Существует множество причин для появления переплаты по страховым взносам. Одни из частых причин – это неверно прописан КБК в платежном поручении либо неправильно установлена облагаемая база. Чтобы зачесть данные переплаты фирма (или ИП), должна подавать специальное заявление. Наши специалисты подробно объясняют, как произвести оформление этого зачета переплаты на новом бланке, какие к нему нужно прилагать обязательные документы.
28.05.2014 Российский налоговый портал
- Пенсионный фонд (ПФР);
- Фонд соцстраха (ФСС).
Именно в эти ведомства и следует обращаться, когда обнаруживается переплата по страховым взносам (в зависимости от того, по каким видам взносов данная уплата совершалась).
Рассмотрим более подробно виды страховых взносов и ведомства, которые ними занимаются:
- Местное (территориальное) отделение ПФР (согласно регистрации фирмы или ИП) – занимается страховыми выплатами по обязательному пенсионному (в ПФР) и медицинскому (в ФФОМС) страхованию.
- Местное (территориальное) отделение ФСС (согласно регистрации ИП или фирмы) – контролирует выплаты, осуществляемые для соцстрахования в случае временной потери трудоспособности, материнства (в ФСС).
Зачет переплаты и его основные виды
Как уменьшить УСН на сумму страховых взносов у ИП в 2023г. на примере 1 квартала 2023г. Ставь лайк!
В ФЗ – Закон №212, статья № 26 – рассматривает не только порядок проведения зачета переплаты, но и его основные виды:
- В счет платежей, которые будут осуществлены позже.
- В счет погашения задолженности (пени, штрафам).
Естественно, эти виды также имеют свои индивидуальные особенности, которые необходимо обязательно учитывать. Например, состояние расчетов фирмы с внебюджетными фондами, которые касаются именно страховых выплат, то есть наличие конкретной задолженности по штрафам, пеням.
Как производить зачет переплат в рамках одного фонда
Зачет переплат по страховым выплатам в пределах одного фонда осуществляется согласно ФЗ – Закон №212, статья №26, часть 21. Рассмотрим на конкретном примере: фирма осуществила переплату в бюджет Пенсионного фонда по соответствующим взносам некоторую денежную сумму, то засчитать ее в ФФОМС она не сможет, так как эти выплаты относятся к медицинскому страхованию.
Еще до 2014 года в ПФР нужно было осуществлять перечисления двух видов – страховая и накопительная части трудовой пенсии. Как фирма, так и ИП, могут зачитывать возникшую переплату по этим взносам на протяжении 3-х лет (со дня образования суммы переплаты) – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 13. Из этого же документа следует, что можно производить взаимозачитывание денежной переплаты с накопительной части трудовой пенсии в счет недостачи по страховой части (соответственно, и наоборот). Подтверждением данных действий служат судебные решения: постановление №А41-21062/10 Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 года.
Предлагаем более подробно рассмотреть все нюансы данного взаимозачитывания переплат на конкретном примере. ООО «Праздник детства» совершило переплату по страховым выплатам в ПФР на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5000 рублей. Данное ООО может выбрать один из видов зачитывания этой переплачиваемой суммы или применить их вместе:
- Переплачиваемые средства направляются для погашения задолженности в ПФР по страховым выплатам (в том числе пеням, штрафам).
- Зачитывание переплачиваемой денежной суммы производится в счет платежей, которые будут осуществляться в бюджет ПФР (это обязательные пенсионные отчисления на страховую часть).
Как происходит зачет переплачиваемых денежных средств
Специалисты советуют обратить внимание на механизм зачитывания переплачиваемых денежных средств по страховым выплатам: он зависит, в первую очередь, от действий того сотрудника фирмы, который данную переплату зафиксировал. Это может быть либо бухгалтер, либо инспектор соответствующего фонда – ФСС или ПФР.
В первом варианте бухгалтер может обратить внимание на наличие переплаты при проверке данных бухучета. Эта сумма будет отражена в конечном сальдо по дебету 69 счета – «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению» (по соответствующему субсчету).
При этом фирма может производить зачет переплаченных денежных средств двумя путями:
- в счет будущих выплат;
- как погашение задолженностей по страховым выплатам.
Какой из них выбрать? Для этого нужно провести сверку расчетов с местным отделением соответствующего фонда – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 4.
