Довольно длительный промежуток времени рынок труда в качестве экономической категории воспринимался как явление, которое присуще лишь капиталистическим странам. Безработица же рассматривалась как следствие специфических взаимоотношений, которые осуществлялись в его рамках и появлялись из-за нескончаемых противоречий труда и капитала.
Переход к рыночной экономике в нашей стране оголил старые проблемы занятости. А также добавил ряд новых, связанных со структурной перестройкой нашей экономики, появлением нового вида трудовых отношений, которые обусловлены различными формами собственности.
Следствием чего стало высвобождение сотрудников с крупных предприятий в период перехода к рыночным отношениям и пополнение ими рядов безработных. Однако воспринимать данную социально-экономическую категорию в качестве явления именно переходного периода, бесспорно, ошибочно. Она взаимосвязана с экономической эволюцией, с изменением спроса на труд и соцстатусом самого работника. А также с недостатками правового регулирования рынка труда и соответствующих отношений.
Как появляется безработица
В полной мере избавиться от безработицы невозможно, однако доступно ее минимизировать, одновременно сглаживая политические, общественные и этические последствия ненадлежащего обеспечения занятостью трудоспособного слоя населения.
Занятость и безработица: теоретические аспекты
Вторая категория выступает неотъемлемой характеристикой рыночной экономики нашей страны. Безработица – явление социально-экономическое, в рамках которого часть трудоспособного населения не занята в сфере производства. Она является следствием превышения предложения труда над спросом на него.
Доля безработных пребывает в зависимости от существующих на конкретный период времени темпов роста экономики и эффективности труда, а также от степени соответствия классификационных, профессиональных навыков трудящихся текущему спросу, существующей демографической ситуации, проводимой государством политики занятости.
Концепции трактовки феномена безработицы
Полностью противоположные точки зрения у сторонников кейнсианской концепции и классической. Последние интерпретируют данное понятие как несовершенство рынка труда (микроэкономическими причинами), а первые – с позиции макроэкономики, как дефицит агрегированного экономического спроса.
Согласно кейнсианцам, безработица появляется по причине «жесткости» заработной платы. При сдвиге кривой трудового спроса, который вызван падением всего агрегированного спроса в экономике, зарплатный порог остается неизменным. В связи с этим наблюдается разрыв уровня спроса и предложения при условии фиксированной зарплаты.
Классификация рассматриваемой категории
Существует 2 формы безработицы:
- Вынужденная (есть желание и возможность работать, но нет предложения, может быть связана с уменьшением объемов производства).
- Добровольная, или безработица ожидания (результат «жесткости» заработка и, как следствие, нехватки рабочих мест).
Это именно формы безработицы, а существуют еще и ее типы. Они представлены в таблице ниже.
Направления борьбы с безработицей
Циклическая (дефицита спроса)
- Функциональный тип проявляется в результате перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое. Это следствие кратковременной динамики на рынке труда. Данный тип существует из-за растянутости во времени процедуры подбора персонала и рабочих мест. Функциональная безработица принципиально неустранима. Она присутствует в каждой экономической системе.
- Сезонный тип безработицы возникает вследствие колебаний уровня экономической активности на протяжении года, которые характерны для некоторых отраслей.
- Институциональный тип проявляется из-за недостаточной эффективности организации рынка труда. К примеру, из-за неполной информации о наличии текущих вакансий.
- Структурная безработица, по сути, выступает углубленной формой фрикционной. Данный тип возникает в результате продолжительной динамики в экономической структуре, которая приводит к существенному несоответствию имеющейся квалификации либо профессии трудящихся квалификационным или профессиональным требованиям, необходимым для конкретного рабочего места. Также могут прослеживаться и территориальные структурные несоответствия.(Фрикционный тип и структурный достаточно схожи на первый взгляд. В первом случае у безработных имеются навыки, которые можно продать, а во втором — они сразу не могут получить работу ввиду недостаточности квалификационной подготовки. Итак, можно говорить о том, что функциональная безработица носит краткосрочный характер, структурная же более продолжительна во времени, ввиду чего она считается более серьезной проблемой.)
- Безработица избыточного предложения – следствие нарушения баланса на рынке труда (к примеру, в ситуации, когда уровень зарплаты оказывается выше существующего равновесного). Данный тип считается вынужденным, неравновесным.
