Привет! Меня зовут Кирилл, я СТО компании ISS.Digital. Недавно Tele2 выпустили устройство для автоматической оплаты парковки, и я решил поделиться захватывающей историей, как мы пытались запустить подобный сервис еще в 2016 году. Избавить миллионы водителей от лишних нервов и случайных штрафов — это ведь отличная идея!
1471 просмотров
Только мы столкнулись с рядом сложностей, как технических, так и из разряда человеческого фактора. Расскажу в статье, что это были за сложности, как мы с ними справлялись и как в итоге создали «Паркоматику» – B2B-сервис, которым сейчас пользуются более 500 компаний в 8 российских городах. Изначальная идея претерпела изменения, фокус сместился на юрлиц, но результат получился довольно успешным.
Изначальная задумка
Идея автоматической оплаты паркинга выросла из личной – моей и коллег – боли. Мы то не успевали вовремя открыть парковочную сессию, то забывали закрыть и получали штрафы. Это навело нас на мысль провести ресерч, и оказалось, что в России организацией автоматической оплаты парковки никто серьезно не занимался! Загоревшись идеей, мы бросились ее осуществлять.
Паркоматика — автоматическая система оплаты за парковку
Изначально мы думали, что сервис сможет работать на основе одного мобильного приложения – оно будет автоматически запускать сессию после остановки автомобиля и завершать ее после того, как авто покинет парковку. Тут и объявилась первая проблема, даже не первая, а предварительная.
Проблема № 0: смартфон недостаточно smart
Увы, с телефонами мы не получали нужного набора данных. Что нужно знать для оплаты парковки? Местонахождение автомобиля и то, что он точно припарковался.
А теперь загвоздки.
1. В фоновом режиме у смартфонов системные ограничения на получение геопозиции.
2. Регулярное использование приложением геопозиции ускоряет разрядку аккумулятора, а это раздражает владельца.
3. Недорогие смартфоны могут «ошибаться» с твоим положением на карте, а цена такой ошибки – штраф в несколько тысяч рублей.
4. Определить, что машина припарковалась, телефону тоже сложно. Ок, мы стоим, но вдруг это просто большая пробка?
5. Телефон может просто разрядиться, это ведь не повод получать штраф.
6. А еще некоторые любят отключать GPS на телефоне и не вспоминать об этом.
Все это в сумме показало, что телефона для работы сервиса недостаточно . Решением стало отдельное устройство . Суть проста: оно подключается через прикуриватель или разъем OBD II (он есть во всех автомобилях), имеет встроенную симку, GPS-трекер и акселерометр. В теории этот девайс мог передавать дополнительные данные и решать все стоящие перед нами задачи.
Так выглядит наше устройство.
Первый запуск «Паркоматики»
Получив несколько экземпляров девайсов для нашего супер-проекта, мы ринулись в бой. Настроили передачу данных с устройства на сервер, написали код, который принимал данные и умел с ними работать.
Пользовательский сценарий также был очень простым. Вы устанавливаете устройство к себе в автомобиль, едете по делам, паркуетесь на платной городской парковке и уходите. Через несколько минут умный алгоритм самостоятельно инициирует запуск парковочной сессии и присылает вам пуш-уведомление.
Инструкция работы с мобильным приложением Паркоматика для пользователей с устройствами на Android
Конечно, мы хотели, чтобы пользователь получал уведомления о парковке в классном мобильном приложении. Но тогда времени на его разработку не было, и, как истинные стартаперы, мы запилили Telegram-бот , в который должны были приходить уведомления о запуске/завершении сессии.
Telegram-бот «Паркоматики»
С такой системой полностью автоматических платежей уже не нужно искать паркомат или нажимать какие-то кнопки в телефоне: просто паркуйся и следи, чтобы на банковской карте (кстати, ее тоже можно было привязать через Telegram-бота) не заканчивались деньги. К сожалению, так алгоритм работал бы в идеальном мире. Но в реальности все было немного иначе.
Проблема №1: погрешности геопозиции
Увы, девайс тоже определяет местоположение машины с погрешностями. На это могут влиять множество факторов: место установки устройства, высота близлежащих зданий, искусственно создаваемые помехи в городской среде (глушилки и т.д.), да и погода, в конце концов! Мы хотели решить эту проблему с помощью телефонов: основной поток данных получаем с устройства и дополнительно обогащаем его данными из мобильного приложения . Только телефоны имеют ряд слабых мест, об этом писал немного выше.