Но бывают случаи, когда фирма не проводит подобную сверку, а сразу пишет заявление с просьбой произвести зачет страховых выплат. Тогда предложение о сверке исходит от инспекторов фонда – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 4. Это необходимо для того, чтобы получить фактические обоснования заявленной просьбы. Есть специальные формы актов, специально разработанные для совместной сверки расчетов – это 21-ПФР или 21-ФСС, которые утверждены приказом №712н Минтруда от 04.12.2013 года. Именно в данных документах следует отражать фактическую сумму задолженности по страховым выплатам, а также штрафам и пеням.
В случае подтверждения наличия подобного переплачивания, инспектор фонда может сам произвести ее зачет – ФЗ, Закон №212, статья №26, части 6,8:
в счет погашения имеющейся задолженности (по страховым выплатам, штрафам и пеням);
в счет осуществления будущих подобных выплат.
Но фирма может подать и такое заявление, в котором сама укажет вид желаемого зачета — ФЗ, Закон №212, статья № 26, части 6, 10. Именно так она сможет самостоятельно проконтролировать весь ход процесса зачитывания переплаченных денежных средств.
Заявление можно подавать согласно двум формам (они утверждены приказом №712н Минтруда от 04.12.2013 года) – 22-ПФР и 22-ФСС.
Во втором варианте, при обнаружении переплаты самим инспектором фонда, фирму должны поставить в известность об этом факте на протяжении десяти рабочих дней в письменном виде – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 3. Также в этом извещении будет указываться и желание инспекторов провести совместную сверку расчетов – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 4. Результаты данной процедуры обязательно фиксируются в акте – форма 21-ПФР или 21-ФСС. Именно от даты подписания данного документа зависит исчисление сроков зачитывания взносов.
Но подобная сверка может и не проводиться, когда у страхователя нет задолженностей по страховым выплатам (в том числе штрафам и пеням). В этом случае срок будет исчисляться с момента фиксации излишней переплаты или с момента написания соответствующего заявления с просьбой о зачете.
Инспекторы сами могут осуществлять зачет – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 6. Но переплата будет направлена в счет погашения задолженности по какому-либо из видов страховых выплат – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 8. Если еще останется некоторая денежная сумма, то ее засчитают в счет будущих аналогичных выплат. Чтобы подстраховаться, фирма может, все же, написать заявление с просьбой о зачете переплат и его выбранном виде.
Как производиться бухучет зачета переплаты?
В бухучете дополнительными проводками данный зачет переплаты не отражается. Учет производится только при следующей выплате страховых взносов.
Решение о зачете переплаты
Решение о зачете зафиксированной переплаты по страховым выплатам должно приниматься только инспектором (не зависит от того, кто выявил наличие переплаты денежных средств). Это должно быть сделано на протяжении десяти дней с того момента, как:
- Была зафиксирована переплата.
- Страхователем было подано заявление с просьбой о зачете выявленной переплаты.
- В случае проведения проверки, подписан акт сверки расчетов.
Об этом говорится в ФЗ – Закон №212, статьи №26 (часть 7) и №4 (часть 6). При этом в обязательном порядке в зависимости от фонда применяются две основных формы для фиксации данных решений – 25-ПФР, 25-ФСС (приказ №712н Минтруда от 04.12.2013 года).
Это же касается погашения штрафов и пеней, производимых за счет зачитывания переплаты – ФЗ, Закон №212, статья №26, части 9, 10.
Уведомление о факте зачета переплаты
Инспекторы фондов обязаны сообщать фирмам о факте зачитывания переплаты или отказа от данной процедуры на протяжении 5 дней с того времени, когда такое решение ними было принято – ФЗ, Закон №212, статьи №26 (часть 16) и №4 (часть 6). Данный документ должен быть вручен официальному представителю фирмы под расписку либо с помощью почты – заказное письмо (срок получения – 6 дней после отправки) – ФЗ, Закон №212, статья №26, часть 16.
Источник: taxpravo.ru
Зачет переплаты по страховым взносам
18 Июн 2014 | Статьи | Бухгалтер | 10 774 |
голосов: 1
Для осуществления зачета переплаты по страховым взносам компания или ИП должны подать специальное заявление.
Переплата по страховым взносам может образоваться по разным причинам. Довольно часто это следствие того, что в платежном поручении был указан неправильный КБК или неверно определена облагаемая база. Для зачета переплаты необходимо подать специальное заявление. О том как его оформить на новом бланке и какие документы к нему приложить рассказано ниже.
Куда обращаться для зачета переплаты по страховым взносам?
Уплату страховых взносов контролируют два ведомства — ПФР и ФСС России (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ . В зависимости от того, по какому виду взносов произошла переплата, необходимо обращаться в территориальный орган того или иного ведомства (таблицу ниже).
На обязательное пенсионное страхование (взносы в ПФР) | Территориальный орган ПФР по месту регистрации организации или предпринимателя |
На обязательное медицинское страхование (взносы в ФФОМС) | |
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (взносы в ФСС России) | Территориальный орган ФСС России по месту регистрации организации или предпринимателя |
Виды зачета переплаты
Порядок проведения зачета установлен в статье 26 Законa № 212-ФЗ. В этой статье установлены следующие виды зачета переплаты:
- в счет будущих платежей;
- в счет погашения задолженности по страховым взносам, пени или штрафам.
Применение каждого вида зависит от некоторых нюансов. В частности, от состояния расчетов с внебюджетными фондами по всем страховым взносам, а именно наличия задолженности по пеням и штрафам.
Зачет в рамках одного фонда
Осуществить зачет можно только в рамках одного внебюджетного фонда (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Это значит, что если, к примеру, у компании есть переплата в бюджет ПФР, то зачесть ее она сможет в счет предстоящих платежей по пенсионным взносам в бюджет ПФР или в счет погашения задолженности по пеням и штрафам в бюджет ПФР. Засчитать переплату, например, в ФФОМС не получится.
До 2014 года в бюджет ПФР работодатели перечисляли два вида страховых взносов:
- на страховую часть трудовой пенсии;
- накопительную часть трудовой пенсии.
Организация (предприниматель) вправе зачесть переплату по страховым взносам в течение трех лет со дня внесения излишней суммы. Об этом сказано в части 13 статьи 26 Закона № 212-ФЗ. Зачесть сумму переплаты на страховую (накопительную) часть трудовой пенсии в счет недоимки по накопительной (страховой) части можно. Это подтверждают и судебные инстанции (например, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 № А41-21062/10).
Пример
В ООО «Земля надежды» выявлена переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии в размере 8000 руб. Организация вправе выбрать один из видов зачета переплаты либо применить их одновременно:
- переплату можно направить на погашение задолженности в Пенсионный фонд по страховым взносам, пеням и штрафам;
- переплатa может быть зачтена в счет предстоящих платежей в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.
Механизм зачета переплаты
Обратите внимание, механизм зачета переплаты по взносам зависит от того, кто обнаружил переплату:
- бухгалтер компании;
- инспекторы ПФР или ФСС.
Бухгалтер может обнаружить переплату, проведя проверку данных бухгалтерского учета. Она отражается в виде конечного сальдо по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по соответствующему субсчету.
Компания может зачесть переплату либо в счет будущих платежей, либо пустить ее на погашение задолженности по страховым взносам. Определиться с тем, как лучше поступить, поможет сверка расчетов с отделением фонда (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Сверка даст объективную картину состояния расчетов.
Если компания не предложит провести сверку, а сразу напишет заявление о зачете страховых взносов, скорее всего, проведение сверки инициируют инспекторы (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), чтобы убедиться в обоснованности требований. Формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (формы 21-ПФР и 21-ФСС РФ) утверждены приказом приказом Минтруда России от 04.12.2013 № 712н . В них отражают сумму задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
Если сверка расчетов подтвердила наличие переплаты, инспекторы вправе самостоятельно ее зачесть (ч. 6 и 8 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ) в счет:
- будущих платежей;
- погашения задолженности по страховым взносам, пеням или штрафам.
Однако организация имеет право написать заявление и в нем указать вид зачета (ч. 6 и 10 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), не полагаясь на инспекторов. Это дает возможность самостоятельно контролировать процесс.
Заявления подают по формам, которые утверждены приказом Минтруда России от 04.12.2013 № 712н по платежам:
- в ПФР (пенсионные и медицинские взносы) — форма № 22‑ПФР;
- ФСС России — форма № 22-ФСС РФ.
Видеоинструкция как правильно заполнить новую форму № 22-ПФР
Если переплату обнаружат сотрудники ПФР или ФСС России, то в течение 10 рабочих дней они должны письменно известить об этом организацию (ч. 3 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Если инспекторы хотят провести совместную сверку расчетов, они укажут это в извещении о переплате. После этого может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам (ч.
4 ст. 26 Закона № 212‑ФЗ). Ее результаты оформляют актом по форме № 21-ПФР или № 21‑ФСС РФ. От даты подписания акта сверки зависит исчисление сроков зачета взносов.
Однако сверку могут и не проводить. Как правило, так поступают, если страхователь не имеет задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Тогда указанный срок исчисляют со дня обнаружения факта излишней уплаты (или со дня получения заявления о зачете взносов).
Осуществить зачет инспекторы могут самостоятельно (ч. 6 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). При этом, если у компании есть задолженность по данному виду страховых взносов (например, числится переплата по взносам в ФФОМС, но есть недоимка по пеням в этот же фонд), переплату направят в счет ее погашения (ч. 8 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Оставшаяся сумма будет зачислена в счет предстоящих платежей.
Однако, как и в предыдущем случае, для подстраховки организация может написать соответствующее заявление.
Зачет переплаты по страховым взносам не отражают в бухгалтерском учете дополнительными проводками. Ее учитывают при последующей уплате страховых взносов.
Вне зависимости от того, кто обнаружил переплату, решение о ее зачете принимают инспекторы. Специалисты ПФР и ФСС России должны принять решение о зачете переплаты в счет будущих платежей в течение 10 рабочих дней со дня (ч. 6 ст. 4 и ч. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ):
- обнаружения факта излишней уплаты;
- получения заявления от страхователя о зачете переплаты;
- подписания акта сверки, если она проводилась.
Формы решений № 25-ПФР и 25-ФСС РФ (в зависимости от ведомства, осуществляющего зачет) утверждены приказом Минтруда России от 04.12.2013 № 712н. Решение о зачете переплаты в счет погашения пеней (штрафов) работники фондов принимают в такой же срок. Так сказано в частях 9 и 10 статьи 26 Закона № 212-ФЗ.
Уведомление о факте зачета (отказа от него) сотрудники фондов должны сообщить компании в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения (ч. 6 ст. 4 и ч.16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Уведомление вручается представителю компании под расписку либо направляется по почте заказным письмом. В последнем случае будет считаться, что документ получен спустя шесть рабочих дней после отправки (ч.
16 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
голосов: 1
Источник: ecoplus-buh.ru
Проблемы возврата (зачета) переплаты по «прежним» страховым взносам
Как известно, с 1 января 2017 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – «страховые взносы») устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а их администрирование стало осуществляться налоговыми органами.
В этой связи возникла необходимость в установлении порядка распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 1 января 2017 года.
Законодатель предпринял попытку установить такой порядок. Однако в результате на практике возникли ситуации, когда плательщики не могут каким-либо образом распорядиться указанными излишне уплаченными страховыми взносами.
В этой связи хотел бы поделиться своим личным мнением относительно указанной попытки и того, к чему это привело.
Правовое регулирование отношений переходного периода
Нормативно-правовому регулированию отношений переходного периода посвящены положения Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее – «Закон № 250-ФЗ»).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 250-ФЗ с 01.01.2017 положения ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – «Закон №212-ФЗ»), ранее регулировавшие вопросы зачета и возврата страховых взносов, утратили силу. При этом в отличие, в частности, от порядков проведения контроля и представления отчетности, регулирование которых производится путем ссылки на законодательство о страховых взносах, действующее до вступления в силу указанного закона, порядок возврата страховых взносов установлен без отсылки к ранее действовавшему Закону № 212-ФЗ.
В частности, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов регулировался положениями главы 5 («Контроль за уплатой страховых взносов», ст. 33-39) Закона № 212-ФЗ, которая нормы о возврате страховых взносов (в частности, ст. 26 Закона № 212-ФЗ) не охватывала.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов предполагает мероприятия по проверке заявляемого плательщиком размера обязательств по уплате страховых взносов, и не включает в себя отношения по непосредственному распоряжению плательщиком имеющейся у него переплатой.
В связи с этим в ст. 21 Закона №250-ФЗ был предусмотрен специальный порядок распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами. При этом важно отметить, что такой порядок оказался урегулирован только в форме возврата.
