Перечень учитываемых расходов при УСН

  • затраты на уплату налогов и сборов;
  • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации;
  • расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
  • плату за предоставление информации о зарегистрированных правах;
  • расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
  • расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
  • расходы на судебные и арбитражные с

Расходы на уплату налогов и сборов

Какие расходы нельзя учесть при УСН?

Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, могут быть учтены в составе расходов при УСНО (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ). С учетом пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ они учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком.

При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

Документы, которые обосновывают произведенные расходы на уплату налогов и сборов:

  • документы, подтверждающие перечисление налогов (сборов) в бюджет (платежное поручение, платежное требование);
  • декларация или расчет по налогу (сбору).

В Книге учета доходов и расходов налоги и сборы отражаются после их фактической уплаты.

С какими вопросами чаще всего сталкиваются «упрощенцы» при определении расходов на уплату налогов и сборов?

Можно ли включить НДФЛ в состав расходов, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ? Пояснения по данному вопросу неоднократно давались финансовыми органами: суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, не могут включаться в состав расходов, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

НДФЛ учитывается в составе начисленных сумм оплаты труда, к которым в соответствии со ст. 255 НК РФ относятся любые начисления работникам, предусмотренные трудовыми договорами (письма Минфина РФ от 28.04.200 7 № 03-11-05 / 84 , от 22.02.200 7 № 03-11-04 / 2 / 48 ). Налогоплательщик, применяющий УСНО, согласно пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ имеет право при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда.

Можно ли учесть в качестве расходов сумму единого налога, перечисленного в бюджет? Разъяснения по данному вопросу были даны Минфином в Письме от 19.12.200 6 № 03-11-04 / 2 / 281 . Налогоплательщики, применяющие УСНО, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст.

346.16 НК РФ , при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ . Причем перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ , является исчерпывающим. При этом вышеназванным перечнем не предусмотрен такой вид расходов, как расходы в виде уплаченного единого налога. На основании пп.

22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ плательщики единого налога вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением УСНО.

Может ли организация учесть расходы по уплате патентной пошлины?

При учете данного вида расходов необходимо помнить, что перечень расходов, уменьшающих полученные плательщиками единого налога доходы, является исчерпывающим и учесть в расходах можно только сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ. В качестве примера можно привести Письмо Минфина РФ от 22.03.200 6 № 03-11-04 / 2 / 63 , в котором разъяснен порядок применения пп.

22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ . В данном случае речь идет об уплате патентной пошлины. Патентная пошлина является государственным сбором. Однако ее взимание регулируется Патентным законом РФ от 23.09.199 2 № 3517-1 и Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров , утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.08.199 3 № 793 , а не законодательством о налогах и сборах РФ. Патентная пошлина не является сбором, уплачиваемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ, расходы на оплату названного сбора не учитываются в целях налогообложения.

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации

Согласно пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», могут учесть расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие). Учету подлежат не все расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации, а только если эти действия обязательны в силу требований закона. Согласно п. 90 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности 1 в случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.199 6 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
  • пояснительной записки.

Согласно ст. 16Федерального закона № 129-ФЗ публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Статьей 18Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете: руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае несоблюдения сроков ее (бухгалтерской отчетности) представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации . Наказание предусмотрено ст. 15.11 КоАП РФ .

На основании п. 1 ст. 97 ГК РФ ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Так как ОАО подлежит обязательному аудиту, оно должно публиковать и аудиторское заключение. Для ООО такой обязанности не предусмотрено, за исключением случаев, установленных законодательством.

В случаях, если организация подлежит обязательному аудиту, она обязана публиковать аудиторское заключение и расходы на публикацию можно учесть для целей исчисления единого налога при УСНО согласно пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

Под публикацией иной информации понимается следующее:

  • контроль над зависимым обществом (п. 2 ст. 106 ГК РФ );
  • уменьшение уставного капитала (ст. 30 Федерального закона от 26.12.199 5 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ), ст. 20 Федерального закона от 08.02.199 8 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ);
  • реорганизация (ст. 15 Закона № 208-ФЗ , ст. 51 Закона № 14-ФЗ );
  • ликвидация (ст. 63 ГК РФ , ст. 22 Закона № 208-ФЗ ).

Расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы

Возможность учета расходов на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов при возникновении спора об исчислении налоговой базы определена п. 27 ст. 346.16 НК РФ . Данные расходы внесены в перечень расходов по УСНО с 01.01.200 6. Следует обратить внимание на то, что расходы на оценку, упомянутые в пп. 27 п.1 ст. 346.16 НК РФ , можно учесть при налогообложении только в том случае, если они являются обязательными согласно закону.

