Рассмотрим общие требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана, а также основные характеристики успешного бизнес-плана.
Требования к структуре бизнес-плана.
В целом необходимо отметить, что не существует жестко заданного, единого для всех формата бизнес-плана. Каждый бизнес-план по-своему уникален, поскольку он в обязательном порядке должен учитывать особенности конкретного предприятия и рассматриваемого вида бизнеса, которые имеют значение для реализуемого проекта: рыночную ситуацию, особенности налогообложения, законодательные ограничения и другие факторы. Он должен отражать специфику той компании и ситуации, для которых он разработан. Например, бизнес-план нового производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана страховой компании, а также от бизнес-плана предприятия, работающего в сфере общественного питания. И даже в рамках одного вида бизнеса бизнес-планы разных компаний, работающих в различных регионах, будут различаться.
Рассмотрим несколько примеров структуры бизнес-плана. Так, консалтинговая компания Ernst amp; Young рекомендует использовать структуру бизнес-плана, которая состоит из 10 основных частей (пример 6.3).
Деловые связи стажировка в Германии для действующего бизнеса
Пример 6.3. Общая структура бизнес-плана (Ernst amp; Young) Исполнительное резюме (Executive Summary). Анализ рынка (Market Analysis). Описание компании (Company Descriptions). Продукты и услуги (Products and Services). Маркетинг и сбыт (Marketing and Sales Aktivities). Производство (Operations). Менеджмент и право собственности (Management and Ownership). Требуемые средства и их использование (Funds Required and Their Uses). Финансовые данные (Financial Data).
Приложения или дополнения (Appendices or Exhibits).
Источник: «Outline for a Business Plan» Ernst amp; Young.
Для разработки бизнес-плана нового венчурного предприятия в работе [Kuratko, 1995] предлагается использовать следующую структуру, которая также включает 10 основных частей.
Она представлена в примере 6.4.
Пример 6.4. Полный контур бизнес-плана [Kuratko, 1995] Часть 1. Резюме
Часть 2. Раздел «Описание бизнеса» Общее описание предприятия (продукт/услуга). История развития отрасли. История развития компании. Цели/потенциал предприятия. Уникальность продукта или услуги.
Часть 3. Раздел «Маркетинг» Исследование и анализ рынка. Целевой рынок (клиенты). Емкость рынка и его тенденции. Конкуренция. Предполагаемая доля рынка. План маркетинга. Стратегия маркетинга: продажи и дистрибуция. Ценообразование.
Реклама и продвижение.
Часть 4. Раздел «Исследования и разработки» Разработки и планы проектов. Результаты технических исследований. Потребности в дополнительных исследованиях. Структура затрат.
Часть 5. Раздел «Производство» Анализ месторасположения. Потребности производства: средства труда и оборудование. Основные поставщики/доставка. Трудовые ресурсы. Производственные затраты.
Часть 6. Раздел «Организация управления» Команда управления: ключевой персонал. Юридический статус компании и собственность. Совет директоров, советники, консультанты и т. д.
Деловые связи 2020
Часть 7. Раздел «Основные риски» Потенциальные проблемы. Препятствия и риски. Альтернативные варианты действий.
Часть 8. Финансовый раздел Финансовый прогноз. Прибыли и убытки. Поток наличности. Анализ безубыточности. Контроль затрат. Источники и использование капитала.
Бюджеты. Стадии финансирования.
Часть 9. Календарный план работ Распределение работ по срокам, цели и задачи. Сроки завершения работ. Связи между работами.
Часть 10. Приложение
Сравнительный анализ представленных двух структур показывает, что между ними существует больше сходства, чем различия. Сходство — в перечне рассматриваемых вопросов, а различия — в разной последовательности, степени детализации и акцентах на рассмотрении отдельных вопросов, различиях в их группировке.
Заметим, что основные разделы бизнес-планов, используемых как в российской, так и в зарубежной практике, по сути своей одинаковы.
Вместе с тем они могут содержать некоторые отличия как по форме представления материала, так и по составу и расположению отдельных частей. В зависимости от того, с какой целью (внутренней или внешней) пишется бизнес-план и для решения каких задач он предназначен, будут определяться и различия в структуре его разделов и тех ключевых моментах, на которых следует акцентировать внимание читателя.
Однако одно из важнейших преимуществ бизнес-плана состоит в логической последовательности всех его разделов, которая постепенно переводит читателя от глобальных проблем к конкретным, от стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.
При использовании любых модификаций структур необходимо соблюдать следующие проверенные на практике требования (табл. 6.2) [Стрекалова, 1996].
Требования к содержанию бизнес-плана.
Бизнес-план должен дать краткую и ясную информацию относительно всех важных аспектов рассматриваемой бизнес-модели предприятия. В нем должны быть представлены сведения относительно начального этапа подготовки и запуска предприятия, организации его операционной деятельности и системы управления, анализа затрат, будущих объемов продаж, ожидаемой рентабельности и перспектив роста бизнеса и т. д.
Профессионально подготовленный бизнес-план отвечает следующим требованиям (табл. 6.3).
Источник: economy-ru.com
Виды, структура бизнес-планов и требования к их разработке
Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям: тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект; класс — по составу, структуре и его предметной области; масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; длительность — по продолжительности периода осуществления проекта; сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности; вид — по характеру предметной области проекта.
Тип — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Класс — монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
Масштаб — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сложность — простые, сложные, очень сложные.
Вид — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта).
К инвестиционным обычно относят проекты, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.
Бизнес-планы разрабатываются для инновационных, организационных, экономических, социальных проектов, имеющих свои особенности как по типам проектов, так и по их видам.
Инновационные проекты исследования и развития — разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуются следующими особенностями: главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта; планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше — от действительного прогресса проекта; основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
Организационные проекты — реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим: цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы; срок и продолжительность проекта задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, но требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты — приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями: главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта; то же самое относится к срокам проекта; ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.
Социальные проекты — реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты имеют свою специфику: цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднены; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Происходит стандартизация основных требований, предъявляемых к бизнес-планам:
Не существует жестко, регламентированной структуры бизнес-плана. Наиболее употребимы варианты бизнес-плана:
- Резюме.
- Предприятие.
- Продукция.
- Рынок сбыта.
- Конкуренция.
- Маркетинг.
- Производство.
- Организация, управление, кадры.
- Финансы.
- Оценка риска и страхование.
- Концепция бизнеса (резюме).
- Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии.
- Характеристика объекта бизнеса.
- Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса).
- Организационный план, в том числе правовое обеспечение.
- Персонал и управление.
- План производства.
- План маркетинговых действий.
- Потенциальные риски.
- Финансовый план и финансовая стратегия.
- Краткое изложение.
- Анализ рынка.
- Описание предприятия.
- Маркетинг и сбыт.
- Продукты (услуги).
- Операции (система поставок, поставщики, преимущества производственной системы).
- Руководство и собственность.
- Источники и направления финансирования.
- Финансовый план.
- Резюме.
- Местонахождение фирмы.
- Цель деятельности (миссия) фирмы.
- Среда для бизнеса. Отрасль и создаваемая фирма (проект).
- Описание вида деятельности (бизнеса).
- Продукция (услуги).
- Анализ рынка сбыта.
- Конкуренция и конкурентное преимущество.
- Организация внешнеэкономической деятельности фирмы.
- Стратегия плана маркетинга.
- Прогнозирование продаж.
- План производства.
- Организационный план и менеджмент.
- Оценка риска.
- Финансовый план.
- Стратегия финансирования.
Содержание и порядок подготовки основных разделов бизнес-плана будут подробно рассмотрены в последующих лекциях. Завершается же разработка плана подготовкой резюме, которое может включать следующую информацию:
- цели и задачи бизнес-плана;
- описание предприятия, его спецификацию и предыдущую историю его развития;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала;
- преимущества продукции или услуг на рынке и в отрасли;
- ресурсы предприятия;
- текущие финансовое состояние предприятия;
- долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста объемов деятельности и доходов;
- потребности в инвестициях на осуществление бизнес-плана, предполагаемые источники финансирования и порядок возврата заемных средств;
- описание рисков, которые могут ожидать предприятие;
- экономическое обоснование и эффективность бизнес-плана.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
- специфику вида предпринимательской деятельности;
- размеры предприятия;
- цель составления бизнес-плана;
- общую стратегию предприятия;
- перспективы роста создаваемого предприятия;
- размер предполагаемого рынка сбыта;
- наличие конкурентов.
Кроме того, бизнес-план может быть утвержденным и осуществленным в качестве внутреннего закона для фирмы, а в других случаях – иметь статус оценочного, информационного, вариантного, предварительного и т.д. По сфере охвата деятельности бизнес-план может быть общефирменным или планом филиала, дочернего предприятия или подразделения. Статус утверждаемого бизнес-плана выше статуса действующего традиционного годового плана и является основанием для внесения в последний необходимых изменений и уточнений вытекающих из содержания бизнес-плана.
Читать также:
Сущность бизнес-планирования – Существует множество видов планирования, но только один вид планирования обеспечивает максимальную эффективность в нынешних условиях экономики.
Бизнес-план как важнейший инструмент современного менеджмента – Бизнес-план стал способом делового общения, говорящий о состоянии и перспективах развития предприятия.
Бизнес планирование в общей системе планирования – Существует много разновидностей планирования и в них своё место занимает бизнес-планирование.
Организация бизнес-планирования – Организация бизнес-планирования включает в себя распределение ролей и систему разработки.
Источник: infomanagement.ru
