Первая школа бизнеса (Уортоновская) была основана при университете Пенсильвания в США в 1881 г. В 1911г. при Гар вардском университете и в 1914 г. при Массачусетсском техно логическом институте создаются школы бизнеса — Гарвардская и Слоуновская, ныне одна из самых престижных в США и за рубежом.
В настоящее время ежегодно свыше 60 тыс. американ цев становятся дипломированными менеджерами, общее число менеджеров в Японии приближается к трем миллионам и, тем не менее, их постоянно не хватает. Капиталовложения в подго товку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая на прак тике свою эффективность.
Несмотря на специфику подходов к обучению в школах бизнеса, общей для них чертой становится перенос акцента на человека. Объем подготовки по психологи ческим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство находит свое отражение в «философии» ме-неджмента. Так, концепция известной американской корпора ции IBM основана на трех столпах веры: уважение к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы.
Бизнес в США. Открытие своей школы. Что для этого требуется?
Кандидат на получение сертификата менеджера в американ ских школах бизнеса должен продемонстрировать свою компе тентность в следующих тематических областях:
— понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязан ностей и стиля работы менеджера, четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления, способы повышения эффективности управления;
знание информационной технологии и средств коммуни кации, необходимое для управления персоналом, умение пись менно и устно выражать свои мысли;
компетентность в управлении людьми, отборе и подготов ке специалистов, способность к лидерству и нормализации ра бочих и личных взаимоотношений среди подчиненных;
знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами;
способность кандидата управлять ресурсами;
способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники;
способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем.
Как нетрудно увидеть, наряду с управленческой, правовой, экономической подготовкой большое внимание уделяется пси хологическому образованию слушателей.
Важной особенностью процесса обучения в Гарвард ской школе бизнеса является то, что его основу составляют рас смотрение и решение конкретных ситуаций.
Эта школа — един ственная в США, применяющая метод анализа ситуаций при изучении всех дисциплин, включая и теоретические.
Сущность этого метода заключается в том, что самому процессу выработки решения придается более важное значение, чем собственно ре шению. В учебный план двухгодичного обучения входят курсы: поведение членов организации (темы занятий: мотивация, пре одоление сопротивляемости к переменам и нововведениям, межличностные и межгрупповые конфликты, отношения меж ду начальником и подчиненными), проблемы организации (темы занятий: структура ответственности, оценка и подбор кадров, обучение и продвижение работников по службе). Лабораторная подготовка по психологии в Слоунов- ской школе бизнеса имеет целью изменение стиля поведения,- развитие сенситивносте, или «восприимчивости к окружающим». В основе такого обучения лежит включение членов группы в экспериментальную ситуацию, позволяющую им отрабатывать различные стили поведения и проверять их эффективность. Обес-печение обратной связи с другими членами группы позволяет человеку видеть себя со стороны так, как видят его другие, и тем
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ — БЕСПЛАТНЫЕ И ПЛАТНЫЕ РЕСУРСЫ В США
самым формировать у себя методы наиболее эффективного воз-действия на других людей. По сути дела, лабораторная подготов ка в Слоуновской школе бизнеса делает акцент на социально- психологический тренинг сенситивности, практикуемой сегод ня у нас в стране для повышения квалификации руководящих работников. В целом, тяготея к более традиционным лекцион ным формам обучения, в Слоуновской школе на занятиях по динамике групп, кадровой политике, поведению человека в ор ганизации используют разновидность метода ситуации — метод инцидента.
Учебный план четырехгодичной подготовки в Слоуновской школе бизнеса предусматривает курс по психологии со следую щими темами занятий: основы психологии личности, психоло гия социальных групп, теория организации и ее применение в науках о человеческом поведении.
В целом психологическая подготовка менеджеров в США осуществляется в условиях лекционного обучения, практичес ких занятий, самоподготовки.
Сюда входят изучение основных концепций в области орга низационного поведения, структур малых групп, мотивированщі персонала, разрешения конфликтов, оценки межличностных от ношений и принятия решений, стиля руководства.
Широко ис пользуются активные методы обучения: социально-психологи ческий тренинг, деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, мо делирование профессиональной деятельности. Психологическая подготовка представлена на всех уровнях подготовки и перепод готовки менеджеров.
Подготовка и формирование менеджеров в различных стра нах очень сближаются и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее время. Менеджмент как про фессия, как область знания становится поистине интернацио нальным. Освоение опыта управления каждой из стран, переда ча этого опыта — дело очень ценное и полезное, что начинают донимать все. И во всем этом многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается на иболее мощной управленческой цивилизацией. С другой сторо ны, слепо следовать методам американских теоретиков и реко мендациям их практиков было бы крайне ошибочно, так как они применимы только в условиях американского общества с разви тым рынком и зрелой демократией. Российская же действитель
ность по многим основным параметрам является диаметральной противоположностью не только американской, но и западно европейской цивилизации.
Следует иметь в виду, что за долгую историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления — т. е. воздействия на людей. Первое — это иерар хия, организация, где основное средство воздействия — отноше ния власти — подчинения, давление на человека сверху, с по мощью принуждения, контроля над распределением материаль ных благ, и т. п. Второе — культура, т. е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией групповые ценности, со циальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, ко торые заставляют вести себя так, а не иначе. Третье — это ры нок, т. е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на . отно шениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Необходимо понять, что современное российское общество, носящее переходный характер, является продуктом администра тивно-командной системы. Сутью же данной системы была иерар хия, носившая, так сказать, административный характер.
Все имело какую-то линию подчинения, вышестоящую ин станцию, а полномочия высшей исполнительной власти были практически ничем не ограничены. Одновременно с этим совет ское общество активно использовало и жесткую «культуру» в качестве мощного идеологического и психологического воздей ствия на своих членов. Рынок же, как универсальное средство воздействия на хозяйственную жизні^ всячески подавлялся.
Если полноценный рынок — это продукт зрелой цивилиза ции (правового государства), то современный российский ры нок можно назвать и «диким», и нецивилизованным. Поэтому очевидно, что американские советы по научному управлению, по формированию организационных структур и т. д. малопри емлемы в наших условиях.
Источник: finances.social
Бизнес-образование США
История МBА берет свои корни более ста лет назад, а точнее в 1901 году. Именно в этом году выпускники Дортмутского колледжа штата Нью Хэмпшир получили статус Master of Business Administration. Хотя на тот момент подобная запись в дипломе не так ценилась, как в современном предпринимательском мире. В Великобритании подобные программы по обучению бизнес-программ появились только через 66 лет, ну а Россия начала развивать бизнес-образование лишь после 90-х годов.
В 1906 году была открыта первая бизнес-школа в Гарварде, именно оттуда появился в 1908 году первый выпускник. В это же время в России было открыто Московское Высшее коммерческое училище.
Поэтому историки не сходятся в дате, которая считалась бы началом эпохи МBА-образования.
Ежегодно более 100 тыс. студентов выбирают США для получения бизнес-образования, и это вполне объяснимо: ведь около 60% ведущих мировых бизнес-школ сосредоточено именно тут. Бизнес-школы США признаны на мировом уровне, и образование, получаемое там, признается одним из лучших. Кроме того, выпускник, окончивший бизнес-заведение в США, получает некую гарантию того, что в будущем у него будет успешная карьера в бизнесе.
Самая первая бизнес-программа включала лишь бухгалтерские и экономические курсы. Многие уважающие вузы долгое время игнорировали курс МВА, утверждая, что это направление «торгашеское». Но время поставило все на свои места, и сегодня каждый 250 житель США имеет на руках диплом МВА.
Такое образование стоит достаточно дорого, но некоторые выбирают более легкий путь: они идут учиться в бизнес-школы, которые предоставляют так называемые «псевдо MBA» (junk-MBA). И хотя они не совсем соответствуют стандартам, спрос на них возрастает с каждым годом. Продолжительность обучения в таких школах гораздо короче (вместо 3-4, всего 1-2 года), а стоимость в разы дешевле. Такой вариант получения бизнес-образования выбирают не слишком заинтересованные люди.
Если же вы решили учиться в престижном аккредитованном МВА, то обратитесь в Американскую ассамблею школ бизнеса, Ассоциацию учебных заведений, присваивающих степень MBA или Европейскую систему улучшения качества. Именно эти организации производят аккредитацию учебных заведений, обеспечивающих качественное обучение МВА-программе. Тут вам предоставят максимум достоверной информации о той или иной школе бизнеса и о предоставляемых программах подготовки Master of Business Administration.
В 2004 году был опубликован рейтинг из 20 ведущих школ-бизнеса. И уже о многом свидетельствует то, что европейские и канадские школы занимают только 6 позиций, американские же заняли остальные 14.
На первом месте расположилась бизнес-школа университета Гарварда, второе – бизнес-школа Стенфордского университета, третье — школа Пенсильванского университета (Вартон).
Harvard Business School
Школа основана в 1908 году и сегодня является символом американского образования. Именно в этой школе заложены основы обучения по бизнес-кейсам, которое сегодня используется во всех МВА-школах мира. А количество выпускников Harvard Business School насчитывается 65 000 человек. Сильная сторона – менеджмент.
Stanford University GSB
Основана в 1925 году Гербертом Гувером, который позже стал 31 президентом США. Ежегодно сюда поступает 740 студентов. МВА-программы школы бизнеса Стенфорда имеют явный уклон в предпринимательство, поэтому выпускники школы становятся удачливыми бизнесменами.
University of Pennsylvania, Wharton
Преподавание бухучета и финансов в Вартоне давно славится, и именно поэтому школа прочно заняла третье место в рейтинге. Кроме того, преподавание по маркетингу и предпринимательству занимает вторую и третью позицию. Каждый год Вартон открывает свои двери 1130 студентам.
Да, действительно, тут имеют место жесткие правила поступления (идеальное владение языком и глубокое тестирование) и обучения, но это сполна компенсируется теми выгодами, которые впоследствии получают выпускники американских бизнес-школ.
Источник: youni.world
Бизнес-школа
Бизнес — школа является университетским уровнем института , который присуждает степени в области делового администрирования или управлении . [1] Бизнес — школа также может упоминаться как школы управления , управление школой , школы делового администрирования , или в просторечии б-школы или BiZ школы . В бизнес-школе преподаются такие темы, как бухгалтерский учет , администрирование , бизнес-аналитика , стратегия , экономика , предпринимательство , финансы , управление человеческих ресурсов , управление наука , информационные системы управления , международный бизнес , логистика , маркетинг , управление операциями , организационная психология , организационное поведение , общественные отношения , методы исследования , недвижимость и управление цепями поставок среди других.
Есть несколько форм бизнес-школ, в том числе школа бизнеса, бизнес-администрирования и менеджмента.
Первые бизнес-школы появились в Европе в восемнадцатом веке, а с начала девятнадцатого века их число увеличилось. [2] Как отмечает французский ученый Адриан Жан-Ги Пассан, самой старой бизнес-школой в мире по сей день является бизнес-школа ESCP, основанная в Париже в октябре 1819 года под названием «Специальная школа торговли и промышленности». , а затем — бизнес-школа Университета Ка’Фоскари в Италии, которая была открыта в августе 1868 года под названием «Высшая школа торговли Венеции». [3] Если в Европе бизнес-школы обычно считаются первыми учебными заведениями, в которых преподавали торговлю, то в самом начале XIX века именно инженерные школы давали коммерческое образование более высокого уровня, особенно в Пражском политехническом институте. (с 1806) и Венский политехнический (с 1815). [4]
Некоторые бизнес-школы строят свое обучение вокруг использования тематических исследований (то есть, кейсового метода ). Практические примеры использовались в высшем и бакалаврском бизнес-образовании почти сто лет. Бизнес-кейсы — это исторические описания реальных бизнес-ситуаций. Как правило, представлена информация о продуктах фирмы, рынках, конкуренции, финансовой структуре, объемах продаж, руководстве, сотрудниках и других факторах, влияющих на успех фирмы. Объем бизнес-кейса может варьироваться от двух-трех до 30 страниц и более.
Бизнес — школы часто получают тематические исследования , опубликованные в журнале Harvard Business School , INSEAD , London Business School , в Kellogg School управления в Северо — западном университете , то Росс школа бизнеса в Университете штата Мичиган , то Ричард Ivey Школа бизнеса при Университете Западной Онтарио , Школа Дардена при Университете Вирджинии , IESE , другие академические учреждения или информационные центры (например, The Case Center). Среди наиболее популярных тематических исследований Гарварда — Lincoln Electric. Co. [46] и Google , Inc. [47]
Источник: wblog.wiki