Органы государственного контроля: Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство статистики и анализа, Национальный банк, Министерство экономики, Комитет по ценным бумагам, органы специализированного государственного контроля, административные органы.
Компетенция контрольно-надзорных органов и их перечень определены Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» № 510 от 16 октября 2009 г.
Проверки организаций, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности,.
Запрещенные виды деятельности для ИП
Тема проводимой проверки должна соответствовать компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Наименование контролирующего (надзорного) органа | Сфера контроля (надзора) |
Комитет государственного контроля органы Комитета государственного контроля | контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь валютный контроль |
Национальный банк | контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями законодательства, регулирующего их деятельность контроль за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга валютный контроль контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия | контроль за соблюдением правил технической эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования |
комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов государственные организации, подчиненные Министерству сельского хозяйства и продовольствия | контроль за обеспечением ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, диагностических, профилактических и лечебных средств, изготавливаемых в Республике Беларусь или ввозимых из других государств для ветеринарных целей, а также за выполнением проверяемыми субъектами ветеринарно-санитарных правил контроль и надзор за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов в Республике Беларусь при их производстве и (или) хранении, экспорте, за исключением качества зерна, муки, крупы, комбикормов, принадлежащих проверяемым субъектам, занимающимся их производством и (или) хранением, переработкой, расфасовкой (кроме проверяемых субъектов, осуществляющих торговую деятельность в отношении этих товаров), а также качества таких товаров, импортируемых в Республику Беларусь ветеринарный контроль подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов при экспорте, импорте и транзите контроль в области семеноводства, государственный фитосанитарный контроль, контроль за обращением со средствами защиты растений контроль за качеством зерна и продуктов его переработки, принадлежащих проверяемым субъектам, занимающимся их производством и (или) хранением, переработкой, расфасовкой (кроме проверяемых субъектов, осуществляющих торговую деятельность в отношении этих товаров), а также за качеством таких товаров, импортируемых в Республику Беларусь и поставляемых на экспорт контроль за рыбохозяйственной деятельностью |
Министерство финансов главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску местные финансовые органы | контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций государственный пробирный надзор контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр |
Департамент по ценным бумагам | контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж |
Департамент государственных знаков | контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности |
УСН 2018. Изменения, особенности, разъяснения контролирующих органов
Источник: studopedia.ru
Контролирующие органы ограничили в возможностях
1 июля 2016 года вступает в силу распоряжение Правительства РФ № , в котором утвержден перечень документов, которые запрещено требовать у предпринимателей в ходе проверок представителями контролирующих органов. Госслужащие будут должны самостоятельно подать запрос на доступ к подобным документам и сведениям в соответствующие службы и учреждения. Процесс обмена информацией будет организован через систему межведомственного взаимодействия.
Всего в списке указано 153 документа, которые наиболее часто запрашивают инспекторы органов муниципального и государственного контроля, проводя проверки предпринимателей.
Запрещено требовать у организаций и ИП предоставления выписки из ЕГРП. Подразумеваются выписки, находящиеся в свободном доступе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, о передаче прав на объект недвижимости, а также выписки о правах конкретного лица на имеющиеся или имевшиеся в прошлом объекты недвижимого имущества.
Согласно новому распоряжению, справку об отсутствии долгов по страховым взносам, а также данные о штрафах за их неуплату, не разрешается востребовать у предпринимателей. Кроме того, представители контролирующих органов должны лично запрашивать сведения из заключений об оценке деятельности организации в соответствии с принятыми нормативами.
Инспекторы, проводящие контроль, обязаны запросить часть информации у ФНС РФ. Подразумеваются данные из ЕГРН, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а также из реестра дисквалифицированных лиц. Сюда же относятся сведения о наличии задолженности перед налоговой службой, сборы и различные штрафы за нарушение законодательства.
В Росстат контролеры будут подавать запрос, чтобы узнать данные из бухгалтерской отчетности организации или ИП. Там же необходимо будет получить информацию об ОКАТО, ОКФС, ОКПО, ОКОГУ, ОКТМО, ОКОПФ, которые установлены Росстатом в отношении определенной компании или ИП.
В распоряжении Правительства, среди прочих, указаны следующие документы:
- кадастровая стоимость объекта недвижимости;
- кадастровый паспорт данного объекта;
- кадастровая выписка о недвижимом объекте собственности;
- кадастровый план территории;
- информация из разрешений на проведение строительных работ и введения объекта в эксплуатацию (для строительных организаций).
С 1 июля также вступает в силу Федеральный закон № от 3 ноября 2015 г. о запрете требования у проверяемых субъектов предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении муниципальных и государственных служб.
Тоже может быть полезно:
- Какими правами и обязанностями обладает ИП?
- Является ли ИП юридическим лицом?
- Защита прав и интересов предпринимателей
- План проверок Роспотребнадзора на 2018 год
- Какую ответственность несет ИП?
- Зачем нужен уполномоченный по правам предпринимателей РФ?
Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам
Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!
Источник: tbis.ru
Правила проверки индивидуального предпринимателя госорганами
Работа предпринимателя не является свободной и не регламентируемой законодательством, она сопряжена с различного рода проверками. Сразу стоит отметить несколько нюансов этих самых проверок. Во-первых, проверяющие инстанции могут различаться в зависимости от вида деятельности, в которой работает предприниматель.
К примеру, если ИП работает в областях ветеринарии или культуры, то его проверками будут заниматься соответствующие инстанции, такие как Росохранкультура или же российский ветнадзор. Во-вторых, существует определенный перечень государственных организаций, которые контролирую деятельность ИП во всех видах деятельности, вне зависимости от того, каким бизнесом ИП занимается.
К подобным структурам можно отнести Роспотребназор, налоговую инспекцию, санитарные службы, МЧС и прочие. Правила проверки индивидуального предпринимателя зависят от того, какая структура проводит эту самую проверку. Стоит помнить, что налоговая инспекция самостоятельно устанавливает план выездных и камеральных проверок, остальные же инстанции должны, прежде чем прийти с проверкой, согласовать свой план с Генеральной прокуратурой. Именно эта организация устанавливает окончательный план проверок для того или иного предпринимателя.
Какие виды проверок бывают?
Прежде всего, стоит отметить, что проверка – это определенная совокупность мероприятий, которые направлены на контроль и оценку деятельности предпринимателя. Каждую проверку ИП должен зарегистрировать у себя в специальном журнале, и именно туда вносить записи обо всех проверках, с указанием числа и фамилий проверяющих.
По своей классификации проверки бывают двух видов – это плановые проверки и внеплановые. Как уже ясно из названия, плановые проверки проходят в заранее установленный срок. Сведения о них можно узнать на официальных сайтах Генпрокуратуры и налоговой, где размещены планы по всем проверкам района. Второй вид проверки – это внеплановые. Правила проверки индивидуального предпринимателя гласят о том, что внеплановые виды проверок могут происходить без уведомления или с уведомлением в несколько дней.
Вторая классификация предусматривает место и способ проведения проверок. Все проверки по этому принципу подразделяются на документальные или же выездные. Документальная проверка позволяет инспекторам осуществить документальный контроль предпринимателя. От предпринимателя требуется только представить все необходимые документы в проверяющее ведомство. Если проверка выездная, то в офис предпринимателя приходят проверяющие, которые имеют права проверять:
— сведения документов на подлинность;
— состояние территорий, сооружений, строений, транспортных средств, помещений;
-производимые товары и услуги; реализуемые товары или услуги.
Любая выездная проверка проходит по месту нахождения предпринимателя. Статья ФЗ-249 регламентирует правила проверки индивидуального предпринимателя. Этот закон гласит, что любая контролирующая инспекция должна сообщить о проведении выездной проверки за три рабочих дня. Плановые проверки по существующему законодательству должно проходить не больше одного раза в трехлетку.
Если же предприниматель только начал свою деятельность, то в течение трех лет его не должны проверять (это касается только плановых проверок). В случае подозрения или жалоб со стороны потребителей проверяющие могут назначить внеплановую проверку и в период первых трех лет с момента организации бизнеса индивидуальным предпринимателем.
Срок любой проверки не имеет права быть больше двадцати дней. Общее количество времени, в течение которого может проводиться плановая выездная проверка для малого бизнеса, не должно превышать пятидесяти часов. В ФЗ-249 говорится также о том, что у предпринимателя есть свои принципы защиты, которые стоят на стороне проверяемого. Однако в этом законе есть поправки, которые касаются проверок оперативно-разыскного характера, а также имеются поправки, касающиеся налогового, банковского или же валютного контроля.
При завершении проверки предпринимателю, в случае нарушения каких-либо норм и правил, выписывается предписание по устранению ошибок или накладываются санкции в различной форме.
Источник: ipregistr.ru