Существует множество точек зрения на роль главного действующего лица малого бизнеса — предпринимателя. В большинстве своем авторы разнообразных концепций и теорий оппонируют друг другу. Но в одном они практически единодушны — без необходимого уровня делового образования люди в современных условиях не имеют возможности эффективно и результативно заниматься предпринимательством, а стать успешным предпринимателем может только тот, кто непрерывно повышает уровень своих теоретических и практических знаний, кто непрерывно совершенствуется, находясь при этом в постоянном поиске как оптимальных и эффективных решений с целью получения прибыли, так и путей осуществления собственных замыслов.
За более чем десятилетний период политических и социально-экономических реформ в Российской Федерации сформирована сеть образовательных учреждений, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для малого предпринимательства. Именно эта система предпринимательского образования (ее также называют системой делового образования) является главным поставщиком кадров для малого бизнеса.
Муки малого бизнеса. Как развиваться в современных реалиях.
Следует отметить, что организационно-правовой основой государственной политики Российской Федерации в области подготовки кадров для малого бизнеса являются Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Система делового образования включает в себя: государственные образовательные стандарты в области экономики, менеджмента, финансов, профессиональные образовательные программы; сеть образовательных учреждений, региональных учебно-деловых центров; различные структуры, разрабатывающие и реализующие программы подготовки кадров для малого бизнеса.
Можно выделить следующие задачи, которые реализуются при подготовке кадров для малого предпринимательства: создание оптимальных условий для получения дополнительного профессионального образования кадров для сферы предпринимательства; использование имеющихся и разработка оригинальных технологий и механизмов подготовки кадров для малого предпринимательства; применение передовых и эффективных форм и методов образовательного процесса, в рамках которого реализуется в полном объеме заявка обучающегося на подготовку, переподготовку или повышение квалификации в сфере малого бизнеса.
Создание системы подготовки кадров для малого бизнеса дает возможность гражданам, обращающимся в органы по вопросам занятости в целях поиска работы, и безработным гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, получить комплекс образовательных и организационно-консультационных услуг.
За прошедшие годы сотни тысяч граждан прошли обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям, позволяющим организовать собственное дело. Это позволило обеспечить занятость сотням тысяч незанятых граждан. Большинство из них занялось индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, немало граждан организовали малые предприятия (фермерские хозяйства) или стали работать в подсобных хозяйствах, десятки тысяч безработных были трудоустроены на вновь созданные малые предприятия.
ТОП 20 СТАНКОВ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА! БИЗНЕС В ГАРАЖЕ С МИНИМАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ! БИЗНЕС ИДЕИ 2022-2023
Широкомасштабной программой подготовки кадров для рыночной экономики стал осуществляемый Академией менеджмента и рынка Морозовский проект. Морозовская сеть включает 59 региональных учебно-деловых центров, 20 бизнес-инкубаторов, 67 муниципальных представительств учебно-деловых центров, которые стали важным элементом инфраструктуры комплексной поддержки малого бизнеса в регионах.
Консультантами учебно-деловых центров постоянно оказываются услуги действующим и начинающим предпринимателям по вопросам организации собственного дела. В рамках Морозовского проекта ежегодно более 35 тысяч предпринимателей и специалистов охвачены различными формами обучения и консультационных услуг по проблемам малого предпринимательства. За годы реализации проекта накоплен огромный опыт подготовки преподавателей и консультантов по самым актуальным программам обучения. Разработаны уникальные учебно-методические материалы.
Институт предпринимательства и инвестиций (г. Москва) разработал методическое обеспечение к программе «Введение в предпринимательство». По экспертным оценкам, для обеспечения потребностей развивающейся рыночной экономики необходимо ежегодно проводить подготовку и переподготовку примерно 250—350 тысяч специалистов для сферы малого предпринимательства.
Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое, межрегиональное значение, способных вести не только обучение кадров и консультирование предпринимателей, но и оказывать помощь в создании предприятия, разработке бизнес-плана, выборе сектора рынка и вида продукции, информационной поддержке. Кроме того, необходимо создать условия для стимулирования предпринимателей к вложению средств в самообразование и подготовку персонала малых предприятий. При этом обучение должно быть организовано на основе использования современных компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения и Интернет-технологий, деловых игр, модульных программ обучения с учетом задач и особенностей развития малого предпринимательства в регионах России и степени подготовки обучающихся.
Подготовка лидеров для малого предпринимательства
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Из предыдущих тем логически вытекает вывод о том, что для достижения успеха в бизнесе необходимо, чтобы малыми предприятиями руководили более подготовленные, более нацеленные на результат люди, предприниматели-лидеры. Лидер должен обладать следующими качествами: знать, как открыть и развивать собственный бизнес; уметь подбирать персонал и строить взаимоотношения с внешними организациями — контрольными органами, партнерами, властными структурами, потребителями; анализировать ситуацию на рынке, потребности клиентов, позиции конкурентов; вырабатывать стратегию развития предприятия; уметь управлять производственным процессом; уметь рисковать, т. е. принимать решения в ситуациях неопределенности.
Вполне правомерен вопрос: а много ли людей обладают такими качествами? Как показывают исследования, практика бизнеса процент людей, обладающих такими качествами, сравнительно невысок. Значит ли это, что лидером нужно родиться? Значит ли это, что предпринимательство — это сфера деятельности избранных? Конечно же нет!
Далеко не все врачи — Пироговы, и не все педагоги — Макаренко. Однако сотни тысяч замечательных врачей и учителей ежедневно решают сложные проблемы, воспитывают детей, лечат больных.
Можно приблизительно посчитать, сколько лидеров-предпринимателей на тысячу человек. Так, в развитых странах мира на тысячу человек населения действует 45—55 субъектов малого предпринимательства, 45—55 предпринимателей-лидеров. Следовательно, с развитием рыночных отношений такое же количество работоспособных лидеров потребуется на каждую тысячу жителей и в Российской Федерации. А они, разумеется, не появятся сами собой, их нужно отбирать, учить, воспитывать.
Многие качества человеку даны от природы. Однако большинство качеств развиваются по мере обучения и приобретения опыта. Естественно, главный учитель — это практика, которая и экзаменует, выставляет удовлетворительные или неудовлетворительные оценки.
Существуют различные пути, которые открывают возможности научиться предпринимательской деятельности. Скажем, через практику, методом проб и ошибок. Этот путь всесторонне освещался в предыдущих темах. Конечно, можно идти и другим путем, устроившись на предприятие, где «за чужой спиной» значительно легче и практически без риска можно научиться бизнесу. Есть и такие, кто осваивает основы бизнеса с помощью советов товарищей и знакомых.
И все же, как показывает мировой и российский опыт, в наибольшей степени цель воспитания лидера-предпринимателя достигается через систематическое обучение на курсах. Разумеется, не всякая обучающая бизнесу организация, не всякий преподавательский состав, не всякая группа консультантов обладают необходимыми технологиями, опытом и традициями предпринимательского образования. Ведь здесь не стоит задача добиться простого знания того или иного материала из бизнес-программы или учебного плана! Здесь, прежде всего, достигается главная цель — добиться того, чтобы прошедший подготовку, переподготовку или повышение квалификации человек уже через непродолжительное время мог основать собственное дело или вести уже открытое более успешно. На это, в частности, обращалось внимание в ряде тем учебника, непосредственно посвященных экономике предпринимательства.
Одним из ярких положительных примеров деятельности в этом направлении является применение оригинальной методики подготовки предпринимателей на основе учебно-методического комплекса «Введение в предпринимательство», разработанной Институтом предпринимательства и инвестиций (г. Москва). Комплекс рассчитан на учебный класс (24 обучающихся), состоит из восьми модулей, каждый, в свою очередь, включает ряд учебных элементов. Подготовка к предпринимательской деятельности на основе учебно-методического комплекса имеет высокую результативность, большинство прошедших обучение успешно ведут собственное предпринимательское дело.
Важное значение имеет подготовка кадров для объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В предыдущей теме подробно анализировалась инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Естественно, что для успешного развития малого предпринимательства необходимо, чтобы подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров осуществлялись не только для всей совокупности малых предприятий, но и для тех объектов, которые составляют инфраструктуру поддержки малого бизнеса.
Следует отметить, что в последнее десятилетие только складывается система подготовки кадров для объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Однако в ней уже достойное место заняли государственные органы образования, общественные ассоциации бизнес-образования, система повышения квалификации преподавателей, организации, обеспечивающие информационное, консалтинговое, научно-методическое сопровождение профессионального обучения.
Как показывает анализ, большинство специалистов в сфере подготовки кадров для предпринимательства считают, что целью подготовки кадров для инфраструктур поддержки малого бизнеса является деятельность по формированию высокопрофессиональных коллективов (постоянных и временных), способных как в центре и регионах, так и на уровне местного самоуправления вести подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В заключение темы отметим, что с каждым годом малое предпринимательство, как уникальный сектор экономики, предъявляет все более высокие требования к тем, кто избрал малый бизнес сферой приложения собственных таланта, сил и образования. Становится все более и более очевидным, что предпринимательское образование требует не только систематичности и научной глубины, но и непрерывности, когда предприниматель не только востребует методики и технологии лучших центров бизнес-образования в стране, но и активно занимается самообразованием.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
Подготовка специалистов для малого бизнеса
Авторизация
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Критерии отнесения предпринимателей к субъектам МСП
- Финансовая поддержка
- Обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков
- Информационно- маркетинговая поддержка
- Правовая поддержка
- Имущественная поддержка
- Услуги Корпорации МСП и ее дочерних обществ
- Инфраструктура поддержки
- Программы обучения Корпорации МСП
- Поддержка инновационных субъектов МСП
Органам власти субъектов РФ
Банкам и кредитным организациям
- Правила аккредитации банков
- Список аккредитованных банков
- Размещение денежных средств Корпорации на банковских депозитах
- Программа стимулирования кредитования субъектов МСП
Организациям инфраструктуры поддержки
- Региональным гарантийным организациям
- Консультационной инфраструктуре
Моногорода
О Корпорации
- Деятельность
- Управление
- Публичная информация
- Противодействие коррупции
- Партнеры
- Отзывы о Корпорации
- Реквизиты
Пресс-служба
- Новости Корпорации
- СМИ о Корпорации
- Новости МСП
- Фото материалы
- Видео материалы
Лизинговая поддержка
Закупки
- Положение о закупках
- Нормирование закупок
- План закупок
- Реестр закупок
- Закупки у МСП
- План закупок
инновационной продукции - Сведения о договорах
Развитие
сельскохозяйственной кооперации
- Меры поддержки сельскохозяйственной кооперации
- Обучающие семинары
Контакты
Нашли ошибку в тексте? Выделите ошибку мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо за помощь!
Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.
Источник: corpmsp.ru
Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации
Training for small business innovation in the Russian Federation
02.06.12 18:52
2271
Выходные сведения: Зайцев А.Н. Подготовка кадров для малого инновационного бизнеса в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №3 (12). URL: http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-kadrov-dlya-malogo-innovatsionnogo-biznesa-v-rossiysko/
Авторы:
Александр Николаевич Зайцев (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева)
Authors:
Alexander Nikolaevich Zaitsev (Associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev)
Ключевые слова: подготовка кадров, малый инновационный бизнес в Российской Федерации, инновационный менеджмент, кадры для инновационной экономики, маркетинг в области информационного обеспечения
Keyword: training, small innovative business in the Russian Federation, innovation management, human resources for the innovation economy, marketing in the field of information security
Аннотация: В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства востребованной новой продукции ведут около 70 вузов страны, однако реальная эффективность этой работы пока невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать действительно по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий.
Annotation: Currently, training in management and marketing of high-tech production of marketable new products are about 70 universities in the country, but the real effectiveness of this work is small. Only a small number of graduates going to work really on a specialty, there are significant problems even manning a small number of technology parks, innovation and technology centers, technology transfer centers.
Подготовка и переподготовка кадров была, есть и будет одной из основных задач развития любого бизнеса. В инновационном сегменте нарастает потребность в квалифицированных кадрах, обеспечивающих исследования и разработки, остро стоит вопрос нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий [1]. Без притока молодых работников-учеников используемые технологии могут быть частично утеряны.
При развитии системы подготовки и переподготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную работу по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение своей наукоемкой продукции предприятий на рынок [2]. Общая потребность в таких кадрах по всей России пока не так уж и велика – порядка ста тысяч специалистов. Эту проблему можно решить только путем организации целенаправленной работы по подготовке и переподготовке таких кадров с горизонтом планирования 5 – 10 лет (время на базовое обучение или переобучение кадров и приобретение ими практических умений и навыков работы) [3, 4].
В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства востребованной новой продукции ведут около 70 вузов страны, однако реальная эффективность этой работы пока невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать действительно по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий [5]. Наконец, следует отметить и дефицит по-настоящему квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Как правило, преподают те, кто не имеют ни одного патента, ни опыта инновационного бизнеса, никакого практического опыта в тех инновационных проблемах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.
В настоящее время идет работа по решению следующих задач в сфере подготовки кадров:
1) обучение научных сотрудников, прежде всего авторов разработок, специалистов научных подразделений и руководителей научных организаций и учреждений основным положениям и принципам коммерциализации технологий, использования научных результатов в качестве инновационного ресурса;
2) подготовка персонала предпринимательской сферы для малых технологических фирм и инновационных структур (технопарков, инновационно-технологических центров, центров продвижения технологий). Им нужен эффективный менеджмент по всей цепочке инновационного процесса;
3) подготовка квалифицированных кадров преподавателей и консультантов для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке персонала и консалтинговом сопровождении предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
4) обучение и повышение квалификации работников федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципалитетов, отвечающих за обеспечение условий для инновационной деятельности, коммерциализации технологий, формирование и регулирование соответствующих рынков.
Рассматривая проблему кадрового обеспечения малых инновационных предприятий, нельзя не учитывать некоторые особенности современного производства, в частности, характер взаимоотношений между малым и крупным бизнесом. Популярная в настоящее время, особенно в России, постановка вопроса: «Что лучше — крупное или малое производство?» — неправомерна в самой своей основе [4]. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что предприятия разных размеров выполняют свою роль и при этом не могут существовать порознь. Другое дело, что может наблюдаться определенный перекос и рынок стремится к оптимальному сочетанию предприятий различных размеров в конкретных условиях данного государства.
Малые венчурные предприятия в системе корпоративных связей являются не только способом продвижения и поощрения лучших работников. Они рассматриваются и как один из оптимальных методов выявления потенциала молодых специалистов. Временная работа на небольших предприятиях считается чрезвычайно полезной и для управляющих различных уровней. Она дает возможность принимать самостоятельные решения в непредвиденных, критических ситуациях (по сравнению с более стабильной обстановкой в налаженном крупном производстве).
На малых венчурных предприятиях, носящих временный характер, проблема кадрового обеспечения в определенной мере решается путем продвижения готовой квалифицированной рабочей силы из крупной фирмы, научных учреждений и других источников. Но для самой крупной фирмы процесс подготовки кадров не может быть пущен на самотек, ибо слишком велики издержки при получении предприятием от системы образования рабочей силы, неприспособленной к конкретным условиям производства. Отсюда стремление предприятий активно воздействовать на процесс базовой профессиональной подготовки.
Это означает, в первую очередь, создание внутрифирменных учебных центров, где труд на производстве сочетается с продолжительным теоретическим курсом (в отличие от традиционного ученичества). Но мелкие предприятия в силу финансовых и организационно-технических причин не могут себе позволить подобные центры. Часто учебный центр крупной фирмы берет на себя подготовку кадров для предприятий, находящихся в зоне интересов фирмы [3, 6].
Большинство учебных центров, даже крупных корпораций, не может обеспечить теоретическую часть базовой подготовки высококвалифицированных специалистов. Отсюда их стремление к активному воздействию на процесс обучения в высших учебных заведениях. Одно из основных направлений воздействия – развитие комбинированной производственно-вузовской подготовки.
Любое предпринимательство по своей природе является инновационным. Это должно учитываться не только в специальной подготовке работников сферы малого предпринимательства, но и в том, что касается общей подготовки кадров этой сферы по вопросам рыночной экономики.
Содержательная и организационно-технологическая концепция подготовки предпринимательских кадров должна постоянно корректироваться с учетом возникновения новых условий и потребностей. К таковым сегодня относится стратегия инновационного развития экономики России. В этой связи важно правильно определить место и роль предпринимателя в инновационных процессах [7, 8].
В силу того, что в экономической сфере инновация понимается как действие/решение предпринимателя, естественно, что такое решение всегда носит экономический характер. Инновационная идея рождается не в научной сфере, а в сфере общественного потребления (от общественных потребностей). Поэтому инновационный процесс не только завершается на рынке (в его широком понимании), но и начинается (порождается) на рынке .
Исходя из этих положений, следует рассматривать и инновационность как характеристику обучающей деятельности, имеющую своей целью подготовку обучаемых к инновационной практике.
Важнейшими факторами инновационности в обучении являются:
· исполнители (преподаватели, тренеры, тьюторы).
Конечным результатом инновационного обучения является выявление и развитие у обучаемых способности видеть то, что многие не видят, осознавать увиденное через потенциальную возможность создания чего-то нового и искать пути его порождения не новизны ради, а для практической пользы и выгоды.
Все более целостный, системный характер приобретает работа по подготовке кадров для малого предпринимательства.
Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях.
Библиографический список
1. Орлова Т.М. Подготовка кадров в области учета, анализа и аудита для предпринимательских структур малого и среднего бизнеса // Экономика и управление. 2010. № 12. С. 57-59.
2. Северов В.Г. Профессиональная подготовка практико-ориентированных кадров в колледже для сферы малого бизнеса: основные результаты исследования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. С. 197-201.
3.Зайцев А.Н., Сухова Н.М. Роль малого предпринимательства для развития инноваций // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №4 (9). URL: http://www.innov.ru/science/economy/statya-innovatsii-2/
4. Евсеева И.А, Совецкова И.В. Подготовка и привлечение молодых специалистов на примере ОАО «ОКБМ Африкантов» // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №3 (4). URL: http://www.innov.ru/science/economy/podgotovka-i-privlechenie-molodykh-/
5. Саал Т.Р. Подготовка и подбор кадров для малого бизнеса // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2012.
Т. 4. № 52. С. 126-130.
6. Каменская О.В., Сухова Н.М. Инновационный подход к образованию. Что нам принесёт реформа? // Иннов: электронный научный журнал, 2010. №2 (3). URL:http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani/
7. Рогач О.В. Инновационные процессы в системе среднего образования, как фактор профессионального становления молодежи // Материалы Афанасьевских чтений. 2010. Т. 1. № 8. С. 133-137.
8. Моргунов В.И., Дубков А.И. Инновационные процессы развития маркетинга в современной экономике // Москва, 2011.
1. Orlova T.M. Podgotovka kadrov v oblasti ucheta, analiza i audita dlja predprinimatel’skih struktur malogo i srednego biznesa Jekonomika i upravlenie. 2010. No 12. P. 57-59.
2. Severov V.G. Professional’naja podgotovka praktiko-orientirovannyh kadrov v kolledzhe dlja sfery malogo biznesa: osnovnye rezul’taty issledovanija Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii. 2012. No 2. P. 197-201.
3.Zajcev A.N., Suhova N.M. Rol’ malogo predprinimatel’stva dlja razvitija innovacij Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2011. No 4 (9). URL: http: www.innov.ru.science.economy.statya-innovatsii-2.
4. Evseeva I.A, Soveckova I.V. Podgotovka i privlechenie molodyh specialistov na primere OAO «OKBM Afrikantov» Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2010. No 3 (4). URL: http: www.innov.ru.science.economy.podgotovka-i-privlechenie-molodykh-.
5. Saal T.R. Podgotovka i podbor kadrov dlja malogo biznesa Jekonomika. Predprinimatel’stvo. Okruzhajushhaja sreda. 2012. T. 4. No 52.
P. 126-130.
6. Kamenskaja O.V., Suhova N.M. Innovacionnyj podhod k obrazovaniju. Chto nam prinesjot reforma? Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2010. No 2 (3).
URL:http: www.innov.ru.science.economy.innovatsionnyy-podkhod-k-obrazovani.
7. Rogach O.V. Innovacionnye processy v sisteme srednego obrazovanija, kak faktor professional’nogo stanovlenija molodezhi Materialy Afanas’evskih chtenij. 2010. T. 1. No 8. P. 133-137.
8. Morgunov V.I., Dubkov A.I. Innovacionnye processy razvitija marketinga v sovremennoj jekonomike Moskva, 2011.
Источник: www.innov.ru