Независимая оценка бизнеса — это совокупность мероприятий, проводимых экспертом для установления стоимости бизнеса на конкретную дату.
Оценка стоимости бизнеса решает многие задачи в деятельности компании и нужна она не только при подготовке к продаже.
Эта процедура может потребоваться при совершении нотариальных действий, страховании, продаже акций, для принятия обоснованных управленческих и инвестиционных решений, для объективного определения арендной платы при сдаче бизнеса в аренду. Оценка бизнеса — эффективный инструмент при реструктуризации, позволяющий обоснованно выбрать её направление. Отчёт об оценке может потребоваться при подготовке бизнес-плана или использоваться в качестве аргумента в судебных спорах.
Оценка бизнеса и имущества компании — разные понятия. При независимой оценке бизнеса экспертом помимо стоимости недвижимого или движимого имущества оцениваются нематериальные активы. К ним относят: патенты, сайты, ноу-хау, франшизы, лицензии, торговые марки, бренды, деловую репутацию и др. Нематериальные активы не имеют физической формы, но могут давать преимущество перед конкурентами и приносить доход иногда больший, чем материальные активы.
Курс M&A — Оценка бизнеса.
Какие документы нужны для оценки бизнеса?
Можно оценить бизнес в комплексе или его отдельные компоненты — это зависит от цели оценки. Для каждого случая оценщик формирует индивидуальный пакет необходимых документов. Существует ориентировочный перечень документов, который может потребоваться при независимой оценке бизнеса:
- паспорт Заказчика или реквизиты юридического лица;
- бухгалтерская документация (сведения о финансовых результатах за отчётные периоды, бухгалтерский баланс и др.);
- учредительная документация (свидетельство о регистрации, устав и др.);
- информация об обязательствах и активах;
- сведения о движимом и недвижимом имуществе на балансе предприятия;
- лицензии и патенты (копии);
- данные о дочерних компаниях, если они имеются;
- сведения касающиеся перспектив развития компании: бизнес-план, инвестиционные проекты и др.;
- расшифровка финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных);
- информация об ограничениях бизнеса (из-за долгов, в силу залога) или их отсутствии.
Порядок проведения оценки бизнеса.
Независимая оценка бизнеса, которую проводят эксперты, представляет собой комплекс из ряда мероприятий. Сначала обсуждаются детали проведения оценки бизнеса: обговаривается цель, стоимость, сроки и порядок выполнения задачи.
После заключения договора с Заказчиком и получения необходимой документации и информации об объекте, эксперт выезжает для проведения осмотра и фотофиксации, если этого требует цель оценки.
Далее оценщик собирает и систематизирует необходимую информацию полученную из баз данных и открытых источников, устанавливает качественные и количественные характеристики бизнеса, определяет место компании на рынке и перспективы развития, проводит отраслевой и макроэкономический анализ региона.
«Оценка бизнеса не нужна»: или как определить стоимость компании на примере ресторана
Следующий этап-выбор подхода и методик расчёта рыночной стоимости бизнеса.
Финальный этап — согласования результатов, подготовка отчёта об оценке.
Подходы к оценке бизнеса.
Федеральные стандарты оценочной деятельности предусматривают три подхода при независимой оценке бизнеса: затратный, сравнительный или доходный. У каждого из них свои приёмы и методики. Решение о выборе подхода принимает оценщик, руководствуясь целью оценки бизнеса и возможностями применения методик.
Доходный подход
Стоимость бизнеса взаимосвязана с его доходностью и расчёты проводятся на основе получения возможной прибыли. Сначала анализируется деятельность предприятия за несколько минувших лет, затем прогнозируются расходы и доходы, при этом учитывается состояние экономики. Далее рассчитывается ставка дохода и стоимость бизнеса определяется делением чистой прибыли на эту ставку, после чего применяются необходимые корректировки.
Сравнительный подход
Независимая оценка бизнеса основана на сравнении с аналогами о ценах на которые есть сведения. Объект-аналог должен иметь схожие характеристики: размер выручки, техническую оснащённость, сопоставимый масштаб деятельности и др.
Затратный подход
Бизнес оценивается исходя из расходов на его создание, регистрацию, вложения в расширение и продвижение. Оценщик рассчитывает сколько потребуется средств на создание аналогичной компании. В рамках подхода используется методика чистых активов и методика оценки по ликвидационной стоимости. При оценке бизнеса затратный подход применяется реже других.
Какую информацию содержит оценочный отчёт?
Требования к форме и содержанию отчёта закреплены законодательно. Отчёт об оценке бизнеса состоит из листов формата А4. Их прошивают, нумеруют, количество листов зависит от особенностей объекта и цели оценки. Отчёт об оценке должен быть заверен печатью организации и подписью оценщика.
В отчете по оценке бизнеса будет указана следующая информация:
- Сведения о заказчике и оценщике.
- Сведения об объекте оценки, которые подкрепляются наглядной информацией и копиями документов.
- Цель и дата оценки.
- Финансовый анализ компании.
- Анализ региона (отраслевой и макроэкономический).
- Расчёт стоимости бизнеса с описанием используемых методов и подходов для оценки.
- Принятые допущения и корректировки.
- Основные факты и выводы и прогнозы.
Почему стоит обратиться к нам?
Каждый бизнес имеет специфику, индивидуальные активы и структуру. Самостоятельно определить стоимость активов, провести аналитику и сделать необходимые прогнозы возможно лишь в исключительных случаях. Чтобы получить эффект от проведения оценки, важно обратиться к экспертам, имеющим опыт и обширную положительную практику именно в этой сфере.
Независимой оценкой бизнеса «Компания оценки и права» занимается более 10 лет. Мы гордимся тем, что отчёты подготовленные нашими оценщиками помогли многим выбрать правильный вектор развития, скорректировать налоговую базу, принять оптимальные управленческие решения. Многолетняя практика показала, что мы можем гарантировать качество проведённой работы, а ответственность мы застраховали на 100 000 000 рублей.
К нашим преимуществам можно отнести оперативность, во многих случаях принятие бизнес-решений не терпит промедлений. При необходимости, наши специалисты могут помочь клиентам с юридическими вопросами любой сложности.
Источник: pravo-ocenka.ru
Когда нужна оценка в бизнес-отношениях
Чаще всего к услугам независимого оценщика прибегают при необходимости оценить товарный знак, торговую марку, патент, доменное имя и пр. атрибуты.
Обладание правом на товарный знак автоматически предоставляет определенные преимущества в бизнесе. От узнаваемости последнего зависит:
- спрос,
- объемы производства,
- уровень получаемой прибыли,
- стабильность дохода и др.
Без него не получить доверие покупателя, не продвинуть и не раскрутить товары производителя на рынке, не защититься от конкуренции и подделок, а также тяжело увеличить прибыль от реализации.
Чем более узнаваем товарный знак, тем больше финансовых потоков дохода для владельца он создает. Поэтому оценка стоимости товарного знака напрямую отражает маркетинговую политику предприятия: чем она выше, тем прибыльнее бизнес. И наоборот, падение стоимости товарного знака отражает тот факт, что маркетинг на предприятии строится неверно.
Как выполняется оценка рыночной стоимости товарного знака?
Результатом оценки является отчет специалиста об эквивалентной стоимости прав одного или нескольких лиц. Специалисты пользуются традиционными методами оценки: сравнительным, доходным, затратным. Применение одновременно нескольких методов позволяет получить достоверный и объективный результат.
Когда заказывают оценку стоимости товарного знака?
Одна из распространенных причин выполнения таких работ – заинтересованность владельца в увеличении стоимости бизнеса. Так как бренд является одним из крупных активов нематериального характера, то его нередко ставят на баланс предприятия. Основанием для этого является оценка стоимости товарного знака, выполненная профессионалом и грамотно оформленная.
Сделки о передаче, продаже или отчуждении права нередко являются причиной для вызова независимого оценщика. Профессиональный отчет станет официальным обоснованием сумму сделки при продаже, отчуждении и пр. в случае налоговой проверки.
Оценка рыночной стоимости товарного знака необходима в случае разрешения спорной или конфликтной ситуации, когда назначается компенсационная выплата, которая зависит от упущенной выгоды обладателя права.
Какую стоимость знака нужно оценивать? У бренда есть несколько стоимостей: рыночная и инвестиционная. Первая важна при любых манипуляциях, связанных с юриспруденцией, то есть, в суде, а также при решении досудебных споров. Вторая важна для потенциальных инвесторов, с целью расширения и развития бизнеса.
Оценка стоимости патента: что это такое и когда она нужна?
Патент – документ, выданный Роспатентом, подтверждающий исключительное право или авторство на предмет патента, которым может быть изобретение, авторская модель, технология и пр. Так что же подразумевает выражение «оценка стоимости патента»? Оценке подлежит состав прав или право отдельного лица на интеллектуальную собственность, которая защищается патентом.
При выполнении работ по оценке специалист обязательно учитывает тонкости российского законодательства, а именно тот факт, что авторское право на патент может принадлежать одному лицу, а принадлежать документ – другому. Оценке подлежит только право правообладателя, так как авторское право, согласно законодательству, оценке не подлежит.
Что влияет на стоимость патента?
Главный определяющий фактор – экономические выгоды правообладателя от использования объекта интеллектуального права, защищенного патентом, в массовом производстве, обслуживании и пр. Речь идет о возможности создания новых товаров, оптимизации расходов, расширении покупательской аудитории и других задач.
Работы по оценке специалист выполняет, руководствуясь преимущественно доходным методом, так как применять затратный и сравнительный метод практически невозможно.
Новое на сайте
- Портретная экспертиза в криминалистике 29.05.2023
- Оценка объектов незавершенного строительства 23.05.2023
- Для чего делают оценку недвижимости 22.05.2023
- Экспертиза оттисков печатей и штампов 18.05.2023
- Судебно-химическая экспертиза 20.04.2023
- Вопросы видеотехнической экспертизы 17.04.2023
- Оценка повреждённого имущества 17.04.2023
- Оценка стоимости бизнеса 06.02.2023
- Экспертиза по делам о банкротстве 10.01.2023
- Оценка стоимости бренда 23.12.2022
- Оценка стоимости ценных бумаг 19.12.2022
- Видеотехническая экспертиза для суда 15.12.2022
- Техническая экспертиза документов в криминалистике 15.12.2022
- Особенности проведения фототехнической экспертизы 12.12.2022
- Методы и подходы оценки интеллектуальной собственности 30.11.2022
- Автотехническая экспертиза для определения обстоятельств ДТП 25.11.2022
- Что такое оценка активов 24.11.2022
- Экспертиза подлинности документов 24.11.2022
- Для чего проводят налоговую экспертизу 18.11.2022
- Зачем оценивать квартиру для банка 15.11.2022
Источник: advokatservis.ru
Оценка бизнеса. Коротко о целях и подходах
В современном мире оценка бизнеса становится все более значимой, так как она просто необходима при принятии правлением компании каких-либо решений. Любое предприятие осуществляет оценку бизнеса с целью правильно спланировать финансовую деятельность и верно ей управлять. Применение такого рода оценки, как правило, повышает эффективность использования ресурсов и обеспечивает повышение уровня контроля и безопасности. Комплексный подход к оценке состоит в установлении рыночной стоимости функционирующей компании, то есть оптимальной цены, по которой ее можно продать на конкурентном рынке. Кроме того, оценка бизнеса предприятия может также иметь отношение к определению стоимости подразделений предприятия, его основных фондов или используемого оборудования.
Когда нужно проводить оценку бизнеса?
Оценка бизнеса компании необходима при обосновании сделки купли-продажи всего бизнеса или его доли, определении рыночной стоимости залогового обеспечения по кредиту, обосновании инвестиций, разработке бизнес-плана, необходимости обоснования налогооблагаемой базы, и в других ситуациях.
Объектом оценки может стать любое предприятие: и небольшая компания, и объединение предприятий, и структурное подразделение одного предприятия, и компания с определенной организационно-правовой формой, и банк, и страховая компания. Перед принятием решения об оценке бизнеса, необходимо определить цель выполняемой оценки. Если это установление реальной стоимости бизнеса, официальный отчет, как правило, не требуется. Оформление отчета об оценке увеличивает стоимость услуг оценочных фирм и частных оценщиков.
Если говорить об этапах, оценка бизнеса имеет определенный алгоритм. Сначала осуществляется сбор информации об оцениваемом объекте. Второй шаг связан с анализом и изучением рынка, в котором ведет свою деятельность определенное предприятие. Для этого обычно необходимо использовать как можно более подробную информацию о деятельности аналогичной компании.
Затем следуют расчеты, основанные на подходящих подходах и методах оценки, после чего результаты, полученные путем проведения оценки бизнеса разными подходами, согласовываются. Последний этап – оформление отчета об оценке бизнеса. К классическим подходам относят доходный, сравнительный и затратный.
Оценка бизнеса с применением доходного подхода требует обработки информации о доходах бизнеса, так как от этого показателя будет зависеть стоимость объекта оценки. Чем выше доход от бизнеса, тем больше он стоит. При этом оценщик принимает во внимание не только величину дохода, но и период, за который его можно получить, а также риск, который сопровождает процесс получения прибыли.
Сравнительный подход применяется при оценке тогда, когда на рынке существует несколько объектов, с которыми можно сравнить объект оценки. Точность определения оптимальной стоимости бизнеса в таком случае будет зависеть от достоверности собранных о компаниях-аналогах данных.
Затратный подход используется для оценки предприятия, которое не приносит стабильных доходов. Также это может быть недавно созданное предприятие, либо бизнес, находящийся в стадии ликвидации.
Следует отметить, что все эти подходы тесно связаны между собой, и в условиях идеального рынка оценка одного и того же бизнеса посредством разных подходов будет иметь одинаковые результаты. Однако рынок в большинстве случаев несовершенен, и чаще всего использование трех подходов приводит к получению трех разных результатов.
Источник: fb.ru