Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Планирование является частью системы управления предприятием и важнейшей функцией управления. Наиболее часто в практической деятельности используются такие понятия как бюджет, стратегический план, текущие и оперативные планы, бизнес-план.
Понятия «план» и «бюджет» хотя и имеют сходное применение, рассматриваются специалистами как самостоятельные. План рассматривается как предполагаемый набор действий, направленных на достижение поставленных целей, включая не только количественные параметры и оценки, но и описание процедур по достижению этих целей. Бюджет – это обобщенная детализированная стоимостная характеристика плана, содержащая сведения о доходах и расходах, поступлениях и выплатах, ресурсах и источниках их формирования. Поэтому бюджетное планирование можно рассматривать как планирование увязанных стоимостных показателей без описания процедур по их достижению.
БИСКИД-CBM-20: Управление строительным бизнесом. Приоритеты организационного планирования. Часть-1.
Стратегический план описывает миссию, цели, задачи, масштабы и сферы деятельности фирмы. По своему назначению и содержанию он сходен с бизнес-планом. Их общий признак – комплексность описания объекта и учет перспективы. Бизнес-план является частью внутрифирменного планирования, ориентируя предприятие на достижение стратегических целей.
Бизнес-план – это система организационно-правовых и планово-финансовых документов, необходимых для деятельности предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе и обоснования будущих управленческих решений. Однако в практике встречается бизнес-план инвестиционного проекта, который не вполне соответствует содержанию стратегического плана.
Текущий план является более детальным описанием части стратегического плана в пределах обозримого временного интервала (как правило, года). В литературе по отношению к нему встречается также определение среднесрочный. Для текущего плана характерно представление информации с разбивкой по кварталам или месяцам.
Оперативный план – это план реализации текущего плана в конкретные короткие периоды времени. Примерами таких планов можно назвать план закупок товаров, план продаж и план движения денежных средств на месяц, декаду, неделю. Если текущий план разрабатывается помесячно и содержит достаточно точные и подробные сведения, то применение оперативного плана сужается.
А при отсутствии в оперативном плане ежедекадной или еженедельной информации даже специалисты плановых служб перестают отличать его от текущего. На практике текущий и оперативный план выполняются обычно в формате бюджета, т.е. в основном в форме таблиц, включающих стоимостные показатели. И в этом может состоять одно из его отличий от стратегического плана.
Планирование занимает свое место в постоянном цикличном процессе управления, который включает следующие этапы: определение целей – разработка планов – реализация планов в хозяйственной деятельности – контроль и анализ выполнения плановых показателей – проверка и корректировка целей, прогнозов и планов.
БИСКИД-CBM-22: Управление строительным бизнесом. Приоритеты организационного планирования. Часть-3.
Начальным этапом формирования бюджета является установление прогнозных объемов продаж и цен на товары. Эти показатели должны быть определены из предварительных маркетинговых исследований или из раздела Маркетинг в составе бизнес-плана. Таким образом, бизнес-план и бюджет могут формировать единый контур планирования.
Остановимся на планово-отчетных документах финансового раздела бизнес-плана или бюджета с позиции их содержания и применения.
План прибылей и убытков (финансовых результатов) должен использоваться в следующих целях.
1. Определение размеров отчетной прибыли и предвидение сумм платежей по налогу на прибыль.
2. Определение размера прибыли, подлежащей распределению внутри организации, как официального источника развития.
3. Определение пороговых значений финансовых результатов, позволяющих предвидеть операционный и финансовый риск в деятельности организации, гибко реагировать на изменения на рынке, принимать обоснованные решения по привлечению заемных ресурсов.
План денежных потоков (Бюджет движения денежных средств) предназначен для:
· определения платежеспособности организации в ближайшие декады, месяцы, кварталы (критерий платежеспособности — положительные величины накопленных денежных средств);
· определения потребности в источниках финансирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе (в периоды с отрицательными величинами накопленных денежных потоков должно быть предусмотрено привлечение дополнительных источников финансирования);
· оценки эффективности комплекса мероприятий, осуществляемых организацией, в том числе и инвестиционных – для бизнес-плана (денежные потоки используются для расчета показателей чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности).
Плановый баланс (баланс активов и пассивов) предназначен для прогнозирования перспектив формальной устойчивости финансового состояния. Под формальной оценкой финансового состояния мы понимаем выводы, построенные на расчетах широко известных финансовых показателей (финансовой устойчивости, ликвидности, оборачиваемости, относительной прибыльности). Баланс также служит цели проверки точности взаимной увязки всех показателей, что особенно важно для общего бюджета.
Кроме этих трех основных форм нередко в бизнес-планах и общих бюджетах разрабатываются планы (бюджеты) налогов и инвестиционные планы (бюджеты). Все определяется масштабами этих областей планирования.
Источник: studopedia.su
Введение
В процессе управления предприятием, бизнесом важное место занимает бизнес-планирование. Знание подходов и методов составления бизнес-планов необходимо для менеджеров, маркетологов, специалистов антикризисной команды в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и в целом для планирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Важной задачей разработки бизнес-планов является привлечение и обоснование инвестиций, в том числе и зарубежных, необходимых для осуществления проектов технического перевооружения, реконструкции предприятий, производства новой продукции. В условиях рыночной экономики бизнес, чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, нуждается в планировании.
В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может существенно помочь в выживании предприятий, а в конечном счете — в достижении ими стабильно высоких результатов.
В наибольшей мере бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньшее право на ошибку. В условиях рынка и жесткой конкуренции предпринимателям и менеджерам этих предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства.
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует.
Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать 3-х или 5-ти летнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса. Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям: • выявлению целей бизнеса • оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса • созданию системы измерения результатов деятельности • предоставлению инструментария управления бизнесом • предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания. Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов.
1 Планирование как инструмент управления бизнесом
1.1 Основные понятия
Планирование — это ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников). Результатом планирования является план или система планов План — это документ, в котором зафиксированы плановые задания, определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и желаемые результаты деятельности.
Проект – это ограниченный во времени комплекс действий (работ, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем. Цель – это желаемое состояние (или результат), которого система стремится достичь в будущем.
Прогнозирование — это процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогноз — это результат предвидения, предсказания возможного хода событий в будущем, его позитивных и негативных черт. Система планирования — это совокупность элементов (информация, организация процесса и используемые процедуры планирования, постановка целей, принятие решений, распределение ресурсов и т.д.), интегрированных в упорядоченной структуре.
Источник: studfile.net
Планирование как функция управления предприятием
Планирование – создание будущего желаемого образа чего-либо и шагов по его достижению.
Планирование в организации представляет собой формирование организационного образа в будущем. Планирование является обязательной предпосылкой достижения организационных целей, так как позволяет сформулировать шаги по ее достижению. Это делает планирование одной из ключевых функций управления.
Замечание 1
Целью планирования является обеспечение достижения целей организации путем поэтапного выполнения поставленных задач.
Процесс планирования можно условно разделить на несколько этапов:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- Прогнозирование – рассмотрение возможных вариантов будущего, оценка рисков и вероятностей;
- Определение и выбор альтернативы развития компании;
- Формулировка целей;
- Разработка плана действий, необходимых для достижения целей, и графика соответствующих работ;
- Составление бюджета.
Виды планов
По степени охвата планы могут быть:
- Общими, которые охватывают деятельность компании целиком;
- Частными, которые охватывают некоторые отдельные сферы или виды деятельности.
По содержанию планирования планирование может быть:
- Стратегическим – нацеленным на поиск возможностей;
- Тактическим – призванным создать некоторые предпосылки;
- Оперативным – направленным на реализацию возможностей.
По предмету планирования его можно разделить на:
- Целевое – предназначенное для определения целей;
- Планирование средств – распределение различных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- Программное – схоже с целевым, но более низкого уровня, планирование шагов по достижению цели, составление программ;
- Планирование действий и мероприятий – еще более низкий уровень планирования, создание программы отдельного мероприятия или события.
«Планирование как функция управления предприятием»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Планирование можно также классифицировать по сферам применения (планирование производства, сбыта, персонала), по срокам (краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (от 1 до 3 лет), долгосрочное (более 3 лет)), по возможности внесения изменений (жесткое и гибкое).
Принципы планирования
- Принцип единства – рассмотрение организации как целостного организма, системы взаимосвязанных элементов, планирование деятельности которых оказывает влияние на другие элементы и деятельность компании в целом;
- Принцип участия – в процессе планирования должны принимать участие все лица, на которых оказывают влияние результаты этого процесса;
- Принцип непрерывности – планирование должно осуществляться на постоянной основе, что позволит реагировать на частые изменения внешней среды организации и корректировать план в соответствии с ними;
- Принцип гибкости – обеспечение возможности вносить изменения в результаты процесса планирования, вызванные изменениями внешней или внутренней среды или другой необходимостью;
- Принцип точности – конкретизация и детализация планов до того уровня, который позволен условиями деятельности компании и другими факторами;
- Реальность – планирование должно исходить из действительных условий деятельности компании и в его результатах должны получаться достижимые цели и планы;
- Обеспечение плановых заданий ресурсами – реализация плана невозможна без доступа к необходимым материальным, трудовым и финансовым ресурсам;
- Директивность – планирование должно быть направленным, за каждую часть плана должна быть определена ответственность.
Замечание 2
Соблюдение перечисленных принципов при планировании необходимо для эффективной реализации данной функции управления предприятием.
Источник: spravochnick.ru