Cтатья посвящена развитию и функционированию важнейшего социального института семьи. Для лучшего понимания семьи проводится анализ ролевых отношений и ролевых конфликтов в семье.
Ключевые слова
РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ, СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ, СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ
Текст научной работы
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.
С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы [1].
Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность [2; 3].
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.
Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:
- супружеские (жена, муж);
- родительские (мать, отец);
- детские (сын, дочь, брат, сестра);
- межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. [4; 5].
Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу [6; 7; 8].
Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
- конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
- межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
- внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей [9; 10].
Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.
Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий [11].
В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции – воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования [12].
Семья как важнейший фактор социализации личности
- Гимакова Г.Ш.
Социальные институты брака и семьи
- Ахмадеева Э.А.
Источник: novainfo.ru
Социальный институт: признаки. Примеры социальных институтов
Один из факторов, характеризующих общество в целом — совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.
В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.
Понятие социального института
Социальный институт — это одна из форм организации общественной деятельности. Впервые это понятие было применено Г. Спенсером. По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:
- репродуктивный;
- распределительный;
- регулирующий.
Мнение Е. Дюркгейма
Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.
Карл Маркс
Автор знаменитого «Капитала» оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.
Терминология
Термин «социальный институт» произошел от латинского слова «institution», что означает «организация» или «порядок». К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.
Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов — обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.
Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.
Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на «трех китах»:
- общество;
- организация;
- потребности.
Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.
Условия институционализации
Процесс институционализации — это становление социального института. Оно происходит при следующих условиях:
- социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
- социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
- целесообразная система ценностей и правил;
- материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.
Этапы институционализации
Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:
- возникновение и осознание потребности в институте;
- выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
- создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
- формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
- создание материальной основы института;
- интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.
Структурные признаки социального института
Признаки понятия «социальный институт» характеризуют его в современном обществе.
Структурные признаки охватывают:
- Сферу деятельности, а также социальных отношений.
- Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
- Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
- Материальные средства для достижения целей института.
- Идеологию, цели и задачи.
Виды социальных институтов
Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.
Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.
Экономические институты | Политические институты | Духовные институты | Институты в сфере семьи |
рынок | политические партии | воспитание | брак |
заработная плата | государство | наука | материнство |
собственность | армия | образование | отцовство |
деньги | суд | мораль | семья |
Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.
Общие признаки социального института
Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:
- круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
- устойчивый характер этих взаимоотношений;
- определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
- поведенческие нормы и правила;
- функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.
Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.
Социальный институт: признаки на конкретных примерах
Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями — признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.
Семья как социальный институт
Классический пример социального института — это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.
Признаки этого социального института:
- связи брачные или кровнородственные;
- общий семейный бюджет;
- совместное проживание на одной жилплощади.
Основные роли семьи как социального института сводятся к известному изречению о том, что она — «ячейка общества». По существу, все именно так. Семьи — частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.
Образование как социальный институт
Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.
Основные элементы образования:
- социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
- социокультурная деятельность в виде учебного процесса.
К признакам социального института относятся:
- Нормы и правила — в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
- Символика, то есть культурные признаки — гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
- Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
- Идеология — принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.
Признаки социальных институтов: примеры
Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:
- набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
- устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
- нормы (например, кодексы и Конституция государства);
- символика (например, института брака или религиозной общины);
- базовые ценности (то есть мораль).
Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.
Источник: fb.ru
Понятие «социальный институт»
Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.
Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т.д.
Первое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д.
2. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надидивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.
С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.
Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в определённое русло их стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были восприняты ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Восприятие индивидами всех социокультурных элементов как своих, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
3. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию.
Taк, институт высшего образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т.д., которые располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т.д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института.
Социальный институт – это исторически определённая форма жизнедеятельности людей, возникающая в связи с определённой общественной потребностью, выполняющая социально значимые функции, имеющая свои учреждения, посредством которых индивиды выполняют свои социальные роли, задаваемые социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Рис. 4.1. Общая модель возникновения и функционирования социального института
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Наиболее полную и интересную классификацию функций представила так называемая институциональная школа.Представителями институциональной школы в социологии являются С.Липсет, Д.Ландберг и др. Они выделили четыре основных функции социальных институтов.
1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие как, например, государство.
2. Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии и др.).
3. Производство и распределение, которые обеспечиваются экономическими социальными институтами.
4. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
В зависимости от того, к какой сфере (социальной подсистеме) социальные институты относятся, они делятся на экономические, политические, социокультурные. институты родства.
В зависимости от качественных характеристик и основной цели своей деятельности социальные институты можно подразделить на:
К распределительным социальным институтам относятся собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа, которые обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни,
Контролирующие социальные институты – это государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое функционирование идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Коммуникативные социальные институты представлены СМИ – средствами массовой информации; их основная обязанность сделать возможным передачу информации между различными социальными группами и индивидами в обществе, осуществление связи между ними.
Репродуктивные социальные институты заботятся о физическом и духовном воспроизводстве населения, к ним относятся семья, институт материнства, институт детства, брак и т.д.
Воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
Нормативно-ориентирующие социальные институты относятся к механизмам морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
Нормативно-санкционирующие институты осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
Их разновидностью являются церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.
С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в символическую деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт функционирует по своим, объективно действующим, механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности.
Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п.
Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru