План непрерывности бизнеса образец

Данный пункт разрабатывается только на уровне ПИВ, в КИБ он имеет ссылочный характер.

Процесс управления непрерывным ведением бизнеса:

  1. описание рисков, их вероятностей, возможных последствий, включая идентификацию и расстановку приоритетов для критичных бизнес-процессов;
  2. описание ущерба в случае прерывания бизнеса и создание бизнес-целей для информационно-обрабатывающей системы компании;
  3. выбор подходящей схемы страхования, которая может являться одной из форм поддержки непрерывности ведения бизнеса;
  4. формализация и документирование стратегии ведения непрерывного Бизнеса, содержащей согласованные цели бизнеса и приоритеты;
  5. регулярное тестирование и обновление планов и процессов.

План непрерывности бизнеса:

  1. распределение ответственности и определение всех контраварияных процедур (порядок действий в аварийной ситуации);
  2. внедрение контраварийных процедур для восстановления систем в отведенный период времени; особое внимание уделяется оценке зависимости бизнеса от внешних связей;
  3. документирование всех процессов и процедур;
  4. соответствующее обучение персонала порядку действий в аварийных ситуациях, включая управление в кризисных процессах;
  5. тестирование и обновление планов.

Основы планирования непрерывности бизнеса:

  1. условия вступления планов в действие (как оценить ситуацию, кто в нее вовлечен);
  2. контраварийные процедуры, описывающие действия в случае инцидентов, представляющих опасность для бизнес-операций или/и человеческой жизни; процедуры должны включать в себя мероприятия по связям с общественностью и органами власти;
  3. процедуры нейтрализации неисправностей, в которых описываются действия по выведению жизненно важных бизнес-нужд или служб поддержки во временное альтернативное помещение и возвращение их в соответствующий период времени;
  4. процедуры восстановления, в которых описаны действия по возвращению к нормальному процессу бизнес-операций;
  5. действия по информированию и обучению, которые помогают персоналу понимать процесс обеспечения непрерывности бизнеса и гарантируют, что этот процесс продолжает быть эффективным;
  6. личная ответственность — кто именно отвечает за выполнение каждого компонента плана, с указанием дублирующих лиц.

Тестирование планов обеспечения непрерывности бизнеса:

  1. базовые тесты различных сценариев (обсуждение мероприятий по восстановлению бизнеса в случае различных ситуаций);
  2. моделирование (практический тренинг персонала по действиям в критической ситуации);
  3. тестирование технических мероприятий по восстановлению (для гарантии того, что информационная система будет эффективно восстановлена);
  4. тестирование технических мероприятий по восстановлению в альтернативном месте (запуск бизнес-процессов вместе с восстановительными мероприятиями вне основного места расположения);
  5. тесты систем и поставщиков услуг (гарантия, что внешние предоставляемые сервисы и продукты будут соответствовать контрактным обязательствам); б) комплексные учения (тестирование того, что компания, персонал, оборудование, информационная система могут справиться с нештатной ситуацией).
Читайте также:  Интервью как начать свой бизнес

Обеспечение и переоценка планов обеспечения непрерывности бизнеса — примеры ситуаций, когда требуется изменение планов в случае Обновления ОС, покупки нового оборудования и изменений:

  • в составе персонала;
  • адресах или телефонных номерах;
  • стратегии бизнеса;
  • местоположении и информационных ресурсах;
  • законодательстве;
  • подрядчиках, поставщиках и ключевых заказчиках;
  • процессах, при добавлении новых или’ снятии старых;
  • в рисках (операционных и финансовых).

Elsewhere

Pellentesque consectetur lectus quis enim mollis ut convallis urna malesuada. Sed tincidunt interdum sapien vel gravida. Nulla a tellus lectus.

Источник: www.audit-ib.ru

План «Б» для бизнеса

Что есть истинная непрерывность бизнеса? Даже самые защищенные системы и бизнес-процессы однажды могут не выстоять перед форс-мажорной ситуацией – будь то тайфун, пожар или человеческий фактор. Небольшие аварии часто приводят к отмене рейсов, остановке производств, сбоям работы серверов.

И хотя кажется, что вероятность наступления аварии невелика, ущерб может быть фатальным для компании любого масштаба. В результате страдает и бизнес, и клиенты. А если это корневой элемент какой-либо более масштабной рыночной цепочки, то еще и другие компании.

Останется лишь гадать, откуда «бахнет» и сколько это будет стоить. Но ведь можно не гадать, а подготовить план «Б». Но какой из? BCP или DRP ?

BCP (business continuity plan) – план обеспечения непрерывности бизнеса. Или иными словами – детальный план поддержания и восстановления бизнес-процессов после незапланированной остановки, который предполагает множество сценариев событий. BCP должен учитывать все – от простых инцидентов до ЧС, кризиса и форс-мажоров.

Частный и более технический случай BCP – план послеаварийного восстановления инфраструктуры или DRP (disaster recovery plan). На деле в этом плане учитывается любой ключевой элемент инфраструктуры вплоть до автомобиля. Но чаще всего речь именно об ИТ-инфраструктуре, так как ее отказ в обслуживании может стать критичным для бизнеса.

Оборудование в дата-центрах достаточно чувствительно к внешним факторам и при этом оно аккумулирует огромные объемы данных, зачастую очень ценные. Бэкапа данных и отказоустойчивой инфраструктуры с дублированием всех основных и сопроводительных систем ЦОДа может оказаться недостаточно. «Эффект бабочки» не церемонится ни с одной системой з ащиты, и известны случаи, когда в систему подачи энергии дата-центра влетал внедорожник, а аварийная система энергоснабжения не сумела продемонстрировать свои возможности из-за отказа вспомогательного оборудования – охладительных систем. Если у компании есть резервная инфраструктура, это еще полдела. Без плана послеаварийного восстановления и тестирования работы отказоустойчивой системы инвестиции в резервную инфраструктуру не отрабатывают на все 100%. Как говорится, на технологии надейся, но сам не плошай!

Читайте также:  Как украсть деньги в бизнесе

Документ DRP четко описывает последовательность действий по защите IT-инфраструктуры, устранению последствий аварии и восстановлению данных, списки ответственных сотрудников, их роли и обязанности.

DRP и BCP имеют много общего:

  • готовятся на случай кризисной ситуации или катастрофы;
  • служат для того, чтобы в кратчайшие сроки вернуть бизнес на рабочий уровень, предшествующий сбою;
  • содержат четкий набор инструкций и точное описание исполнителей;
  • должны максимально учесть все требования бизнеса и подобрать для его «ахиллесовой пяты» запасные решения;
  • должны периодически доказывать свою жизнеспособность на «учебной тревоге» и пересматриваться в случае капитальных преобразований в компании;
  • оба плана уникальны для каждой отдельной компании.

Но это не одно и то же

Если произошел отказ работы ИТ-инфраструктуры или ее элементов, DRP содержит инструкцию быстрого и поэтапного восстановления каждой отдельной подсистемы – регламент действий для ИТ-отдела. Надеемся, что работа бригады отлажена и восстановление доступности инфраструктуры по DRP будет быстрым, но в течение какого-то времени она все равно будет недоступна. BCP описывает план переезда на новую инфраструктуру, а также действия всей компании по поддержке этого процесса вплоть до предупреждения контрагентов и сотрудников с разъяснительной информацией при необходимости. В этом случае BCP включает в себя множество DRP .

BCP разрабатывается и тестируется представителями бизнеса в рамках всей компании (включая все офисы) совместно с внешними агентами, на которых завязан бизнес-процесс. BCP разрабатывается под все цепочки деятельности организации. В план попадают не только риски и угрозы, связанные с ИТ, а все что по оценке бизнеса может повлиять на работу организации.

Если в компании не предусмотрен план аварийного восстановления или ИТ-отдел недостаточно зрелый, BCP может содержать и информацию для восстановления бизнес-процессов, завязанных на ИТ-инфраструктуре. Но это частный случай. В большинстве своем эта роль принадлежит DRP – документу с инструкциями для ИТ-подразделения.

Читайте также:  Схема бизнес процесса 1с пример

Многие вендоры систем резервного копирования предлагают в документации варианты по организации аварийного восстановления сервера резервного копирования. DRP должен учитывать несколько сценариев развития событий по нарастанию ущерба (минимальный сценарный перечень: отключение электроэнергии, отказ сервера, пожар или разрушение здания).

План аварийного восстановления должен «видеть» инфраструктуру насквозь:

  • учитывать сетевую инфраструктуру (кабели, коннекторы, маршрутизаторы и др.);
  • систему безопасности (система доступа и информационная безопасность);
  • источники питания и защиты энергоснабжения (заземление, громоотводы, фильтры напряжения, ограничители);
  • климатические устройства (кондиционер, отопление, вентиляция);
  • технический и управленческий персонал;

…рассматривать ее на 360 градусов:

  • рабочее пространство (включая мебель, напольное покрытие и освещение);
  • коммунальные системы (водоснабжение, канализация, связь);
  • конструкцию здания (схемы с расположением ключевых элементов);
  • локацию инфраструктуры и ее ближайшее окружение (дороги, близость к емкостям с горючим);

…и учитывать ее работу в ретроспективе:

  • перенесенный опыт ранее случавшихся отказов (результаты расследования и выводы);
  • опыт и возможности реагирования со стороны контрагентов;
  • отраслевую практику устранения последствий аварий.

Для самостоятельного внедрения и разработки планов у компании должны быть «зрелые» бизнес и ИТ-процессы. Если это пока не так, то лучше начинать с самого значимого процесса, не пытаясь охватить всю деятельность организации и сложные для проработки сегменты. При создании плана можно «заимствовать» зрелые процессы и наработки у проверенных партнеров и провайдеров. Тестировать такое взаимодействие конечно тоже надо регулярно, но срок подготовки и ресурсы значительно короче тех, которые требуются для обеспечения результата только своими силами.

Для непрерывности бизнеса важны оба плана – и BCP , и DRP . Каждый из них берет под свою ответственность разные стороны бизнеса, при этом DRP является локальным ядром BCP . Составьте гибкий и понятный план со сценариями и инструкциями для персонала, регулярно делайте прогоны*, модернизируйте документы вместе с развитием бизнеса, и тогда можно играть с волей случая на равных.

* Пилотные прогоны выполняют еще одну важную функцию – выстраивают систему слаженных действий сотрудников и позволяют проявить находчивость в реальных условиях, даже когда ситуация вышла за рамки всевозможных планов и инструкций.

Источник: oncloud.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин