Актуальность темы состоит в том, что налоговые доходы с физических лиц – это основная часть доходов государства, и в том, что проблема совершенствования налогообложения физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные налоги, которые взимаются с физических лиц и выработать ряд мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.
Введение
Глава I. Основные налоги, применяемые к физическим лицам.
Налог на доходы физических лиц.
Налог на имущество физических лиц
Земельный налог
Транспортный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Глава I I. Пути и способы совершенствования налогообложения физических лиц в России
Заключение
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский Торгово- экономический университет
Кафедра налогообложения и налогового менеджмента
по курсу: “Основы налогообложения”
“Особенности налогообложения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в Российской Федерации”
Выполнил: Кислицина Е.А
Проверил: Стаценко А.В.
Глава I. Основные налоги, применяемые к физическим лицам.
- Налог на доходы физических лиц.
- Налог на имущество физических лиц
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Глава I I. Пути и способы совершенствования налогообложения физических лиц в России
Социальные платежи. Изменения в порядок расчета социальных платежей!
Список использованной литературы
Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Государство зависит от налога так же, как водолаз зависит от шланга, подающего ему воздух. С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Налоги, по крайней мере, в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, приводящей экономику страны к краху, а ее население к обнищанию.
Налоги с физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально — экономических проблем в обществе.
Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Он еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывает существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
Актуальность темы состоит в том, что налоговые доходы с физических лиц – это основная часть доходов государства, и в том, что проблема совершенствования налогообложения физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать основные налоги, которые взимаются с физических лиц и выработать ряд мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.
Глава I. Основные налоги, применяемые к физическим лицам.
- Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.
Налог с физического лица — это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
Преимуществами НДФЛ являются:
· соотношение суммы налога не с усреднённым, а с конкретным доходом налогоплательщика (т.е. этот налог относится к группе личных налогов);
· основной способ взимания этого налога — у источника выплаты — является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет;
· налог в наибольшей степени отвечает основным принципам налогообложения — всеобщности, равномерности и эффективности. НДФЛ имеет ярко выраженный фискальный характер (формирование бюджетов всех уровней), кроме того, взимание этого налога имеет большие перспективы.
Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.
- распределительную;
- фискальную;
- контрольную.
Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налога в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, льготообразующих признаков объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
Согласно налоговому кодексу Российской Федерации налогоплательщиками признаются:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников РФ.
Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.
Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Следовательно, те физические лица, которые находятся в РФ менее 183 дней, не являются налоговыми резидентами РФ. Выделение двух категорий налогоплательщиков имеет значение для налоговой обязанности, поскольку налоговые резиденты несут полную обязанность, т.е. уплачивают налог со всех полученных доходов, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, несут ограниченную налоговую ответственность и уплачивают налог только с доходов, пученных на территории РФ.
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются и российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.
Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату:
— фактического завершения пребывания иностранного гражданина на российской территории в текущем календарном году;
— следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина;
— отъезда российского гражданина на постоянное место жительства за пределы России.
Для того чтобы определить период нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимо воспользоваться положениями статьи 6.1 НК РФ. В ней предусмотрено, что течение срока, который исчисляется годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определяет его начало.
Следовательно, фактическое нахождение на российской территории физического лица начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического лица за пределы территории России включается в количество дней его фактического нахождения на ее территории.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.
Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.
Шкала определения ставки плоская, т.е. ставка не зависит от величины налогов. Для всех налогоплательщиков применяется единый размер налоговой ставки — 13%.
Однако в отношении определенных доходов установлены иные налоговые ставки.
Ставки НДФЛ в Российской Федерации
Основные доходы (работа по найму, договоры подряда, сдача в аренду жилья)
· Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования
· Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров (за исключением жилищных кредитов)
· Страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения установленных размеров
· Стоимость выигрышей и призов сверх установленных норм
Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ
Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации
Льготы при исчислении налога на доходы физических лиц.
Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных направлениях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.
В НК РФ (ст.56) дается определение налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Источник: www.stud24.ru
Налоговый Кодекс РК
Статья 774. Плательщики единого совокупного платежа
1. Плательщиками единого совокупного платежа признаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
1) уплатили единый совокупный платеж;
2) не используют труд наемных работников;
3) оказывают услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, а также соответствуют требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, и (или) реализуют исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.
2. Размер дохода плательщика единого совокупного платежа, получаемого в результате осуществления видов деятельности, указанных в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, за календарный год не должен превышать 1175-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
3. Не признаются в качестве плательщиков единого совокупного платежа:
1) лица, осуществляющие виды деятельности, указанные в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, на территории объектов коммерческой недвижимости, а также торговых объектов, в том числе находящихся на праве собственности, аренды, пользования, доверительного управления;
2) лица, предоставляющие в имущественный наем (аренду) имущество, за исключением жилища;
3) лица, занимающиеся частной практикой;
4) иностранцы и лица без гражданства, за исключением кандасов;
5) лица, имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
6) лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
консультационные и (или) маркетинговые услуги;
деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
деятельность в области права, юстиции и правосудия;
деятельность по осуществлению цифрового майнинга и (или) обороту цифровых активов;
7) лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).
Для целей настоящего подпункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.
4. Физические лица признаются плательщиками единого совокупного платежа со дня, в котором произведена уплата такого платежа, до последнего дня месяца, за который производилась уплата единого совокупного платежа.
Сноска. Статья 774 с именениями, внесенными законами РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2021); от 20.12.2021 № 85-VII (вводятся в действие 01.01.2023); от 21.12.2022 № 165-VII (вводится в действие с 01.01.2023).
Источник: kodeksy-kz.com
Налоги и налогообложение
Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого созданы стационарно оборудованные места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Физические лица как налогоплательщики могут иметь различный статус:
- наемные работники, получающие заработную плату, вознаграждения и иные выплаты от работодателей;
- лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
- индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица);
- лица, использующие труд наемных работников;
- собственники имущества (движимого и недвижимого);
- авторы произведений науки, искусства, литературы и их правопреемники;
- законные представители (опекуны, усыновители);
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- иной статус в соответствии с законодательством РФ.
Важным признаком налогоплательщика является принадлежность его к резидентам или нерезидентам. На резидентов РФ распространяется полная налоговая юрисдикция. Другими словами, обязанность по уплате налогов распространяется на доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами. В отношении нерезидентов РФ действует ограниченная налоговая юрисдикция, которая означает, что требования по уплате налога возникают только в отношении доходов, полученных от источников, находящихся на территории РФ.
К резидентам относятся:
1) физические лица — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства — фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.
Нерезидентами признаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.
Важным для дальнейшего восприятия некоторых особенностей исчисления налогов является понятие взаимозависимости. В законодательной практике ряда зарубежных стран используется категория «консолидированный налогоплательщик». Ее образует группа юридических и физических лиц, объединенных между собой финансовыми, организационными и технологическими связями, в связи с чем к ним применяется специальный порядок или режим налогообложения. В налоговом законодательстве РФ введено понятие «взаимозависимые лица», которое достаточно широко используется в гражданском и антимонопольном законодательстве, где нередко используется также термин «аффилированное лицо».
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 НК взаимозависимыми лица являются в следующих трех случаях.
1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Таким образом, взаимозависимыми могут быть коммерческие и некоммерческие организации, участие которых осуществляется через приобретение акций акционерного общества, вложение в уставный капитал, внесение паевого взноса, управление организацией.
2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Последнее должно быть установлено законодательно либо уставными или внутренними документами и положениями организаций, наделяющих одно из лиц прямыми распорядительными полномочиями.
3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или усыновителя либо усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Здесь, в частности, следует отметить, что брачными признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи гражданского состояния, а отношения родства подразумевают наличие общего родственника и распространяются на родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, родных братьев и сестер (полнокровных и неполнокровных). Отношения свойства касаются мужа сестры, брата жены, сестры мужа, жены брата, мачехи и пасынка, отчима и падчерицы.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, поэтому, характеризуя далее права налогоплательщиков, следует проецировать их в полной мере и на налоговых агентов. Однако обязанности у налогоплательщиков и налоговых агентов несколько различаются.
Источник: isfic.info