В статье анализируются основные направления и механизмы стимулирования развития малого бизнеса в регионе, на примере Пензенской области. Отмечается положительная динамика показателей функционирования малого бизнеса при наличии определенных проблем в этой сфере
Ключевые слова
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА, МАЛЫЙ БИЗНЕС
Текст научной работы
В настоящее время проблемам активизации развития малого бизнеса в России уделяется большое внимание. Экономические санкции западных стран против России еще больше подстегнули работу органов всех уровней власти в этом направлении. В послании Президента РФ Владимира Путина 04.12.14 г. Федеральному Собранию была озвучена необходимость принятия срочных мер по снижению административного и финансового давления на бизнес. Федеральные инициативы в вопросах развития и поддержки малого бизнеса должны активно поддерживаться на региональном уровне, в частности в Пензенской области они благополучно развиваются.
Механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующие в Пензенском регионе, подразделяются на следующие основные группы:
Россия 24. Пенза: как сделать закрытый город территорией свободного бизнеса
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- образовательная поддержка;
- консультативная поддержка;
- поддержка экспортно-ориентированных предприятий [3].
Финансовая поддержка развития малого бизнеса заключается в: обеспечении малого бизнеса краткосрочными микрофинансовыми займами на льготных условиях из средств гарантийного фонда; предоставлении кредита в банке под поручительство гарантийного фонда; субсидировании части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и/или развития и/или модернизации производства товаров (в 2014 году на финансирование данного мероприятия направлено более 20 млн. рублей, в том числе из областного бюджета – 4,1 млн. руб.); субсидировании уплаты субъектом малого бизнеса первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования; выделении субсидий на возмещение процента по кредитам субъектам малого предпринимательства, имеющим статус резидентов Центров регионального развития. Также при поддержке Минэкономразвития России на условиях софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов финансовая помощь предоставляется субъектам малого бизнеса в моногородах Пензенской области.
Имущественная поддержка стимулирования развития малого бизнеса в Пензенском регионе осуществляется в виде строительства технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов. На данный момент в г. Пенза располагаются 2 технопарка с 18-ти резидентами высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний, реализующих инновационные бизнес-проекты. В Пензенской области ведется работа по формированию 4 индустриальных парков. Приоритетным является масштабный проект по созданию индустриального парка «Отвель» — современного высокотехнологичного комплекса площадью 137 га., расположенного на стыке железнодорожных и автомобильных дорог, соединяющих западные и восточные регионы России.
Пенза: Как выживает один из беднейших городов России?
Пензенская область занимает 1-е место среди остальных субъектов Приволжского Федерального округа по количеству созданных бизнес-инкубаторов, числу резидентов в них и арендованных рабочих мест. В 2013 г. в областных бизнес-инкубаторах осуществляли деятельность 164 субъекта малого бизнеса с общим числом работников 823 чел. Было снято в аренду 782 рабочих места. Выручка от реализации товаров, работ, услуг резидентов бизнес-инкубаторов увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2012 годом и составила 769,7 млн. руб. (выручка за 2012 год – 363,1 млн.руб.); объем налоговых отчислений и страховых взносов резидентов составил 40,8 млн.руб., что на 23,5% больше, чем в 2012 году (33,03 млн.руб.). Сейчас в Пензенской области функционируют 13 региональных бизнес-инкубаторов (6 находятся непосредственно в г. Пенза) и 25 муниципальных бизнес-инкубаторов, действующих в муниципальных образованиях Пензенской области и находящихся в их ведении [5].
Образовательная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с действующей Президентской программой подготовки управленческих кадров (Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»), а также посредством постоянной организации специальных конференций, форумов, обучающих семинаров для субъектов малого бизнеса. На территории региона реализуются массовые программы обучения и повышения квалификации предпринимателей, создана программа по снижению административных барьеров.
Консультационная поддержка малого бизнеса осуществляется посредством специально созданных в каждом районе Пензенской области Агентств поддержки предпринимательства, Центра консультационной помощи и информационной поддержки предпринимательства, а также Евро-Инфо Корреспондентского Центра — некоммерческой структуры при Пензенской областной Торгово-промышленной палате, оказывающей услуги предприятиям малого бизнеса в поиске региональных и зарубежных партнеров, выходе на региональные и иностранные рынки, в предоставлении бесплатной информационно-консультационной поддержки всем желающим начать межрегиональное и международное сотрудничество. Кроме того, в Министерстве промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области можно получить любую информацию, касающуюся поддержки малого бизнеса.
Направление по поддержке экспортно-ориентированных предприятий малого бизнеса в регионе проводится Центром координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, который является структурным подразделением ОАО «Корпорация развития Пензенской области». Центр создан для целей информационно-аналитической, консультативной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия выходу экспортно-ориентированных предприятий на зарубежные рынки. Центр осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России, органами исполнительной власти, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах.
Проблема развития малого бизнеса в Пензенском регионе особенно актуальна для малых городов и сельских поселений, так как именно туда крупный бизнес не идет, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов местного населения, как и бюджетов муниципальных образований. В целях создания в регионе благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, модернизации производства и организации высокопроизводительных рабочих мест, а также развития сельских территорий в Пензенской области активно реализуется концепция создания «Центров регионального развития».
Данный проект основывается на концепции создания так называемых «перспективных сёл», для резидентов которых предусмотрены льготы и преференции. В настоящий время к ним относится снижение ставки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы) до 5% и компенсация 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ на кредиты. Центры регионального развития существуют во всех районах Пензенской области на базе муниципалитетов сельских поселений. Всего в области действуют 103 Центра регионального развития. В каждом отдельном районе области насчитывается от 1 до 14 перспективных для развития малого бизнеса сельских поселений.
В Пензенской области также действует государственная программа развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы. В ее рамках осуществляется поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих хозяйств, оказывается помощь и в создании центров, которые занимаются сортировкой и переработкой овощей и фруктов.
Поддержка предусматривает возмещение 30% затрат на модернизацию цехов и приобретение оборудования.
В плане косвенных мер стимулирования развития малого бизнеса в регионе можно отметить инновационный проект под названием «Обучение через предпринимательство», реализуемый в Пензенской области с 2010 года и получивший признание на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2012». Проект направлен на развитие у школьников старших классов деловых качеств, творческой самореализации, умения работать в команде, на совершенствование компетенций, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели.
В процессе такого обучения ученики приобретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело. Основной принцип данного проекта – стимулировать учащихся к самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными фирмами и предприятиями, которые становятся «наставниками» для групп учеников на два года. В настоящее время общеобразовательными учреждениями Пензенской области заключены соглашения и ведется совместная работа с 732 предприятиями различных форм собственности. В работе над проектами задействованы 85% от общего числа учащихся 7-11-х классов общеобразовательных учреждений Пензенской области [4].
Таким образом, в Пензенской области в целом проводится активная работа по стимулированию создания и развития субъектов малого бизнеса. Министерством промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области в постоянном режиме осуществляется работа по совершенствованию регионального законодательства, способствующего развитию малого бизнеса и снижению налогового бремени предпринимателей, а также по формированию новых видов финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства. Основные мероприятия государственной поддержки, реализуемой в регионе, направлены на развитие и модернизацию производственной базы предприятий малого бизнеса, внедрение новых технологий и повышение производительности труда.
Результатом усилий местных властей по стимулированию малого бизнеса является положительная динамика показателей развития малых предприятий в Пензенском регионе. За 9 месяцев 2014 года количество созданных предприятий малого бизнеса увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем инвестиций малого и среднего бизнеса вырос на 50%.
Кроме того, за 9 месяцев 2014 г. объем инвестиций в экономику области вырос на 3% [6]. В целом за 2014 год в Пензенском регионе вновь образованы 7957 ед. субъектов малого бизнеса, что на 22,7% больше, чем в 2013 году. В первом квартале 2015 года открылись 2197 субъектов малого предпринимательства, что на 7,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. По состоянию на 1 апреля 2015 года зафиксирован прирост численности занятых в субъектах малого предпринимательства по сравнению с началом 2015 года на 0,4 % . За этот же период создано 1017 новых рабочих мест [3].
Однако, несмотря на увеличение численности малых предприятий в регионе, динамика показателей малого бизнеса в целом значительно отстает от других субъектов Приволжского федерального округа (ПФО). По данным Росстата за 2013 г. по количеству предприятий малого бизнеса лидирует Самарская область, где зарегистрировано 53271 ед. малых предприятий.
В Пензенской области отмечено 17475 ед. малых предприятий, что, соответственно, в 3 раза ниже показателя Самарской области. По этому показателю Пензенская область занимает 10-е место среди 14 регионов ПФО. По показателю средней численности работников малого бизнеса среди других субъектов ПФО лидирует Нижегородская область – 375053 чел. В Пензенском регионе этот показатель равен 127317 чел., что практически в 3 раза меньше, чем у региона-лидера (7 место в ПФО). Оборот предприятий малого бизнеса в Нижегородской области составляет 853821174 тыс. руб. (1 место в ПФО), в Пензенской области в 5 раз меньше – 168825622 тыс. руб. (8 место в ПФО) [7].
Приведенные данные статистики свидетельствуют о том, что проводимая местными органами власти работа по стимулированию развития малого бизнеса хотя и имеет масштабный характер и широкий спектр инструментов воздействия, но все же является недостаточно эффективной.
Для повышения эффективности существующей системы государственной поддержки малого бизнеса в регионе, считаем необходимым внедрение следующих мер [1, 2]:
- строгое распределение функций поддержки между различными уровнями и органами управления при сохранении за центральными органами власти общих координационных функций;
- снижение налоговой нагрузки и административных барьеров на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия;
- реализация программ кадрового содействия малому бизнесу, в том числе путем развития системы муниципального заказа на профессиональное образование специалистов нужных профессий с последующим их трудоустройством на предприятиях муниципальных образований;
- формирование системы косвенной поддержки малого бизнеса при рациональном сочетании прямых и косвенных мер поддержки;
- привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов;
- поощрение формирования общественных организаций, обеспечивающих координацию программ и выполнение всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;
- развитие системы поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и фирм, находящихся на грани банкротства;
- предоставление малым предприятиям муниципальных заказов путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле заказов;
- постоянное изучение и адаптация на территории региона успешного опыта поддержки малого бизнеса в других регионах России и зарубежных странах.
В заключении отметим, что Пензенская область обладает существенными природными, земельными, трудовыми и другими ресурсами, значительным интеллектуальным человеческим потенциалом, необходимыми для успешного развития малого бизнеса. Используя инновационные механизмы стимулирования развития малых предприятий можно добиться значительного улучшения качества экономической среды региона.
Особенности финансового менеджмента малых предприятий
- Петрова А.Н.
Источник: novainfo.ru
Почему я уехал из Питера в Пензу
Привет, люблю по понедельникам писать что-нибудь интересное и полезное сообществу. Сегодня хотел бы рассказать историю про то, как живётся айтишнику в Пензе после Питера, и почему я не очень хочу возвращаться в самый красивый город России.
Предыстория
С 2006 по 2018 я жил в Питере. Сначала учился, потом работал, потом путешествовал, потом опять работал, а осенью 2018 вернулся в свой родной маленький областной центр и тихо Кайфую уже больше года.
Пенза — это вообще где?
Пенза — это не Пермь, хотя тоже 5 букв, у нас гораздо теплее, растёт даже виноград, находимся между Тамбовом, Саранском, Самарой, Ульяновском и Саратовым. Пенза уверенно себя чувствует since 1663.
Чего переехал?
Всё очень просто, развёлся, работал удалённо и в Питере меня ровным счётом ничего не держало. Поэтому решил вернуться на родину, где куча школьных друзей, родственники и прочие плюшки, о которых ниже.
Как вообще дела с АйТи
Неплохо! Есть порядка 20 компаний, которые изначально отсюда и есть федералы. Зарплаты для Пензы приличные, но сильно ниже чем в Питере или МСК или даже по сравнению с соседними Самарой или Ульяновском.
Хорошие спецы, у которых семьи работу в Пензе на линейных должностях даже не рассматривают, так как нужна зп больше 150 и сидят на удалёнке.
Коворкингов пока нет, но это пока…
Что нравится после Питера
Всё очень близко
Могу погулять с подругой на краю города и вернуться домой (почти центр) за 13 минут на машине немного превышая скорость.
В сентябре работал из санатория на берегу местного недоморя (Сурское водохранилище), до города доезжая за 20 минут, ещё столько же до центра. Загородная жизнь становится реальностью, а не ипотекой на 2000 лет.
За 25 тысяч рублей можно снять Пентхаус
Вообще рынок аренды здесь сильно хуже, но в пределах 20-30 тысяч можно позволить себе очень и очень приличное жильё почти в центре, где нет проблем с парковкой, много комнат и в доме на 3 этажа.
Родственники и школьные друзья рядом
Приехать на обед к бабушке — это бесценно! Можно не предупреждать, но лучше за полчасика всё таки набрать.
Созвониться в 20:00 со школьным другом и через полтора часа выгуливать свою собака разговаривая о жизни. В Питере это невозможно, только по предварительной брони с подтверждением встречи за 4 часа.
Что не нравится
Сейчас такое настроение, что не хочется структурно писать минусы, хотя их куча.
Местный менталитет
В общем тут творит потребл***дство. Все считают, что они достойны лучшей жизни, но делать для этого ничего не хотят. Отсюда куча кредитных машин и понты по этому поводу. Отсюда проволочки у старого фонда, отгораживающие «их парковочное место, которое им досталось, потому что они живут здесь уже 13 лет». Отсюда недовольное обслуживание в магазинах, гос.структурах и т.д.
Например, вчера приёмщица в прачке вчера разговаривала так, как будто она мне платит много денег, а не я ей. Пока не одёрнул, разговаривала как начальник со мной.
Был 10 дней в Питере, радовался сервису как ребёнок.
Отсутствие перспектив
Местная молодёжь считает, что в Пензе нечего ловить, вот закончу универ и сразу в Москву. Хотя готов поиграть в игру с вами. Напишите то, что вы считаете есть в Москве, и нет в Пензе, а я попробую найти это здесь.
А перспективы есть везде, просто не надо пытаться быстро заработать ничего не делая.
Ужасный общественный транспорт
Куча маршруток, разваливающиеся троллейбусы и после 22:00 только на такси. Хорошо что по моим маршрутам оно не более 150 рублей 🙂
Родственники рядом
Да, это в минусах тоже. Теперь снова хотят меня эксплуатировать на майские на картошке. Спасибо, но нет, но обижаются.
Путешествия значительно дороже
Из местного аэропорта более-менее адекватно можно улететь только в мск и за 5 тыщ. Это ужасно. В Питер летать удобно через Саранск, спасибо ЧМ2018.
Это самый жирный минус, на который так просто не повлиять.
Хочу ли вернуться?
Нет. Далее должна была быть крутая картинка в переписке с другом из Питера, который жаловался что заболел впервые за 4 года, потому что задолбался на работе и в Питере ему тяжко, но он не дал согласия скинуть сюда скрин.
Так что не вижу смысла, потому что заработать можно не только в СПб/Мск, а погода и социальные связи в Питере сильно хуже.