Читайте также:  1С УСН как внести остатки

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.199 8 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Причем целью проведения обязательной оценки является именно контроль за правильностью уплаты налогов. Осуществляют его налоговые органы (гл. 14НК РФ ).

Согласно ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в налоговом контроле, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Отказ специалиста от участия в налоговой проверке влечет ответственность по ст. 129 НК РФ .

Оценка для целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям. Во-первых, полнота учета. Оценка производится по всем объектам независимо от режима налогообложения (подлежит ли объект учета вычетам, относится ли он к льготируемым и т. д.). Это позволяет обосновать льготы, распределить налоговое бремя, вести взвешенную политику налогообложения. Во-вторых, легитимность учета и полученной информации, источников сведений об объекте, его характеристиках, правовом статусе.

При выполнении всех вышеперечисленных требований данный вид расходов можно будет учесть при налогообложении по упрощенной системе.

Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах

«Упрощенцы» могут учесть расходы в виде платы за предоставление информации о зарегистрированных правах согласно п. 28 ст. 346.16 НК РФ .

На основании п. 2 данного постановления размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением сведений о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс) составляет:

  • для физических лиц – 100 руб.;
  • для юридических лиц – 300 руб.

Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс равен 600 руб.

Расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков)

Дополнение закрытого перечня расходов пп. 29п. 1 ст. 346.16 НК РФ обусловлено введением в действие нового Земельного кодекса РФ и необходимостью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, регистрацией прав на землю и недвижимое имущество.

У предприятий и организаций, в том числе применяющих УСНО, возникают расходы по регистрации прав на землю, оплате услуг специализированных организаций по оценке земли, изготовлению документов кадастрового и технического учета, по проверке и уточнению границ, площадей и правового статуса земельных участков. Принятие данных расходов соответствует порядку, предусмотренному гл. 25 НК РФ . Согласно п. 40 ст. 264 НК РФ данные затраты носят текущий характер и могут быть учтены в целях налогообложения.

В Письме Минфина РФ от 18.04.200 6 № 03-11-04 / 2 / 84 дается разъяснение о том, что организация может учесть расходы по оформлению договора выкупа из государственной собственности земельного участка. В то же время стоимость земельного участка для целей налогообложения учитываться не должна, так как согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств, стоимость которых учитывается при применении УСНО, включается только амортизируемое имущество. В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.

Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности

Согласно ст. 49 ГК РФ лицензия определяется как специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых утверждается законом. Право на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получить лицензию, возникает с момента выдачи лицензии или указанного в ней срока и прекращается по окончании срока ее действия. Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.200 1 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ). Данный закон направлен на проведение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка и регулирует отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 128-ФЗ для получения лицензии необходимо направить или представить в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии, к которому прилагаются копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке), копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, которые при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрены федеральными законами, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом данного заявления.

Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности, организация, применяющая УСНО, может учесть при расчете налогооблагаемой базы на основании п. 30 ст. 346.16 НК РФ .

Расходы на судебные и арбитражные споры

Для того чтобы определиться с перечнем расходов, установленным в пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ , необходимо обратиться к Гражданско-процессуальному кодексу (в случае рассмотрения дел в суде общей юрисдикции) и Административно-процессуальному кодексу (если дела рассматриваются в арбитражном суде). В соответствии со ст. 88 ГПК РФ и ст.

101 АПК РФ к судебным расходам и арбитражным сборам можно отнести государственную пошлину и судебные издержки.

В арбитражном процессе к судебным издержкам относятся:

  • суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;
  • расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;
  • расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле.
  • Судебными издержками на основании ст. 94 ГПК РФ являются:
  • суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
  • расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • затраты на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
  • расходы на оплату услуг представителей;
  • расходы на проведение осмотра на месте;
  • компенсация за фактическую потерю времени, выплачиваемая по правилам ст. 99 ГПК РФ ;
  • связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, и другие признанные судом необходимыми расходы.

Разрешив принимать данные расходы при расчете единого налога при УСНО, законодатели, к сожалению, не прописали порядок принятия данного вида затрат в целях налогообложения. По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 346.17НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Также в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст.

346.16 НК РФ , принимаются при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ : обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

1 Приказ Минфина РФ от 29.07.199 8 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

Источник: delovoymir.biz

Опасные расходы «упрощенцев» (УСН: доходы — расходы)

Казалось бы, перечень расходов для «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» закрыт (п. 1 ст. 346.16 НК РФ), однако анализ судебной практики свидетельствует о желании налогоплательщиков все же признать ряд «запрещенных» расходов в «упрощенной» налоговой базе. Рассмотрим возможность признания отдельных спорных расходов, исходя из разъяснений Минфина РФ и арбитражной практики.

