Бизнес-процессы — это составляющие бизнеса или производственной деятельности, которые представляют собой взаимосвязанные мероприятия, направленные на получение конкретного товара или услуги.
Благо должно быть востребовано и реализовано, чтобы бизнес мог получить прибыль. Все бизнес-процессы принято разделять на три группы:
- Поддерживающие
- Операционные.
- Управляющие.
Поддерживающие процессы не приносят основной прибыли. Они обслуживают другие процессы компании, тем самым помогая ей функционировать в той среде, где она находится. Сюда относят бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, подбор персонала. В последнее время популярным направлением стал аутсорсинг, то есть передача функций сторонней организации.
Основной доход компании приносят операционные процессы. Это производственная, сбытовая деятельность, отношения с поставщиками.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Основные бизнес-процессы нацелены на выработку стратегии, общей системы управления, которые обеспечат общее функционирование бизнеса.
Процессы организации строятся таким образом, чтобы оптимизировать использование ресурсов и затраты и привести к повышению доходов. Кроме того, они повышают прозрачность отношений внутри компании, помогают мотивировать персонал, развивать инновации, являющиеся основным конкурентным преимуществом в современном бизнесе.
Для удобства управления бизнес-процессами составляются их карты, то есть осуществляется детализация подпроцессов, которая позволяет изучить их более точечно, выявить слабые и сильные стороны, внести соответствующие корректировки или изменения.
Моделирование позволяет рассматривать систему в комплексе, формулировать различные подходы, проводить декомпозицию и составлять новую композицию процессов. В результате создается гибкая система бизнеса, способная противостоять влиянию внешних и внутренних факторов.
Типовые бизнес-процессы
Бизнес-процессы призваны решать определенные производственные задачи внутри предприятия. Их принято разделять в зависимости от выполняемых задач. Например, управление информационным ресурсами включает в себя следующие типовые процессы:
«Перечень типовых бизнес-процессов»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- Определение требований в соответствии со стратегией.
- Построение архитектуры систем предприятия.
- Прогнозирование и планирование размещения технологий.
- Стандартизация данных предприятия.
- Разработка и внедрение систем поддержки.
- Выбор подходящих технологий под запросы предприятия.
- Внедрение контролирующих систем и систем безопасности.
- Разработка стратегии безопасности.
- Управление базой данных и хранением информации.
- Своевременное обновление информации.
- Обеспечение доступа к данным.
Управление финансовыми ресурсами включает в себя крупные бизнес-процессы и подпроцессы. Среди крупных процессов выделяют управление финансовыми ресурсами, осуществление операций, формирование отчетов, проведение внутреннего аудита, управление материальными ресурсами.
Внутри них есть подпроцессы. Например, управление финансовыми ресурсами включает в себя разработку бюджетов, управление распределением ресурсов, определение структуры капитала, управление денежными потоками, финансовыми рисками.
Если речь идет об осуществлении финансовых и учетных операций, то здесь среди подпроцессов следует выделить работу с дебиторской задолженностью, выполнение оплаты труда, работу с кредиторами, ведение бухгалтерского учета, выплату пособий и премий, управление расходами представительского и общехозяйственного характера. Формирование отчетов тоже является важной частью финансовых бизнес-процессов, сюда относят обеспечение внешней и внутренней финансовой информацией. Помимо вышеперечисленного еще одним важным процессом является управление материальными ресурсами. Сюда относят подпроцессы по управлению планированием капитала, приобретению и продаже основных средств.
Бизнес-процессы управления изменениями и другие
Управление изменениями и улучшениями предприятия — это непрерывный процесс, который сам по себе является отдельным бизнес-процессом. Он включает в себя несколько укрупненных структур, среди них:
- Измерение показателей деятельности.
- Оценка качества.
- Сравнительный анализ.
- Улучшение процессов и систем.
- Внедрение систем повышения качества.
Измерение показателей деятельности включает в себя измерение качества продукции, затрат на обеспечение качества, затрат в целом. Так же может измеряться потеря времени, уровень производительности, то есть продуктивности участков работы. Оценка качества включает в себя исследование на основе внешних и внутренних критериев. Проведение сравнительного анализа подразумевает сопоставление бизнес-процессов, выявление конкурентных преимуществ. На основе полученных данных проводится улучшение процессов, для этого определяются направления улучшений, внедряются непрерывные изменения, проводится реорганизация, реализуется управление улучшениями.
Основные преимущества компания получает за счет человеческого ресурса. Здесь ключевыми бизнес-процессами являются детализация стратегии, управление приемом персонала, развитие и обучение персонала, управление производительностью, обеспечение здоровья и безопасности.
Управление человеческими ресурсами включает в себя идентификацию требований к организации в соответствии со стратегией. Далее определяются затраты на человеческий ресурсы, определяются требования к ним, разрабатывается система организации. Детализация стратегии до уровня функций включает в себя анализ и разработку функций, определение и систематизации выходов функций и метрик, управление ответственностью.