В частности, указанная статья Закона №250-ФЗ предусматривает срок принятия решения о возврате по заявлению плательщика (10 рабочих дней), основания отказа в принятии указанного решения (возврат производится при отсутствии задолженности за периоды до 01.01.2017) и порядок его исполнения (орган внебюджетного фонда принимает решение о возврате, и направляет его для исполнения в налоговый орган).
Законодатель не установил порядок совместных действий органов ПФР и налоговых органов по осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017.
Таким образом, единственным возможным вариантом распоряжения излишне уплаченными за периоды до 01.01.2017 платежами по страховым взносам, оказался их возврат.
Подходы правоприменительной практики
При обращении плательщиков за возвратом излишне уплаченных страховых взносов в порядке ст. 21 Закона №250-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ стали отказывать в их возврате со ссылками на ч. 22 ст. 26 Закона №212-ФЗ.
Ранее положение ч. 22 ст. 26 Закона №212-ФЗ предусматривало, что возврат излишне уплаченных страховых взносов не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) ПФР на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Как отмечалось в судебной практике, действие ч. 22 ст. 26 Закона №212-ФЗ не распространялось на зачет (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2012 по делу № А42-5686/2011).
То есть, по мнению органов Пенсионного фонда РФ, несмотря на наличие специально установленного порядка распоряжения излишне уплаченных страховыми взносами за периоды до 01.01.2017, подлежат применению утратившие силу положения Закона №212-ФЗ, посвященные ранее действовавшему порядку возврата страховых взносов.
В этой связи органы Пенсионного фонда РФ стали приходить к выводу, что если излишне уплаченные страховые взносы изначально при подаче первоначальной отчетности были разнесены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, то такие взносы не могут быть возвращены.
В условиях отсутствия законодательно урегулированного порядка совместных действий органов Пенсионного фонда РФ и налоговых органов по осуществлению зачета излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017, плательщики оказались лишены возможности каким-либо иным образом распорядиться такой переплатой.
Попытки плательщиков добиться зачета указанных излишне уплаченных страховых взносов также приводят к отказам органов Пенсионного фонда РФ и налоговых органов в проведении такого зачета со ссылками на отсутствие законодательно установленного порядка его проведения с учетом того, что администрирование страховых взносов теперь осуществляют налоговые органы, и страховые взносы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, охватываются предметом налогового контроля и в этой связи не аналогичны прежним страховым взносам.
Что касается судебной практики, то арбитражные суды стали поддерживать выводы органов Пенсионного фонда РФ о невозможности возврата плательщикам излишне уплаченных страховых взносов за периоды до 01.01.2017 (см., например, судебные акты по делам №А50-23392/2017, А56-73893/2017, А56-67008/2017). Также можно встретить выводы и о невозможности зачета таких взносов.
При этом арбитражные суды в обоснование указывают, что распоряжение плательщиком излишне уплаченными страховыми взносами нарушает права застрахованных лиц. То есть, иными словами, желание плательщика вернуть свои денежные средства, которые были ошибочно перечислены в бюджет в отсутствие законных оснований, неправомерно, поскольку такие денежные средства должны учитываться в пользу застрахованных лиц при формировании их пенсионного капитала.
Последствия возникших проблем
Описанные подходы органов Пенсионного фонда РФ и арбитражных судов приводят к невозможности распоряжения плательщиками излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 01.01.2017 в случае, когда такие взносы были изначально разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
По сути, такая невозможность распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами вызывает вопрос относительно соблюдения в отношении плательщиков гарантированного Конституцией РФ права собственности на их имущество.
В соответствии с конституционно-правовыми позициями Конституционного Суда РФ, «в случае образования у налогоплательщика переплаты суммы налога на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания» (Определения КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, от 08.02.2007 года № 381-О-П).
Как отметил Конституционный Суд РФ, принудительное изъятие имущества в виде сумм фискальных платежей, осуществленное в ненадлежащей процедуре, нарушает конституционные гарантии защиты права собственности, закрепленные в ст. 8 и 35 Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П).
Таким образом, представляется, что складывающаяся практика лишения плательщиков возможности распоряжения излишне уплаченными страховыми взносами должна быть скорректирована путем предоставления плательщикам возможности распоряжения их излишне уплаченными страховыми взносами за периоды до 01.01.2017.
Источник: zakon.ru