Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Когда придет время малого бизнеса
Работа состоит из 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Кафедра государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В КОНУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
к.э.н., профессор
Хабаровск 2009
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……………..5
1.1. Понятие и сущность конкуренции…………………… ………………………..5
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка…………………. 11
2 Теоретические аспекты малого бизнеса…………………….14
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия…………. . ………14
2.2 Условия развития малого бизнеса………………… …………………. ………19
3 Малый бизнес в конкурентной среде…………………. …… …25
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции… ……………………………..……. 25
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде……………………………….…..26
3.3 Развитие малого предпринимательства в России……………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…35
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что, во-первых, в рыночных отношениях сектор малого бизнеса играет огромную роль в экономике страны.
Во-вторых, Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты.
Деньги для бизнеса. Малый бизнес. Меры поддержки малого и среднего бизнеса
В-третьих, Формирование развитой конкурентной среды прежде всего зависит от доли малого предпринимательства в экономике;
В-четвертых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды.
Анализ изученных источников литературы. Проблемы становления конкуренции, конкурентной среды в России, её сравнительный анализ с другими странами нашли свое отражение в работах таких ученых как:
Иванова Н.Ю., Рубин Ю.Б., Артемьев И.Ю. В этих работах отражается сущность конкурентной среды в экономике и её взаимосвязь с малым предпринимательством в России. Раскрываются социально-экономические функции малого бизнеса в Российской экономике.
Данилова О.В Агурбаш Н.Г. исследуют теоретические аспекты малого бизнеса, дают определения этого понятия на современном этапе развития экономических отношений.
Так же были исследованы материалы различных правительственных программ и приказов по поддержке малого предпринимательства в России.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.
В соответствии с поставленной целью было намечено решить следующие задачи:
— Раскрыть особенности понятия конкуренции и конкурентной среды, выявить различия.
— Проанализировать специфику условий рыночной экономики России и закономерности формирования конкурентной среды.
— Определить особенности функционирования малого бизнеса в экономике и исследовать специфику малого бизнеса как отдельный сектор экономической системы.
— Раскрыть основные принципы правительственной программы стимулирования конкуренции путем создания условий для ускоренного развития малого бизнеса.
Объектом исследования является малый бизнес России.
Предметом исследования — Роль и значение малого бизнеса в конкурентной среде.
1 Теоретические аспекты конкурентной среды
1.1.Понятие и сущность конкуренции
Действие рыночного механизма и характер поведения отдельных фирм во многом зависят от специфики структуры того или иного рынка. Существуют различные варианты подходов к рыночным структурам. Наиболее значимыми в экономическом отношении являются структуры, отражающие количество и размеры производителей и потребителей в тех или иных отраслях экономики. В зависимости от размеров фирм и их количества в различных отраслях в неодинаковой степени и в разных формах проявляет себя самая специфическая и сильная составляющая рыночного механизма — конкуренция.
Согласно «Толкового словаря рыночной экономики», конкуренция — это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Р. Макконел и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции является «наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их».
Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:
«Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, — неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами:
- Угрозой появления новых конкурентов.
- Угрозой появления товаров заменителей.
- Способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться.
- Способностью покупателей торговаться
- Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
В. Синько в своей работе «Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия» считает, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
- проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования. изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
- является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
- служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции. экономического закона. выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.
Как и каждая экономическая категория, конкуренция обладает определенными функциями. К наиболее основным и явным можно отнести следующие:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
— предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
— предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Исходя из сложившихся общепринятых представлений, в настоящее время выделяют, как правило, четыре основных типа конкурентных рыночных структур: совершенную конкуренцию, монополию и монопсонию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Данные типы подразделяются в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей.
Рассмотрим основные виды конкуренции на примере схемы.
Рисунок 1.1 – Виды конкуренции
Различные факторы обуславливают различные виды конкуренции (см. рис.1.1). Так, ожидаемая конкуренция начинается уже на стадии разработки или освоения производства новых продуктов, которые будут поставляться уже на освоенный или новый рынок.
Источник: www.freepapers.ru
Политика поддержки конкуренции как ключевой фактор экономического роста региона в современных условиях
В статье раскрывается роль поддержки конкуренции в рамках развития региона в современных условиях, особенности и значение регулирования конкуренции со стороны государства. Кроме того, выделены направления по повышению конкуренции среди экономических субъектов региона.
программа развития
конкуренция
экономический рост
региональное развитие
антимонопольная служба
Карапетян Алина Грачиковна
Менеджмент и управление
Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21
Дата публицакии 06.06.2021
Цитировать
Карапетян А. Г. Политика Поддержки Конкуренции Как Ключевой Фактор Экономического Роста Региона В Современных Условиях // . 2021. №14 (16). URL: https://scilead.ru/article/365-politika-podderzhki-konkurentsii-kak-klyuchevo
Конкуренция, как неотъемлемая часть рыночных отношений, направлена на усиление процессов развития общества путем постоянного совершенствования существующих механизмов управления. В аспекте региона конкуренция определяется влиянием устойчивых факторов: природных и климатических характеристик, местоположения, установленных структур производства, социальных условий и т. д.
