Бизнес можно не только развивать с нуля или по франшизе, но и можно купить в готовом виде. У готового бизнеса есть ряд преимуществ. Можно сразу после регистрации начать работать в готовом помещении с оборудованием и мебелью, есть клиентская база и сотрудники, отлажены цепочки поставок.
Предложений и специальных бирж, брокеров по купле-продаже бизнесов множество, есть и специалисты по их оценке. Лучше, конечно, если будущий предприниматель и сам в теме: разбирается в особенностях бизнеса, который приобретает, может на базовом уровне оценить покупаемый бизнес. Все плюсы готового собственного дела могут обернуться и большим минусом, если купить его, предварительно не проверив.
Задача покупателя – найти прибыльный бизнес, который будет приносить доход и окупит инвестиции.
Покупка и продажа бизнеса в 2022 году: на что обратить внимание
Для начала спросите у владельца, каким образом он оценил бизнес, на чем основывается цена. Кто-то может назначить заведомо завышенную цену с учетом потенциального торга, а кто-то взял цену по рынку.
Методы оценки бизнеса:
Затратный. При таком подходе бизнес оценивается как разница между всеми активами (имуществом) и всеми обязательствами. Этот подход лучше всего подходит для компаний, у которых есть здания, оборудование, транспорт и другие дорогостоящие активы. Если их мало, стоимость бизнеса может получиться заниженной.
Заранее узнайте, какие активы прилагаются к бизнесу: оборудование, мебель, патенты, товарный знак и пр. Есть ли долги, не заложено ли имущество. Чтобы узнать о долгах, может понадобиться помощь специалистов. Минус такого подхода – он не учитывает возможную прибыль или затраты на ведение бизнеса.
Доходный. Оценивает, соответственно, доходность будущего бизнеса и окупаемость инвестиций. Однако предположения о доходности исходят только из предыдущих периодов или прогнозов. При этом стоит учитывать новые расходы или обязательства, которые могут возникнуть у нового владельца.
Например, предыдущий собственник работал в своем помещении, а новому придется тратиться на аренду и пр. Поэтому было бы неплохо дополнит такую оценку SWOT-анализом. SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается следующими словами: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы).
Сравнительный. Один из наиболее часто встречающихся методов оценки. Он сравнивает стоимость аналогичного бизнеса с учетом локации и масштаба, учитывает, по какой стоимости продаются аналогичные компании. Если подобных объектов в вашем регионе нет, можно посмотреть в соседних городах или регионах.
Все эти методы позволять прицениться к бизнесу. Если возможно, то применять их стоит все. Тогда можно обоснованно торговаться и договариваться о более привлекательной цене.
Кроме цены также стоит обратить внимание на:
- Организационно-правовую форму бизнеса (ООО или ИП). У ООО проще купить бизнес и переоформить его на себя
- Сотрудников. Готовы ли они продолжить работу с новым владельцем
- Репутацию в сети. Можно поискать информацию через поисковики, почитать отзывы в профильных сервисах
- Клиентскую базу. Для некоторых компаний это один из основных активов. Кстати, ИП не может передать базу клиентов без их согласия. Желательно заключить с продавцом договор, чтобы он не мог продать эту базу конкурентам или использовать в собственных интересах
- Контрагентов. Сотрудничество с фирмами-однодневками или компаниями-банкротами может материальный урон и портит деловую репутацию
Не покупайте кота в мешке, узнавайте все, что интересует. Уход от ответа, «вечные командировки», излишня торопливость должны насторожить. После первоначального самостоятельного «осмотра» можно обратиться за углубленной проверки в специализированные аудиторские компании и убедиться в правильности выбора.
Источник: xn--l1agf.xn--p1ai