Винченцо Трани — представитель семьи итальянских банкиров. В России он живёт уже почти 20 лет, а в 2015 году одним из первых в стране инвестировал в каршеринг. Теперь его «Делимобиль» — второй в стране оператор по числу машин. В интервью «Секрету фирмы» Трани рассказал, каких изменений ждать клиентам каршеринга, зачем оператор идёт в регионы и почему, несмотря на проблемы с бизнес-климатом, он призывает других иностранцев вкладываться в российскую экономику.
Часть I. О каршеринге
— Каршеринговые компании едва ли не каждую неделю внедряют новации: предлагают новые опции, меняют тарифы и прочее. Операторы до сих пор в поиске оптимальной схемы?
— Да. Но мы никогда её не найдём. Потому что люди и их потребности постоянно меняются.
Когда мы в 2015 году только создавали этот рынок, рассчитывали, что это будет сервис для обычных водителей, которым нужно добраться до работы, дома или куда-то ещё. Но теперь мы видим, что среди клиентов много разных групп потребителей. Например, около 50% пользователей — предприниматели и самозанятые, они используют автомобиль по работе. И мы вынуждены подстраиваться под разных людей, в том числе предлагать разные тарифы и даже другие машины.
Как прокачать рейтинг в Делимобиле: плюшки и доступ к бизнес-классу!
Также мы увидели тех, кому нужны статусные авто. Причём не поминутно, а на сутки, недели или даже месяцы. Покупать их по разным причинам они не хотят, чтобы не тратиться на обслуживание, не показывать налоговой доходы или просто получать все плюсы шеринг-экономики. Для таких мы весной 2019 года запустили сервис долгосрочной аренды Anytime Prime и сдаём под этим брендом авто: от бюджетных VW Polo до Lamborghini Urus.
— Какие самые востребованные?
— Mercedes Gelandewagen — они забронированы на три месяца вперёд. Велик спрос на Mercedes E-klass и Lamborghini Urus. На бюджетные модели он меньше.
— Правда, что «Делимобиль» будет дифференцировать тарифы для водителей с разным стилем вождения?
— Да, давно работаем над этим важным для нас проектом. Каждый клиент стоит компании определённых денег. Кто стоит меньше, тот и платить должен меньше. А кто тратит больше бензина и сильнее рискует попасть в ДТП, должен платить больше. В конце 2019 года подведём итоги эксперимента и поймём, как будем корректировать тарифы.
— Большая вилка будет?
— До 50%. Это чувствительно. Но справедливо. Никто не хочет платить за расходы, которые генерирует другой клиент. Для новых клиентов, на которых у нас нет информации о стиле вождения, стоимость останется прежней.
— Вы работаете в 11 городах. Есть ли региональная специфика: где каршеринг принимают лучше, а где он приживается с трудом?
— Мы в «Делимобиле» считаем нецелесообразным концентрировать бизнес в одном месте. Москва — это не Россия, мы это понимаем. Я, к слову, пожалуй, единственный иностранец, кто был по работе в 182 городах России. И мы с уважением относимся к регионам, с точки зрения бизнеса они нам очень важны.
«Делимобиль» отложил IPO из-за плохого спроса на бумаги
РАБОЧИЙ СПОСОБ КАК ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К БИЗНЕСУ В ДЕЛИМОБИЛЬ
Как удалось выяснить Forbes, «Делимобиль» перенес IPO на 2022 год, так как не смог закрыть книгу заявок. Бизнес-модель компании вызывает вопросы у инвесторов, так как на ее работу оказывают значительное влияние государство, конкуренция с «Яндексом», а также стоимость автомобилей
8 ноября 2021 года должны были начаться торги каршерингового сервиса «Делимобиль» на Нью-Йоркской и Московской биржах. Ориентировочная цена IPO составляла $10-12 за бумагу, компания должна была привлечь $200-240 млн по оценке от $760 млн до $912 млн (без учета опциона андеррайтеров).
Однако 4 ноября стало известно, что «Делимобиль» перенес IPO на 2022 год «из-за рыночных условий». Об этом сообщила Forbes пресс-служба компании.
На самом деле причина переноса в том, что «Делимобиль» не смог закрыть книгу заявок, рассказали Forbes три источника — управляющий, который рассматривал возможность участвовать в IPO, инвестбанкир и сотрудник инвестфонда, который предварительно изучал предложение поучаствовать в IPO, но отказался от этой идеи. Источник из фонда сообщил, что компания столкнулась с «плохим спросом» во время сбора заявок от потенциальных участников IPO в рамках объявленного ценового коридора $10-12 за бумагу.
По словам управляющего, который рассматривал возможность участвовать в IPO, у «Делимобиль» интересный, но непростой бизнес. Компания конкурирует с «Яндекс.Драйвом», который может стать лидером на рынке, обогнав «Делимобиль», говорит собеседник Forbes. «В сегменте такси «Яндекс» сильно давит на «Ситимобил», показатели за III квартал которого сильно упали. Аналогичная ситуация может сложиться с «Делимобилем», — считает он.
По словам управляющего, который рассматривал возможность участвовать в IPO, terminal value (стоимость всех будущих денежных потоков акции) на 80% состоит из того, что «Делимобиль» может заработать в будущем, но не факт, что это случится. Также у бизнеса «Делимобиля» есть проблема, связанная со стоимостью автомобилей, которые растут в цене из-за полупроводникового кризиса и нехватки чипов, говорит собеседник Forbes.
Материал по теме
Даже если часть новых машин «Делимобиль» купит по старым ценам, наценку на более дорогие автомобили придется заложить в стоимость поездки для пользователей, которые могут отдать предпочтение такси. Кроме того, «Яндекс» разрабатывает беспилотники, которые через 5-7 лет будут введены в эксплуатацию, но получит ли доступ к этой технологии «Делимобиль» — неизвестно, говорит управляющий, который рассматривал возможность участвовать в IPO. По его словам, «Делимобиль» также сильно зависит от госрегулирования, так как получает субсидии на парковку.
Есть предположение, что если книга «Делимобиля» и была закрыта, то за счет одного большого инвестора, который в итоге передумал, рассказал Forbes аналитик «Атона» Никита Емельянов. По его словам, объяснение компании переноса IPO «из-за рыночных условий» выглядит странно, так как сейчас рынок находится на максимуме, а Uber и Lyft хотя и представляют собой немного другой бизнес, но чувствуют себя прекрасно.
Представитель «Делимобиля» заявил Forbes, что компания переподписала книгу заявок и довольна пулом инвесторов.
История вопроса
Когда «Делимобиль» объявил о переносе IPO, источник Forbes, знакомый с ходом сделки, рассказал, что размещение должно состояться в начале 2022 года, а инвесторам, которые подали заявки на участие, вернут деньги.
Закрытие книги заявок на IPO «Делимобиля» изначально планировалось на 2 ноября, но в среду стало известно, что подведение итогов затянулось из-за диалога с «дополнительными» инвесторами, сообщил 3 ноября «Интерфакс» со ссылкой на двух участников размещения. Организаторы IPO утверждали, что книга заявок переподписана и в ней присутствует большое количество высококачественных инвесторов, говорили собеседники агентства.
Риски для бизнеса
«Делимобиль» в своем проспекте к IPO пишет, что закончил 2020 год с убытком, хоть компании и удалось увеличить выручку до 6,5 млрд рублей против 5,012 млрд рублей в 2019 году. По итогам первого полугодия 2021 года выручка составила уже 4,93 млрд рублей (это в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период 2020 года).
Но вместе с тем компания несла расходы. В 2020 году на маркетинг и продажи она направила 436 млн рублей (против 445 млн рублей в 2019 году), а на общие, административные и прочие расходы ушло почти 1,3 млрд рублей, что немногим меньше, чем в 2019-м.
В первом полугодии 2021 года расходы на маркетинг и продажи, а также на административные и другие цели выросли более чем в полтора раза по сравнению с первым полугодием 2020 года. На маркетинг и продажи ушло 276 млн рублей против 158 млн за шесть месяцев 2020 года, общие и административные расходы составили 795 млн против 484 млн рублей, прочие — 49 млн против 26 млн. В итоге убыток по итогам первых шести месяцев 2021 года составил 1,1 млрд рублей (в 2020 году убыток был 3,1 млрд рублей). «Делимобиль» не исключает убытков в ближайшем будущем, так как ожидает увеличения расходов. Она вынуждена, в частности, инвестировать в увеличение автопарка, предлагать клиентам промоакции, скидки и льготы и увеличивать число сотрудников.
Компания пишет, что ее бизнес испытал негативные последствия пандемии. В частности, большая часть спроса приходилась на тех, кто пользовался автомобилями, чтобы добраться до работы. Но во время локдауна этот спрос упал.
Кроме того, во время локдауна (в частности, в Москве и Санкт-Петербурге) власти ввели запрет на использование каршеринга, что также негативно сказалось на работе «Делимобиля». Также компании пришлось дважды сокращать размер зарплат. Если пандемия будет развиваться, то есть риск возвращения запрета на работу каршеринга, а это может повлиять на способность компании получать доход в будущем, говорится в проспекте.
Материал по теме
Еще одна проблема для «Делимобиля» — уход части сотрудников на удаленную работу. Если такая практика будет расширятьcя, это может негативно сказаться на способности компании проводить техобслуживание и ремонт автомобилей.
В проспекте «Делимобиль» пишет, что вынужден работать на высокофрагментированном рынке, который хоть и растет быстро, но все еще относительно новый, и неизвестно, какими темпами он будет расти в будущем. Клиенты склонны пользоваться личными автомобилями, кроме того, общественный транспорт и такси для них также являются альтернативой услугам каршеринга, говорится в проспекте. В числе компаний, с которыми «Делимобиль» конкурирует, в проспекте называются «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett (такси), «Яндекс.Драйв», «Белка Car», «Ситидрайв». Также компания упоминает подписки на авто от Kia и Hyundai. В будущем «Делимобиль» не исключает появления новых игроков.
Источник: www.forbes.ru
Основатель «Делимобиля» о планах сервиса: из России уходить не собираются, IPO может пройти в 2023 году в Китае Статьи редакции
Главное из интервью РБК с основателем сервиса Винченцо Трани.
- Уходить с российского рынка «Делимобиль» не будет, у него «большие перспективы развития» в стране. По словам Трани, люди привыкли пользоваться каршерингом и есть перспектива запуска в новых городах, где ещё нет «Делимобиля».
Всегда использую простую логику: для выхода из бизнеса нужен аргумент. Таким аргументом может быть value [ценность]. Если есть предложение, и оно соответствует стоимости компании, то это один разговор. А если этого нет (а этого сейчас нет), то о чём может идти речь?
Винченцо Трани, основатель «Делимобиля»
- 8 ноября 2021 года «Делимобиль» должен был начать торговаться на Нью-Йоркской и Московской биржах, но отложил IPO на 2022 год из-за «рыночных условий». Часть средств в итоге компания привлекла, разместив 6 июля облигационный займ на 3 млрд рублей. Деньги пойдут на развитие бизнеса в России: расширение парка и городов присутствия, технологии и инфраструктуру.
- Сейчас «Делимобиль» работает в 10 городах России, в парке — 20 тысяч машин. В год количество автомобилей планируют увеличивать на 10-12 тысяч. Проблем с их покупкой быть не должно: сервис уже покупал российские машины и тестировал китайские. Кроме того, каршеринг использует договоры финансового, а не операционного лизинга — это значит, что после 2-3 лет выплат «Делимобиль» оставляет машину себе, а не отдаёт лизингодателю.
- Трани говорит, что часто использует облигации, потому что они дают независимость от банка, в отличие от кредита. К тому же, так можно стать более публичными для инвесторов и поддерживать с ними прямые отношения.
- После начала «спецоперации» пришлось внести настройки в бизнес, но радикальных изменений в его структуре не было. Сложности есть, но в компании придерживаются позиции, что занимаются бизнесом, а не политикой. Вести его в России и Беларуси «мешают эмоции» — но они появились не 24 февраля, а ещё с 2014 года, так как Трани «единственный западный инвестор, который решил вкладываться в Россию после ситуации с Крымом». По словам Трани, он любит «плыть против течения», если в этом есть смысл — и «Делимобиль» доказывает, что он есть.
- Продавать «Делимобиль» Трани не собирается. Компания всё ещё заинтересована в выходе на биржу и видит большой потенциал в размещении в Китае — оно может состояться в 2023 году.
Занимаюсь бизнесами, как детьми: развиваю, вкладываю и радуюсь успехам. Никогда не продавал бизнесы, которые создал с нуля, только те, которыми управлял. Создавая компанию с нуля, руководствуюсь логикой работы на дивиденды. Если ты создал эффективный бизнес, с положительной EBITDA, желание его продать уже не очень большое, разве что это должно быть суперпривлекательное предложение.
Предпочитаю строить компании на долгосрочную перспективу. Мне 48 лет, поэтому ещё есть время развивать.
Источник: vc.ru