Меценат – человек,
который на безвозмездной
основе помогает развитию
науки и искусства,
оказывает им
материальную помощь из
личных средств.
Нарицательное название
«меценат» происходит от
имени римлянина Гая
Цильния
Мецената (Мекената),
который был покровителем
искусств при императоре
Октавиане Августе.
3.
Гай Цильний Меценат (около 70 до н. э. — 8
до н. э.) — древнеримский
государственный деятель и покровитель
искусств. Личный друг Октавиана Августа и
своего рода министр культуры при нём.
Имя Мецената как поклонника изящных
искусств и покровителя поэтов сделалось
нарицательным.
4.
Во время гражданской войны в Римской
империи он устраивал примирение
враждующих сторон, а после окончания войны
во время отсутствия Октавиана вел
государственные дела, был свободен от
низкопоклонства и заискивания, смело
Мир предпринимателей: Сколько всего предпринимателей в мире? #предприниматель #статистика #бизнес
выражал свои взгляды и даже удерживал
иногда Октавиана от вынесения смертных
приговоров. Поэты того времени находили в
нем покровителя: он помог Вергилию
возвратить отнятое у него имение, а Горацию
подарил свое поместье. Он умер,
оплакиваемый всем народом, а не только
друзьями.
5. История возникновения меценатства
Точную дату появления меценатства назвать
невозможно. Неоспоримым является лишь
тот факт, что потребность в оказании
помощи представителям искусства со
стороны наделенных властью и богатством
людей была всегда.
Таким образом, появилось меценатство в
период после возникновения государства.
И в эпоху античности, и в Средние века.
6. Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности
Благотворительность и меценатство в России
имеют давние и глубокие традиции.
Связывают их в первую очередь со
временем появления в Киевской Руси
христианства. В то время
благотворительность существовала в
качестве личной помощи нуждающимся.
7. Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности
Благотворительность в России успешно
развивалась благодаря женщинам. Особенно
отличились в деле оказания помощи
нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария
Федоровна и Елизавета Алексеевна.
История меценатства в России начинается с
конца XVIII века, когда оно становится одной из
форм благотворительности
8. Первые русские меценаты
Первым меценатом в
истории России был
граф Александр
Сергеевич Строганов.
Такие люди, как Строганов,
открыли путь последующим
меценатам, бескорыстно и
искренне помогающим
развитию культуры и
искусства в России.
9. Голицынская больница
10. Дмитрий Михайлович Голицын (1721—1793)
11. Голицынская больница
Голицынская больница была открыта в Москве в1802
Вехи предпринимательства #2 Начинающий предприниматель
г. как «больница для бедных». В настоящее время это
Голицынский корпус Первой городской клинической
больницы.
Открытая в 1802 г., она стала третьей больницей в
Москве гражданского ведомства.
12. Дмитрий Михайлович Голицын (1721—1793)
Князь Дмитрий
Михайлович
Голицын — русский
офицер и дипломат
из рода Голицыных.
13. Знаменитые русские меценаты 19 века
Этот период считается расцветом
благотворительности в России. Начавшийся
бурный экономический рост способствовал
поражавшему воображение размаху и
щедрости богатых людей.
14.
Известные меценаты XIX–XX
веков – сплошь
представители купеческого
сословия. Самые яркие
представители — Павел
Михайлович Третьяков и его
менее известный брат
Сергей Михайлович.
15. Савва Тимофеевич Морозов
Савва Тимофеевич
Морозов –
удивительный по
скромности
меценат, который
помогал
Художественному
театру с условием,
что его имя не
будет упоминаться
по этому поводу в
газетах.
16. Современность
Революция и последующие за ней события прервали
замечательные традиции русского меценатства. И после
распада Советского Союза прошло немало времени,
прежде чем появились новые меценаты современной
России. Для них меценатство – это профессионально
организованная часть деятельности. К сожалению, тема
благотворительности, которая из года в год становится все
популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ.
Широкой публике становятся известны лишь единичные
случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и
благотворительных фондов проходит мимо населения.
Если сейчас спросить любого встречного: «Какие
современные меценаты вам известны?», вряд ли ктонибудь ответит на этот вопрос. А между тем таких людей
нужно знать.
Источник: ppt-online.org
Научно-исследовательская работа «Меценаты России»
Однажды мой папа читал журнал, в нем была статья «Современные меценаты». Прочитав её, он начал рассуждать на тему «меценатства». Меня так заинтересовали его рассуждения, что я тоже прочитала эту статью. Меценаты…Кто они? Как давно существует само понятие? Какова история возникновения меценатства в нашей стране?
В общем, решила узнать о традициях русского меценатства как можно больше.
- Определить есть ли сегодня меценатство в нашей стране;
- Выяснить в какие сферы общественной жизни современные меценаты вкладывают средства; Есть ли меценаты в нашем районе, городе?
- Убедить сверстников, что благодаря деятельности меценатов материальные ценности сохраняют духовные для ныне живущих и следующих поколений людей;
- Изучить литературу, посвященную истории и современному состоянию меценатства в России;
- Провести опрос среди сверстников на тему «Меценаты: кто они?»
- Популяризировать движение меценатов среди сверстников, рассказывая о деятельности этих людей в России, в частности о наших земляках.
2.1. Анализ опроса
Я провела опрос среди своих сверстников и поняла, что большинство ребят не знакомы с понятием «меценат».
Мне кажется, что деятельность меценатов России несправедливо забыта. Когда я из разных источников узнала о них, меня восхитили их деятельность и личностные качества. Тогда я поставила перед собой задачу – познакомить моих ровесников с русскими меценатами.
2.2. Меценаты: кто они? Откуда появилось понятие «меценат»?
Меценат- лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее материальную помощь из личных средств.
Меценатство- покровительство развитию науки и искусства.
Название происходит от имени знатного римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе. Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вел государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора (Приложение 1).
Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки.
Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям.
2.3 История возникновения меценатства в России
Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.
Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.
2.4 Первые российские меценаты
Первым меценатом в истории России был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составление коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гаврил Державин и Иван Крылов.
До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был её директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.
Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства России.
Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители данной династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из малообеспеченных семей.
Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих семей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний (Приложение 2).
2.5 Выдающиеся меценаты России
Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793гг)
Князь Дмитрий Михайлович Голицын- русский офицер и дипломат, являлся одним из известнейших благотворителей. Был среди первых из числа русских, кто увлекся коллекционированием картин. За время поездок по Европе ему удалось собрать потрясающую коллекцию, состоящую из 300 картин, многое из которых написаны известнейшими мастерами, такими как П.П Рубенс, Рафаэль, Караваджо и многими другими художниками.
В память о жене( после её смерти в 1761г.) Дмитрий Михайлович занялся организацией лечебниц в Европе и России, жертвовал деньги на поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследований в области медицины.
Тимофей Саввич(1823—1889) и его жена Мария Федоровна(1830—1911) Морозовы
Тимофей Саввич Морозов- мануфактур-советник, купец.
Именно с этих людей берет начало благотворительная деятельность семьи Морозовых. Первоначально она связана с благоустройством рабочих их мануфактур. При каждой мануфактуре были построены школы, училища, больницы, общежития для рабочих.
Накапливая свой капитал, эти благотворители охотно делились им с бедными и нищими, жертвовали большие суммы денег многим обществам и учреждениям. С их помощью, например, была построена самая крупная и известная в Москве психиатрическая больница — Алексеевская.
Мария Федоровна была известна своими благотворительными делами и в светском обществе и в религиозном мире. После смерти мужа построила в г.Орехово-Зуеве богадельню его имени, положив на её счет 500тыс.руб., на проценты от которых богадельня могла существовать. Благотворительница жертвовала деньги Московскому университету, Московскому техническому училищу, выделяла деньги на стипендии, лаборатории. На ее средства строились больницы, корпуса, биржи труда в Москве, несколько домов для бедных.
Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)
С.Т.Морозов- русский благотворитель и меценат, сын Тимофея Саввича Морозова.
Оказал большое значение в развитие отечественной культуры. Наибольшая его заслуга заключается в помощи Московскому художественному театру. На учреждение театра требовались значительные средства. Не получив помощи от правительства, Станиславский и Немирович-Данченко стали обращаться к меценатам. Морозов взял все расходы театра на себя.
Значительный вклад в дело благотворительности внесли Михаил Абрамович (1870-1903) и Иван Абрамович (1871-1921) Морозовы, помогая развитию медицины, культуры, науки.
Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)
С.И.Мамонтов- скульптор, певец, писатель, успешный промышленник, который продолжил дело отца и строил железные дороги, также Савва Иванович является прародителем русской оперы и живописи.
Организовал в Москве неформальное объединение художников, собрав вокруг себя лучших представителей русской живописи, таких как В.М.Васнецов, В.А.Серов, Поленов, Нестеров, Репин, М.А.Врубель и многих других. Савва Иванович помогал людям искусства, избавляя их от решения бытовых вопросов, позволяя им полностью посвятить себя творчеству.
Савва Иванович создал первую в России частную оперу в 1885г. Идея заключалась в том, чтобы продвинуть на сцену произведения российских оперных композиторов, которые в то время совершенно не котировались не только за рубежом, но и в России. Тем самым преследовалось цель увеличить популярность российских композиторов и певцов.
Но, к сожалению, в 1890-х годах Савва Мамонтов был разорен и арестован. Имущество Саввы Ивановича было почти полностью распродано (Приложение 4).
2.6 Знаменитые иркутские меценаты
Имея огромные деньги, сибирские купцы могли позволить себе выделить немалые суммы на обустройство жизни в родном городе. Большинство церквей, которыми славится Иркутск, гимназии, школы, больницы, приюты, библиотеки, магазины, самые красивые здания построены были и содержались купцами. Их личные библиотеки удивляли столичных библиофилов. Так что фраза «Иркутск – город купеческий» имеет вполне конкретный смысл. Город населяли, главным образом, купцы, и правили им тоже, в основном, представители среднего сословия.
Трапезников Константин Петрович — купец, почетный гражданин, стоявший много лет во главе иркутского общества. Был пионером по разработке золотоносных россыпей в Олекминском округе и создал новые условия для введения золотопромышленного дела, что принесло немало пользы как государству, так промышленности и торговле. В 1865г. Он открыл торговлю железом и изделиями из него. Пожертвовал капитал в сумме 19636рублей на основание Сиропитательно-ремесленной школы.
Кузнецов ЕфимийАндреевич( 1783-1850гг.) — почетный гражданин, иркутский купец 1 гильдии, статский советник, кавалер орденов Св. Анны III степени и Св. Владимира III степени, крупный золотопромышленник, миллионер. Был городским головой с 1826 по 1829гг. Е.А.
Кузнецов отличался широкой благотворительностью, пожертвовал более 5 миллионов рублей на различные нужды города. На его капиталы были построены гражданская больница-135 000р., Девичий институт- 100 000р., Училище для девиц духовного звания- 150 000р., около 3 миллионов рублей им было пожертвовано на освоение Амура. Ефимий Андреевич числился старостой Кафедрального собора. В 1849г им было составлено завещание, согласно которому 250 000р., жертвовалось на строительство в Иркутске нового Кафедрального собора.
Демидов Дмитрий Дмитриевич (?-1888)- городской голова в 1877-1885 гг. –один из известнейших купцов Иркутска 70-х гг. Имел золотые прииски, занимался виноторговлей. Оставил после себя капитал 17 миллионов рублей, из них завещал на раздачу бедным города 100 000 рублей. За время его управления было открыто наибольшее число школ в Иркутске.
За оказание помощи в доставке на родину погибших членов американской полярной экспедиции Делонга (1882г). Д. Д. Демидов получил благодарность от правительства США. (Приложение 5).
2.7 Меценаты нашего времени
Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство- это организованная часть деятельности.
К сожалению, тема благотворительности, которая из года в год становится все популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единые случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и благотворительных фондов проходит мимо населения. Если сейчас спросить любого встречного: «Какие современные меценаты вам известны?», немногие ответят на этот вопрос. А между тем таких людей нужно знать.
Среди предпринимателей России, активно занимающихся благотворительностью, в первую очередь стоит отметить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина , который в 2013 году объявил о том, что все свое состояние завещает на благотворительные цели. Это было по-настоящему ошеломляющим заявлением. Он основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры. Являясь Председателем попечительского совета Эрмитажа, он уже пожертвовал ему 5 миллионов рублей.
Олег Владимирович Дерипаска , один из влиятельных и богатейших предпринимателей России, является основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. Занимается благотворительная организация Дерипаски деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта. Также фонд оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.
В роли меценатов в современной России могут выступать не только крупные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Благотворительностью занимаются ОАО «Газпром», АО «Лукойл», КБ «Альфа Банк» и многие другие компании и банки.
Особо хочется отметить Дмитрия Борисовича Зимина , основателя ОАО «Вымпел-Коммуникации». С 2001 года, добившись устойчивой прибыльности компании, он отошел от дел и полностью посвяти себя благотворительности. Им основаны премия «Просветитель» и фонд «Династия». По словам самого Зимина, весь свой капитал он передал на дело благотворительности совершенно безвозмездно. Созданный им фонд занимается поддержкой фундаментальной науки России.
Конечно, современное меценатство не достигло того уровня, который наблюдался в «золотые» годы. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказали культуре и науке планомерную поддержку. (Приложение 6).
2.8 Меценаты нашего края
В нашем крае тоже есть меценаты. Лично для меня это было открытием. Я подготовила небольшой список меценатов нашей области и города.
- Седых Марина Владимировна , является гендиректором ООО «Иркутская нефтяная компания». Она внесла огромный вклад в развитие района и области. В 2013 году состоялось официальное чествование меценатов нашего города, на котором Марина Александровна получила благодарственное письмо и грамоту за оказание помощи родному краю.
- Благотворительный фонд Андрея Чернышева «Сибирский характер».
Развитие детского хоккея
Печать газеты «Сибирский характер»
Источник: nsportal.ru
Меценатство 19-20века
Целью данной работы является рассмотреть особенности развития меценатства в России.
Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач:
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;
Введение………………………………………………………………………….2
1 Меценатство как социокультурное явление……………………………….5
1.1 Понятие меценатства………………………………………………………5
1.2 История меценатства в России………………………………………….…8
1.3 Мотивы меценатства……………………………………………………….13
2 Русские меценаты……………………………………………………………16
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы….16
2.2 Меценаты Приморья……………………………………………………….23
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
Заключение……………………………………………………………………. 33
Список литературы……………………………………………………………..35
1 Меценатство как социокультурное явление……………………………….5
1.2 История меценатства в России…… …………………………………….…8
2.1Меценаты: Морозов, Бахрушин, Дягилев, Мамонтов, Тенишева, Третьяковы…………………………………………………… ………………..16
2.3 Современное состояние российского меценатства………………………29
В настоящее время Россия переживает один из самых нелегких этапов своего исторического развития, когда многие из устоявшихся в эпоху социализма стереотипов мышления, моральных и социальных ориентиров более не отвечают запросам окружающей нас действительности. Ограничены экономические возможности государства в деле предоставления необходимых ресурсов организациям культуры для их работы в целях осуществления последними перспективных проектов и программ, а также для обеспечения сохранности накопленного культурного богатства. В связи с этим существование многих культурных организаций и в целом культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны представляется достаточно сложным.
На фоне этого изучение нашего исторического наследия представляется чрезвычайно актуальным — извлечение из небытия тех светлых и чистых в духовном плане образцов созидательной деятельности, истинного, а не показного патриотизма, любви к ближнему, которые так ярко демонстрировали многие российские меценаты — благотворители во второй половине XIX — в начале XX вв.
Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.
