Эксплуатационная программа является исходным разделом плана хозяйственной деятельности предприятия, которое предоставляет услуги по размещению туристов. Этот раздел подобен производственной программы любого предприятия, но отличается методологией разработки.
План эксплуатационно-финансовой деятельности предприятия гостиничного типа включает следующие разделы:
— эксплуатационная программа (программа использования номерного фонда);
— план дохода от эксплуатационной (основной) деятельности, дополнительных услуг и вспомогательных подразделений;
— план по труду и заработной платы;
— план расходов на гостиничные услуги (плановый смету расходов):
— план прибыли от всех видов деятельности;
— прогноз денежных потоков;
— план повышения качества эксплуатационной деятельности;
— мероприятия по обеспечению выполнения плана эксплуатационно-финансовой деятельности.
Эксплуатационная программа составляется с учетом количества мест для размещения (проживания) гостей, предусмотренной на плановый период. Она выражается в натуральных и стоимостных показателях. Натуральным показателем эксплуатационной программы является количество место-дней, а стоящим — выручка (доход) от реализации услуг по размещению клиентов.
Лекция 2 Бизнес планирование
Планирование эксплуатационной программы предшествует анализ, в процессе которого оценивается ряд показателей, характерных для оценки эксплуатационной мощности предприятия: это вместимость, пропускная способность и загруженность объекта размещения. Вместимость (емкость) объекта размещения выражается количеством спальных мест и рассчитывается по формуле
где Объем — емкость (вместимость) гостиницы, спальных мест;
N — количество номеров каждой 7-й категории;
Ч’м _ количество мест в каждом номере 7-й категории; n — количество категорий номеров.
Пропускная способность гостиницы определяется потенциальным количеством место-дней (место-дней) по формуле
где N мд — потенциальное количество место-дней в гостинице; Д — количество дней в периоде.
Этот показатель характеризует возможную пропускную способность гостиницы при условии полной загрузки всего номерного фонда. Исходя из потенциальной пропускной способности, рассчитывается плановое количество место-дней с учетом прогнозируемого количества посетителей отеля и плановых возможностей использования пропускной способности. Потенциальная пропускная способность служит верхней границей плановых показателей эксплуатационной программы гостиницы.
Показатели загрузки емкости отеля используются при анализе и обосновываются на плановый период. К этим показателям относятся:
1) уровень (коэффициент) загрузки отеля (Кзае), который рассчитывается по формуле
где — количество реализованных (планируемых) номеров;
Как открыть отель с нуля: кейс Green Flow
Л»^ — количество номеров, которые предлагались для продажи.
Этот коэффициент дает возможность сравнить уровень загрузки гостиницы за несколько лет, а также сопоставить с загрузкой других отелей с различными эксплуатационными характеристиками, в первую очередь, с конкурентами;
2) коэффициент загрузки номерного фонда гостиницы к»^в, который рассчитывается по формуле
где Чкл — численность клиентов, показывает сколько людей в среднем за определенный период проживало в каждом номере;
3) коэффициент использования спальных мест (К™к):
где 4™к — количество спальных мест, фактически использованных в определенном периоде;
т тем o o ~
Ч пот — количество потенциальных спальных мест в отеле.
Приведенные коэффициенты характеризуют эффективность использования емкости не только отдельных субъектов гостиничного хозяйства, а и имеющегося гостиничного фонда страны или региона.
В Украине коэффициент занятости гостиничных мест не достигает 30%, а в Греции, Испании — вдвое выше (60%).
Источник: studentopedia.ru
Система планов организации гостиничного сервиса
Экономическая политика предприятия сферы услуг представляет собой определение общей стратегии его развития и формирование тактических подходов к достижению поставленных целей.
Так, по экономическому содержанию можно выделить три группы планов:
— технико-экономические планы,
— бизнес-планы,
— инвестиционные проекты.
Технико-экономические планы предусматривают разработку планов, охватывающих все стороны деятельности гостиничного предприятия, начиная от процессов обслуживания клиентов и заканчивая планированием издержек и финансовых результатов от оказания услуг. Технико-экономические планы предприятия разрабатываются по всему кругу показателей деятельности, т.е. и количественных и качественных. Объектом при таком виде планирования является гостиница в целом. Период технико-экономического планирования колеблется в очень широком диапазоне от одного месяца до 5 лет.
Бизнес-планирование является особым видом планирования. Бизнес-планы разрабатываются в случае создания нового гостиничного предприятия, при обосновании заявок на кредиты и т.д.
По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели и задачи предприятия, его конкурентные позиции на рынке, объем предполагаемых финансовых ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, основные аспекты организации деятельности по выполнению услуг, а также оценка предпринимательского риска. Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности гостиничного комплекса и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка.
В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Бизнес-план является основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.
Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. В практике планирования деятельности гостиничных предприятий сферы услуг целесообразно выделить несколько типов бизнес-планов в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие:
1. Бизнес-план выхода на рынок нового предприятия, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия, для определения целей его развития, для решения проблем, с которыми предприятие будет сталкиваться при реализации своих целей и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Бизнес-план позволяет убедиться, что организация нового предприятия индустрии гостеприимства целесообразна и направлена на удовлетворение потребностей клиентов в качественных услугах и извлечение при этом прибыли.
2. Бизнес-план реализации новой дополнительной услуги, нового вида деятельностинеобходим для того, чтобы предприниматель мог реально оценить достоинства нового вида услуги (проектируемого вида деятельности) по сравнению с аналогами, имеющимися на соответствующем рынке, предусмотреть все возможные «подводные камни», которые могут возникнуть при выполнении новых видов услуг; попытаться застраховать свой бизнес от возможных рисков.
3. Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит довольно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
4. Бизнес-план заявки на кредит — разрабатывается с целью получения на конкурсной основе заемных средств, например, для пополнения оборотных средств предприятия или для реализации проектов по расширению сфер деятельности.
Инвестиционные планы — планы капитальных вложений, направляемых на создание новых и реконструкцию действующих предприятий сферы гостеприимства. Инвестиционные планы определяют наиболее выгодные направления долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, недвижимость и др. В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных планов.
По длительности планового периода различают следующие виды планов:
— стратегические планы,
— долгосрочные планы,
— среднесрочные планы,
Источник: helpiks.su
Глава 1 основы бизнес-планирования на предприятиях гостиничной индустрии
1.1. Бизнес-план-один из видов внутрифирменного планирования
- первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития фирмы;
- вторая функция планирования дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;
- третья функция — привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны;
- четвертая заключается в привлечении к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
В практике планирования деятельности предприятий сферы услуг целесообразно выделить несколько типов бизнес-планов в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие.
- Бизнес-план выхода на рынок нового предприятия сферы услуг,который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия, для определения целей его развития, для решения проблем, с которыми предприятие будет сталкиваться при реализации своих целей и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Бизнес-план позволяет убедиться, что организация нового предприятия целесообразна и направлена на удовлетворение потребностей клиентов в качественных услугах и извлечение при этом прибыли.
- Бизнес-план реализации нового продукта (услуги, работы, товара), нового вида деятельностинеобходим для того, чтобы предприниматель мог реально оценить достоинства нового вида услуги (проектируемого вида деятельности) по сравнению с аналогами, имеющимися на соответствующем рынке, предусмотреть все возможные «подводные камни», которые могут возникнуть при выполнении новых видов услуг; попытаться застраховать свой бизнес от возможных рисков.
- Инвестиционный бизнес-план,который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов.
- Бизнес-план финансового оздоровления,который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешне! равления его имуществом. Этот бизнес-план проходит до но длительный и сложный период согласования с кредито с собственниками неплатежеспособного предприятия. По согласования, структура бизнес-плана и методика его сс ления разработаны и утверждены Федеральным управл < по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий
5. Бизнес-план заявки на кредит — разрабатываете* лью получения на конкурсной основе заемных средств, н мер, для пополнения оборотных средств предприятия ил реализации широкомасштабных проектов развития дейс щих производственных мощностей.
Остановимся более подробно на характеристике 6v плана для вновь организуемых предприятий сферы услу разработке такого плана необходимо учитывать ряд уело
Во-первых, бизнес-план должен быть профессионал поскольку по содержанию, степени проработанности льных разделов судят о компетенции предпринимателя.
Во-вторых, бизнес-план должен быть простым, пон* и доступным для пользователя.
В-третьих, он должен быть составлен таким образок бы любой инвестор, потенциальный партнер мог легко оты в плане интересующие его разделы, части, пункты. Для понятного и наглядного восприятия информации целесос но использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.
В-четвертых, следует заручиться объективной оц бизнес-плана, чтобы ни один потенциальный инвестор ил] тнер не обнаружил какие-либо ошибки в расчетах.
В-пятых, необходимо контролировать распростра бизнес-плана, так как он может содержать конфиденциа.; информацию о бизнесе предпринимателя или группы пре, нимателей.
Учитывая функции бизнес-планирования, требой предъявляемые к разработке, можно сформулировать с ные задачи, которые решает бизнес-план предприятия с услуг:
- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности;
- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии;
- подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.
Таким образом, в рыночных условиях бизнес-планирование становится важнейшим видом внутрифирменного планирования. Бизнес-план — это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон деятельности предприятия сферы услуг. С помощью бизнес-планирования становится возможным получение необходимых инвестиций, оценка финансовых и социальных показателей, по которым предпринимателю можно достоверно судить о степени успешности собственного бизнеса. Разработка бизнес-плана заставит предпринимателя тщательно изучить каждый элемент его предполагаемого рискового занятия. Можно ожидать, что в ходе этого обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание.
Источник: studfile.net