Почему при петре 1 именно государство а не частные предприниматели выступило наиболее активным

Государство обладало необходимыми ресурсами и административными возможностями, чтобы открывать предприятия, распределять заказы, контролировать количество и качество производимой продукции, выдавать ссуды, обеспечивать предприятия рабочими руками при господстве крепостного права. В основном, промышленность обеспечивала нужды армии и флота, государственного аппарата.

4,7(35 оценок)

Государство обладало необходимыми ресурсами и административными возможностями, чтобы открывать предприятия, распределять заказы, контролировать количество и качество производимой продукции, выдавать ссуды, обеспечивать предприятия рабочими руками при господстве крепостного права. В основном, промышленность обеспечивала нужды армии и флота, государственного аппарата.

4,7(65 оценок)

Этнологи выделяют следующие факторы в межэтнических отношениях: исторические, социальные, политические, культурные, психологические и ситуативные.

Среди исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, важное значение имеют три типа явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических взаимодействиях; особенности историко-социального развития наhодов, включившихся в контакт.

Петр 1. Краткая биография и правление. Реформы.

Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. При возникновении межэтнической напряженности чаще всего в памяти народа возникают такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальное и т. п. При этом учитываются и формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), и отношения с метрополией. Историки выделяют, например, британскую и французскую форму колонизации, так называемый внешний и внутренний колониализм.

Не отрицая негативных моментов, связанных с завоеванием отдельных территорий и фактическим положением некоторых национальностей, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Российской империи.

В этнической памяти те или иные исторические события сохраняются, в необходимых случаях превращаются в сплачивающий фактор, становятся символическими, вокруг них создаются идеологемы либо психологически ущербного характера, либо героического. При этом разные народы оценивают одни и те же явления по-разному.

Среди группы социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, следует выделить следующие наиболее существенные:

а) взаимосвязь социальной и этнической стратификации;

б) влияние социально-структурных изменений;

в) этнический фактор в процессе социальной мобильности.

Оптимальным в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Однако такой тип взаимоотношений встречается редко. Более распространен вариант дискриминационного характера. В таких случаях происходит изменение социального положения взаимодействующих этносов.

Ассамблеи При Петре Первом. кратко и понятно.

Однако стремление к равностатусному общению обычно ведет к напряженности в межэтнических отношениях. В качестве источника конфликта выступает то, что доминирующая этническая общность должна «потерять» свой статус. Одновременно у дискриминируемого этноса усиливаются потребности в укреплении своего статуса.

Рассматривая социально-психологические факторы этнических отношений, следует отметить фрустрационную напряженность, главный признак которой — рост эмоционального возбуждения, повышение аффективной «заряженности» в среде этнической группы. Массовая фрустрация как психическое состояние повышает уровень действия подражания, заражения.

Фрустрации необязательно могут быть изначально связаны с другой этнической группой. Они появляются на основе экономических трудностей, что наблюдается в отношении негритянского населения в США, поскольку большая часть их испытывает материальные трудности. Это же отмечается в отношении к мигрантам в Европе.

Именно в период фрустрационной напряженности распространяются негативные эпизоды на личностном уровне. К числу психологических феноменов, активизирующихся в условиях роста межэтнической напряженности, могут быть следующие: увеличение «позитива» в оценке собственной группы и усиление межгрупповых различий; проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других; поиск виновного по этническому признаку. Исходя из этого, вина, ответственность за неудачи (в экономике, политической сфере и т. д.) собственного народа переносится на другие группы, т. е. идет поиск причин вовне, а не внутри.

Источник: mozgotvet.com

Экономическая политика Петра 1

Экономика России в 17 веке значительно отставала от европейских стран. Поэтому экономическая политика Петра 1 была направлена на создание условий для экономического развития страны в настоящем и будущем. Отдельно следует отметить, что основное направление развития экономики той эпохи заключалось в развитии, прежде всего, военной промышленности. Это важно понимать, поскольку всё правление Петра 1 проходило в период войн, главный из которой была Северная война.

Экономика эпохи Петра и должна рассматриваться с точки зрения в следующих компонентов:

Экономическая политика Петра 1 - таблица

  • Промышленность.
  • Сельское хозяйство.
  • Торговля.
  • Финансы.
  • Достижения.

Состояние экономики к началу эпохи

Экономика России до прихода к власти Петра 1 насчитывала огромное количество проблем. Достаточно сказать, что в стране, обладающие огромным количеством природных ресурсов, не было необходимого материала для собственного обеспечения даже нужд армии. Например, метал для пушек и артиллерии закупался в Швеции. Промышленность находилась в упадническом состоянии.

По всей России было всего 25 мануфактур. Для сравнения в Англии в этот же период действовало более 100 мануфактур. Что касается сельского хозяйства и торговли, то здесь действовали старые правила и эти отрасли практически не развивались.

Особенности развития экономики

Великое посольство Петра в Европу открыло перед царем проблемы, которые были в российской экономике. Эти проблемы усугубилось с началом Северной войны, когда Швеция прекратила поставку железа (металла). В результате Петр I был вынужден переплавлять в пушки церковные колокола, за что церковь его называла едва ли не антихристом.

Экономическое развитие России в годы царствования Петра 1 было направлено на развитие прежде всего армии и флота. Именно вокруг этих двух составляющих шло развитие промышленности и других объектов. Важно отметить, что с 1715 года в России стало поощряться индивидуальное предпринимательство. Более того, часть мануфактур и фабрик передавались в частные руки.

Основные принципы экономической политики Петра 1 развивались по двум направлениям:

  • Протекционизм. Это поддержка отечественного производителя и поощрение вывоза товара за границу.
  • Меркантилизм. Преобладание вывоза товара над ввозом. Экономическими терминами — экспорт преобладает над импортом. Это делается для концентрации денежных средств внутри страны.

Развитие промышленности

К началу правления Петра I в России было всего 25 мануфактур. Это крайне мало. Страна не могла себя обеспечить даже самым необходимым. Именно поэтому начало Северной войны было таким печальным для России, поскольку отсутствие поставок того же железа из Швеции делало невозможным ведение войны.

Главные направления экономической политики Петра 1 развевались по 3-м основным направлениям: металлургическая промышленность, горнодобывающая промышленность, кораблестроение. Всего к концу правления Петра в России действовало уже 200 мануфактур. Наилучшим показателем того, что система управления экономикой работала, является факт, что до прихода к власти Петра Россия была одним из крупнейших импортеров железа, а после Петра 1 Россия вышла на 3-еместо в мире по производству железа и стала страной экспортером.

Читайте также:  Устав и решение для ИП

Строительство заводов при Петре

При Петре Первом начали формироваться первые промышленные центры в стране. Вернее такие промышленные центры были, но значимость их была незначительной Именно при Петре происходит формирование и подъем промышленности на Урале и на Донбассе. Обратная сторона роста промышленности — привлечение частного капитала и тяжёлые условия для рабочих. В этот период появились приписные и посессионные крестьяне.

Посессионные крестьяне появились по указу Петра 1 в 1721 году. Они становились собственностью мануфактуры и были обязаны там трудиться всю свою жизнь. Посессионные крестьяне пришли на смену приписным, которые набирались из числа городских крестьян и приписывались к определенной фабрике.

Проблема крестьян, выразившаяся в создании посессионного крестьянства, была связана с отсутствием квалифицированной рабочей силы в России.

Развитие промышленности в петровскую эпоху отличалось следующими особенностями:

  • Бурное развитие металлургической промышленности.
  • Активное участие государства в экономической жизни. Государство выступало в роли заказчика всех объектов промышленности.
  • Привлечение подневольного труда. С 1721 года заводам разрешено покупать крестьян.
  • Отсутствие конкуренции. Как следствие у крупных предпринимателей отсутствовало желание развивать свою отрасль промышленности, поэтому в России и была долгая стагнация.

В развитии промышленности у Петра было 2 проблемы: слабая эффективность государственного управления, а также отсутствие интересов у крупных предпринимателей для развития. Решилась это всё просто — царь стал передавать, в том числе и крупные предприятия, в управление частным собственникам. Достаточно сказать, что уже к концу 17 века известная семья Демидовых контролировала 1/3 всего российского железа.

Строительство заводов при Петре

На рисунке представлена карта экономического развития России при Петре 1, а также развитие промышленности в европейской части страны.

Сельское хозяйство

Рассмотрим какие изменения произошли в сельском хозяйстве России в период правления Петра. Экономика России при Петре I в области сельского хозяйства развивалась по экстенсивному пути. Экстенсивный путь, в отличии от интенсивного, предполагал не улучшение условий труда, а расширение возможностей. Поэтому при Петре началось активное освоение новых пашенных земель.

Наиболее быстро земли осваивались в Поволжье, на Урале, в Сибири. При этом Россия продолжала оставаться аграрной страной. Примерно 90% населения проживало в деревнях и занималась сельским хозяйством.

Ориентация экономики страны на армию и флот отразилась и на сельском хозяйстве России 17 века. В частности именно из-за этой направленности развития страны пошло развитие овцеводства и коневодства. Овцы были нужны для снабжение флота, а кони для формирования кавалерии.

Сельское хозяйство при Петре 1

Именно в петровскую эпоху в сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда: коса и грабли.Эти инструменты закупались из-за границы и навязывали с местным хозяйством. С 1715 каком году Пётр I издал Указ по расширению посева табака и конопли.

В результате была создана система сельского хозяйства, при котором Россия могла прокормить себя самостоятельно, а также впервые в истории начала продавать зерно за границу.

Торговля

Экономическая политика Петра 1 в области торговли в целом соответствует общему развитию страны. Торговля также развивалась по протекционистскому пути развития.

До петровской эпохи вся крупная торговля велась через порт в Астрахани. Но Петр Первый, страшно любивший санкт-петербург, собственным указом запретил вести торговлю через Астрахань (Указ подписан в 1713 году), и потребовал полный перенос торговли в санкт-петербург.

Особого эффекта для России это не принесло, но это был важный фактор для усиления позиций санкт-петербурга как города и столицы Империи. Достаточно сказать, что Астрахань в результате этих изменений сократила торговый оборот примерно в 15 раз, и город постепенно стал утрачивать свой богатый статус. Одновременно с развитием порта в санкт-петербурге активно развивались порты в Риге, Выборге, Нарве и Ревеле. При этом на санкт-петербург приходилось примерно 2/3 внешнеторгового оборота.

Поддержка внутреннего производства достигалась за счет введения высоких таможенных пошлин. Так, если товар производился в России, то его таможенная пошлина составляла 75%. Если же ввозимый товар в России не производился, то его пошлина варьировалась в диапазоне от 20% до 30%. При этом оплата пошлины производилась исключительно в иностранной валюте по выгодному для России курсу.

Это было необходимо для получения иностранного капитала и получения возможности закупки необходимого оборудования. Уже в 1726 году объем экспорта продукции из России в 2 раза превосходил объем импорта.

Основные страны, с которыми Россия вела торговлю в те времена, Англия и Голландия.

Торговля при Петре 1

Во многом для развития торговли шло развитие транспорта. В частности были построены 2 крупных канала:

  • Вышневолоцкий канал (1709 год).Этот канал соединял реку Тверцу (приток Волги) с рекой Мстой. Оттуда через Ильмень-озеро открывался путь в Балтийское море.
  • Ладожский Обводной канал (1718 год). Шел в обход Ладожского озера. Этот обход был необходим, поскольку озеро было неспокойным и суда по нему передвигаться не могли.

Развитие финансов

У Петра 1 была одна странность — он очень сильно любил налоги и всячески поощрял людей, которые новые налоги придумывали. Именно в эту эпоху налоги были введены практически на всё: на печи, на соль, на государственные бланки и даже на бороды. В те времена даже шутили, что налогов нет только на воздух, но скоро появятся и такие налоги. Увеличение налогов и их расширение приводило к народным волнениям. Например, астраханское восстание и восстание Кондратия Булавина — основные крупные недовольства народных масс той эпохи, но были еще и десятки мелких выступлений.

Серебрянный рубль эпохи Петра 1

В 1718 году царь проводит свою известную реформу, введя подушную подать в стране. Если раньше налоги уплачивались со двора, то теперь с каждой души мужского пола.

Также одним из главных начинаний было проведение финансовой реформы 1700-1704 годов. Основное внимание в этой реформе уделялось чеканке новых монет, приравнивание количества серебра в рубле с серебром .Сам же вес российского рубля был приравнен к голландскому гульдену.

В результате финансовых изменений был увеличен рост доходов в казну примерно в 3 раза. Это было большим подспорьем для развития государства, но сделало практически невозможным проживание в стране. Достаточно сказать, что за петровскую эпоху население России сократилось на 25%, с учетом всех новых территорий, которые завоевал этот царь.