Меценатство в России является предметом интереса отечественных и зарубежных ученых. Этот интерес особенно усилился ввиду начавшейся в стране экономической и политической «перестройки». За последние 10-15 лет было издано множество научных трудов историков, экономистов, культурологов, в которых оценивается вклад отечественных меценатов в создание национального культурного фонда, значение оказания ими финансовой и моральной поддержки художникам, писателям и музыкантам. Целью данной работы является рассмотреть особенности развития меценатства в России. Реализация этой цели потребовала выполнения следующих задач:
• рассмотреть меценатство как социокультурное явление
• описать деятельность меценатов в России
• выявить основные тенденции развития меценатства в современном обществе;
1 Меценатство как социокультурное явление
1.1 Понятие меценатства
Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи.
Меценатство является более узким понятием благотворительности, и рассматривать его следует отдельно. Таким образом, институт негосударственной поддержки национального культурного достояния принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность — меценатами.
Происхождение самого слова «меценатство» связывают с одним человеком несравненно высокой культуры живший в Древнем Риме по имени Меценат, знатного происхождения, очень богатый. Он обладал достаточным вкусом, чтобы поддержать чужую мысль, истинную поэзию ценить больше собственной, материально поддерживал талантливых, помогал просвещению и просветителям, стремился достижения культуры и искусства превращать в достояние общественности.
И все его материальные затраты с лихвой окупились. Имя Мецената стало почетным, стало лозунгом, символом бескорыстного служения науке, искусству, просвещению – народному благу вообще 1 . Так история справедливо вознаградила благороднейший порыв человека, жившего еще до нашей эры, но и спустя тысячелетия оставшегося в памяти благодарного человечества. С давних пор меценатами стали называть тех, кто бескорыстно помогает людям искусства. Россия славится огромным количеством меценатов. Такими людьми, безусловно, нужно гордиться!
- русское меценатство это не спонсорство, оно не преследует рекламных целей. Но оно и не есть благотворительность, т.к. благотворительность всего лишь один из видов деятельности русских меценатов.
- русское меценатство — это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов, связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России.
- русские меценаты прекрасно понимали, для того чтобы народ смог приступить к подъёму образовательного уровня и культуры, необходимо, прежде всего, освободить его от проблемы примитивного выживания. И поэтому наравне с развитием образования и культуры русские меценаты занимались организацией здравоохранения и быта малоимущих слоев населения.
- всвязи с этим, объектами организационной деятельности русских меценатов были как школы, библиотеки, наука, музеи, театры, галереи, художники и актеры, так и больницы, пансионаты, дома презрения, пенсии и пособия.
- но в программу развития русских меценатов входила забота не только о теле и сознании русских людей. Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека. И поэтому русскими меценатами, прежде всего, строилось много церквей.
- важной отличительной чертой русского меценатства является то, что главным образом они не жертвовали свои деньги на благие дела, а сами и на свои средства занимались организацией и строительством вышеперечисленных общественных структур. Они сами принимали активное участие в изменении образа жизни русского народа, а не просто откупались деньгами.
- в отличие от политиков всех мастей русские меценаты не стремились экспериментировать с обществом, толкая его в различные авантюры во исполнение очередной безумной идеи, а прикладывали все свои усилия для развития самого русского человека. Именно в духовном и культурном росте каждого человека они видели решение всех остальных проблем общества.
- русские меценаты стремились изменить сознание русского народа. Такую задачу ставили и многие политики, но методы у политиков и у русских меценатов отличались. Методы политиков это прямая обработка сознания через демагогию и внушение, используя эмоции и страсти. Методы меценатов это предоставление человеку возможности саморазвития.
- русские меценаты не определяли, каким должно быть новое сознание народа, они исходили из того, что при достаточно широких возможностях сознание само стремится к расширению. И они считали своим долгом предоставить русскому народу такие возможности. В этом они видели свой долг и служение России.
- русский меценат это и есть тот самый активный духовный центр притяжения, который формирует вокруг себя собор. Это «барин» новой эпохи России. Это новая элита России. По своей сути, как строитель и организатор новой жизни, русское меценатство это новая растущая политическая сила, а значит новая формирующаяся аристократия. Это особое новое сословие преобразующегося российского общества.
Таким образом, задачей меценатов было изменение образа жизни для предоставления возможностей для саморазвития с помощью организаций, строительства и развития общественных институтов, постепенно, высвобождая сознание людей от задачи элементарного выживания, приобщать его к культурным, духовным ценностям и творчеству 2 .
1.2 История меценатства в России
История России знает немало примеров, когда богатые люди, представители знатных родов уходили в монастырь, шли в «народ» замаливать свои грехи, не сумев примирить свою совесть с тем ужасающим контрастом, который существовал между «роскошью дворцов» и «нищетой хижин». Некоторые из них даже отказывались от собственности в пользу страждущих.
Это конечно крайности, но как известно, в крайностях с наибольшей силой и выразительностью проявляется сущность человеческой натуры 3 . И вообще богатство, накопительство никогда не были самоцелью русского человека – это чуждо его менталитету. Видимо, здесь истоки явления благотворительности, получившей столь широкое распространение в России. Как способ реализации благородной идеи, высоких душевных порывов, бескорыстного служения общественным интересам, она определяла жизнь и поступки выдающихся людей всех сословий – представителей царской семьи, дворянства, купечества, чиновничества, — способствовала процессу духовно-нравственного развития общества, самосознания русского народа. Милосердие, жертвенность, заложенные в человеке природой, таким образом можно считать истоком благотворительности и меценатства.
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему — на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».
Начальная русская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.
Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню 4 .
Преодолевая сложности исторической судьбы, третье сословие в России формировало традиции своей среды, ориентиры одобряемого поведения, сословные идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными на недолгий срок существования русской буржуазии сумели стать благотворительность и меценатство.
Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы также существовали в мусульманстве и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Добро ближнему делают многие, в ком есть эта потребность, но у состоятельных людей всегда больше для этого возможностей.
В то время как государство должно обязательно оказывать помощь нуждающимся, иногда оно даже мешало частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду.
Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей — о любви к ближнему. Своё выражение это получило в раздаче милостыни.
Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами. Именно при монастырях возникли богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась практически до конца XVII в.
Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.
Появившаяся частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям не пропасть 5 .
С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства — покровительства наукам, искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры.
Меценатство в России, существующее со времен Петра I, испокон веков являлось исключительно дворянской прерогативой. В данном ключе, занятия и увлечения столь же ясно обозначали принадлежность к тому или иному сословию, как родовое древо. Меценатство и привычка коллекционирования произведений искусства соответствовала исключительно дворянской среде и воспринималась одной из ее важных привилегий.
Однако, как это имело место быть и в других европейских странах, совместно с установлением капиталистических отношений в России все более крепчало купечество. Известно, что к 1910 году общее количество предпринимателей в России, получавших доход до 10 тыс. рублей в год, составило 7 млн. человек, а предпринимателей, чей доход был свыше 10 тыс. рублей (нередко сотни тысяч и выше) – 200 тыс. человек.
Новый класс стремился в своих привычках ни чуть не уступать дворянству, которое по-прежнему выступало поведенческим эталоном для разбогатевших купцов. Тем более, что дворянство, уступив преимущество в экономической сфере, по-прежнему практически полностью контролировало культурную и политическую сферы. С помощью культуры дворяне влияли на общественные процессы не менее, чем контролируя финансовые потоки. Более того, закрытость высших слоев общества Российской Империи сводила к минимуму возможность проникновения в узкий круг избранных.
Меценатство и оказалось тем ключом, открывавшим двери в светское общество для разбогатевших мужиков. Это был реальный способ не только повысить свой социальный статус, а систематическая поддержка крупных культурных проектов способствовала размыванию образа «удалого купца – ухаря», но и добиться монаршей милости, получив жалованное дворянство.
Среди предпринимателей, как и среди других слоёв населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения. Сначала молельни и домашние церкви купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело было поставлено купцами-промышленниками.
Внуки крестьян и мещан — отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.
Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В.С. Гиршмана, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова.
Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать своё место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: меценатство и благотворительность. Меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей 6 .
Источник: www.myunivercity.ru