Точная геопозиция особенно важна там, где платная и бесплатная парковки находятся рядом. Например, человек живет рядом с городским платным паркингом и поблизости есть двор, где он может встать бесплатно. Или парковка рядом с офисом: для сотрудников она бесплатная, а с ней граничит платная. В итоге человек приезжает домой или на работу, а у него запускается парковочная сессия, ведь он почти на «платной» территории.
В качестве решения мы придумали специальные «антипарковочные» зоны. Если у пользователя ошибочно запускалась парковка, он мог нажать на кнопку «не парковать меня здесь» . В следующий раз, когда автомобиль попадал в такую зону, мы видели это и присылали ему пуш-уведомление: «Кажется, ваш автомобиль припарковался рядом с платной парковочной зоной. Мы не будем открывать парковочную сессию». Но если он действительно находился на парковке, можно было запустить ее вручную.
Правда, это решение не было идеальным: люди забывали об антипарковочных зонах, игнорировали уведомления , и платная парковка не запускалась там, где должна была.
Проблема №2: где-то мешает, где-то отваливается
Разъем OBD II, куда устанавливается девайс, находится в разных и порой весьма неожиданных местах салона.
Однажды к нам обратилась компания с автопарком в 250 всевозможных автомобилей. Мы привезли им 250 устройств и выяснили, что где-то из-за их установки не закрывается бардачок , а в Volkswagen Caddy, например, он вообще мешает водителю . Человеку неудобно, он раздражается все больше и больше и в конце концов просто вытаскивает его. Или девайс «случайно отваливается», валяется где-нибудь на полу – мы шлем такому пользователю уведомления об отключении сервиса, но в рабочей суете он их не замечает. Парковка не запускается, и на автомобиль один за другим сыпятся штрафы.
Проблема №3: сбой сотовой связи
Такое происходит не только с телефонами, но и с нашими устройствами. По не зависящим от нас причинам и, порой, очень не вовремя. Был случай, когда связь с девайсом отключилась примерно на полчаса, но в районе полуночи . За это время нашему клиенту пришли два штрафа – до 00.00 и после.
Проблема №4: греемся на парковке
Подключение устройства через разъем OBD II позволяет узнать, что двигатель заглушен, и мы использовали эти данные как триггер для открытия парковочной сессии (спустя небольшой таймаут). Только когда на улице стояла зима, люди часто сидели в машине на парковке, не выключая двигатель . Мы не запускали сессию – ведь система считала, что они еще в пути! – а те получали штрафы. После этого мы перешли на данные акселерометра, который улавливает движение, не полагаясь на состояние двигателя.
Проблема №5: автосервис не в курсе
В автосалонах парковочное устройство просто вытаскивали из разъема и убирали в бардачок . Они же не знали, что это. После этого пользователь уезжал, забывая проверить, на месте ли оно – и, опять же, штраф. Мы пытались справиться с этим с помощью пуш-уведомлений: система присылала их, когда устройство отключалось от бортовой системы. Но люди их часто не замечали.
Проблема №6: оригинальная. Бронированные стекла
Как-то мы работали с автомобилем Mercedes S-класса с двойными бронированными стеклами. Установили девайс в районе педального узла, проверили, все работает корректно. Водитель уехал и скоро позвонил – почему-то приложение показывало ему, что устройство недоступно. Оказалось, что сигнал не проходит через стекла машины и ловится только в тот момент, когда водитель открывает дверь или окно.
Что в итоге: сервис «Паркоматика»
Sanofi
Как и многие крупные компании с собственным автопарком, международная фармацевтическая компания Sanofi столкнулась с проблемой организации парковочных платежей. Обычно она решается путем оформления авансовых отчетов или оплатой парковки из собственных средств водителей, после чего они компенсируют затраты в бухгалтерии. Но эти процессы отнимают много времени и нередко приводят к штрафам за неправильную парковку.
Sanofi требовалась система автоматизации оплаты за парковку и формирования отчетов с учетом особых требований компании по обработке персональных данных сотрудников.
Задачи
Внедрить в рабочие процессы компании решение для автоматизации оплаты парковки и управления корпоративным автопарком. Оно должно экономить время сотрудников, которые контролируют автомобили, управляют поездками и занимаются документооборотом.
Создать кастомную систему авторизации, работающую по следующей схеме: менеджер направляет водителю ссылку, он переходит по ней, выбирает нужное юридическое лицо, подтверждает согласие на обработку персональных данных, после чего его телефон добавляется в базу.
Разработать индивидуальный формат отчетов для бухгалтерии Sanofi.
- Административная панель для сотрудников. Мобильное приложение.
Источник: iss.digital