1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Кто не является плательщиком НДС
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Реализация с НДС при применении УСН в «1С:Бухгалтерия 8.3»
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарии к ст. 346.11 НК РФ
ФНС России в письме от 06.05.2008 N 03-1-03/1925 пришла к выводу, что суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885.
Однако в письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 изложена противоположная позиция, а именно в случае, если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то вычет сумм налога на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.
Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09).
Минфин России в письме от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271 разъяснил, что при совмещении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с упрощенной системой налогообложения доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, определяются с применением кассового метода.
В связи с тем что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы определяются нарастающим итогом с начала года, доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, указанном выше, также необходимо определять нарастающим итогом с начала года.
Следует учитывать, что организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся субъектом упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком только тех налогов, которые прямо указаны в статье 346.11 НК РФ. Об этом говорит и Минфин России в письме от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
Из пункта 4 статьи 346.11 НК РФ также следует, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Источник: zknrf.ru
Плательщики усн не являются плательщиками ндс
Шестакова Е. В.,
к.ю.н., генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»
Когда упрощенец отчитывается по НДС
и налогу на прибыль?
Особенности налогового агента по уплате НДС
В ряде случаев «упрощенец» выступает в качестве налогового агента (ст. 161 НК РФ).
Аренда или приобретение имущества |
Организация оплатила аренду государственного или муниципального имущества, арендованного у органа власти (но не у ГУП, МУП или учреждения) |
Оплатила имущество, приобретенное у органа власти (но не у ГУП, МУП или учреждения) |
Сделки с иностранными компаниями |
Организация купила у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, товары на территории РФ или работы (услуги), местом реализации которых признается территория РФ |
Организация выступает как посредник иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, участвующий в расчетах, получила аванс или отгрузила товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ |
Что нужно сделать, если компания выступает в качестве налогового агента? Во-первых, необходимо установить место реализации, особенно это актуально для операций с иностранными контрагентами. Согласно п.п. 1, 2 ст.
161 НК РФ обязанности налогового агента возникают при приобретении товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС, у налогоплательщиков – иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика. Место реализации товаров определяется в порядке, установленном ст. 147 НК РФ, а работ и услуг – в порядке ст. 148 НК РФ.
Следует помнить, что место реализации прав на патенты, лицензии, торговые марки, авторские и иные аналогичные имущественные права определяется по правилам ст. 148 НК РФ.
Местом реализации признается Российская Федерация: 1) товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется; 2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Местом реализации услуг являются услуги и работы: 1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде; 2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание; 3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта; 4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА Российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, приобретающая такие услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость не является и, соответственно, исчислять и уплачивать этот налог при перечислении денежных средств иностранной компании не должна. — Письмо от 24.11.2016 № 03-07-08/69349.
Что касается иных вычетов налога на добавленную стоимость, в том числе налога, уплаченного в качестве налогового агента в соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ, то право заявлять их в течение трех лет НК РФ не установлено. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные ст.ст.
171 и 172 НК РФ (письмо Минфина России от 17.11.2016 № 03-07-08/67622). Во-вторых, нужно рассчитать сумму налога. Пример 1. Общество с ограниченной ответственностью «Бета-контакт» приобрело у иностранной компании, не имеющей представительства в Российской Федерации, какао-порошок стоимостью 354 000,00 руб. Следовательно, необходимо начислить НДС в размере 54 000,00 руб.
Сумма арендной платы – 100 000 руб. Сумма НДС – 18 000 руб. Пример 2. Общество с ограниченной ответственностью «Детские игрушки» приобретает детские коляски у иностранной компании, которая не имеет представительства в РФ. Сумма договора 1 200 000 руб. В отношении детских колясок применяется ставка 10%. Сумма налога составляет 120 000 руб.
Налог нужно уплатить вне зависимости от санкций. В определении Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Дизайн-группа «Интерьер Флора» на нарушение конституционных прав и свобод п. 3 ст. 161 НК РФ» Конституционный суд РФ указал, что ответственность применяется независимо от того, была или не была соответствующая сумма удержана налоговым агентом у налогоплательщика. В соответствии с п. 5 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ При приобретении имущества должника, признанного банкротом и не являющегося налогоплательщиком НДС (например, в связи с применением УСН), покупатели такого имущества налоговыми агентами не являются.
В-третьих, необходимо составить счет-фактуру. Количество экземпляров счетов-фактур различается в зависимости от ситуации. Например, если речь идет об аренде государственного имущества, то счет-фактура оформляется в одном экземпляре и остается у налогового агента.
А вот если речь идет об оформлении счета-фактуры посредником при приобретении товаров у иностранной организации, то счета-фактуры оформляются в двух экземплярах. При приобретении или отгрузке товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, счета-фактуры можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, письмо Минфина от 19.03.2014 № 03-07-09/11822).
В-четвертых, необходимо отразить в книге покупок и продаж. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом единой регистрации подлежат счета-фактуры (в том числе корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Регистрации в книге продаж подлежат составленные и(или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость. Налоговые агенты регистрируют в книге продаж счета-фактуры, составленные при исчислении налога (при осуществлении оплаты или частичной оплаты, в том числе с применением безденежных форм расчетов, в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или при приобретении товаров, работ, услуг). Приведем пример фрагмента заполнения счета-фактуры.
Какао- порошок (мешок, 25 кг) | 796 | шт. | 500 | 600,00 | 300 000,00 | Без акциза | 18/118 | 54 000,00 | 354 000,00 | 276 | Германия | 10009080/ 130713/ 0004427/1 |
Всего к оплате | 300 000,00 | X | 54 000,00 | 354 000,00 |
Пятым действием является заполнение данных в счете-фактуре. Все налоговые агенты должны заполнять разд. 2 декларации по НДС. В нем указывается сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом. Налоговые агенты, которые одновременно являются плательщиками НДС (либо обязаны уплатить НДС в соответствии с п. 5 ст.
173 НК РФ), декларацию должны представлять в электронной форме (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ). Налоговые агенты, которые плательщиками НДС не являются либо освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, в некоторых случаях могут подавать декларацию по НДС на бумажном носителе (п. 3 ст. 80, п. 5 ст.
174 НК РФ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами, не принимаются к вычету, если налоговыми агентами являются организации и ИП, применяющие УСН, так как приобретения не используются в облагаемой НДС деятельности.
Раздел 2 заполняется следующим образом:
В строке 020 | наименование лица, по операциям с которым вы признаетесь налоговым агентом |
В строке 030 | ИНН лица, указанного в строке 020 (при наличии). Если вы заполняете раздел по иностранному продавцу, у которого нет ИНН: — в декларации, сдаваемой на бумаге, в строке 030 поставьте прочерк; — в декларации, сдаваемой в электронном виде, строку 030 оставьте пустой |
В строке 040 | КБК (182 1 03 01000 01 1000 110) |
В строке 050 | ваш код по ОКТМО |
В строке 060 | сумму НДС к уплате |
В строке 070 | код операции. Взять его нужно из разд. IV Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации. Например, при аренде или покупке имущества у органа власти указывайте код 1011703. При покупке у иностранной организации товаров нужно указать код 1011711, а работ или услуг – код 1011712 |
Строки 080–100 разд. 2 | заполняют только посредники, реализующие в РФ товары (работы, услуги) иностранных продавцов (п. 37.8 Порядка заполнения декларации) |
Заполняем декларацию по налогу (раздел 2). Кроме того, необходимо заполнить раздел 12 декларации по НДС. Раздел 12 декларации заполняется только в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога следующими лицами:
- налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей
- налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость;
- налогоплательщиками при отгрузке товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость;
- лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.
При заполнении раздела 12 декларации необходимо указать ИНН и КПП налогоплательщика; порядковый номер страницы.
Заполнение формы
отражаются данные, указанные соответственно в графах 5, 8 и 9 формы счета-фактуры
В графе 3 по строке 001 | указывается признак актуальности сведений, отраженных в разделе 12 декларации. Строка 001 заполняется в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации. Цифра «0» проставляется в случае, если в ранее представленной декларации сведения по данному разделу не представлялись либо в случае замены сведений, если выявлены ошибки в ранее поданных сведениях или неполнота отражения сведений. Цифра «1» проставляется в случае, если сведения, представленные в налоговый орган налогоплательщиком или лицом, не являющимся налогоплательщиком, ранее, актуальны, достоверны, изменению не подлежат и в налоговый орган не представляются. При этом в строках 020–080 ставятся прочерки |
В графе 3 по строкам 020–030 | отражаются сведения, указанные в строке 1 формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (далее – счет-фактура) |
В графе 3 по строкам 040–050 | отражаются сведения, указанные соответственно в строках 6б – 7 формы счета-фактуры |
В графе 3 по строкам 060–080 |
В заключение необходимо отметить, что неправильный расчет налогов и неисполнение обязанностей налогового агента влечет штрафные санкции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).
Если налоговый агент неправомерно не удержит и(или) не перечислит (полностью или частично) необходимую сумму налога в установленный срок, он может быть привлечен к ответственности. Размер штрафа составит 20% суммы налога, подлежащей удержанию и(или) перечислению.
Источник: buhpressa.ru
Вопрос: Организация не является плательщиком НДС (применяет УСН). Соответственно, она не выставляет счета-фактуры, не ведет книги продаж и покупок и не сдает декларацию по НДС.
Главная » Блог » Налоги » Вопрос: Организация не является плательщиком НДС (применяет УСН). Соответственно, она не выставляет счета-фактуры, не ведет книги продаж и покупок и не сдает декларацию по НДС.
Вопрос: Организация не является плательщиком НДС (применяет УСН). Соответственно, она не выставляет счета-фактуры, не ведет книги продаж и покупок и не сдает декларацию по НДС.
В случае выставления счета-фактуры контрагенту (по просьбе последнего) у организации возникает обязанность уплаты налога в бюджет и подачи налоговой декларации в инспекцию по месту учета.
Каков порядок представления декларации по НДС в названном случае? Вправе ли организация представить декларацию на бумажном носителе, если среднесписочная численность ее работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (в штате организации пять работников)? Для кого предусмотрено право представления декларации по НДС на бумажном носителе?
Ответ: Организация-продавец, применяющая УСН, в случае выставления счетов-фактур покупателям обязана уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию — титульный лист, разд. 1 и 12. Независимо от количества работников (при среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не превышающей 100 человек) организация обязана в установленный Налоговым кодексом РФ срок сдать декларацию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Обоснование: Лица, не являющиеся плательщиками НДС (к ним относятся «упрощенцы»), в некоторых случаях могут приобрести обязанность уплаты данного налога. К таким случаям п. 5 ст. 173 НК РФ относит выставление «упрощенцем»-продавцом покупателю счета-фактуры с выделенным налогом.
Размер НДС, подлежащего перечислению в бюджет, определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, причем возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).
Сведения из счетов-фактур, выставленных покупателям с выделением суммы НДС, отражаются в разд. 12 (п. п. 51.3 — 51.5 Порядка). При этом количество представленных разделов должно соответствовать количеству таких счетов-фактур.
В разд. 1 по строке 030 декларации отражаются суммы налога, исчисленные к уплате в бюджет за налоговый период, которые зачисляются на указанный в строке 020 «Код бюджетной классификации» (п. 34.3 Порядка).
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые, в соответствии с НК РФ, должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Обязанность представлять налоговые декларации в налоговые органы по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота установлена для отдельных категорий налогоплательщиков. Среди них:
— налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
— вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
— налогоплательщики, не указанные выше, для которых такая обязанность предусмотрена гл. 21 НК РФ.
Обязанность представлять декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ, установлена абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ (см. также пп. 1 п. 5 разд.
II «Общие требования к порядку заполнения декларации» Порядка). Названная норма применима к лицам, указанным в п. 5 ст. 173 НК РФ.
Таким образом, при выставлении счетов-фактур покупателям организация-продавец, применяющая УСН, обязана представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме вне зависимости от среднесписочной численности своих работников.
Возможность представления декларации по установленной форме на бумажном носителе имеется только у налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС или являющихся таковыми, но освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, в случае если указанные лица:
— не выставляют покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
— не ведут предпринимательскую деятельность в интересах другого лица.
Консалтинговая группа «Аюдар»
Источник: kolomna-bc.ru