Управление набором персонала тоже представляет собой целую систему. Сюда относят планирование и прогнозирование, разработку планов продвижения карьеры, осуществление поиска, подбора и приема персонала, формирование команды, реорганизацию и сокращение числа сотрудников, перемещение работников и другие операции.
Источник: spravochnick.ru
Бизнес-процессы компании — как правильно составить список процессов
Первым шагом в управлении бизнес-процессами является создание карты основных процессов. Но если карта основных процессов является платформой, то бизнес процессы компании в виде списка – строительный материал.
Основным камнем преткновения, как правило, является определение границ бизнес-процессов. Т.е. как только вы хотите обозначить, где заканчивается один процесс и начинается другой, появляются сомнения.
«А у всех по-другому…», «Ну так не принято…» , «А почему так?», «А у нас за это другой отвечает…» — примерно такие вопросы будут возникать и у вас, и у вашей команды при подготовке списка процессов.
Скажу сразу, не надо думать о том, что «принято». Это ваша компания и вам решать, где начинается один процесс и заканчивается другой. Если в других компаниях за работу с персоналом отвечает менеджер по HR (или кто-либо иной), это необязательно должно быть так же в вашей компании. Вы уникальны. Так создавайте свою уникальную структуру бизнеса.
Ваш продукт достаточно просто скопировать. Вашу структуру бизнеса скопировать сложно. Это ваше конкурентное преимущество. Если вы считаете, что должен существовать отдельный процесс «Придание хорошего настроения сотрудникам» и отвечает за него штатный специалист по юмору (технический директор, экономист или кто-либо еще), то так тому и быть.
Создавайте свою модель бизнес-процессов! К черту нормы! Делайте так, как удобно вам!
Бизнес-архитектура
Архитектура процессов как часть бизнес-архитектуры
Архитектура процессов – это графическое представление взаимосвязей между бизнес-процессами верхнего уровня. Архитектура процессов является частью более обширного понятия — бизнес-архитектура.
Бизнес-процессы компании и подготовка полного списка
Первое, что понадобится – орг структура компании и штатное расписание. Пусть эти два документа постоянно будут у вас перед глазами. Естественно, если их нет, необходимо создать их. Не надо вырисовывать красивые орг структуры и готовить штатное расписание по стандартам. Сделайте это, в первую очередь, для себя.
Следующий шаг. Возьмите любой отдел компании и начните составлять список его функций. Проще говоря, запишите, что делает этот отдел. К примеру, отдел печатной рекламы делает:
- Подготовка макетов
- Согласование макетов
- Предпечатная подготовка
- Подготовка ТЗ на изготовление печатной рекламы
- Поиск типографий
- Заключение договоров с типографиями
- Документальное оформление заказов
- Контроль исполнения заказов
Вы должны составить список всех дел (функций), которые происходят в отделе.
Далее необходимо проверить себя – не упустили ли вы что-то. Для этого необходимо взять список сотрудников отдела и сделать аналогичный список функций, но уже для каждого сотрудника. Таким образом вы меняете границы и масштаб вашего исследования (да и мышления), подходите к вопросу одновременно дедуктивно и индуктивно. Это позволяет охватить картину деятельности отдела целиком, при этом не упуская из виду детали.
Заметка. Не полагайтесь только на свои знания о деятельности отделов и сотрудников. Привлекайте руководителей и конкретных сотрудников к данному процессу. Спрашивайте у них, что они делают в своей работе. Сначала объясните цель своего вопроса, а затем спрашивайте.
Вы должны точно знать, какой перечень дел выполняет каждый отдел и каждый сотрудник отдела. Это, кстати, пригодится в дальнейшем для определения зон ответственности и влияния.
Убедительно обращаю ваше внимание. Не поручайте сделать это задание письменно. Беседуйте с сотрудниками. Если вы просто попросите их написать, что они делают, то скорее всего, что вы получите очень краткий и расплывчатый список. Беседуйте, узнавайте и составляйте список самостоятельно, сохраняя иерархию управления.
Т.е. пусть руководители составляют списки дел своих подчиненных. А вы уже составляйте списки дел руководителей и отделов. Как только закончите составлять эти списки, переходите к следующему шагу – сравните их.
Сравните список функций отдела и список дел сотрудников. Не находите несоответствий? Скажу честно, если вы их не найдете, я очень удивлюсь. Как правило, сравнение функций и дел выявляет достаточное количество разногласий. Вы наверняка найдете дела, цель которых не понятна.
И функции, не подкрепленные конкретными делами, конкретных сотрудников.
К примеру. У одного из сотрудников отдела печатной рекламы есть такое дело – выбор цветопробы. Т.е. перед тем как печатать весь тираж, выводится несколько вариантов печати с разными настройками цвета. Задача сотрудника — выбрать наиболее подходящий вариант. Но к какой функции отдела относится это дело?
Контроль исполнения? Нет. Предпечатная подготовка? Тоже нет. Получается, что одну из функций упустили из вида.
Назовем ее «Согласование изготовления тиража».
Еще пример. Есть функция «Контроль исполнения заказов». А собственно, в чем она заключается? Что конкретно делается для того, чтобы контролировать заказ? При разговоре с сотрудниками выясняется, что весь контроль заключается просто в звонке исполнителю за день до сдачи заказа.
Вот и все.
Целая функция заключается в пятиминутном действии. Странно, не так ли? Кстати, нигде не было указано, что происходит в том случае, если исполнитель не выполняет заказ в срок. А это одна из важнейших функций.
Идем дальше. Теперь необходимо привести списки в соответствие с друг другом. Функции отделов должны быть подкреплены задачами сотрудников и наоборот. В результате у вас должна быть достоверная и полная картина деятельности всего отдела в целом и каждого его сотрудника.
Особое внимание уделите деятельности управленцев. Их дела зачастую остаются загадочными и расплывчатыми. Но функция управления, как и все остальные, имеет в своем основании конкретный список дел. Закончили? Переходите к следующему отделу.
До тех, пор пока у вас не будет согласованного списка функций всех отделов со списком дел всех сотрудников.
Теперь можно переходить к составлению списка всех процессов компании. Методология будет представлена в следующей статье.
Источник: deep-vision.one
Полный список бизнес-процессов и каталог структуры процессов. Структура управления организацией и бизнес моделирование. Управление бизнес процессами и оптимизация управления. Описание бизнес процессов, реинжиниринг, 1с (1c) и битрикс.
Каталог бизнес-процессов составляется для каждого бизнеса, каждого предприятия свой. Существуют образцовые каталоги бизнес-процессов, отражающих особенности различных отраслей. Вам предлагается воспользоваться наработками в области торговли, производства, коммерческой деятельности B2C, B2B и других областей.
Каталог бизнес-процессов для бизнеса
Стратегическое управление
1.1 Соглашение собственников 1.2 Анализ ресурсов и возможностей компании 1.3 Разработка функциональных стратегий (планы развития функций) 1.4 Управление реализацией стратегии 1.5 Проектное управление (управление сбытовыми, продуктовыми, организационными, технологическими проектами и проектными задачами) 1.6 Приобретение новых активов 1.7 Приобретение долей/акций/паев в других компаниях и создание новых компаний 1.8 Управление юридической структурой (защита активов , опт-я налогообложения) 1.9 Управление капвложениями и фондами
Описание бизнес-процессов в каталоге разрешается использовать с разрешения Efficenter. Детальное описание третьего уровня бизнес-процессов и результатов доступно в специальных разделах и по запросу.
Стратегический маркетинг
2.1 Анализ структуры рынков 2.2 Анализ структуры продуктов 2.3 Анализ структуры потребителей 2.4 Анализ структуры каналов продаж 2.5 Маркетинг поставщиков
Описание бизнес-процессов в каталоге разрешается использовать с разрешения Efficenter. Детальное описание третьего уровня бизнес-процессов и результатов доступно в специальных разделах и по запросу.
Управление ассортиментом
3.1 Отбор продуктовых ниш 3.2 Отбор ассортимента 3.3 Ценообразование и бренд 3.4 Планирование каналов продаж и матриц 3.5 Управление инвестициями в продукты
Описание бизнес-процессов в каталоге разрешается использовать с разрешения Efficenter. Детальное описание третьего уровня бизнес-процессов и результатов доступно в специальных разделах и по запросу.
Бренд-маркетинг и PR
4.1 Управление бренд-стратегией 4.2 Разработка бренд-коммуникаций 4.3 Разработка рекламных материалов, оборудования 4.4 Планирование рекламы брендов, PR и торгового маркетинга 4.5 Участие в выставках, в акциях партнёров, прочий маркетинг 4.6 Заказ рекламы, услуг, маркетинговой продукции, подарков и призов 4.7 Логистика маркетинговой продукции 4.8 Анализ эффективности маркетинга
Описание бизнес-процессов в каталоге разрешается использовать с разрешения Efficenter. Детальное описание третьего уровня бизнес-процессов и результатов доступно в специальных разделах и по запросу.
Управление коммерческой стратегией
5.1 Управление архитектурой сети 5.2 Разработка и внедрение коммерческих условий, политики 5.3 Организация функции продаж 5.4 Оптимизация элементов сбытовой логистики 5.5 Стратегия управления запасами продукции 5.6 Стратегия уровня сервиса
Описание бизнес-процессов в каталоге разрешается использовать с разрешения Efficenter. Детальное описание третьего уровня бизнес-процессов и результатов доступно в специальных разделах и по запросу.