Развитие конкурентной среды и повышение конкурентоспособности каждого региона призвано формироваться на основе экономических законов рыночных отношений.
В качестве актуальных проблем, тормозящих полноценное развитие конкуренции, возможно выделить слабую интеграцию нормативно-правовой базы с существующими условиями развития в отдельных регионах. Кроме того, низкая эффективность использования ресурсов, в совокупности с их неравномерным распределением, создают потребность в постоянном совершенствовании государственной политики по поддержке конкуренции. Одним из механизмов в рамках этого процесса выступает антимонопольная политика.
Антимонопольная политика представляет собой комплекс мер, который направлен на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках. Деятельность антимонопольной политики также устремлена на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке [3, c. 40].
Антимонопольное законодательство устремлено на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала, и основания фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики.
Поэтому антимонопольная политика предусматривает широкое участие антимонопольных органов в формировании экономической политики, в том числе, на уровне региона. Антимонопольная политика может быть не только ограничена реализацией мер, направленных на подавление недобросовестной конкуренции, но также должна включать в себя ряд образовательных мероприятий для повышения осведомленности общественности в пользу развития рыночных сил [1, c. 67].
Помимо регулятивной функции, необходимо выделить создание программно-целевых документов на федеральном и региональном уровнях, которые призваны формировать ключевые направления по стимулированию конкуренции. В настоящее время подобными направлениями возможно считать:
1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности – предусматриваются мероприятия, направленные на вывод из теневого сектора экономики самозанятых граждан, сохранение пониженных налоговых ставок для бизнеса, трансформацию бизнес-инкубаторов, внедрение институт бизнес-гида на территории области и пр.
2. Расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию – направление предусматривает многоканальную систему оказания финансовой и гарантийной поддержки.
3. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства – в рамках данного направления предусматривается создание единого центра развития малого и среднего предпринимательства, который объединит на своей площадке все институты развития, акцент будет сделан на поддержку экспортной деятельности субъектов бизнеса [2, с. 203].
4. Популяризация предпринимательства – это направление призвано решить такие задачи, как: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.
5. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации – направление предусматривает создание условий для повышение продуктивной занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию, повышения конкурентоспособности продукции, производимой малыми формами хозяйствования, роста доходности крестьянских (фермерских) хозяйств, стимулирования прироста количества крестьянских (фермерских) хозяйств, а также оптимизацию реализуемых механизмов государственной поддержки фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях содействия производству и сбыту сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации данных направлений важно обеспечить интеграцию региональных властей, субъектом предпринимательства и банковского капитала, так как именно ресурсное обеспечение позволит создать необходимые условия для формирования конкуренции.
Субсидирование развитие отдельных отраслей со стороны региональных фондов должно быть направлено только на приоритетные для региона виды деятельности. Такими видами деятельности являются: производство, социально-бытовые услуги, транспортные услуги, общественное питание, услуги сервиса [4, с. 265].
При этом важно учитывать масштаб, специфику и уровень конкуренции на рынке выбранного вида деятельности. В частности, параметрами при принятии решения должны стать следующие факторы:
- комплексная оценка уровня конкуренции не превышает средних показателей;
- масштаб деятельности на начальном этапе соответствует финансовым возможностям субъекта деятельности;
- существует возможность расширения данного вида деятельности с параллельным увеличением количества рабочих мест;
- особенности выбранной деятельности соответствуют (или не зависят от них) условиям региона.
Очень важно обеспечить возможность кооперирования деятельности в рамках реализации проектов с другими органами власти, в том числе отраслевыми службами. Например, развитие экологического туризма может затронуть сразу несколько отраслевых направлений, при этом создав значительную платформу для роста вакантных мест и обслуживающих субъектов малого предпринимательства.
В качестве конкретных мероприятий, реализуемых в рамках деятельности региональных субъектов поддержки предпринимательства возможно рассмотреть целесообразность реализации следующих мер:
- создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;
- участие в создании системы социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;
- содействие в организации специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;
- распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов.
Для усиления контроля важно расширить спектр применяемых методов оценки за счет метода комплексной оценки субъектов бизнеса.
Таким образом, создание конкурентной среды в экономике региона, как фактора, стимулирующего ее развития, возможно только при взаимодействии всех элементов экономики в целом. Исключительно при таком общем подходе можно будет решить проблему создания конкурентной среды, которая позволит катализировать экономический рост.
Список литературы
- Неживенко, Е.А. и др. Конкурентный потенциал региона: понятие и количественная оценка / Е.А. Неживенко и др. // Вестник Челябинского государственного университета. – №10 (444). – 2020. – С. 39-49.
- Мирошниченко, М.А. и др. Механизмы проектной и программной реализации стратегии социально-экономического развития региона / М.А. Мирошниченко и др. // Вестник Академии знаний. – № 6 (35). – 2019. – С. 200-206.
- Хачев, М.М. и др. Структурно-функциональный анализ организационных условий сбалансированного развития региона / М.М. Хачев, и др. // Вестник Академии знаний. – № 3 (32). – 2019. – С. 264-268.
- Головко, М.В. Конкурентоспособность региона как фактор обеспечения безопасности / М.В. Головко, В.В. Шевчук // StudNet. – № 5. – 2021.
Источник: scilead.ru
Поддержка конкуренции и развитие малого и среднего предпринимательства
Одной из важных стратегических задач развития Хабаровского края следует рассматривать превращение края в комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей малого и среднего предпринимательства в экономике края. Для этого необходимо:
1. Стимулировать предпринимательскую инициативу граждан, наладить процесс воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуя следующие меры:
— популяризация предпринимательства, в том числе молодежного, семейного, женского предпринимательства, вовлечение населения в предпринимательскую деятельность;
— широкое освещение лучших практик малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях;
— развитие программ по основам предпринимательской деятельности и самозанятости для населения;
— обучение основам предпринимательства в учебных заведениях края, обеспечение профориентации старшеклассников, вовлечение в процесс обучения действующих предпринимателей;
— развитие системы специальных краткосрочных программ повышения квалификации для СМСП, в том числе руководящих кадров малых и средних предприятий для работы с корпоративными клиентами.
2. Обеспечить качество и доступность инфраструктуры поддержки СМСП края с помощью:
— обеспечения доступности инфраструктуры для развития и поддержки предпринимательской деятельности на всей территории края, развитие объектов инфраструктуры поддержки СМСП по принципу «одного окна»;
— развития специализированной инфраструктуры поддержки в области инноваций и промышленного производства, в том числе с привлечением крупных предприятий, призванной повысить уровень готовности малых и средних компаний к работе в качестве отраслевых поставщиков для крупного бизнеса.
3. Создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса, снизить административные барьеры, расширить форматы взаимодействия представителей предпринимательского сообщества и органов власти за счет:
— повышения качества оказания государственных услуг СМСП;
— создания и развития системы информационно-сервисной поддержки СМСП посредством предоставления услуг акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
— развития институтов оценки регулирующего воздействия и фактического воздействия нормативных правовых актов, привлечение к этой работе отраслевых ассоциаций бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
— повышения информированности предпринимательства о состоянии конкурентной среды, мерах поддержки СМСП и деятельности по содействию развитию конкуренции;
— внедрения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в отношении СМСП;
— развития портала для СМСП (обеспечение его максимальной информативности, полезности и простоты пользования, с включением сервисов «модельных решений» создания и ведения бизнеса);
— развития площадок для обмена опытом, содействие созданию и развитию отраслевых предпринимательских сообществ и иных форм самоорганизации малых и средних предприятий;
— создания условий для легализации предпринимателей и сокращения числа незарегистрированных предпринимателей.
4. Повысить доступность финансовых ресурсов для СМСП за счет:
— обеспечения максимальной включенности СМСП в федеральные программы поддержки;
— организации системы взаимодействия с институтами развития предпринимательства федерального уровня;
— развития программ микрофинансирования, гарантийной поддержки СМСП;
— развития альтернативных источников финансирования предпринимательства (венчурное финансирование, государственное кредитование стартапов и другие);
— приоритизации групп получателей прямой финансовой поддержки исходя из необходимости реализации приоритетов развития (в том числе внедряющих инновации, участвующих в производственной цепочке крупных предприятий, реализующих социальные проекты, функционирующих на приоритетных рынках).
5. Формировать и развивать спрос на товары, работы, услуги СМСП с целью увеличения их рыночной доли, выхода на рынки других регионов и стран с помощью:
— расширения взаимодействия СМСП края с крупными предприятиями;
— увеличения доли участия СМСП в закупках товаров (работ, услуг) крупных компаний с государственным или муниципальным участием;
— расширения участия СМСП в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— стимулирования выхода СМСП на рынки других регионов России, на зарубежные рынки, поддержка экспортно-ориентированных СМСП;
— развития конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках края, содействие развитию социального предпринимательства;
— содействия созданию и развитию сбытовой инфраструктуры СМСП.
6. Создать благоприятную среду для развития инноваций в СМСП, что предполагает:
— стимулирование инновационного предпринимательства, создание реестра патентодержателей и инновационных проектов с целью их дальнейшего продвижения;
— стимулирование применения передовых технологий, обеспечение поддержки коммерциализации научных разработок, поддержку реализации инновационных проектов СМСП.
Источник: cyberpedia.su