- каконовпензепослепитера
- айти
- зарплаты
- IT-эмиграция
- Управление персоналом
- Карьера в IT-индустрии
- IT-компании
Источник: habr.com
Как сделать Пензу городом будущего?
В рамках вчерашнего Форума предпринимателей прошло панельная дискуссия: «Город для бизнеса» с участием мэра Пензы Андрея Лузгина и предпринимателей. которые живут еще в Пензе и имеют пожелания к тому, при каких условиях им бы хотелось продолжать тут жить.
Что нужно Пензе для того, чтобы стать городом будущего? Чего не хватает бизнесу от города? Застройщики, конечно, выражают свое мнение по тем или иным вопросам, они — тоже бизнес. Но есть и другой бизнес в городе. который тоже формирует городскую среду, создает рабочие места и его нужно слушать.
От экспертного сообщества был приглашен Артем Желтов, футуролог и специалист по территориальному брендингу, чтобы уж направить наших недовольных жителей от базарного возмущения в цивилизованное урбанистическое русло. Артем был в Пензе лет 10 назад, и, по его словам чувствует себя обманутым. Все говорили, что это глубочайшая провинция. Но сейчас он приехал — и видит ничем не отличимый в некоторых местах от Москвы. Это, конечно, толстый комплимент нашего городу П, но, если надо похвалиться, у нас есть для этого места, этого не отнять.
Есть современные общественные пространства, форматная торговля, современное жилье и иные современные форматы потребления. По словам футуролога — это все, как раз и есть признаки современного города. Так что, все у нас в порядке.
Как развивать города? Об этом эксперт также обмолвился. Лучше всего, по его словам, копировать инфраструктуру с больших городов. Например, большая спортивная арена нужна не только для спорта, но и для массовых мероприятий. Потому рассказал приглашенный спикер про опыт Кипра, Петрозаводска, и Москвы и других городов о развитии городской среды, который позволил улучшить ее качество.
Тут же посыпались от горожан предложения по улучшению. Все же увидели мэра, и, хоть, как он говорит, у него есть прием по таким вопросам, никто не верит, что в кулуарах вопросы эти получат хоть какую-то жизнь. А здесь. перед лицом своих товарищей, городское руководство обязано будет дать ответ.
Один из горожан предложил подумать про транспортную карту, или иной способ передвижения по городу. Кто-то предложил не тратить мизерные деньги на арт-объекты, а построить больше школ, которые выпустят новых налогоплательщиков и жителей города. Но его тут же остановили, заявив, что обсуждаем город для бизнеса, а не газоны и школы.
Депутат от КПРФ Смирнов заметил, что он анализировал соцсети и отметил несколько болевых точек: зоопарк, инфраструктура возле которого не развита, IT-кластер наш не сможет вытянуть город. Но транспорт и городскую среду никто не отменял. Его выступление, кстати, было самым подготовленным.
Александр Галкин, директор РА «Белая ворона» напомнил, что людям важно наполнение его жизни не меньше, чем заработная плата: некуда пойти, нечем заняться. Город для бизнеса, по его мнению, это город, в котором приятно жить. Если человеку плохо в городе, он уедет из него. Вот с этим утверждением редакция полностью согласна. Люди не хотят тут жить даже за деньги.
Ибо и выехать куда-то — уже проблема.
Олег Тоцкий, один из крупных пензенских бизнесменов, и один из разработчиков модели подъема пензенского бизнеса, тоже отметил, что в приятном месте оставаться приятнее. Но нужно и условия для бизнеса создать экономические, а у нас и банковские продукты старые, и вся инфраструктура старая.
Мы отстаем во всех сферах от мира лет на 5-10, начиная от облика города и заканчивая методами ведения бизнеса. Пока администрация решает за жителей, как им жить, ничего не получится. Должны жителей и бизнес слышать и слушать. Гранты получить невозможно, реальной поддержки минимум — вот что волнует предпринимателей. готовых улучшить город своими силами.