Читайте также:  ИП является налоговым резидентом или нет

Плата за предоставление выписки из ЕГРЮЛ

В связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» пакет документов для подтверждения реальности хозяйственной операции расширился.

Стараясь проявить должную осмотрительность в выборе контрагентов, «упрощенцы» запрашивают выписки из ЕГРЮЛ. Согласно п. 23 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438), копии (выписки) документов предоставляются за плату — 200 руб. за каждый документ, за срочное предоставление информации — 400 рублей за каждый документ. При большом количестве контрагентов расходы на получение выписок могут составить немалую величину.

Несмотря на экономическую обоснованность указанных расходов, в перечне п.1 ст.346.16 НК РФ не нашлось места для подобных затрат. В связи с чем Минфин РФ сделал однозначный вывод — данная плата не является госпошлиной и налогоплательщик не вправе учесть ее в расходах (Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 г. №03-11-06/2/57).

Однако в случае предоставления выписки из ЕГРЮЛ в связи с судебным разбирательством затраты можно учесть как судебные расходы и арбитражные сборы (пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. №12).

В этой ситуации можно говорить о зеркальности налогообложения. Так, подлежащие уплате должником на основании решения суда, суммы возмещения затрат на плату за предоставление выписки из ЕГРЮЛ учитываются в качестве доходов (Письмо Минфина РФ от 17.05.2013 г. №03-11-06/2/17357).

Штрафы, пени и (или) иных санкции за нарушение договорных обязательств

В отличие от налогоплательщиков, применяющих общий режим, «упрощенцы» не могут признавать расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств (Письмо Минфина РФ от 09.12.2013 г. №03-11-06/2/53634). Причина — затраты, в виде санкций за нарушение договорных обязательств, не поименованы в закрытом перечне расходов, приведенных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Постановления ФАС Центрального округа от 05.03.2010 г. №А35-3674/07-С21, Поволжского округа от 07.05.2010 г. №А65-27157/2008).

Расходы на обеспечение работников питьевой водой

Поскольку «упрощенцы» в последнее время смирились с неизбежностью приобретения бутилированной воды за счет собственных средств, то судебных споров на данную тематику практически нет. Арбитражная практика (Постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2008 г. №Ф09-7032/08-С3, от 18.07.2007 г. №Ф09-5444/07-С3) прошлых лет свидетельствует о том, что данные расходы (при наличии документального подтверждения) являются обоснованными.

Расходы на приобретение кондиционеров, кулеров

Как и в случае с бутилированной водой, в закрытом перечне расходов «упрощенца» нет места для затрат на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (Письма УФНС РФ по г. Москве от 05.10.2007 г. №18-11/3/095267, Минфина РФ от 01.02.2011 г. №03-11-11/22). Как свидетельствует арбитражная практика, указанные расходы признаются только по основным средствам, используемым непосредственно в предпринимательской деятельности (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.11.2013 г. №Ф03-5382/2013, ФАС Поволжского округа от 12.01.2006 г. №А72-5872/05-6/477).

Таким образом, независимо от того, что установка кондиционера необходима для обеспечения оптимальных параметров микроклимата в рабочих помещениях, учет стоимости кондиционера в расходах на приобретение основных средств (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) вызовет претензии налоговых органов. Аналогичные проблемы в части признания расходов возникнут и в случае приобретения кулера, СВЧ, холодильника.

Расходы, связанные с разъездным характером работ

Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

  • расходы по проезду;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором (ст.168.1 ТК РФ).

Отметим, что расходы в виде компенсаций работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, напрямую не поименованы в перечне «разрешенных» расходов (п.1 ст. 346.16 НК РФ). По мнению представителей финансового и налогового ведомств, (Письма Минфина РФ от 25.10.2013 г. № 03-04-06/45182, от 16.12.2011 г. № 03-11-06/2/174, от 18.08.2008 г. №03-03-05/87, ФНС РФ от 04.04.2011 г. № КЕ-4-3/5226) расходы, связанные с разъездным характером работ, не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы.

Основной аргумент — данные компенсационные выплаты не являются элементом оплаты труда, поскольку в силу ст.168.1 ТК РФ относятся к компенсации затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей. И по аналогии приводится порядок признания подобных расходов для плательщиков налога на прибыль — возмещение работникам расходов, предусмотренных ст.

168.1 ТК РФ учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. А поскольку расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли по пп. 49 п. 1 ст.

264 НК РФ, не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, то «упрощенец» признать их не может.

Однако пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет учитывать в составе расходов на оплату труда компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2013 г. №А66-420/2013 отмечено, что к расходам на оплату труда, в частности, относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Следовательно, исходя из смысла положений ст. 168.1 ТК РФ во взаимосвязи с п. 3 и 25 ст.

255 НК РФ, спорные выплаты представляют собой начисления компенсирующего характера, обусловленные разъездным характером работы работников, размер которых установлен локальным нормативным актом. При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что данные выплаты подлежат включению в состав расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст.346.16 НК РФ.

Практические рекомендации

В трудовом и (или) коллективном договоре предусмотреть доплату (надбавку) за разъездной характер работы работника. Доплата (надбавка) может быть установлена в виде фиксированной величины, либо в процентах от оклада работника. В этом случае доплату (надбавку) можно учесть в составе расходов на оплату труда на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 26.03.2012 г. №03-04-06/9-76).

Расходы на подписку печатных изданий

Расходы на подписку периодических печатных изданий не поименованы в перечне «разрешенных» расходов, поэтому не учитываются в налоговых расходах (Письма Минфина РФ от 28.10.2013 г. №03-11-11/45487, от 10.08.2009 г. №03-11-06/2/151 и УФНС РФ по г. Москве от 01.12.2004 г. №21-09/77274). Некоторые суды рассматривают данные расходы в качестве материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Постановления ФАС Уральского округа от 11.01.2007 г. №Ф09-11283/06-С3, Поволжского округа от 30.10.2008 г. № А65-1419/2008).

Однако в составе налоговых расходов можно учесть затраты, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Так, например, аналогом печатного журнала «Главбух» является справочная система БСС «Главбух».

Заключив договор на приобретение и обслуживание (обновление) справочно-правовой системы, расходы можно учесть в налоговой базе. Иное дело, что стоимость справочно-правовых систем, как правило, выше печатных изданий.

Расходы на уборку офиса, благоустройство территорий

Расходы на уборку офисов и благоустройство территорий также напрямую не поименованы в перечне «разрешенных» расходов, поэтому не признаются в налоговых расходах (Письма Минфина РФ от 20.02.2012 г. №03-11-06/2/27, от 22.10.2010 г. №03-11-06/2/163, от 19.10.2010 г. №03-11-06/2/157, от 24.09.2010 г. №03-11-06/2/152).

Однако есть категория материальных расходов. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

Что представляют собой расходы на благоустройство территории? Определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве. Согласно разъяснениям Минфина РФ (Письмо от 27.01.2012 г. №03-03-06/1/35), налогоплательщикам следует руководствоваться общепринятым значением понятия «благоустройство территории». Под расходами на благоустройство территории понимаются затраты, которые связаны с созданием удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства территории, также к ним относятся расходы на устройство дорожек, скамеек, газонов, посадку деревьев, кустарников и цветов; возведение ограждения; устройство площадок и т.п.

Читайте также:  Где взять уведомление УСН

При разрешении в суде налоговых споров, связанных с затратами на поддержание территории налогоплательщика в надлежащем состоянии, судьи также признают правомерность отнесения расходов по уборке, благоустройству территории к материальным расходам (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Так, налоговые органы не признали в составе расходов предпринимателя затраты на выполнение работ по укладке брусчатки вокруг торгового цента и асфальтированию территории лесозаготовительной и лесоторговой баз. Но данные расходы судьи классифицировали в качестве материальных расходов, учитываемых на основании пп. 5 п. 1 ст.346.16 НК РФ (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 г. №А43-10855/2012). Услуги по уборке снега также можно отнести к материальным расходам производственного характера (Постановления ФАС Западно-Сибирского окурга от 03.02.2010 г. №А46-13159/2009, Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 г. №Ф08-2886/2008).

Несмотря на наличие положительной арбитражной практики, списание подобных расходов связано с налоговыми рисками.

Расходы в виде сумм безнадежных долгов

Проблема учета расходов в виде сумм безнадежных долгов вновь приобрела свою актуальность в связи с отзывом лицензии у некоторых банков. До момента ликвидации обслуживающего банка (завершения конкурсного производства) в учете «упрощенца» продолжают числиться «зависшие» платежи. Основанием для признания «зависших» платежей безнадежной задолженностью является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ликвидации банка.

Однако п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы в виде сумм списанных безнадежных долгов не предусмотрены, поэтому при определении налоговой базы сумма безнадежных долгов учитываться не должна (Письма Минфина РФ от 01.04.2009 г. №03-11-06/2/57, от 13.11.2007 г. №03-11-04/2/274).