- Также можно выделить и такую разновидность рассматриваемого явления, как скрытая(латентная) безработица. Если кратко, то это люди, не относящиеся к экономически активному населению на конкретный момент времени. Однако они хотели бы войти в данную категорию при условии предоставления им подходящей работы.
Типология рассматриваемой категории по К. Марксу
Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:
- Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
- Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.
Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.
Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).
Интерпретация понятия занятости
Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.
Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).
В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.
Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.
Классификация рассматриваемой категории
Исходя из качественных и количественных характеристик, выделяют занятость:
- полную (все желающие обеспечены работой);
- свободно избранную (право на занятость либо незанятость);
- скрытую (неофициальные подработки);
- маятниковую (занятость и безработица постоянно чередуются);
- продуктивную или эффективную (приносит трудящимся доход);
- неполную (работает лишь часть всего экономически активного населения);
- сезонную (работа в определенное время года);
- периодическую (чередование трудовой деятельности и равномерных периодов отдыха).
Согласно МОТ рассматриваемое явление бывает трех категорий:
- занятые (рабочая сила);
- безработные (активная часть населения в определенный период времени);
- вне рабочей силы (остальная часть населения, не имеющая занятости, не осуществляющая ее поиск, не изъявляющая желания работать, а также лица, не достигшие трудоспособного возраста).
Таким образом, любая государственная политика борьбы с безработицей должна проводиться по двум направлениям:
- Разработка мер стимуляции роста уровня трудоустройства.
- Реализация мероприятий, способствующих сокращению увольнений.
Безработица и инфляция: кривая Филлипса
В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.
Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.
О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы — низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости — высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).
Госрегулирование занятости
Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.
Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.
Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.
Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно — и занятость.
В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.
Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.
Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.
Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?
Госрегулирование – многоуровневый процесс, который обобщенно представляет собой 3 уровня. На каждом из них используются соответствующие методы борьбы с безработицей:
- макроуровень;
- региональный;
- микроуровень.
Высшие органы исполнительной и законодательной власти в рамках макроуровня призваны решать основные задачи, такие как:
- Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.
- Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.
- Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях). Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.
Госрегулирование на региональном уровне должно осуществляться по тем же самым направлениям, что и на макроуровне, и применять те же методы борьбы с безработицей. На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.
Как борются с данным явлением в России?
К общим для всех форм безработицы мерам относятся:
- выплата соответствующих пособий;
- формирование действенных служб занятости.
К специфическим мерам борьбы исключительно с фрикционным типом безработицы относятся:
- совершенствование системы сбора, предоставления информации касаемо наличия свободных вакансий (не только в рамках данного населенного пункта, но и в других городах, регионах);
- формирование узкоспециализированных служб по данной направленности.
Борьба с безработицей структурного типа подразумевает применение следующих мер:
- формирование госслужб и учреждений, ориентированных на переподготовку и переквалификацию кадров;
- стимулирование деятельности частных служб данной направленности.
Средства борьбы с циклическим типом данного явления следующие:
- разработка и реализация стабилизационной политики, ориентированной на предотвращение серьезных спадов производства и, как следствие, массовой безработицы;
- проведение мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест государственного сектора экономики.
Борьба с безработицей в России осуществляется в соответствии с принятой в 2009 г. президентской антикризисной программой, которая направлена на устранение негативных последствий кризиса, а также напряженности на трудовом рынке, на сокращение уровня безработицы. Общая сумма, выделенная из бюджета на поддержку региональных рынков труда в 2010 г., составила 36,4 млрд руб. Существенная часть выделенных средств направлена на реализацию мер пассивного характера, а именно на выплату положенных пособий.
Борьба с безработицей в нашей стране осуществляется в рамках вышеуказанной программы, которая включает ряд пунктов:
- Организация общественных работ. Так, в регионах в них были заняты те, кто лишился постоянной зарплаты. Наиболее распространенные виды общественных работ: благоустройство территорий, ремонт и реставрация культурных памятников, уборка улиц, обслуживание общественного транспорта.
- Формирование дополнительных рабочих мест (стимулирование малого бизнеса).
- Господдержка посредством выдачи кредита на собственное дело.
- Выплата пособий. Минимальный размер пособия по безработице в нашей стране составляет 850 руб., максимальный – 4900 руб. Среднее значение данного пособия – 2700 руб.
- Мероприятия по оказанию помощи студентам (организация стажировки для выпускников вузов).
- Предоставление возможности переобучения.
Несмотря на то что вышеперечисленные меры имеют ряд недостатков и требуют усовершенствования, борьба с безработицей уже к концу 2010 г. принесла свои плоды в виде сокращения незанятости на 2,8%.
Источник: businessman.ru
Глава 3. Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления.
3.1 Общие меры по борьбе с безработицей Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Общие меры по сокращению безработицы следующие: 1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); 2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции); 3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); 4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям 5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя); 6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. 11 3.2 Пути снижения безработицы Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы: 1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.; 2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин; 3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников; 4. разрешение трудовой эмиграции; 5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 апреля 2011г. № 84 утверждены положения по девяти направлениям реализации Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2011 году. Как сообщает пресс-служба Правительства Республики Башкортостан, разработка положений предполагалась Указом Президента Республики Башкортостан от 13 января 2011 года № УП-2 «Об утверждении Р6еспубликанской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2011 году». На реализацию постановления, в соответствии с республиканской Программой, выделяется 285 млн. руб. субсидий из федерального бюджета и 40 млн. руб. из бюджета Республики Башкортостан. В перечень положений вошло: — Положение об организации общественных работ для находящихся под угрозой увольнения работников системообразующих и градообразующих организаций, а также граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда; — Положение об организации мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; — Положение о содействии самозанятости безработных граждан; — Положение об информационном сопровождении реализации Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2011 году. В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет: · улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; · устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение масштабов жилищного строительства; в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются: · стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них; · поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). Для помощи молодежи могут использоваться различные методы: 1. экономическое стимулирование молодежной занятости; 2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи 3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики. Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода: 1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников. 2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. 3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации. 4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д. 5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости. 6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. 7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Существует также проблема длительной безработицы – одно из приоритетных направлений регулирования рынка труда. В 1990-е гг. широко обсуждалось использование в активных программах содействия занятости технологии профилирования безработных, которая ориентирована на содействие в трудоустройстве тем краткосрочным безработным, у которых высок риск стать долгосрочными безработными. Также стали применяться такие методики, как составление индивидуальных планов действий безработных, которые позволяют объединить их обязательства и индивидуальную постановку проблем. Профилирование безработных является процедурой, при которой на основе рассчитанного численного значения долгосрочным безработным оказываются услуги содействия в трудоустройстве. В существующих методиках профилирования безработных на основе численного значения оценивается вероятность перехода вновь зарегистрированных безработных в разряд долгосрочных безработных. Профилирование предполагает предоставление безработным интенсивных программ содействия занятости на ранней стадии безработицы. Реализации данного подхода могут сопутствовать две потенциальные проблемы:
- Выявление лиц с наибольшим риском перехода в рязряд долгосрочных безработных является достаточно сложной процедурой. Так, в соответствии с проведенным в Великобритании исследованием выявлено много факторов, связанных с длительной безработицей(возраст,пол, семейное положение, обеспеченность жильем и специфика местного рынка труда). Однако в результате исследование не было реализовано в форме соответствующей прикладной модели.
В случае использования в профилировании моделей с низкой предсказательной точностью интенсивные программы содействия занятости будут предоставлены в том числе и лицам, не относящимся к потенциальным долгосрочным безработным. Это приводит к отвлечению государственных средств,которые могли быть предназначены для помощи тем, кто фактически станет долгосрочным безрабтным;
- Оказание интенсивного содействия в трудоустройстве преимущественно безработным с наивысшим риском долгосрочной безработицы не всегда свидетельствует о наиболее эффективном использовании государственных ресурсов. По данным отдельных исследований, программы переподготовки и содействия поиску работы пропорционально повышают уровень трудоустройства для лиц как с наименьшими, так и с большими шансами трудоустройства.
Количественная оценка профилирования безработных основана на использовании статических методов. Данная методология профилирования распространена в США, Австралии и Нидерландах. 3.3 Государственная политика занятости В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во- первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во- вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума. 3.4 Программы дополнительных мероприятий На заседании круглого стола, прошедшем недавно в правительстве республики, начальник Управления ГСЗН РБ Тимирхан Биккинин сообщил, что ситуация на регистрируемом рынке труда республики характеризуется снижением численности безработных граждан в сравнении с началом года на 17% (до 32,7 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы за этот период снизился с 2% до 1,6 %, что ниже, чем в среднем по России. Количество заявленных работодателей вакансий возросло с начала года в 1,9 раза и на 1 июля составило 37 тыс. единиц. Соответственно, коэффициент напряженности снизился с 2,1 на 1января до 0,9 на 1 июля. Тем не менее, не все предприятия вышли из кризиса. По состоянию на 12 июля текущего года 156 организаций уведомили о состоявшемся увольнение по причине сокращения 12,8 тыс. человек. Тимирхан Биккинин особо подчеркнул, что в условиях посткризисного развития определены новые приоритеты Программы дополнительных мероприятий. Особенностью Программы 2011 года является расширение спектра мероприятий, направленных на поддержку граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, имеющих риск не быть трудоустроенными, развитие самозанятости последних. Основной упор сделан на развитие самозанятости безработных граждан. На эти цели заложено более 60 процентов общего финансирования программы. Было уделено внимание необходимости тесного сотрудничества и межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон по вопросам реализации этих направлений. По состоянию на15 июля центрами занятости населения районов и городов республики размещено 327 запросов котировок на организацию профессионального обучения безработных граждан в рамках Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по состоянию на 15 июля 2011 года.
17.03.2015 21.96 Mб 358 Резьбовые соединения. Соединение болтом_МП.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
В России нашли новый способ борьбы с безработицей
В России расширят антикризисную программу субсидирования работодателей для борьбы с безработицей, пишет «Коммерсантъ». С начала 2022 года они смогут получать по три минимальных размера оплаты труда (МРОТ) за трудоустройство молодежи до 30 лет. Таким способом в Минтруде планируют помочь с поиском работы 117 тысячам граждан.
Компаниям и индивидуальным предпринимателям заплатят лишь при найме тех молодых людей, которые относятся «к уязвимым категориям на рынке труда». Среди них соискатели с ограниченными возможностями здоровья, молодежь без среднего профессионального или высшего образования, а также тем, кто не смог найти работу в течение четырех месяцев после возвращения с военной службы или после получения образования. Кроме того, в этот перечень входят состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, соискатели с несовершеннолетними детьми, молодые люди, освобожденные из мест лишения свободы, и дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей.
Материалы по теме:
«Газпром» и Евросоюз не могут договориться по поставкам газа и ценам. Чем это грозит России через несколько лет?
17 ноября 2021
Новый порядок. Войны, власть женщин и путь к вечной жизни — самый невероятный экономический прогноз на 2022 год
2 декабря 2021
Постановление правительства о господдержке юрлиц и ИП, нанимающих безработных граждан, было принято в марте. Сейчас выплаты могут получать лишь те из них, кто трудоустроит официально зарегистрированных безработных. Субсидии по программе обеспечиваются Фондом социального страхования. Выплаты на общую сумму в 41 670 рублей (три МРОТ) на одно рабочее место будут разделены на три части. Первую субсидию в размере МРОТ работодатель получит после первого месяца работы нового сотрудника; вторую — по истечении третьего месяца, третью — по окончании шестого.
Доля занятых россиян от 15 до 29 лет сейчас составляет 50 процентов, а в группе 15-24-летних — лишь 27 процентов. Среди молодежи безработных гораздо больше, чем среди жителей России в целом: показатель составляет 16,2 процента для людей в возрасте 20-24 лет и 7,4 процента для 25-29-лених.
В конце ноября Минтруд также опубликовал долгосрочную программу содействия занятости молодежи до 2030 года. Для молодежи организуют масштабную программу по профориентации, а также помогут ей стать привлекательнее для работодателей при помощи популяризации производственных практик и увязки спроса на специалистов с контрольными цифрами приема в учебные организации. Кроме того, компаниям и ИП предложили создать возможности для совмещения учебы с работой или предпринимательством.
Источник: lenta.ru