Предлагали и лавочек наставить, с WiFi около каждой, и наполнить город современными развлечениями, чтобы молодежь не уезжала.
Предлагали и наполнить город качественными профессиональными кадрами, а людям доставить счастье — путем поднятия зарплат, с помощью поддержки соответствующих сфер бизнеса. А не всех подряд. Создание рабочих мест на современных производствах не нужно, оно не требует людских ресурсов. Людей надо занимать в сфере обслуживания, туризма и других.
Андрей Лузгин раскритиковал пензенский бизнес, который увиливать пытается от уплаты налогов и потому неконкурентоспособен. Что надо сделать, чтобы это изменить — вот в чем вопрос. Создать другую, привлекательную модель бизнеса и рынка труда. В данное время уменьшение себестоимости происходит только за счет неуплаты налогов.
По словам Екатерины Дятловой, предпринимателя сферы образования города Пензы, рынок труда роняют предприниматели, нарушающие закон. Нет лицензии, нет сотрудников — тут и налоги экономятся. Нужно обелять рынок труда — и это был один из тезисов этой встречи.
Андрей Лузгин посоветовал бизнесу создавать СРО и самим контролировать вопросы эти. Конечно же, давайте все отдадим на откуп бизнесу, сами пусть варятся. Некоторые агрегаторы это делают — рынок частных перевозчиков, например, обелили Яндекс.Такси. Рычаги есть, но пользоваться ими никто не умеет. В том числе и власти, а может и не хотят.
Нужно поднимать уровень доверия бизнеса к власти и правоохранителям. Сейчас он минимальным. Весь крупный бизнес — в оффшоре, малый — в серой зоне. Нужно выравнивать условия для всех.
Многое говорилось еще на встрече, а многие скатились до конкретных вопросов. Люди пришли на дискуссию, чтобы поговорить о точечной застройке, пожаловаться мэру. Видимо, в иных условиях их попросту не слышат. И бизнес говорил все то, что говорится постоянно и давно.
Чем ответила власть — депутаты все поддержали. Посмотрим, как они будут реагировать в Думе. Мэр, конечно, же сетовал на доставшееся ему в плачевном состоянии городское устройство. Может, он и прав. Тяжело разгребать за предшественниками, наша страна это делает уже не один десяток лет.
Интересует другое. Да, наворочал не он. Но когда же перестанут ворочать? Каждый следующий мэр жалуется на предыдущего, но ничего не меняется. Когда все эти предыдущие начнут отвечать за свои действия, в результате которых пострадал город и граждане.
Наподписывали 20 лет назад, и все? Никакого возврату нет? А суды на что? Любая незаконная сделка может быть оспорена. Почему мэрия не использует эти механизмы? Или все законно? Тогда о чем говорить?
Сидим и терпим, получается.
Тезисы записаны, люди наговорились. будет ли толк — увидим. Жаль, что, возможно не мы, а наши потомки. Которые, кстати, могут и не дождаться. Сейчас поколение такое нетерпеливое, хотят. чтобы им было хорошо здесь и сейчас, а светлого будущего ждать никто не намерен. Так что, при таком долгосрочном планировании, город, возможно и не выживет.
Останется спальным районом для поколения бумеров или местом захоронения и складирования.
Особые экономические зоны, инкубаторы и все подобное не спасут. Жителям, и это видно сейчас невооруженным глазом, нужно другое.
Хотя, надо признать, доклад Андрея Лузгина звучал убедительно, включал в себя все необходимые и имеющиеся технологии. Только это все опаздывает. Никто ждать не будет прекрасного будущего. Все хотят жить в удобном и комфортном настоящем, а не среди вечной стройки и переделок.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал , наши новости будут ближе к вам.
Источник: xn—-btbdl6bbdbjpl5f.xn--p1ai