Последствия экономического развития

Основные итоги экономического развития России в первой четверти 18 века, во время правления Петра 1, которые можно считать главными:

  • Рост числа мануфактур в 7 раз.
  • Расширение объема выпускаемой продукции внутри страны.
  • Россия вышла на 3-е место в мире по выплавке металла.
  • В сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда, которые в дальнейшем доказали свою эффективность.
  • Основание санкт-петербурга и завоевание Прибалтики расширили торговые и экономические связи с европейскими странами.
  • Основным торговым и финансовым центром России стал санкт-петербург.
  • За счет уделения внимания государством торговле, выросла значимость купечества. Именно в этот период они утвердились как сильный и влиятельный класс.
Читайте также:  Как получить льготный кредит самозанятому через Госуслуги

Если рассмотреть эти пункты, то сама собой напрашивается положительная реакция на экономические реформы Петра 1, но здесь важно понимать, какой ценой всё это достигалось. Очень сильно увеличилась налоговая нагрузка на население, что автоматически вызвало обнищание большинства крестьянских хозяйств. Кроме того необходимость развития экономики бурными темпами фактически способствовало укреплению крепостного права.

Новое и старое в петровское экономике

Рассмотрим таблицу, где представлены основные аспекты экономического развития России в эпоху правления Петра 1, с указанием того какие аспекты были до Петра, а какие появились при нём.

Таблица: черты социально-экономической жизни России: что появилось, и что сохранилось при Петре 1.Фактор Появился или сохранился
Сельское хозяйство как основа экономики страныСохранилось
Специализация экономических районовПоявилось. До Петра специализация была незначительной.
Активное промышленное освоение УралаПоявилось
Развитие поместного землевладенияСохранилось
Складывание единого всероссийского рынкаПоявилось
Мануфактурное производствоСохранилось, но значительно расширилась
Политика протекционизмаПоявилось
Приписка крестьян к заводамПоявилось
Превышение экспорта товаров над импортомПоявилось
Строительство каналовПоявилось
Рост числа предпринимателейПоявилось

Относительно роста числа предпринимателей нужно отметить, что Петр 1 этому активно способствовал. В частности он разрешал любому человеку, вне зависимости от его происхождения, проводить исследования нахождение полезных ископаемых и на месте нахождения обосновывать собственные заводы.

Источник: istoriarusi.ru

Петр I — основоположник государственно-частного партнерства в России

Николай Глоба

В современном мире неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и государства. Характер этих взаимоотношений, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. Поэтому проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства независимо от того, рыночная это экономика или распределительная.
Николай ГЛОБА, профессор Московского государственного лингвистического университета.

Естественно, что богатейшему историческому опыту развития государственно-частного партнерства как инструмента промышленной политики, оказывающему значительное влияние на экономическую основу развития человечества, необходимо уделять более пристальное внимание. Тем более что он содержит много поучительных уроков (как позитивной, так и негативной практики хозяйствования), в которых можно найти много ценного для решения современных задач в условиях общемирового кризиса экономики.
В современном понимании государственно-частное партнерство (public private partnership — PPP) является партнерством, в котором государство и частный сектор совместно реализуют общественно значимые проекты, основываясь на соглашении о распределении задач и рисков. Но, безусловно, в XVIII веке экономические взгляды, основанные на добровольном партнерстве, вряд ли были характерны для российского государства.

На нашем сайте есть библиотека статей, посвященная ГЧП в России. Ознакомиться с ней можно здесь.

Несмотря на то что первые предпосылки государственно-частного партнерства возникли еще во времена царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, желавших достичь уровня экономического развития европейских стран, все-таки быстрое и энергичное развитие экономики произошло лишь в период правления Петра I. Петровские реформы в своей объективной необходимости вытекали из накопившихся проблем русского общества, и их решение во многом зависело от развития промышленности и торговли, лучшие образцы которых Петр I увидел во время своих поездок по европейским странам в составе Великого посольства в 1696–1697 гг. Может быть, полностью не осознавая этого, он создал первый в России эффективно действующий механизм государственно-частного партнерства, внедряя его «сверху» принудительными мерами. При этом созданная им система государственно-частного партнерства в качестве основного приоритета определяла обязанность предпринимателя выполнять государственный заказ и исключала роль конкуренции как главного стимулятора производства.

Кнут и пряник для частного предпринимателя

Конечно же, не имея опыта и желая достичь быстрых успехов в проводимых им экономических реформах, Петр I допускал ошибки. Особенно много их было в 1704 и 1705 гг., когда государство решилось на радикальную меру, отписав в казну все рыбные ловли, постоялые дворы, мельницы, торговые площади и бани с последующей их сдачей на откуп. Но такая экспроприация частной собственности быстро показала амбициозному царю-реформатору свои невыгодные стороны. Собственность быстро вернулась к своим владельцам, но с условием уплаты государству одной четверти всех доходов через специально созданную для этого Ижорскую канцелярию.

Петр 1

В условиях ведения войны, вызвавшей всеобщий дефицит товаров, государство, прибегая к крайним мерам в 1707 г., не только ввело монополию на продажу некоторых товаров за границу («заповедные» товары), но даже попыталось запретить внутреннюю торговлю частным лицам и вести ее исключительно от имени казны или отдавать на откуп. Откупа продавались чиновниками одному или нескольким купцам, которые в свою очередь стремились с лихвой окупить затраты, обирая потребителей и выживая конкурентов. Жесткое административное управление экономикой и чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность душило предпринимательство и дезорганизовывало товарооборот.
В дальнейшем, приняв во внимание сделанные ошибки и то, что промышленная политика по-прежнему основывалась на методе принуждения и главенствующей роли самодержавного государства во всех сферах хозяйственной жизни страны, Петр I уже не забывал и о различных стимуляторах частного бизнеса. Он поощрял открытие фабрик и заводов частными лицами, освобождал фабрикантов от несения государственных повинностей, выделял им ссуды из казны на обзаведение, гарантировал сбыт казенными заказами.
Стимулируя военно-экономи­ческую мощь, государство обеспечивало рынок национальными товарами, запрещая ввоз аналогичных товаров из-за границы, давая русским промышленникам монопольное право на производство большинства изделий в пределах России. Расширение внешней торговли привлекало в страну иностранную монету, так необходимую казне. Поэтому государство, создававшее казенную промышленность, способствовало различными протекционистскими мерами развитию частного бизнеса, стремясь больше вывозить на внешние рынки, препятствуя, таким образом, проникновению излишних иноземных товаров на свой внутренний рынок.

Сферы особых государственных интересов

После трагического начала Северной войны, понимая, что по уровню промышленного развития Россия сильно отстала от стран Запада, Петр I стал особое внимание уделять горному делу (сырьевой отрасли экономики) и металлургической промышленности. За казенные деньги началось строительство нового металлургического комплекса на Урале, который через несколько лет был передан в управление в частные руки тульскому кузнецу Никите Демидову.
Сферу особых государственных интересов в области государственно-частного партнерства помимо металлургической отрасли экономики составляла химическая промышленность (главное внимание уделялось производству пороха и его компонентов — селитры и серы). Причем порох производился на основе государственного заказа в таком количестве, что иногда не знали, куда его девать. Вот поэтому все увеселения и праздники сопровождались многочасовыми фейерверками.
С неменьшим вниманием казна относилась к развитию лесохимической промышленности, то есть производству поташа и смолы. Примерно поровну производимого поташа — главного экспортного товара — давали казенные промыслы и частное производство. Но на их торговлю государство распространило казенную монополию.

Читайте также:  Порядок увольнения работника ИП

Смолокурение в эпоху Петра I существовало практически исключительно в форме крестьянских промыслов. Все попытки развернуть казенное смолокурение при корабельных верфях Астрахани и Петербурга по причине неэффективности производства привели к закрытию этих предприятий. Поэтому смолокурением занимались лишь крестьяне-смолокуры (промысловики), продавая его всем желающим, в том числе и государству, которое впоследствии вывозило его за границу от имени казны.
Так как армия и флот нуждались в большом количестве ткани и парусины, одними из первых казенные предприятия появились в текстильной промышленности. Довольно легко справившись с задачей налаживания казенного производства тканей, государство не сумело справиться с построением суконной промышленности без создания системы государственно-частного парт­нерства. В основном это было связано с тем, что суконные мануфактуры, появившиеся в Москве, Казани, Липецке и Петербурге, постоянно испытывали острую нехватку сырья, ибо шерсть как товар отсутствовала на российском рынке. Поначалу казна объявила государственную монополию на закупку шерсти и овчин, но спрос рождал предложение, поэтому в южных губерниях появились мелкотоварные частные овчарные заводы, которые начали обеспечивать суконные мануфактуры отечественной шерстью, запрещенной к экспорту.

Новые принципы и приемы управления экономикой

Много усилий великий преобразователь приложил к созданию новых принципов и приемов управления экономикой. Невиданный для России масштаб развития производственного процесса в условиях реформирования сухопутных вооруженных сил и создания военно-морского флота требовал организации нового государственного аппарата, способного к административному управлению экономикой. В ходе государственных реформ системы административного управления в хозяйственной сфере за основу взяли европейскую систему центрального управления. Была создана Берг-Мануфактур-коллегия, которая осуществляла руководство тяжелой и легкой промышленностью. Таким образом была основана экономическая система государственно-частного партнерства, главными фигурантами которой стали специализированное ведомство, казенное производство и частное предпринимательство.
В условиях ведения длительной, тяжелой, но победоносной Северной войны (1700–1721 гг.), постоянно преобразуя торгово-промышленную политику, государство сделало шаг навстречу развитию частного промышленного предпринимательства. Начало мерам поощрения этого процесса положила «Берг-привилегия» (1719 г.), подкрепленная регламентом Мануфактур-коллегии (1723 г.). В соответствии с новой промышленной политикой искать полезные ископаемые и строить фабрики, а также мануфактуры разрешалось всем жителям страны независимо от их социального статуса и иностранцам. Новое горное законодательство, сочетаясь в основном с феодальным правом на землю, объявило все сокровища недр собственностью царя.
В соответствии с регламентом Мануфактур-коллегии на практике разрешение на строительство хозяйствующим субъектам выдавалось лишь после представления претендентами доказательств наличия у них для этого достаточных средств. Такие меры предосторожности защищали нарождающийся слой частных предпринимателей от проникновения авантюристов. Не менее важным правительственным решением стала практика передачи государственных предприятий (в основном на правах долгосрочной аренды, а не на праве частной собственности) в руки частных владельцев. Условия передачи предприятий были различными. Передача рентабельных производств часто осуществлялась на условиях обязательной поставки казне производимой продукции, а нерентабельных — с предоставлением небольших денежных ссуд в расчете на реанимацию производства за счет вложения собственных средств частника.
Характерная особенность вложения частного капитала в купеческо-промышленное развитие состояла в одновременном вложении свободного капитала в разнообразные отрасли производства. Размещение капиталов одновременно в нескольких отраслях служило определенной защитой предпринимателя от неудач в одной из областей вложения средств в условиях ограниченной емкости внутреннего и внешнего рынка. Ограничение предпринимательства одной сферой в условиях колебания спроса и конъюнктуры зачастую приводило к экономической несостоятельности. Поэтому при крупных казенных предприятиях на основе частного капитала часто строились вспомогательные заведения для обеспечения их потребностей. Это могли быть любые производственные мощности: например, по изготовлению строительного материала, пильные мельницы, смолокурни, канатные мастерские, кузни и т. д.

Помощь государства частникам

При применении созданной Петром I схемы государственно-частного партнерства, если промышленник не располагал достаточными средствами и возможностями для полного самостоятельного налаживания производства, казна оказывала ему материальную, социальную и организационно-техническую поддержку. Стимулами для частного бизнеса служили многочисленные льготы со стороны государства: беспроцентная ссуда на несколько лет, беспошлинная продажа товаров, высокая закупочная цена при покупке товаров казенным ведомством, продажа оборудования на льготных условиях, обучение работных людей на казенных заводах, облегченный экспорт отечественных товаров.
На таких условиях немало представителей гостиной и суконной купеческих сотен заводили мануфактуры собственным «коштом» или при участии казны. Они действовали в полотняной, суконной, шелковой, писчебумажной, сахарной, кожевенной, скип@$&рной, купоросной и иных отраслях промышленности того периода. Например, роль казенного капитала в Москве к концу царствования Петра I была очень незначительной, а 64 % всех мануфактур в России были основаны купцами и посадскими людьми, включая ремесленников. В дополнение к вышесказанному можно утверждать: создав довольно эффективную систему государственно-частного партнерства, правительство побуждало малых предпринимателей к развитию бизнеса различными экономическими мерами. В частности, городские тяглецы очень ценили привилегию, освобождавшую их от гражданской повинности в виде постоев и обременительной для малого бизнеса казенной службы.

В заключение данной статьи можно сделать обобщающий вывод о том, что в реформах Петра I, проводимых с большим напряжением, был заложен определенный дуализм. Проведенные им реформы на основе государственно-частного партнерства, с одной стороны, давали возможность быстро создать мощную экономическую базу, а с другой –способствовали значительному вмешательству государства в экономику.
Совершенно естественно, что глубоко национальные особенности проведения Петром I политики этатизма как тогда не вписывались, так и сейчас не вписываются в общеевропейскую модель, но в них можно увидеть не только исторические параллели. Беря за основу некоторые, подходящие для современного общества генерирующие идеи петровской модели реформирования экономики, можно попытаться создать современную модель спасения и восстановления национальной экономики в кризисных условиях.

Источник: bujet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин