы налогообложения
Анализ изменений законодательства Российской Федерации в части специальных режимов налогообложения в 2013 году
Упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей: частичное снятие ограничений по уменьшению налога
Изменения в налогообложении малых предприятий и индивидуальных предпринимателей
Новый порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (комментарий к Федеральному закону от 13. 03. 2006 № 39-ФЗ)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Об изменениях в системе налогообложения единым сельскохозяйственным налогом и упрощенной системе налогообложения»
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЕДИНЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ НАЛОГОМ И УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Учет расходов при ЕСХН
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей играет важную роль в стимулировании сельского хозяйства как вида экономической деятельности экономики РФ. Федеральный закон от 25.06.2012 N° 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 94-ФЗ) внес, в частности, изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В соответствии с Законом № 94-ФЗ с 01.01.2013 организации и индивидуальные предприниматели должны представлять заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), которое с 2014 г. будет именоваться в свете п. 1 ст. 346.3 НК РФ уведомлением, срок подачи которого — не позднее 31 декабря предшествующего календарного года. Такие уведомления будут приниматься в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.
Однако, если вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели не получили налогооблагаемого дохода, то в соответствии с п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ они могут продолжать уплачивать ЕСХН, несмотря на то, что в настоящее время они утратили это право.
В Законе 94-ФЗ определен состав доходов и расходов при расчете ЕСХН. Датой получения доходов признается день поступления средств на
счета в банках или в кассу, а в состав облагаемых доходов включаются авансы, полученные товаропроизводителем в счет предстоящей отгрузки товаров, выполнения работ, услуг. При возврате полученного аванса доходы соответствующего налогового периода в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ уменьшаются на эту сумму.
Полный обзор налогового режима ЕСХН для ИП
Порядок определения и признания доходов и расходов при уплате ЕСХН также определен ст. 346.5 НК РФ.
Плательщики с 01.01.2013 могут включить в состав расходов в свете подп. 23 п. 2 ст. 346.5 налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством других стран.
Важным вопросом для товаропроизводителей является порядок пересчета в рубли остатков средств по валютным счетам в банках, а также дебиторской и кредиторской задолженности в иностранной валюте.
В настоящее время пересчет иностранной валюты на счетах в банке производится на день совершения операции и на последний день отчетного (налогового) периода, а пересчет стоимости имущества в иностранной валюте в соответствии с письмом Минфина России от 05.04.2010 № 03-1106/1/10 — на дату перехода права собственности.
Пересчет задолженности в иностранной валюте производится либо на дату ее погашения, либо на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от даты погашения.
В этой связи возникает вопрос о погашении курсовых разниц. Положительные курсовые разни-
цы в соответствии с подп. 30 п. 2 ст. 346.5 НК РФ включаются в состав налогооблагаемых доходов, отрицательные — на расходы, учитываемые в целях налогообложения.
Однако в соответствии с Законом № 94-ФЗ с 01.01.2013 сельскохозяйственные производители лишаются права переоценки имущества в виде валютных ценностей и обязательств, так как курсовые разницы в свете п. 5.1 ст. 346.5 НК РФ не будут учитываться при расчете ЕСХН.
Соответственно, расходы в виде отрицательных курсовых разниц не должны включаться в расходы при расчете ЕСХН, так как с 01.01.2013 перестает действовать соответствующая статья НК РФ (подп. 30 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Если налогоплательщик нарушает требования специального налогового режима, то он должен перейти на общий режим налогообложения, в течение 15 рабочих дней по истечении отчетного (налогового) периода уведомить об этом налоговые органы либо не позднее 15 января года, с которого он применяет общий режим.
Налогоплательщики ЕСХН также теперь будут обязаны уведомлять налоговый орган в 15-дневный срок со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При прекращении предпринимательской деятельности налоговая декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Отдельно подчеркнем, что признание Законом № 94-ФЗ утратившим силу п. 24 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения (У СН) и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не означает, что теперь соответствующие доходы облагаются налогом на доходы физических лиц, поскольку указанная норма только дублировала положения, содержащиеся в гл. 26.1—26.3 НК РФ.
В положения гл. 26.2 НК РФ Законом № 94-ФЗ внесены следующие изменения. Прежде всего, заявление о переходе на УСН теперь будет именоваться уведомлением, а это значит, что законодатель дополнительно закрепляет именно
уведомительный, а не разрешительный порядок применения УСН.
Важные изменения, которые применяются уже в отношении перехода на УСН с 01.01.2013, заключаются в установлении других сроков подачи соответствующих документов в налоговый орган. Так, уведомление о переходе на УСН со следующего календарного года теперь правомерно подавать не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году применения УСН (ранее заявление о переходе возможно было подать только в период с 1 октября по 30 ноября).
В уведомлении организации должны указать:
• выбранный объект налогообложения;
• остаточную стоимость основных средств;
• размер доходов по состоянию на 1 октября текущего года;
• сведения о средней численности работников.
Если организация или индивидуальный предприниматель не направили уведомления в установленные сроки, то в соответствии с подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ они не могут применять УСН.
Закон № 94-ФЗ прямо устанавливает величину предельного размера доходов организации, ограничивающую право организации перейти УСН с 01.01.2013, в размере 45 млн руб. за 9 мес. года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, также предусматривается, что данная величина подлежит ежегодной индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Коэффициент-дефлятор рассчитывается как произведение коэффициента-дефлятора прошлого календарного года и коэффициента изменения уровня потребительских цен на товары, работы и услуги за тот же период.
Коэффициент-дефлятор устанавливается Минэкономразвития России. При этом индексация предельного размера дохода должна производиться не позднее 31 декабря текущего года. Однако в новой редакции п. 2 ст. 346.2 НК РФ предусмотрено, что для индексирования величины размера предельного размера дохода применяется коэффициент-дефлятор, установленный на следующий год. На 2013 г. он установлен в размере 1,569.
Законом № 94-ФЗ в 2012 г. предельно допустимая к получению при применении УСН величина доходов была установлена в размере 60 млн руб. При этом добавлено уточнение, что если индивидуальный предприниматель одновременно применяет УСН и патентную систему налогообложения, при определении данной величины доходов учитыва-
ются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
В настоящее время из числа лиц, не имеющих права применять УСН, исключены индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, — данная правка носит технический характер, так как в силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица. Однако с 01.01.2013 этот запрет не будет касаться индивидуальных предпринимателей.
В Законе № 94-ФЗ предусмотрена возможность перехода на УСН организаций и индивидуальных предпринимателей, бывших плательщиками ЕНВД. Такой переход с 01.01.2013 возможен с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. Причина перехода не будет иметь значения.
Стоимость нематериальных активов организации более не будет иметь значения для целей разрешения вопроса о ее праве перейти на УСН. В настоящее время на УСН не вправе переходить организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. Однако с 01.01.2013 при расчете остаточной стоимости внеоборотных активов будут учитываться только стоимость основных средств, признаваемых амортизируемым имуществом в целях налогообложения в соответствии с пп. 3, 4 ст. 346.12 НК РФ.
Законом № 94-ФЗ также установлено, что в 2012 г. (и последующих годах) уведомление об изменении объекта налогообложения налогоплательщиком, уже применяющим УСН, должно быть подано не до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения, а до 31 декабря.
Изменился и срок уведомления о переходе на УСН для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей: вместо 5-дневного теперь будет действовать 30-дневный (исчисляемый в календарных днях) срок с даты постановки на учет. При этом сохраняется положение о том, что УСН в таком случае применяется с даты постановки на налоговый учет.
В Законе № 94-ФЗ уточнены расходы для организаций, применяющих УСН, которые учитыва-
ются при определении объекта налогообложения. Это, прежде всего, касается расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). При расчете налога организации, использующие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», могут учитывать расходы на НИОКР, предусмотренные ст. 262 НК РФ, в полном объеме.
Важное изменение Законом № 94-ФЗ внесено в перечень расходов, которые могут быть учтены при определении объекта налогообложения «доходы минус расходы»: более не учитываются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации (Банком России). При этом в гл. 26.2 НК РФ добавлены специальные положения, подчеркивающие, что переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России, не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.
В настоящее время работодатели, применяющие УСН, которые выбрали объектом налогообложения «доходы», могут уменьшить налог, но не более чем на 50 %. С 2013 г. этот порядок утратит свою силу.
Закон № 94-ФЗ приводит в соответствие с законодательством о страховых взносах положения, предусматривающие право налогоплательщиков УСН с объектом налогообложения «доходы» уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на уплаченные страховые взносы. С 01.01.2013 будет действовать дополнение к ст. 346.21 НК РФ в виде п. 3.1, в соответствии с которым организации смогут уменьшить налог и авансовые платежи по налогу:
• на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды;
• сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченной работникам организации;
• сумму платежей по договорам добровольного личного страхования на случай временной нетрудоспособности, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Соответствующий договор должен быть заключен со страховой организацией, имеющей лицензию. В этом случае страховая компания должна выплачивать работнику страховое возмещение за первые 3 дня болезни или травмы. Эта сумма будет уменьшать налог (авансовых платежей по налогу) только в той части, которая не покрыта страховыми выплатами по договору страхования. Если же работник получил за первые 3 дня болезни страховую выплату за счет страховой компании, то сумма пособия, выплаченная работодателем за такой период, не уменьшает налога (авансовых платежей по налогу).
Кроме того, если согласно условиям договора выплаты по договору страхования не превышают размера пособия, исчисленного согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 03.12.2011), то суммы платежей по такому договору уменьшают налог (авансовые платежи по налогу).
Таким образом, страховые взносы, уменьшающие налог (авансовые платежи по налогу), включают в себя взносы:
• на обязательное пенсионное страхование;
• на обязательное медицинское страхование;
• на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следует обратить внимание, что уменьшить налог (авансовые платежи по налогу) можно, если страховые взносы уплачены в данном отчетном (налоговом) периоде в пределах начисленных сумм. В 2013 г. сохранится ограничение по уменьшению налога (авансовых платежей по налогу). При этом уменьшить его можно будет не более чем на 50 %.
Индивидуальные предприниматели могут уменьшить величину налога и авансовых платежей по налогу на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), если они выбрали в ка-
честве объекта налогообложения «доходы», и не производят выплат физическим лицам.
При этом индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС исходя из стоимости страхового года.
Сроки представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не изменились — один раз в год. Декларации представляются организациями не позднее 31 марта следующего года, а индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля следующего года.
Однако Законом № 94-ФЗ внесено уточнение в отношении тех налогоплательщиков, которые нарушили ограничения на применение УСН и утратили право на ее применение.
Такие налогоплательщики с 01.01.2013 должны представлять декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было утрачено право на применение УСН в соответствии с п. 3 ст. 346.23 НК РФ.
В случае прекращения предпринимательской деятельности срок представления налоговой декларации — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекратил свою деятельность. Также введена обязанность налогоплательщика по уведомлению в 15-дневный срок налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя со дня прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН.
1. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ.
2. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) .
3. Письмо Минфина России от 05.04. 2010 № 03-11-06/1/10.
Источник: cyberleninka.ru
Переход от УСН к ЕСХН
Применение ЕСХН разрешено не всем, а только сельхозтоваропроизводителям, которые соответствуют требованиям гл. 26.1 НК РФ. Кроме того, для применения ЕСХН необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого планируется переход на ЕСХН (п.
1 ст. 346.3 НК РФ).
То есть теоретически сельхозтоваропроизводитель, соответствующий требованиям гл. 26.1 НК РФ, может сменить «упрощенку» на более близкую ему систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога (ЕСХН), для чего ему необходимо в общем порядке подать в налоговый орган заявление о переходе на ЕСХН.
Глава 26.2 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков, переходящих с УСН на ЕСХН, единственное «переходное» правило. Оно касается учета основных средств и нематериальных активов.
«Упрощенцы», переходящие на ЕСХН, руководствуются общим правилом, закрепленным в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, которое позволяет учесть в рамках нового налогового режима ту часть стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на ЕСХН, которая к моменту перехода не была еще учтена в целях налогообложения в рамках УСН.
Это правило является единым для перехода от «упрощенки» к иным налоговым режимам (кроме ЕНВД). Поэтому при переходе на ЕСХН (принимая во внимание тот факт, что при ЕСХН доходы и расходы учитываются кассовым методом) учет основных средств и нематериальных активов ведется по тем же правилам, что и при переходе с УСН на общий режим с уплатой налога на прибыль кассовым методом (см. с. 197).
Никаких «переходных» правил по учету доходов и расходов для случая перехода с УСН на уплату ЕСХН в НК РФ нет. В принципе, это понятно. Ведь УСН и ЕСХН похожи (оба этих спецрежима основаны на кассовом методе учета доходов и расходов).
Однако и здесь могут возникнуть проблемы.
«Упрощенцу», применявшему объект налогообложения «доходы», следует быть внимательным при учете расходов, понесенных в период применения УСН, а оплаченных после перехода на ЕСХН. Ведь при применении ЕСХН объект налогообложения может быть только один — «доходы минус расходы» (также с учетом расходов по ограниченному перечню).
Поскольку объект налогообложения «доходы» в принципе не предполагает учета расходов, то расходы, относящиеся к периоду применения УСН, но оплаченные после перехода на ЕСХН, учитывать при исчислении ЕСХН нельзя.
Если налогоплательщик применял объект налогообложения «доходы минус расходы» и какие-то расходы оказались «переходными» (т.е. оплата была при УСН, а осуществление при ЕСХН или наоборот), то в большинстве случаев проблем быть не должно — перечни учитываемых расходов для данных спецрежимов в основном совпадают.
Однако совпадение все же не полное. Следующие виды расходов, учет которых разрешен на «упрощенке», отсутствуют в перечне расходов, разрешенных при ЕСХН:
— расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
— расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
— расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ;
— расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
— расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
— расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
— расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Учет таких расходов, понесенных при УСН, а оплаченных при применении ЕСХН, может стать предметом налогового спора.
При этом теоретически некоторые виды расходов можно «подогнать» под разрешенный при ЕСХН перечень — например, расходы на обслуживание ККТ и по вывозу ТБО можно попытаться учесть как материальные.
Однако лучше всего, во избежание споров, все такие расходы оплатить до перехода на ЕСХН.
Кроме того, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, разрешенные при «упрощенке» уже с 2007 г. (задним числом), при применении ЕСХН можно учитывать только с 2008 г. (согласно Закону N 85- ФЗ). Соответственно, если такие расходы окажутся «переходными» (например, реконструкция проведена в рамках УСН в 2007 г., а оплачена уже после перехода на ЕСХН в 2008 г.), то также могут возникнуть проблемы с их учетом.
И, конечно же, следует помнить, что убытки, полученные налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не учитываются после перехода на иные режимы налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому сумма неучтенного убытка, полученного при применении УСН, при переходе на ЕСХН учтена быть не может.
Источник: finances.social
Относится ли есхн к усн
Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Популярные статьи и материалы
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Источник: legalacts.ru