Судебная практика подтверждает данную позицию (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 г. №17АП-12622/2009-АК).

Расходы на перевод жилого помещения в нежилое помещение

Расходы по реконструкции, проектным работам, переводу квартиры из жилого в нежилой фонд в п.1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, поэтому не подлежат учету в «упрощенной» базе (Письмо Минфина РФ от 07.08.2013 г. №03-11-06/2/31778).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2010 г. №А56-86276/2009 рассмотрена ситуация, когда физическим лицом было приобретено нежилое помещение для использования в предпринимательской деятельности до государственной регистрации в качестве ИП. Судьи отметили, что данный факт не может препятствовать ИП учесть данные расходы, поскольку помещение отвечает понятию основного средства, используемого налогоплательщиком непосредственно в своей профессиональной деятельности. Следовательно, на основании п. 1 ст. 346.16 НК РФ предприниматель вправе уменьшить полученные доходы на указанные расходы.

Расходы на аутстаффинг

Еще одним видом расходов, попавших под запрет, являются расходы на оплату услуг по предоставлению работников сторонними организациями (аутстаффинг).

Плата за технологическое подключение к электросети

Расходы в виде платы за технологическое присоединение реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается, к действующим электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением указанных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования. В связи с этим данные расходы не могут быть учтены в составе расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств по пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 17.02.2014 г. № 03-11-06/2/6268).

Расходы на проведение рекламных мероприятий

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в целях налогообложения учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст.

264 НК РФ.

К расходам организации на рекламу относятся расходы, указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ. По мнению Минфина РФ, расходы на проведение рекламных мероприятий (праздников, акций, программ лояльности) прямо не поименованы в п. 4 ст. 264 НК РФ и не указаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» не вправе учитывать названные расходы в целях налогообложения (Письмо от 20.01.2014 г. №03-11-06/2/1478).

Таким образом, Минфин РФ ограничивает применение пп.20 п.1 ст. 346.16 НК РФ перечнем рекламных расходов, приведенных в п.4 ст.264 НК РФ.

Расходы на приобретение продуктов для проведения бесплатных кофе-пауз

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Не учитываются для целей налогообложения расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, в частности, в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей. Исходя из этого, организации не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде стоимости продуктов для кофе-паузы, предоставляемых бесплатно (Письмо Минфина РФ от 04.09.2013 г. №03-11-06/2/36387).

Практические рекомендации

В случае если стоимость продуктов питания для проведения кофе-пауз будет включена в стоимость оказываемой услуги (например, при проведении семинаров, мастер-классов и подобных мероприятий), то расходы на приобретение можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (по аналогии с налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения — Письмо Минфина РФ от 13.08.2012 г. №03-03-06/1/406). В этом случае отсутствует факт безвозмездной передачи.

Стоимость реализованных деталей, полученных при демонтаже основных средств

Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

А стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и п.20 ст. 250 НК РФ (п.2 ст.254 НК РФ).

Однако Минфин РФ счел невозможным применение п. 2 ст. 254 НК РФ (в котором определяется налоговая стоимость выявленного имущества) в случае реализации материалов, полученных при демонтаже основных средств, поскольку ст.346.16 НК РФ не содержит ссылки на п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этого, материалы, полученные при демонтаже основных средств, не имеют стоимости приобретения, а значит при реализации указанных материалов стоимость, по которой они отражены в учете, не уменьшает налоговую базу по единому налогу (Письмо Минфина РФ от 31.07.2013 г. №03-11-06/2/30601).

Таким образом, по мнению финансового ведомства, при реализации этих материалов у «упрощенца» будет иметь место только доход (ст. 346.15 НК РФ), несмотря на то, что в аналогичной ситуации (товары, выявленные в ходе инвентаризации) «излишние» товары все-таки имеют налоговую стоимость (Письмо Минфина РФ от 24.05.2013 г. №03-11-06/2/18968).

Плата за право пользования земельным участком

Согласно п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок. При этом плата за пользование земельным участком может составлять значительную сумму. Однако такой вид затрат в закрытом перечне расходов не предусмотрен, а поэтому «упрощенец» не вправе учитывать плату за сервитут при расчете единого налога (Письма Минфина РФ от 22.01.2013 г. №03-11-06/2/10, от 02.07.2012 г. № 03-11-06/2/81, от 24.09.2009 г. №03-11-06/2/193).

Итак, мы проанализировали отдельные виды спорных расходов, проблема признания которых заключается в возможности их классификации в качестве «разрешенных» расходов.

Источник: rosco.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин