Совсем не так давно, в конце прошедшего года, было объявлено о том, что с 1 января 2018 года начинает свое действие налоговая амнистия 2018 (транспортный налог входит в ее число), и о том, что воспользоваться ей смогут все физические лица, а также лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Так что же такое она из себя представляет?
- Налоговая амнистия — разбираем понятие
- На кого распространяется действие этой амнистии?
- Каков общий масштаб текущей налоговой амнистии и какие слои населения он затронет?
- Амнистия и честные плательщики — за и против
Налоговая амнистия — разбираем понятие
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Налоговая амнистия для ООО, ИП и физлиц в 2018 г.
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
На кого распространяется действие этой амнистии?
После краткого рассмотрения значения амнистии и принципов ее действия сам собой напрашивается и следующий вопрос — кого касается и как воспользоваться этой самой амнистией?
Как было уже сказано выше, общее ее действие распространяется абсолютно на всех физических лиц, являющихся гражданами России, а также на всех индивидуальных предпринимателей.
Что же касается конкретно амнистии на транспортный налог, то, как нетрудно догадаться, она распространяется только на тех граждан, которые имеют в своей собственности автомобиль (причем эти лица должны быть именно собственниками, уплачивающими все необходимые автотранспортные сборы и налоги).
Крайне важно отметить и тот факт, что ее прямое действие абсолютно ничем не ограничивается, оно не зависит от того:
- является ли автолюбитель, который будет освобожден от автотранспортного налога
- безработным, работающим либо пенсионером; — от размера доходов лица, имеющего налоговые задолженности (а также доходов членов его семьи);
- места и региона проживания этого плательщика;
- времени, в течение которого он владеет автотранспортным средством;
- мощности двигателя и других подобных характеристик автомобиля;
- причины, по которой уплата налогов вовремя не была произведена (она может быть как вынужденной к примеру, из-за недостатка денежных средств либо чрезвычайной ситуации, так и просто быть вызвана нежеланием лица оплачивать налоги).
Во всех этих случаях задолженность все равно будет списана. Кроме этого, пожалуй, самым важным моментом является и тот факт, что списана будет абсолютно любая сумма, числящаяся за должником по состоянию на 1 января 2015 года.
Налоговая амнистия для ИП в 2019 году (ИП/РФ)
Приведем пример: некое физическое лицо имеет долг по автотранспортному налогу, который к началу 2015 года составил 11.000 рублей. Также за последовавшее за этим время (вплоть до 2018 года) ввиду неуплаты налога этому лицу были начислены дополнительные пени в размере около 4.000 рублей. Итого общая сумма к уплате стала равняться 15.000 рублей. В результате наступления действия налоговой амнистии вся эта сумма полностью будет списана со счета должника (равно как и любая другая сумма — ограничения по ее размеру в поправках, которые внес указ Путина в налоговое законодательство, отсутствуют).
Теперь рассмотрим саму процедуру списания — что же нужно будет предоставить автолюбителю в налоговую инспекцию по месту своего проживания для того, чтобы произошло описанное выше списание долгов?
На самом деле совершенно ничего. Никаких справок, деклараций и других бумаг приносить в налоговую не нужно, равно как и уплачивать какие-либо пошлины или государственные сборы. Списанием накопившихся долгов будут заниматься сами налоговые органы, при этом никакого участия самих должников не потребуется. Более того, часть долгов (в том числе и по транспортному налогу), скорее всего будут списаны «автоматически» — они будут просто удалены из электронной системы налоговой службы (проверить факт того, что произошло это списание, налогоплательщик сможет, просто зайдя в свой личный кабинет на сайте налоговой службы — правда, для этого необходимо быть там зарегистрированным).
Также стоит отметить и тот важный момент, что согласно вступившим в силу поправкам все списания налогов, штрафов и пени производятся в одностороннем порядке самой налоговой службой, без участия гражданина-должника, но при этом о самом факте того, что долг успешно удален, служба оповещать этого самого гражданина не обязана. Фактически этот момент не должен причинять серьезных неудобств физическим лицам — ведь самое главное, что долг будет удален сразу у всех, без каких-либо исключений, а, значит, и причин для волнения тут нет совершенно никаких.
Что же касается тех автолюбителей, которые все-таки хотят лично убедиться в том, что их долга больше нет, можно посоветовать два варианта решения этой проблемы.
- Первый из них — зайти на сайт налоговой службы и проверить состояние задолженности в личном кабинете (о чем уже было сказано выше, правда, стоит повториться — для этого необходимо наличие регистрации в системе).
- Второй способ — прийти лично в ближайшую налоговую службу, и запросить там сведения о состоянии задолженности. Как правило, эта процедура довольно быстрая, и общее время, которое придется потратить при проверке состояния счета подобным методом, зависит напрямую от наличия очередей.
Каков общий масштаб текущей налоговой амнистии и какие слои населения он затронет?
Если говорить о налоговой амнистии именно в ключе автомобильного налога, то он затронет достаточно высокий процент российских автомобилистов, поскольку на текущее время довольно многие из них имеют те или иные задолженности по этому налогу. В общем же, эта процедура затронет практически все население — как предполагается, общая сумма налогов, сборов, штрафов и пени, которые будут списаны в ходе проведения этой амнистии, сможет превысить 100 миллиардов рублей (а по некоторым предварительным подсчетам — даже более 150 миллиардов). Из этой суммы более 40 миллиардов — это так называемые «безнадежные долги», взыскать которые с должников у государства нет практически никакой возможности. Что же касается охвата этой кампании, то всего под амнистию попадут более 42.000.000 человек, а также около 1.500.000 индивидуальных предпринимателей. Таким образом, подобная налоговая амнистия будет, пожалуй, крупнейшей за всю история современной России.
Амнистия и честные плательщики — за и против
Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.
Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.
С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).
В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.
Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию.
- Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
- Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
- Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.
Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.
(18 оценок, среднее: 4,39 из 5)
Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.
Источник: vseofinansah.ru
Закон об амнистии по налогам для ип
Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:
- физлицам простят долги перед бюджетом по имущественным налогам (транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), которые образовались по состоянию на 01.01.2015, а также пени, начисленные на указанную задолженность;
- ИП, а также физлицам, которые ранее занимались коммерцией, долги по налогам, которые образовались в период ведения предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015, а также пени и штрафы, начисленные на указанную задолженность;
- бывшим и нынешним ИП, а также адвокатам, нотариусам и иным лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, будут прощены долги по страховым взносам, образовавшиеся за расчетные периоды до 01.01.2017.
Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часовКурс «Бухгалтерский и налоговый учёт, отчетность, налоговое планирование при ОСНО. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»
Вводная информация
Налоговой амнистии в законе от 28.12.17 № 436-ФЗ посвящены статьи 11 и 12, а детали ее применения зафиксированы в статье 14. Статья 11 Закона № 436-ФЗ регулирует порядок списания с ИП долгов по страховым взносам, статья 12 — порядок списания долгов по налогам как с предпринимателей, так и с физических лиц, не обладающих статусом ИП. Остановимся на каждой из статей подробнее.
Причины амнистии
В целом по России долги, накопившиеся по налогам ИП и физлиц, составляют порядка 41 млрд руб., а в должниках числятся около 42 млн человек. Как отметил на своей пресс-конференции 14.12.2017 г. Президент Владимир Путин, налоговая амнистия-2017 для ИП и граждан должна освободить их от этих выплат, причем без необходимости обращения должников в налоговые органы.
Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ, принятый по поручению Президента РФ, позволит списать налоговые задолженности почти 3 млн индивидуальных предпринимателей, что в сумме составит около 16 млрд рублей. Помимо этого, будут списаны долги 700 тыс. предпринимателей по страховым взносам на общую сумму 127 млрд рублей.
Закон о налоговой амнистии для ИП 2017 г. предписывает органам ФНС по месту учета ИП принимать решение о списании указанных долгов без участия самого предпринимателя. Решение выносится налоговиками в произвольной форме с указанием Ф.И.О. и ИНН должника, а также подлежащих списанию сумм недоимки, штрафов и пеней (п. 3 и 4 ст. 12 закона № 436-ФЗ).
Таким образом, под амнистию попадают должники, применявшие ОСНО или спецрежимы, за которыми числится неуплаченный на начало 2015 г. долг по НДФЛ, единому налогу при УСН, «вмененке», «патентному» и прочим налогам. Применяется данная налоговая амнистия для ИП, как действующих, так и тех, кто на дату списания с него задолженностей уже утратил статус индивидуального предпринимателя. Предприниматели, которые не вели деятельность, но оставались в статусе ИП, тоже попадают под действие амнистии.
Безнадежными к взысканию признаются «накопленные» на 01.01.2015 г. недоимка по налогу, пени, начисленные на эту недоимку, и штрафы, не погашенные предпринимателем на дату принятия налоговиками решения о списании задолженности.
Не имеет значения размер не оплаченных предпринимателем сумм – списание производится в полном размере по всем долгам, образовавшимся за период с момента создания ИП до 01.01.2015 г.
Неуплаченные страховые взносы индивидуальным предпринимателям тоже «простят», причем за иной период, нежели по налогам: безнадежной к взысканию признается недоимка, образовавшаяся до начала 2017 года. Но касается это далеко не всех страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями. Разберемся, о каких же взносах идет речь в законе.
Не попадают под налоговую амнистию-2018 для ИП страховые взносы, уплачиваемые предпринимателем за наемных работников – эту задолженность ему придется погашать.
Кроме того, амнистия не затрагивает и ежегодные страхвзносы ИП «за себя», уплачиваемые в фиксированном размере.
Неуплаченные страховые взносы ИП подлежат списанию только в одном случае (п. 1 ст. 11 закона № 436-ФЗ):
- если предприниматель не сдавал необходимую отчетность в ИФНС, из-за чего ПФР, не получив сведений о доходе за отчетный период, начислил ему взносы в максимальном размере на основании п. 11 ст. 14 действовавшего ранее закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Такие максимальные «пенсионные» взносы исчисляются из восьмикратного размера МРОТ, действующего на начало года, за который уплачиваются страхвзносы:
- Максимальный взнос в ПФР = 8 х МРОТ на начало отчетного года х тариф 26% х 12 месяцев
Именно эта сумма, если она не уплачена предпринимателем до сих пор, будет «прощена» налоговиками, и перечислять ее, а также связанные с ней пени и штрафы, ему не придется.
На таких же условиях амнистия по страховым взносам действует для адвокатов, нотариусов и других частнопрактикующих лиц, а также для тех, кто на момент принятия решения о списании долга уже закрыл ИП или прекратил свою частную практику.
К уплаченным, взысканным, или списанным до 29.12.2017 г. недоимкам, штрафам и пеням по страховым взносам амнистия не применяется.
Минфин РФ в письме от 19.01.2018 № 03-02-07/2/2699 предупредил всех, кто не платит налоги и надеется на то, что прощение долгов будет носить регулярный характер. Указанная мера разовая и направлена на оказание населению поддержки в преодолении негативных последствий финансового кризиса, в том числе на создание для людей возможности возобновить предпринимательскую деятельность по мере постепенного восстановления экономики после кризиса.
Налоги обеспечивают финансовую основу государства и являются необходимым условием его существования.
Добросовестное исполнение обязанности по уплате налогов вызывает не только уважение, подтверждение ответственной гражданской позиции и деловой репутации, но и обеспечивает создание прочной финансовой основы для жизни и развития детей, внуков, последующих поколений соотечественников.
Предложение об освобождении российских граждан от уплаты налогов в 2018 или в последующие годы не поддерживается, поскольку такое освобождение не направлено на обеспечение экономической безопасности страны.
В более позднем письме Минфин РФ продублировал свою позицию (письмо от 24.04.2018 № 03-05-06-04/27464).
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ предусматривается признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, которые по объективным причинам невозможно взыскать.
При этом Законом № 436-ФЗ не предусмотрено издания каких-либо приказов Минфина РФ или методических указаний для реализации положений этого закона, а также срока списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам (письмо Минфина РФ от 11.04.2018 № 03-02-08/25601).
ФНС недавно поведала, что работа по списанию задолженности проводится в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физлиц по имущественным налогам и долгов ИП по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
В настоящее время работа по списанию задолженности продолжается. В ближайшее время будет списана оставшаяся задолженность физических лиц и коммерсантов.
Прощение долгов осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в ИФНС с заявлением о списании долгов не нужно.
Отметим, что списание задолженности организаций Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ не предусмотрено (письмо Минфина РФ от 17.04.2018 № 03-02-07/1/25570).
Как спишут долги предпринимателям
Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства. Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года. Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.
Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.
В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго. Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.
Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика).
При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст.
Бесплатно подготовить и сдать через интернет отчетность в ИФНС, ПФР и ФСС
Какую недоимку могут списать
Федеральным законом № 436-ФЗ определена дата (1 января 2015 года), по состоянию на которую образовавшиеся налоговая недоимка и задолженность по пеням и штрафам подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию вне зависимости от налоговых периодов, истекших до указанной даты.
Кроме того, закон не дает возможность списать долги перед бюджетом по:
- НДПИ;
- акцизам;
- налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.
При этом положения указанного закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу данного нормативного документа (письмо Минфина РФ от 25.04.2018 № 03-15-05/28136).
Кроме того, Федеральным законом № 436-ФЗ не предусмотрено списание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, которые не числятся за налогоплательщиком по сведениям, имеющимся у налоговых органов, а также возврат денежных средств, взысканных по судебным приказам.
Информацию о недоимке и задолженности по пеням и штрафам можно найти в личном кабинете на сайте налоговой службы.
Вместе с тем на основании положений НК РФ фискалы обязаны предоставлять налогоплательщикам по их запросам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также осуществлять совместную сверку расчетов по указанным платежам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются соответствующим актом.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, недоимка возникает в момент неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок. Из этого следует, что недоимка, выявленная за налоговый период 2013 год и образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, подпадает под действие рассматриваемого закона (письмо Минфина РФ от 05.04.2018 № 03-02-08/22232).
В случае самостоятельной уплаты недоимки до вступления в силу Федерального закона № 436-ФЗ пени, начисленные на недоимку, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015, могут быть признаны безнадежными ко взысканию и списаны налоговым органом на основании Федерального закона № 436-ФЗ.
Списание налоговой задолженности физических лиц
Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года.
При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.
2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка).
Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил. А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.
Сколько взносов просят ИП
Задолженность по взносам будет списана в размере 8 МРОТ, тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени. Расчет будет следующим: 8 x 0,26 x 12 x МРОТ на начало года, за который начислены взносы. Напомним, размеры МРОТ в 2014-2016 годах:
- 2014 году МРОТ — 5 554 руб.;
- 2015 году МРОТ — 5 965 руб.;
- 2016 году МРОТ — 6 204 руб.
Таким образом, ИП может рассчитывать на списание:
- за 2016 год — 154 851,84 рублей;
- 2015 год — 148 886,40 рублей;
- 2014 год — 138 627,84 рублей.
Порядок действий налоговиков после прощения долгов
В письме от 16.04.2018 № КЧ-4-8/7146 ФНС дала указания инспекторам как действовать после принятия решения о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам ИП. Итак, контролерам на местах необходимо:
- отозвать поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов коммерсанта;
- отменить решение инспекции о блокировки счетов ИП в банке;
- в случае списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в полном объеме по принятому постановлению о ее взыскании за счет имущества ИП в адрес приставов направляются сведения из решения об отмене решения о взыскании долгов;
- в случае частичного списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в адрес приставов направляются сведения об уточнении суммы задолженности.
Вопросы о принятии и исполнении судебных актов, их пересмотре, а также о прекращении судопроизводства и исполнительного производства разрешаются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ, АПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В целях обеспечения реализации Федерального закона № 436-ФЗ принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 48-ФЗ, дополняющий статью 43 Закона № 229-ФЗ новыми основаниями для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.
В частности, предусмотрено, что исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
- Налог на землю в 2019 году для физических лиц
- Налог на имущество льготы для пенсионеров
- Транспортный налог в ноябре-декабре 2019 года для пенсионеров в Москве
- Снимают ли подоходный налог с больничного листа
Источник: point24h.ru
Налоговые периоды налоговой амнистии
Верховный Суд обозначил пределы распространения президентской налоговой амнистии.
03.12.2018 | Новая адвокатская газета | Зинаида Павлова
Верховный Суд пришел к выводу, что задолженность, начисленная за налоговые периоды до 1 января 2015 года, но выявленная позднее, подлежит принудительному взысканию. Эксперты «АГ» разошлись в оценке документа. Одна из них считает, что ВС фактически сузил объект налоговой амнистии ради повышения наполняемости бюджета. Другой эксперт полагает, что Суд отошел от формального применения норм права и вынес судебный акт, исходя из соответствия соблюдения ключевых принципов налогообложения и реальной воли законодателя.
28 декабря 2017 года Владимир Путин подписал Закон о внесении изменений в налоговое законодательство (№436-ФЗ), которым, в частности, предусматривается списание недоимок, пеней и штрафов по различным налогам. Как ранее писала «АГ», изначально проект поправок касался уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Однако после ежегодной пресс-конференции Президента РФ в 2017 году документ был дополнен рядом положений, не имеющих отношения к первоначальному предмету его регулирования, а касающихся введения налоговой амнистии для граждан.
В частности, закон содержит положение о признании безнадежными к взысканию недоимок по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, числящихся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, утратившими на 1 января 2017 года статус ИП или прекратившими заниматься частной практикой.
В конце ноября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда по итогам рассмотрения спора между ИП и налоговой службой разъяснила порядок применения положений Закона №436-ФЗ о налоговой амнистии.
В 2015 году Межрайонная инспекция ФНС №16 по Республике Татарстан провела выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя Наиля Гаязова. Проверка охватывала период 2011–2013 гг., и по ее результатам налогоплательщику были доначислены 12,8 тыс. руб. НДС и 7,8 млн руб. НДФЛ, 1,4 млн руб. пеней и штрафы на сумму 3,2 млн руб. по ст. 119 и п. 1 ст.
122 НК РФ. Управление ФНС Республики Татарстан оставило решение инспекции без изменения.
В целях принудительного исполнения своего решения налоговый орган предъявил предпринимателю требование об уплате налога и вынес решение о взыскании налоговой задолженности за счет средств на его банковских счетах. Впоследствии суды признали недействительным решение налоговиков в части доначисления НДС на сумму 12,8 тыс. руб., НДФЛ в размере 12,6 тыс. руб. и соответствующих сумм пеней и штрафов.
В связи с отсутствием на счетах налогоплательщика достаточных денежных средств налоговая инспекция вынесла постановление о взыскании суммы задолженности за счет его имущества. В дальнейшем арбитражный суд оставил без рассмотрения заявление налогоплательщика о признании недействительными требований об уплате задолженности и решения о ее взыскании. Также суд отказал в удовлетворении заявления о признании спорного постановления не подлежащим исполнению. Суд посчитал, что доначисление налогов является правомерным и обусловлено получением им необоснованной налоговой выгоды. Решение суда первой инстанции было поддержано апелляцией.
В свою очередь кассация отменила решения судов и отправила дело на новое рассмотрение. Суд округа посчитал, что образовавшуюся на 1 января 2015 года задолженность по налоговым платежам нельзя взыскать принудительно. Она относится к безнадежной к взысканию и должна быть списана с лицевого счета предпринимателя в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона №436-ФЗ.
Не согласившись с окружным судом, налоговая инспекция подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. Изучив материалы дела №А65-26432/2016, 22 ноября Судебная коллегия по экономическим спорам вынесла Определение №306-КГ18-10607, которым отменила постановление окружного суда и оставила в силе судебные акты первой и второй инстанций.
ВС отметил, что институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер по принудительному исполнению налоговой обязанности невозможно. В этой связи задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Также поясняется, что из содержания ст. 12 Закона №436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности, прекращающим обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов согласно подп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ: «Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015–2017 гг.)». При этом, пояснил Суд, под подлежащей списанию задолженностью, образовавшейся на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговикам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015–2017 гг.
Также Верховный Суд указал, в каких случаях может быть списана такая недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам – только с лиц, которые задекларировали ее до 1 января 2015 года, или с лиц, налоговая задолженность которых выявлена налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона №436-ФЗ.
Кроме того, ВС отметил, что распространение спорной нормы на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 1 января 2015 года, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015–2017 гг., ставило бы уклонявшихся от исполнения обязанностей по уплате налогов лиц в привилегированное положение по сравнению с остальными. «Распространив действие ст. 12 Закона №436-ФЗ на рассматриваемую ситуацию, суд округа по существу признал основанием для списания долга по налогам факт неисполнения налогоплательщиком имеющейся у него налоговой обязанности. А не затруднительность ее исполнения в установленный законом срок по обстоятельствам, сложившимся в жизни (деятельности) гражданина», – указано в определении.
Оценив обстоятельства дела, ВС пришел к выводу о том, что положения ст. 12 Закона №436-ФЗ не применяются к рассматриваемой задолженности, а инспекцией, не принявшей решение о списании спорной задолженности, не допущено незаконное бездействие. Следовательно, подлежит исполнению постановление о взыскании задолженности, вынесенное в отношении предпринимателя в порядке ст. 47 НК РФ.
Наш комментарий:
Юлия Курмамбаева, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для «Новой адвокатской газеты»:
Юридический свет увидел очередной пример «пробюджетного» толкования, в котором изящными фразами суд фактически сузил объект налоговой амнистии с недоимки, «образовавшейся до 1 января 2015 года», до недоимки, «известной налоговым органам до 1 января 2015 года».
Курмамбаева Юлия Решатовна
Партнер, руководитель налоговой практики Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Юлия Курмамбаева отметила, что еще в сентябре 2018 года ВС РФ отказался рассматривать аналогичный случай и отдал толкование норм «налоговой амнистии» на откуп суду первой инстанции (см. Определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2018 г. №304-КГ18-12738). «В результате при совершенно схожих обстоятельствах дела налоговая задолженность за 2014 года признана судом безнадежной со ссылкой на амнистию, хотя недоимка выявлена по результатам налоговой проверки только в конце 2015 года, – отметила она. – Суд признал обоснованным лишь начисление НДС за четвертый квартал 2014 года (обязанность по его уплате возникла в первом квартале 2015 года, а значит, недоимка образовалась уже позднее 1 января 2015 года и не охватывается амнистией)».
Юлия Курмамбаева предположила, что итоги эксперимента показались ВС РФ «неудовлетворительными» и новая жалоба не прошла мимо коллегии: «Юридический свет увидел очередной пример «пробюджетного» толкования, в котором изящными фразами суд фактически сузил объект налоговой амнистии с недоимки, «образовавшейся до 1 января 2015 года», до недоимки, «известной налоговым органам до 1 января 2015 года»».
Старший юрист Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Андрей Белик, наоборот, отметил, что при рассмотрении настоящего дела судьи ВС РФ отошли от формального применения норм права и выносили определение, исходя из соответствия соблюдения ключевых принципов налогообложения и реальной воли законодателя.
«Следует признать обоснованным и справедливым вывод Суда о том, что нормы Закона №436-ФЗ относятся к ситуациям, когда налоговая задолженность была фактически сформирована на 1 января 2015 года, но в силу определенных причин (в том числе по вине налогового органа) не была взыскана в бюджет, – отметил эксперт. – В такой ситуации срок на принудительное взыскание задолженности реально истек».
По словам юриста, ситуация возникновения задолженности за налоговые периоды до 2015 года, которая была установлена по итогам проверки в текущем налоговом периоде, не может свидетельствовать об истечении трехлетнего срока на принудительное взыскание задолженности, так как в 2015–2017 гг. у налоговых органов объективно отсутствовала информация о такой задолженности. «Более того, отсутствие такой информации связано с неправомерными действиями самого налогоплательщика, – пояснил Андрей Белик. – Как верно отметил ВС РФ, иной подход, на котором настаивал предприниматель, фактически означал бы, что законодатель предоставил привилегированное положение налогоплательщикам, уклонившимся от уплаты законных налогов, по сравнению с теми, кто в соответствующих периодах уплатил налоги в полном объеме».
Источник: www.intellectpro.ru