3. Налогоплательщики. Исполнение обязанностей плательщика НДС лицами, освобожденными от его уплаты
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ).
Из этого следует, что организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям ст. 11 НК РФ, устанавливающей определение таких лиц, являются плательщиками НДС. Однако это не все.
Во-первых, п. 1 ст. 145 НК РФ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (если иное не предусмотрено другими положениями данной статьи Кодекса), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.
НДС. Суть и механика начисления. Краткий обзор налога.
Во-вторых, согласно абзацу второму п. 7 ст. 12 НК РФ установленные Кодексом специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13—15 НК РФ.
Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС.
Обратите внимание: п. 8, 13 ст. 1 Закона № 85-ФЗ в ст.
346.1 и 346.11 НК РФ внесены изменения, касающиеся налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения и являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Данными изменениями установлено, что вышеуказанные налогоплательщики должны исполнять обязанности по уплате НДС по операциям, осуществляемым в рамках вышеуказанных договоров в случаях, если на них согласно ст. 174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 146 настоящего Кодекса.
Как указывается в ст. 174.1 НК РФ, в целях главы 21 Кодекса ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым является российская организация либо индивидуальный предприниматель.
При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на вышеуказанного участника товарищества возлагаются обязанности плательщика НДС.
Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года.
Обратите внимание: по общему правилу, лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не являются плательщиками данного налога. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, не все так просто.
Единый налоговый платеж и единый налоговый счет для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
Актуальная проблема. Пунктом 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:
– лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
– налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
На практике может случиться так, что освобожденный от уплаты НДС налогоплательщик (например, применяющий упрощенную систему налогообложения) выставляет при реализации товаров (услуг, работ) покупателям счет-фактуру. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ, если лица, освобожденные от уплаты НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной в них суммой этого налога, они обязаны уплатить налог.
Но между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникают споры по вопросу применения положений п. 5 ст. 173 НК РФ. Рассмотрим эту ситуацию более подробно в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этих и последующих ссылках в данном издании на официальную позицию обращаем внимание читателей на следующее.
Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Данные определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Письмо не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, в связи с чем понятие «действующего» письма весьма условно.
Другое дело, что суды в некоторых случаях признают письма равными нормативно-правовым актам, а также признают некоторые из них недействующими. С этой точки зрения все нижеприведенные письма проверены и являются «действующими».
Официальная позиция. По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность, предусмотренная ст. 169 НК РФ, предъявлять покупателям счета-фактуры. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму НДС не выделяют и счета-фактуры не выставляют.
В письме Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-05-04/124 указано на то, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, счета-фактуры при осуществлении ими предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, не выставляют.
Согласно письму Минфина России от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33 в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
Такие выводы закреплены Минфином России и в письме от 23.03.2007 № 03-07-11/68.
Налоговые органы занимают по данному вопросу аналогичную позицию: в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога указанная в счете-фактуре сумма НДС подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 № 19-11/48885).
Следовательно, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС без последующей уплаты данного налога в бюджет подлежат привлечению к ответственности согласно ст. 122 НК РФ.
Однако в судебной практике отсутствует единая позиция по данному вопросу.
Судебная практика. По мнению некоторых судов, при применении ст. 122 НК РФ судам следует исходить из наличия у привлекаемого лица статуса налогоплательщика.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А17-1793/5-2006 суд пришел к выводу, что налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС, то есть вышеуказанная сумма налога не была его задолженностью в значении, придаваемом ст. 11, 44 и 45 НК РФ.
Учитывая, что на основании ст. 122 НК РФ к налоговой ответственности могут быть привлечены только налогоплательщики, а Кодексом ответственность за неуплату незаконно полученного и не перечисленного в бюджет налога не установлена, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в подобной ситуации.
В постановлении от 17.11.2006 № А29-13970/2005А ФАС Волго-Вятского округа также указал, что налогоплательщик, не являвшийся плательщиком НДС, был неправомерно привлечен к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ. Кроме того, суд отметил, что налогоплательщику были неправомерно начислены пени.
Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 № Ф04-7765/2006 (28634-А46-34), от 12.12.2006 № Ф04-8300/2006(29053-А27-27), от 20.11.2006 № Ф04-7742/2006(28606-А27-6), от 16.10.2006 № Ф04-6585/2006(27194-А45-6), № Ф04-4198/2006(27208-А27-31), от 29.08.2006 № Ф04-5400/2006(26554-А75-27), ФАС Уральского округа от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 19.09.2006 № Ф09-8329/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.
Кроме того, суды отмечают, что на налогоплательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, лежит только обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, что предусмотрено подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ [1].
Однако по вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к ответственности согласно ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет сумм НДС, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) в случае выставления таким налогоплательщиком счета-фактуры, в судебной практике существует и противоположная позиция.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения деяний (действий или бездействия).
Руководствуясь данной позицией Пленума ВАС РФ и учитывая, что на основании выставленных налогоплательщиком счетов-фактур покупатель вправе предъявить уплаченные ему суммы НДС к вычету из бюджета и при этом предполагается, что поставщик перечислил в бюджет полученный налог, суды приходят к выводу о наличии у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры обязанности по перечислению НДС в бюджет. Следовательно, по мнению судов, привлечение такого налогоплательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии вины обоснованно.
Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2006 № А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 отмечено, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате НДС, неисполнение которой влекло ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ. По мнению суда, неправомерное бездействие, выразившееся в неисчислении и неуплате суммы НДС при наличии соответствующей обязанности, повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС. Таким образом, суд признал правомерным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика в вышеуказанной ситуации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Такие выводы были также сделаны и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 № Ф08-3678/ 2005-1486А.
Очевидно, что все вышеприведенное можно применить и к ситуации, при которой налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счет-фактуру.
Актуальная проблема. Если налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, выставляет счет-фактуру, однако при этом не уплачивает соответствующие суммы НДС в бюджет, велика вероятность того, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы начислят налогоплательщику пени за несвоевременную уплату НДС. В данном случае судебная практика, как правило, на стороне налогоплательщика.
Судебная практика. По мнению судов, на лице, не являющемся плательщиком НДС, лежит обязанность по перечислению в бюджет выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, однако пени за его несвоевременную уплату начислению не подлежат.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2006 № А17-6893/5-2005 указано, что нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму НДС от покупателей собственной продукции, приобретает статус налогоплательщика. У него только возникает обязанность по перечислению в бюджет полученной суммы налога.
На основании анализа положений ст. 75 НК РФ суд пришел к выводу о том, что обязанность по уплате пеней также возникает только у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.
Суд установил, что в проверяемый налоговым органом период налогоплательщик по деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, уплачивал единый налог на вмененный доход; следовательно, он не был плательщиком НДС. Однако обязанность по уплате НДС возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур, в которых этот налог был неправомерно выделен.
С учетом вышеизложенного суд сделал вывод о том, что налогоплательщик не должен был уплачивать пени, и отказал в удовлетворении этой части требований налогового органа.
Аналогичные выводы приведены также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 № А17-5398/5-3-2005, 2052/5-2006.
Актуальная проблема. Возникновением риска привлечения к налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ и доначисления пеней налогоплательщику, освобожденному от уплаты НДС, но выставившему счет-фактуру с выделенной суммой налога, проблемы такого налогоплательщика не заканчиваются.
В арбитражной практике возникают налоговые споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности согласно ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по НДС в подобной ситуации.
Например, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п. 5 ст. 173 и 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае выставления покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС (см. письмо УМНС России по г. Москве от 14.11.2003 № 21-09/64172).
В случае неисполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик может быть привлечен, по мнению налоговых органов, к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ. Однако суды, как правило, отклоняют такие доводы налоговых органов как противоречащие положениям ст.
119 НК РФ и указывают, что применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), приведенных в п. 5 ст. 173 Кодекса, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено п. 5 ст. 174 НК РФ. Такие выводы выражены ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 29.11.2006, 22.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4257, от 22.11.2006, 15.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4265.
Аналогичной позиции придерживаются суды в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211, ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 № А12-4687/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2006 № А74-28/06-Ф02-2554/06-С1 и ФАС Уральского округа от 02.10.2006 № Ф09-8654/06-С1, от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.
Актуальная проблема. На практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают налоговые споры по вопросу о том, подлежит ли налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если при проведении мероприятий налогового контроля он не исполнил требование налогового органа о представлении документов по НДС в случае выставления в проверяемый налоговым органом период покупателям счета-фактуры.
Позиция судов по данному вопросу такова, что если налогоплательщик не является плательщиком НДС (или налоговым агентом), то обязанности по представлению соответствующих документов налоговому органу у него не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1 и ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2006 № А17-6892/5-2005.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- Зоология
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Научная литература — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Химия
- Хиромантия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.telenir.net
Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
2. Не применяется с 1 января 2017 г.
3. Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные указанным Федеральным законом и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с осуществлением мероприятий, определенных указанным Федеральным законом.
Комментарий к Статье 143 НК РФ
Статья 143 НК РФ определяет круг плательщиков налога на добавленную стоимость. Это организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, которые должны заплатить налог при перемещении товаров через таможенную границу России.
Определение организаций и предпринимателей приведено в ст. 11 части первой НК РФ.
Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств. Кроме того, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся бизнесом без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
И наконец, платить НДС при перемещении товаров через таможенную границу России должны лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Согласно ст. 320 Таможенного кодекса РФ плательщиком налогов по общему правилу является декларант. Однако есть случаи, когда в качестве плательщика пошлин, налогов, включая «таможенный» НДС, кроме декларанта могут выступать:
— таможенный брокер (представитель) — когда он оформляет таможенную декларацию и уплачивает таможенные пошлины, налоги. Конечно, если таможенный режим, определенный для декларирования товаров, предусматривает их уплату;
— владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
— лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, либо лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. Кроме того, при «незаконном» ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Другой комментарий к Ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации
При применении статьи 143 НК следует учитывать, что обособленные подразделения (филиалы, представительства и др.) плательщиками НДС не являются. Плательщиками НДС признаются создавшие их организации, которые уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС также представляются в налоговый орган по месту налогового учета головной организации. Об этом говорится в письме Управления ФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237.
Источник: nkodeksrf.ru
Налогообложение ОСН: краткое определение понятия, виды, особенности для различных форм организаций
Для бухгалтеров и предпринимателей ОСН – это не просто набор букв или непонятная аббревиатура. Это универсальный режим, определяющий налоговую нагрузку на предприятие. ОСН – общая система налогообложения, которая доступна для юридических лиц. В статье попробуем разобраться, в каких случаях ее применение оказывается выгодным предпринимателю, а когда использование данного режима является нецелесообразным.
Что такое ОСН
Тем, кто хотел бы узнать расшифровку ОСН, нет смысла листать талмуды Налогового кодекса России. Такое определение в главном фискальном своде страны отсутствует. В отличие от применяемых сегодня на территории РФ налоговых режимов, каждому из которых в указанном кодифицированном документе отведен отдельный раздел с соответствующим налогом и названием, под понятием налогообложения ОСН правильнее понимать совокупность этих налогов.
При этом общая система считается достаточно сложной для начинающих предпринимателей. Большинство из них принимают решение осуществлять свою деятельность в упрощенном налоговом режиме, который предполагает наличие двух разных моделей – УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы». Обе системы отличаются принципом определения налоговой базы, ставок и порядка расчета бюджетных сборов.
Особенности
Общая система налогообложения (ОСН) также известна как основная. Данный режим является универсальным, однако не самым популярным. Расшифровка ОСН определяет понятие налоговой системы как особой схемы начисления налога для субъекта хозяйственной деятельности.
Если организации и индивидуальные предприниматели, которые находятся на «упрощенке», платят один налог, который называется единым, то юридические лица обязаны вносить в государственный бюджет сразу несколько видов обязательных платежей:
- налоги на доходы предприятия (ставка 20 %), кроме нескольких категорий налогоплательщиков, имеющих льготы;
- налог на добавленную стоимость по ставкам 0 %, 10 %, 18 %;
- имущественный налог организации (до 2,2 %).
В отличие от крупных организаций, индивидуальные предприниматели обязаны регулярно отчислять:
- налоги на доходы физических лиц по ставке 13 % (для резидентов РФ);
- НДС по таким же ставкам, как и организации 0 %, 10 %, 18 %;
- имущественный налог физлиц по ставке не более 2 %.
Кому подходит
Большинство организаций для осуществления своей предпринимательской деятельности выбирает общую схему налогообложения (ОСН) не потому, что она является для них более удобной или выгодной, а потому, что по каким-либо причинам налогоплательщики перестают отвечать требованиям и ограничениям, предусмотренным льготной налоговой системой, либо изначально не удовлетворяли им. Возможность применять общий режим доступна предпринимателям, которые являются плательщиками НДС или имеют льготы по налогу на прибыль. Чаще всего выбор в пользу системы налогообложения ОСН делают медицинские или образовательные организации.
Нередкой является ситуация, когда начинающий предприниматель, не зная о существовании других, более выгодных для него систем (УСН, ПСН, ЕСХН, ЕНВД), осуществляет деятельность в общем режиме. Возможно, существуют еще какие-либо веские причины, по которым бизнесмены выбирают этот вид налогообложения. ОСН предполагает достаточно высокую налоговую нагрузку на предприятие, поэтому прежде чем соглашаться на данную систему, необходимо адекватно оценить финансовую состоятельность организации.
Главные преимущества
Как уже было отмечено, основной режим налогообложения (ОСН) предполагает огромную документальную и обременительную финансовую нагрузку на предприятие. Это основная причина, по которой общая система применяется в исключительных случаях. Чаще всего ее используют компании, которые не имеют оснований для того, чтобы осуществлять свою деятельность в одном из более комфортных налоговых режимов. И все же у традиционной системы налогообложения (ОСН) есть целый ряд преимуществ.
В первую очередь данный вид налоговой системы является универсальным, поскольку подходит для любых организаций и предпринимателей. ОСН не предполагает конкретных ограничений ни по одному из указанных критериев:
- виду деятельности;
- численности сотрудников;
- форме собственности;
- величине годового оборота;
- балансовой стоимости имущества;
- величине производственных мощностей и площадей;
- наличию структурных подразделений, официальных представительств.
Кроме того, применяемая система налогообложения ОСН дает возможность сократить один из налогов. Воспользоваться этим преимуществом могут те предприниматели, которые сотрудничают с плательщиками налога на добавленную стоимость. При этой системе налогообложения НДС уплачивается в бюджет, будучи уменьшенным на сумму налога, полученного от партнера-поставщика.
Помимо НДС, режим ОСН позволяет предпринимателю освободиться от налогов на прибыль. Однако такое право не является постоянным. От уплаты данного вида налога освобождаются индивидуальные предприниматели и организации, которые по итогам отработанного периода имеют отрицательный баланс.
Переход на ОСН с другого налогового режима
Начиная вести предпринимательскую деятельность и регистрируя свое предприятие в налоговой, никаких дополнительных действий совершать не нужно, если вы желаете работать по общему налогообложению. ОСН является основным режимом в России, действующим без ограничений вне зависимости от вида экономической деятельности. Для вновь созданных предприятий эта система начисления налогов применяется по умолчанию.
Если же вы собираетесь перейти на другой налоговый режим, необходимо в установленном порядке подать заявление в территориальное отделение ФНС. Сделать это можно в день регистрации юридического лица. В противном случае вам придется работать на общей системе налогообложения, что в большинстве ситуаций подобного рода оказывается абсолютно невыгодным для начинающих предпринимателей.
Автоматический переход на ОСН произойдет в том случае, если предприятие перестанет соответствовать требованиям выбранного льготного налогового режима. Например, бизнесмен работал на патентной системе, но забыл оплатить стоимость патента вовремя. В этом случае все доходы, которые предприниматель получит от патентной деятельности, будут облагаться обязательными сборами ОСН.
Система налогообложения УСН, в отличие от общего режима, имеет ряд ограничений по объему прибыли, количеству сотрудников, стоимости имущества и т. д. В случае превышения нормы любого из показателей предприятие лишается налоговых льгот. Именно поэтому все крупные компании предпочитают работать на ОСН. Они же, как правило, являются и плательщиками НДС. Система налогообложения, в которой таким предприятиям выгодно сотрудничать – это ОСН.
При этом важно помнить, что совмещать несколько налоговых режимов с общим нельзя. Например, налогообложение УСН и ОСН не может использоваться на одном и том же предприятии. Кроме этого, не подлежит объединению с основным режимом и ЕСХН. Организациям разрешено совмещать ОСН и ЕНВД. Налогообложение для частных предпринимателей имеет менее жесткие ограничения – им разрешено работать одновременно на трех режимах (ПСН, ЕНВД и ОСН), но только при условии, что все они применяются в отношении разных видов деятельности.
Налоги, которыми облагаются предприятия на ОСН
Большинство предприятий сферы малого бизнеса, работающих на упрощенной системе, не берут на работу штатных бухгалтеров. При УСН острая необходимость в постоянном сотруднике отсутствует, поскольку ведение учета и составление отчетности не представляют собой огромных сложностей. Организации, использующие общий режим налогообложения, без бухгалтерии не обходятся. Сложная налоговая нагрузка, которая ложится на плечи предприятия, требует ведения строгого и бесперебойного организационно-финансового учета. Каждый из налогов, который является обязательным для уплаты по системе ОСН, рассмотрим более детально.
Налог на прибыль предприятия
В данном случае налоговой базой считается прибыль предприятия. Чтобы узнать точную сумму, с которой будет удержан платеж, от доходов, полученных организацией, отнимают имевшие место расходы.
Доходы, которые учитываются при расчете налога на прибыль, подразумевают выручку от реализации товаров, предоставления услуг и внереализационные поступления. Что касается расходной части, то здесь споры бизнесменов и налоговиков не умолкают. Предметом дискуссий чаще всего выступают затраты, которые могли бы уменьшить налогооблагаемую базу.
Ведь чем больше убытков и издержек удастся подтвердить, тем меньше будет сумма налога. Именно поэтому ФНС придирчиво рассматривает обоснованность расходов предприятия. Затраты, о которых налогоплательщик заявляет, как о расходах организации, должны соответствовать двум критериям – быть экономически обоснованными и иметь документальное подтверждение.
В первую очередь важно доказать, что средства были потрачены исключительно для получения прибыли. Однако как быть, если расходы являются рациональными, но в итоге предприятие не получило прибыли? Данный вопрос неоднократно становился поводом судебных разбирательств. Стоит отметить, что правосудие нередко принимает сторону бизнесменов, поддерживая принципы свободной торговли.
По мнению судей, налогоплательщик должен иметь возможность и право самостоятельно оценивать эффективность своего бизнеса. В любом случае организации нужно всегда быть готовой к тому, что налоговая инспекция захочет оспорить расходы, указанные в отчетах, посчитав их необоснованными.
Остро стоит вопрос документального подтверждения затрат при расчете налога на прибыль. Доказать факт проведения финансовых операций можно только с помощью первичной документации (кассового ордера, актов, накладных, справок и др.), а также счетов-фактуры и договоров. Любые погрешности или ошибки в заполнении оправдательных документов могут привести к тому, что налоговики не посчитают расходы официально подтвержденными.
В большинстве случае применяется 20 % налоговая ставка для исчисления данного сбора. Для организаций в сфере образования и здравоохранения предусматривается льготная ставка, размер которой составляет 0 %. Однако для некоторых предприятий устанавливается и другой тариф налога на прибыль — 30 %. Это касается налогообложения дивидендов, полученных предприятием от участия в других компаниях. Размер и порядок установления налоговой ставки регламентируется статьей 284 НК РФ.
Налог на доходы физических лиц
В большей степени речь идет о налогообложении для ИП на ОСН. НДФЛ – это относительно сложный обязательный платеж, который распространяется на прибыль обычных граждан. Ставки, применяемые для расчета по НДФЛ, находятся в пределах 9-35 %, причем по каждой из них предусматриваются отдельные условия применения.
Так, например, налог на доходы физлиц по своему принципу является аналогичным налогу на прибыль предприятия. Однако для граждан установлена ставка не 20 %, а 13 %. Частные предприниматели, которые находятся на общей системе налогообложения, также имеют право произвести профессиональный налоговый вычет и уменьшить сумму прибыли, полученной от ведения бизнеса, на обоснованные и подтвержденные документально затраты. Если же доказательств расходов нет, налоговую базу допускается сокращать не более чем на 20 %.
Кроме того, рассчитывая размер НДФЛ, важно точно знать, является ли налогоплательщик резидентом РФ или нет. Этот статус является определяющим для выбора налоговой ставки. Быть признанным в отчетном периоде налоговым резидентом лицо может быть только в том случае, если оно фактически находилось на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение года. Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30 %.
Имущественный налог
Обязательные сборы, которые необходимо вносить в государственный бюджет, необходимо платить за свое имущество как физическим лицам, так и предприятиям (ИП, ЗАО, ОАО, ООО). Налогообложение ОСН не устанавливает четкой разницы между ними.
Объектом, с которого нужно платить налог организации, считается движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе компании как основной капитал. При этом недвижимость, включенная в первые две амортизационные группы, согласно Классификации основных средств, исключена из налоговой базы принятием соответствующих изменений в 2013 году. В данном случае сумма платежа рассчитывается по среднегодовой стоимости имущества и максимальной ставке, не превышающей 2,2 %.
При налогообложении имущества физлиц учитывается только недвижимость. Частным предпринимателям, которые находятся на ОСН и используют в своей деятельности собственную недвижимость, имущественный налог придется оплачивать на таких же основаниях, что действуют и для граждан. На специальных налоговых режимах ИП могут быть полностью освобождены от уплаты сбора в отношении имущества, применяемого в коммерческих целях. На общей системе подобные льготы не предоставляются, а налоговая ставка не может превышать 2 % от инвентаризационной стоимости объекта.
НДС для компаний и частных предпринимателей
Этот налог является самым сложным для понимания простыми гражданами. Непросто приходится и специалистам в процессе составления отчетов, уплаты и возврата налога на добавленную стоимость. Несмотря на необходимость уплаты этой пошлины предприятиями, налогообложение в какой-то мере носит косвенный характер, поскольку в конечном счете бремя в виде НДС несут конечные потребители рынка. Устанавливается НДС на территории России в следующих случаях:
- при продаже товаров, выполнении работ или предоставлении услуг;
- при бесплатной передаче товаров или оказании услуг;
- при переходе имущественных прав;
- при выполнении строительных и монтажных работ для собственных потребностей;
- при выдаче товаров, работ или услуг для личных нужд;
- при ввозе товаров зарубежного производства.
Налоговой базой для расчета налога на добавленную стоимость считается цена реализуемых товаров и предоставленных услуг. При этом допускает уменьшение полученной суммы за счет применения налоговых вычетов, которые предъявляются поставщиками импортных товаров или оплачиваются при пересечении российской границы. Ставки, установленные для расчета НДС, могут составлять 0 %, 10 %, 18 %.
В соответствии со статьей 145 НК РФ, освобождаются от уплаты НДС компании и частные предприниматели, которые получили за последние три месяца невысокую выручку от продажи товаров, оказания услуг. Если в совокупности она составила не более двух млн руб., юридическое лицо имеет право не платить НДС.
Периоды отчетности и оплаты НДС
Так называемый налоговый календарь для предприятий, находящихся на общей системе налогообложения, состоит из нескольких этапов. Все платежи должны осуществляться организациями в соответствии с определенным графиком. За просрочку полагается штраф.
Например, налоговую декларацию по НДС нужно подавать ежеквартально, но не позднее 25-го числа месяца, который следует за отчетным периодом. Например, за первый квартал, который длится с первого дня января по конец марта, нужно платить не позже 25 апреля, за второй – не позже 25 июля, за третий и четвертый – до 25 октября и 25 января, соответственно.
Отличается и порядок уплаты НДС. Сумма пошлины, рассчитанная за отчетный период, делится на три равные части, каждая из которых вносится налогоплательщиком в течение трех месяцев следующего квартала, но не позднее 25-го числа каждого из них. Например, по итогам третьего квартала налог на добавленную стоимость составил 60 тыс. рублей. Эта сумма делится на три равные доли по 20 тыс. руб. и уплачивается не позднее 25 октября, 25 ноября и 25 декабря.
Когда платить налог на прибыль
Этот вид платежа касается только тех предприятий, которые осуществляют деятельность при налогообложении ОСН (логистические компании, туристические операторы, крупные коммерческие организации и др.). Подготовка и сдача декларации, уплаты пошлины на прибыль происходит по достаточно сложному алгоритму и зависит от применяемого способа перечисления авансовых сумм. Для компаний, квартальный доход которых составляет не менее 15 млн руб., действует график уплаты с трехмесячным перерывом. Платить налог и сдавать отчетность требуется не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. По итогам календарного года декларацию подают не позднее 28 марта.
Для организаций, которые начисляют авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, установлен иной порядок: декларации нужно подавать ежемесячно, не позднее 28 числа следующего месяца. При этом порядок учета авансовых платежей по налогу будет отличаться. Если в первом случае предприятия ежеквартально рассчитывают налог для отчета и при необходимости пересчитывают сумму, то во втором авансовые платежи осуществляют, исходя из фактической прибыли.
Налог на имущество предприятия
Отчетным периодом для этого налога является первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Декларацию важно подать не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть до 30 апреля, июля, октября и годовой отчет не позднее 30 января. При этом местные власти имеют право исключить промежуточные отчетные периоды, позволив организациям подавать отчетность только по итогам года.
По аналогичному графику осуществляется и оплата налоговых платежей, но точные сроки закрепляются на региональном уровне. Если местными законами отчетные периоды не установлены, налог платится один раз за весь год.
Источник: fin-az.ru